Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело




О том, что монах не должен заботиться об одежде

О необходимости бороться с врагом нашего спасения

Непрестанно должны мы молиться Господу о том, чтобы нам стать выше козней демонских, потому что демоны не только угнетают пребывающих в безмолвии наедине, но сильно восстают на нас и тогда, как сходимся в доме Божием, и внушают мысль бесстыдно и неосторожно смотреть в лицо другим, даже начертывая в воображении самое нечистое дело, чтобы влить нам в ум какую-то смесь помыслов, а таким же образом не допустить нас и до Христовых Таин. Впрочем, воздержанный хранением очей и внимательностью ума, при содействии благодати, превозмогает над ними.

С какой бдительностью должно охранять нам сердце свое и чувства? Велика у нас брань, много неистовства у враждующего на нас, — но не должно отказываться от борьбы, а, напротив того, надо не исполнять на деле внушений врага, хотя бы разрывался он с досады. Господь знает нашего притеснителя, знает, какими воспаляющими средствами действует он на сердца наши. Впрочем, дело бойца — быть внимательным и уклоняться от удара. А кто в союзе со страстями, тому можно ли вести с ними брань? — Ибо где вражда, там и брань; а где брань, там и подвиг; а где подвиг, там и венцы. Потому, если кто хочет освободиться от горького рабства, то пусть вступит в брань с врагом.

 

В жизни мирской кто любит украшать тело своё и переменять одежды, тот пользуется славой у людей. А по нашему обету кто пренебрегает этим и обращает внимание только на необходимую потребность тела, тот приобретает себе славу на небесах, подобно тому, кто говорит: Имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем (1 Тим. 6:8). Итак, будем благоугодно служить Богу, освободившему нас; не станем обольщаться растленными страстями, не будем обращать внимания на головное благолепие одеяния, кукуля (кукуль (куколь) — головное покрывало черного цвета, обшитое пятью крестами красного цвета, часть одежды схимников) или пояса, или даже аналава (аналав (параман) — четырёхугольный плат, который привязывается к телу и носится монахами под одеждой). Напротив того, взыщем всего, что смиренно и чуждо тщеславию, как прилично сие святым. Не хвались облачением одежд, содержи в памяти Илиину милоть и Исаино вретище, как написано: иди, и сверзи вретище с чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих (Ис. 20:2). Не забывай и одежды Крестителя. Итак, не светлой одеждой обращай на себя взоры, но в добрых делах да просветится свет твой пред всеми, чтобы прославляем был Господь.

 

Если случится нам, братия, терпеть укоризну за доброе дело, то не постыдимся сей укоризны, какую несправедливо наносят нам люди, и не станем делать, чего не должно. Ибо написано: людие Мои, имже имя Мое в сердцы вашем, не бойтеся укорения человеча, и похулению их не покаряйтеся. Якоже бо риза ветшает от времени, и яко сукно изъястся мольми, правда же Моя в веки будет, и спасение Мое в роды родов (Ис. 51:7–8). И ещё: Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещи Мои вдах на раны, и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний. И Господь Господь помощник Ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице Свое аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся (Ис. 50:5–7). Потому и мы, возлюбленные, если за доброе дело терпим от людей обиду, или поругание, или другое что тяжкое для нас, не будем бояться и не оставим прямого пути, по слову пророка, который говорит: Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое (Пс. 26:3). И ещё: Гордии законопреступоваху до зела, от закона же Твоего не уклонихся (Пс. 118:51). И в другом месте: Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое (Пс. 68:8). И Спаситель говорит: Блажени есте, егда поносят вам, и изжденут и проч. (Мф. 5:11).

Итак, не устыдимся, возлюбленные, если презрители заповедей Господних называют нас лицемерами. Ибо ясно видно, что не для исправления нашего напоминают нам о лицемерии, но хотят, чтобы, устыдясь укоризн их, пришли мы в состояние невежества. Ибо ненаказанных сретает смерть, по Писанию (Притч. 24:8). И в другом месте говорится: аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу (1 Ин. 3:21). И ещё: Аще укоряемы бываете о имени Божии, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает… Да не кто убо от вас постраждет яко убийца, или яко тать… Аще ли же яко Христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога о имени сем. И аще праведный едва спасется, нечестивый и грешный где явится? (1 Пет. 4:14–16, 18).

Будем избегать вольности и смеха, потому что развращает это душу монаха, о чем и говорит Писание: Блажен муж, иже боится всех за благоговение (Притч. 28:14). Будем отвращаться смехотворов и людей невнимательных, ибо сказано: Или кая честь верну с неверным… Кое же согласие Христови с велиаром? (1 Кор. 6:16–15).

Авва Иоанн Колов говорит ученику своему: «Почтим Единого, чадо, и все будут почитать нас; если же пренебрежем Единого, то есть Бога, все будут пренебрегать нами, и пойдем мы в погибель».

Некто из отцов рассказывает о авве Феодоре из Фермы: «Однажды пришел я к нему вечером в летнее время и нашел, что надет на нем левитон без рукавов, грудь у него обнажена, и кукуль лежит перед ним. Начали мы беседовать; и вот какой-то комит (комит — чиновник, заведовавший сбором царских даней, или градоначальник) приходит видеть его. Как скоро постучался он, старец вышел отворить ему дверь. Встретив же его, сел с пришедшим у двери и стал с ним разговаривать. Я взял плат и прикрыл ему плечи. Но старец, схватив плат в руку, сбросил с себя. Когда же комит ушел, я сказал ему: «Для чего сделал ты это, авва? Человек приходил получить от тебя пользу, а не соблазниться». Старец отвечал: «Что говоришь мне, авва? Ужели ещё обязаны мы рабствовать людям? Сделал я, что было нужно, и он ушел. Как меня застигнут, так я и встречаю». — И ученику своему приказывал он, чтобы, если придет кто, желая видеть старца, не говорить пришедшему чего-либо человеческого или какой лжи, допускаемой из человекоугодия; но если старец вкушает пищу, говорить пришедшему, что ест; если он спит, говорить, что спит. В такой высокой степени старец ненавидел человеческую славу». Мы как немощные не в состоянии вполне подражать такому чудному поведению старца и в такой же мере попирать человекоугодие. По крайней мере, будем гнушаться тем, что оскверняет самую совесть, и из угождения людям не сделаемся врагами Богу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.