Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные практические методы символической интерпретации




Понятие символа и символической интерпретации. Место и границы использования символической интерпретации среди других ее видов в прикладном психоанализе и клинической практике. Предел психоаналитической интерпретации.

 

 

Символ в психоанализе – это отношение психической дополнительности (значимости) объекта. Символ – это особый вид косвенного изображения, он является наглядной заменой чего-либо скрытого, с чем у него имеются общие признаки или внутренняя ассоциативная связь. Символ -косвенное выражение явлений действительности, смыслового значения предметов, явлений или процессов. Под символом подразумевают различные образы, предметы, знаки, обозначающие события, вещи, феномены (процессы). Интерпретация – такой вид деятельности, который является отражением психической жизни пациента или существование феномена культуры с позиций их бсз значения. Интерпретация – расшифровка психического конфликта.

Генетическая интерпретация – содержит бсз значение генетического материала.

Динамическая интерпретация – реконструкция бсз содержания противоречащих тенденций и процессов.

Интерпретация переноса – реконструкция бсз значения, происходящего между пациентом и аналитиком.

Аналогическая интерпретация (интерпретация по аналогии) – представляется модель, создается дистонность (как, если бы…). Моделью может быть все, что угодно: сказка, миф, все то, что иллюструет бсз процессы. Процессы символизации идут 2-мя путями:

1. Сравнение различных предметов и явлений по признакам.

2. Замещение – одно представление замещается на другое. В результате замещения остается тот образ, знак, как манифестное содержание. В этом процессе за образом подразумевается что-то другое, скрытое от непосредственного наблюдения.

Символизация происходит постоянно, она необходима для того, чтобы преодолеть цензуру. Символизация вызвана тем, что, оставаясь в социуме, мы не можем следовать своим влечениям, приходится делать это косвенно. Латентная часть появляется тогда, когда что-то намекает на травматическую основу первоначального явления или процесса. Символ всегда будет результатом конфликта, который привел к процессу смещения. Ф. высмотрел опыт символизации в бытие примитивных народов, в сновидениях, в игре ребенка. Символическая интерпретация восстанавливает порядок представлений в их первичном значении. Движется от индивидуального к общему. На любой объект внешней среды направлены наши сознательные акты (понимание), а так же импульсы бессознательных влечений. Они связаны с нашим прошлым опытом, содержащимся в бессознательном. Символическое отношение к объекту индивидуально. Но существуют и общезначимые символы, одинаковые для всех или многих, это:

- Символы среды обитания, они одинаковы в ряде поколений (вода, огонь, воздух, земля и т.д.). Телесные символы, они общезначимы, так как телесно все подобны.

- Объектные символы, связанные с фигурами родителей.

- Символика культуры детства, в которой отыгрываются инфантильные травмы рождения, сепарации.

- Символика массобразования.

Символическая интерпретация используется в трех сферах: самоанализ (инфантильные проблемы), толкование символики невротического симптома, истолкование символики культурной среды (анализ ритуалов). Эта символика возникла на базе психики примитивных сообществ. Таким образом, в этих трех сферах так же просматривается аналогия «ребенок-невротик-дикарь».

Интерпретация любого феномена культуры (пациента):

1. Восстановление манифестного содержания.

2. Выявление символов – узловые моменты представления, на которых базируется сюжет.

3. Перевод символов.

4. Реконструкция бсз содержания на основе выявленных символических значений. Символ – косвенный способ изображения, глубинный компромисс, возникает на месте конфликта. Символическая интерпретация – перевод символов. Правильна та интерпретация, которая принята пациентом. Место – глубинное воздействие.

 

Символическая интерпретация объективна и субъективна. Объективна интерпретация потому, что точки проверки. Устоявшихся символов не много, около 350-ти. А в действительности символическое значение может иметь любой объект. Субъективна – так как толкование символа – это всегда производное от интуиции аналитика, это особый дар. Борьба с субъективностью осуществляется путем изучения и принятия устоявшейся символики. Эта символика – язык бессознательного и в психоаналитической среде он должен быть единым. Правда, устоявшаяся символика существует, в основном, в западной культуре. Поэтому работа в нашей культуре выдвигает еще задачу символотворчества. В разных культурах символика имеет разное значение и это надо учитывать в работе. Например, христианской культуре символы кастрации вызывают страх. В современной культуре (симбиотической) – агрессию.

1. Умение контролировать собственные регрессивные проявления. Это дается только личным анализом. Работа с бессознательными содержаниями клиента вызывает и у аналитика прорыв инфантильных содержаний. Символика тела, языка, поведение другого человека воздействуют заразительно, особенно в режиме переноса и контрпереноса. Если эти содержания не будут проинтерпретированы, это вызовет «заражение» - активизацию бессознательных импульсов. Это элемент защиты.

2. Анализ ритуалов. Мы живем в мире ритуалов. Эти ритуалы всегда индивидуальны, и их можно интерпретировать. Существуют четыре группы таких ритуалов:

1) Ритуалы подключения к среде – просыпания, умывания, принятия пищи.

2) Ритуалы удовлетворения телесных потребностей от сексуальных до отправления естественных потребностей.

3) Ритуалы статусных отношений – брачные, господства - подчинения и др.

4) Ритуалы самоотношения – способы подачи себя.

3. Аналоговые переносы: движение вдоль цепи – «ребенок-невротик-дикарь». Исследуя жизнь примитивных народов, можно понять поведение невротика или ребенка и т.д.

4. Облегчает толкование символика телесности. Символика бессознательного отдела психики на 99% - это символика сексуальная. Она связана с неудовлетворенностью инфантильного периода. Сексуальная жизнь – это тоже символическая жизнь, которая отрабатывает эти инфантильные фантазии в самоотношении, и в объектных отношениях.

 

 

6. Прикладной психоанализ об историческом процессе. Работа З.Фрейда «Человек-Моисей и монотеистическая религия».

 

В работе Фрейда «Моисей и монотеизм» дана модель психоаналитического подхода к исследованию исторического процесса. Интерпретация истории развития религии осуществлена на основе базового мифа. Фрейд очистил миф об убийстве Моисея от исторических наслоений и рассмотрел его с точки зрения символических процессов. Таким образом, он реконструировал филогенетический аспект Эдипова комплекса. Можно сделать несколько выводов, которые применимы в психоанализе исторических процессов:

· Психоанализ исторического процесса ставит перед собой задачу создания его модели – комплекса представлений, которые помогают определить главные закономерности истории.

· Модель развития человеческого общества нужна для создания предсказуемости, для снятия глобальных страхов перед будущим. Имея такую модель, можно прогнозировать развитие событий, сделать их предсказуемыми. Это снимает страх наказания и чувство вины, связанные с подавлением бессознательных влечений (агрессивных и сексуальных).

· Большое значение имеет глубинный анализ этносов. В психоаналитической практике необходимо учитывать этнические особенности социума, мифологию, так как они имеют свои символы, присущие данной культуре. Интерпретация будет верна тогда, когда она принята индивидом и социумом (культурой).

· Возможен анализ межкультуральных взаимодействий и противоречий. Так антагонизм между мусульманством и христианством связан с тем, что в основе этих культур лежат разные идеи. Мусульманство – отцовский мир, основанный на позитивном Эдиповом комплексе, с жестким «Супер-Эго»; христианство – материнский, связанный с диадными отношениями и феминностью.

· Могут быть созданы модели для разрешения массовых конфликтов, так как все они имеют бессознательное содержание. Оно вытесняется, отрицается или игнорируется (войны, революции)

· В психоаналитических биографиях личность рассматривается как совокупность и результат воспитания, инфантильных травм, личных комплексов, которые отражаются на работе с массой, стремлении к власти. Это дает возможность прогнозировать действия человека пришедшего к власти.

· Анализ ритуалов (социальных, религиозных, семейных, бытовых и т.д.). Они носят либо катарсический характер (освобождают от чувства вины), либо невротический. Историческая ретроспектива позволяет выявить основные тенденции, заложенные в ритуале.

· Исторический анализ художественного творчества дает возможность психоаналитической интерпретации, выявления бессознательных контекстов.

· Весь психоанализ построен на истории: история пациента, история общества. В психоаналитическом исследовании сливаются онтогенез и филогенез. Именно этот смысл Фрейд вложил в аналогию «ребенок-невротик-дикарь».

Моисей был египтянином, давшим евреям не только новую, египетскую, религию, но и обряд обрезания.Он решительно сурово приобщал свой новый народ к религии Атона, что этот народ взбунтовался, убил Моисея и отверг навязанную им религию. Однако, внедряемая в свое время Моисеем идея единственного Бога по прошествии длительного времени вновь возобладала. Стали почитаться и заповеди Моисея, сохранившиеся в преданиях о великом прошлом. Предание приобрело значительную власть над умами евреев, привело к росту осознания вины.

Отслоение христианской религии от иудаизма. Христианское учение о первородном грехе и искуплении через жертвенную смерть вышло за рамки еврейства и вобрало в себя традиции и ритуалы других народов. В этой работе по прикладному психоанализу Ф. в концентрированной форме четко и доступно изложил основные идеи клинического психоанализа. Ранняя травма – защита – латентность – наступление невротическое заболевания – частичное возвращение вытесненного. Убийство Моисея еврейским народом оказывается необходимым связующим звеном между забытым событием прадревности и позднейшим возвращением вытесненного в форме монотеистической религии.

 

7. Прикладной психоанализ о репрессивном характере культуры. Работа З.Фрейда «Недовольство культурой».

 

«К аким образом столь многие пришли к этой точке зрения, к этой удивительной враждебности к культуре? Я полагаю, что глубокое, издавна существовавшее недовольство культурным состоянием создало почву, на которой в определенных исторических обстоятельствах могло произрасти подобное осуждение культуры».

.. Обнаружилось, что человек невротизируется, ибо не может вынести всей массы ограничений, налагаемых на него обществом во имя своих культурных идеалов. Из этого был сделан вывод, что со снятием или значительным уменьшением этих ограничений произошел бы возврат к утерянным возможностям счастья.

…К культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т. п. Эта сторона культуры вызывает меньше всего сомнений. Обращаясь к далекому прошлому, мы находим первые культурные деяния - применение орудий, покорение огня, постройку жилищ. Среди этих деяний выделяется, как нечто исключительное - покорение огня. Мы оцениваем культурный уровень страны по тому, как в ней все обихожено, насколько целесообразно используется: как обрабатываются земли, как служат человеку силы природы и каковы средства защиты от них.

Е сли мы принимаем общую предпосылку, согласно которой всякая человеческая деятельность имеет своей пружиной стремление к двум совпадающим целям - пользе и достижению удовольствия, - то нам следует принимать ее и для упомянутых выше явлений культуры. Это легко заметить только в связи с научной и художественной деятельностью, но можно не сомневаться в том, что и другие культурные формы соответствуют сильным человеческим потребностям.

С самого начала следовало бы заявить, что элемент культуры присутствует уже в первой попытке урегулировать социальные отношения. Не будь такой попытки, эти отношения подчинялись бы произволу, т. е. устанавливались бы в зависимости от интересов и влечений физически сильного индивида.

Власть такого общества противостоит теперь как "право" власти индивида, осуждаемой отныне как "грубая сила". Замена власти индивида на власть общества явилась решающим по своему значению шагом культуры

1. Члены общества ограничивают себя в своих возможностях удовлетворения влечений, тогда как индивид, не признает ограничений.

2. Следующим культурным требованием является требование справедливости, т. е. гарантия того, что раз установленный правопорядок не будет нарушен в пользу отдельного индивида. Этим не исчерпывается этическая ценность права.

Индивидуальная свобода не является культурным благом. Она была максимальной до всякой культуры, не имея в то время, впрочем, особой ценности, так как индивид не был в состоянии ее защитить. Свобода ограничивается вместе с развитием культуры, а справедливость требует, чтобы ни от одного из этих ограничений нельзя была уклониться

Стремление к свободе, таким образом, направлено либо против определенных форм и притязаний культуры, либо против культуры вообще.

Аналогия между культурным процессом и развитием либидо у индивида. Происходит смещение условий удовлетворения влечений, они должны переключаться на иные пути.

Сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития, это она делает возможными высшие формы психической деятельности - научной, художественной, идеологической,- играя тем самым важную роль в культурной жизни…

Т отемистическая культура покоится на ограничениях, возлагаемых друг на друга для поддержания нового состояния. Предписания табу были первым "правом". Совместная жизнь людей имела, таким образом, два основания: принуждение к труду, возникшее из внешней нужды, и сила любви к сексуальному объекту, женщине - со стороны мужчины, и любви к потомству, с которым она не желала расставаться - со стороны женщины.

М ы приняли любовь в качестве основания культуры, мы говорили, что как сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь дает человеку прообраз всякого счастья. Поэтому напрашивается дальнейший поиск счастья в области половых отношений, тогда как генитальная эротика делается средоточием жизни.

Избегание изменчивости и разочарований половой любви, так как влечения в культуре отвлекаются от сексуальной цели, приводит к тому, что влечение делается заторможенным по цели.

Заторможенная по цели любовь первоначально была вполне чувственной - в бессознательном она таковой остается и поныне. Как чувственная, так и заторможенная по цели любовь выходит за пределы семьи и устанавливает связи между теми, кто ранее был чужд друг другу. Половая любовь ведет к новым семейным союзам, заторможенная по цели - к "дружеским" объединениям, которые становятся культурно значимыми. В них происходит преодоление многих ограничений половой любви, например, ее исключительности.

«Первая фаза культуры, фаза тотемизма, принесла с собою запрет на кровосмешение - запрет, нанесший, вероятно, самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Современные исследования свидетельствуют, что фаза тотемизма это более поздняя фаза. Агамный период и половое табу первая фаза, она отличается от представлений Фрейда.

Культура действует принуждением экономической необходимости, отнимая у сексуальности значительную часть психической энергии, каковой культура пользуется в своих целях.

Культура мобилизует все силы заторможенного по цели либидо, чтобы подкрепить общественные союзы отношениями дружбы. Для исполнения этого намерения она неизбежно ограничивает сексуальную жизнь.

Культура требует принесения в жертву не только сексуальности, но также агрессивных склонностей человека.

А грессивное стремление является у человека изначальной, самостоятельной инстинктивной предрасположенностью. В ней культура находит сильнейшее препятствие.

Историей развития индивида - что с ним происходит, когда он пытается обезвредить свое стремление к агрессии? Агрессия интроецируется, возвращается туда, где она возникла (внутрь индивида), и направляется против собственного "Я", В «Я» перехватывается той частью "Я", которая противостоит остальным частям как "Сверх-Я". И теперь в виде совести использует против "Я" ту же готовность к агрессии, которую "Я" охотно удовлетворило бы на других, чуждых ему индивидах. Напряжение между усилившимся "Сверх-Я" и подчиненным ему "Я" мы называем сознанием вины, которое проявляется как потребность в наказании. Так культура преодолевает опасные агрессивные устремления индивидов - она ослабляет, обезоруживает их и оставляет под присмотром внутренней инстанции

Роковым для рода человеческого мне кажется вопрос, удастся ли - и в какой мере - обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого сосуществования. Наше время представляет в связи с этим особый интерес. Ныне люди настолько далеко зашли в своем господстве над силами природы, что с их помощью легко могут истребить друг друга вплоть до последнего человека. Они знают это, отсюда немалая доля их теперешнего беспокойства, их несчастья, их тревоги. Остается надеяться, что другая из "небесных властей" - вечный Эрос - приложит свои силы, дабы отстоять свои права в борьбе с равно бессмертным противником. Но кто знает, на чьей стороне будет победа, кому доступно предвидение исхода борьбы?"

 

8. Прикладной психоанализ: области исследования и практического применения.

 

 

Термин прикладнойпсихоанализ был введен Фрейдом и первоначально понимался как приложение к клинической практике. Фрейд с 1900 года использовал мифологические сюжеты для толкования сновидений. В дальнейшем областями применения прикладного психоанализа стали:

1. Художественное творчество – исследование природы психических мотиваций художника и природа психического восприятия зрителя. Художественное творчество исследуется главным образом для прояснения и усиления катарсиса потребителя. Катарсис творца. Через символы выражаются запретные в культуре влечения, разрядка.

Телесно-ориентированные формы – танец, пение, пантомима, ½ музыка, ½ искусство костюма

Пластические формы – скульптура, архитектура, ландшафт, садово-парковая культура, ½ живопись. Стиль всегда соответствует автору, сепарация творца и его творения, удвоение – человек хочет посмотреть на себя со стороны.

Проективные формы – театр, кино, виртуальные формы (компьютерный дизайн). Катарсис претерпевает свое развитие благодаря идентификации со своими героями, возможна идентификация с сюжетной линией (комедия хороша для того, чтобы выразить агрессию).

2. Сфера социальных ритуалов. Социальные ритуалы исследуются с точки зрения их фобийной и компенсаторной составляющих. С помощью ритуалов снимается тревога, спровоцированная тем же ритуалом.

Социум и религия. Тотемизм, отцовские религии (запреты отца) – мусульманство, иудаизм, христианство. Материнские религии (символическое стремление к матери) - буддизм.

Социум и массовые процессы. Церковь, армия – искусственные массы. Подавление индивидуальности, заражаемость, аффективность, регресс эмоций, крайности. Массы имеют либидную структуру – принадлежность лидеру (матери), Я-идеал (влюбленность). Политика.

3. Культура как набор символических форм; интерпретация мифов, сказок, тостов и т.д. – всего спектра раздражителей человека в социуме. В основе этих исследований лежит идея о том, что поведение человека, как в социальной сфере, так и в сфере художественного творчества, носит регрессивный характер – как при неврозе. Филогенез и онтогенез.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.