КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мертвые души. Том 2 12 страница
Обыкновение, перешедшее с Византии. Патриарх константинопольский шествовал также на осле; в начале XVII в. видел Карем такое шествие на осляти архиерея с св. горы Сиона в Иерусалим через Масличную гору в сопровождении духовенства и прочих верных, подстилавших ему на пути травы, цветы и одежды, воспевавших подобно еврейским отрокам: осанна. Доныне бывают у нас в некоторых городах накануне праздника в вечернее время ходы из одной церкви в другую с освещенными ваиями. В < 1 нрзб. > Польше и малой <?> школьники с учителями идут одевшись в лучшее платье с ветвями перевязанной лентами вербы; хранятся у образов с тем, чтобы выгонять ими скотину в Юрьев день. Кто проспал вербную утреню, того бьют вербой приговаривая: не я бью, верба бьет. Верба хлест, бей до слез! На красные яйцы, на мягкие перепечи! Русалки и Русалия. Водные нимфы, жительницы рек, являются в зеленую неделю на рассвете у русла их рек. Их видят на них <?> чешущими прекрасные длинные волосы. С ними смешивают и души умерших детей, [которые] без крещенья, которые по мысли новых греков и южных руссов выходят из [земли] гробов и витают в легких парах утра. Мать слышит его голос в шуме южного ветерка и для успокоения возжигает ладон пред иконой богоматери, убранной белыми розами. Целые 40 дней после воскресенья Христова носятся их скорбные души в образе бабочек, пчел и утоляют жажду из цветочных чашечек, и новые греки и славянские народы верили, что русалки забавляются плясками в тени густых д<еревьев>, в углубленья уединенных долин заманивают миловидных младенцев, юношей и девиц, у греков — с тем чтобы наделить их сокровищами, у нас — чтобы защекотать. По нашему преданию, они не выходят из рек до Троицына дня, а с Тр<оицына> дня или с Семика до Петрова дни рассеиваются по лесам, качаются на сучьях древесных или разматывают пряжу, похищая ее у поселянок, которые ложатся спать без молитвы. В Клечаную субботу накануне Троицына дни русалки по мысли малороссиан бегают по ржи и хлопают в ладоши, приговаривая: «Бух, бух, соломенный дух! Мене мать породила, некрещену положила». С зеленой недели они витают в лесах, аукают и зазывают с хохотом прохожих: «ходите к нам на рели качаться», с тем чтобы защекотать на смерть. На Русальной неделе никто в Малороссии не осмеливается купаться в реках или <хлопать> в ладоши. В четверг на Зеленой неделе девушки и даже женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотины, не работают, называя этот четверг Велик день русалок. Тогда взрослые девушки тайком ходят в лес, бросают завитые венки русалкам, чтобы они добыли им суженых и ряженых, и тотчас убегают. В этих венках русалки бегают по ржи. В других местах русалки бегают наги и и беспрестанно кривляются. Если кому случится их увидеть, тот сам будет всегда кривляться. Думают, в Воробьиные ночи у русалок бывают свадьбы и пляски. На воде раздается тогда смех и плеск; думают, что злые духи похищают души умерших без крещенья младенцев, освобождают их только в Зеленые святки. Души эти уносятся чрез семь лет по воздуху и просят себе крещенья три раза. Если кто услышит этот зов и подаст им крещенье, говоря: «я тебя крещаю Иван и Марья во имя отца и сына и св. духа», тогда сии души возьмутся ангелами. Существует в некоторых местах праздник провожанья русалок. Вечером хороводы девиц, женщин с песнями становятся по углам улиц. В средине каждого кружка стоит женщина с чучелой в руках, изображающей русалку, пляшет под весенние песни и кривляется. Потом хороводы разделяют<ся> на две стороны, у одной хотят вырвать чучело, другая не дает. При чем обе стороны кидают друг <в> друга песком и обливают водою. Думают, что провожанье русалок есть провожанье весны. Иван Купало. Первые купанья в реке, скаканья чрез огни, праздник очищенья. Огонь и вода как орудья очищенья. В иных (по свидетельству ар<хиепископа> Вениамина) украшается перворожденная дева как невеста, эмблема чистоты, Веста. После гаданья, собиранья разных трав в сии дни, когда природа совокупляет все свои силы и тайны, вдыхает предчувствие мира духовного, с плясками выходили за водою и кропили ею свои домы, а всю ночь прыгали чрез зажженные костры; как бы празднуют в один и тот же день и крещенье Иоаново и крещенье того, кто крестил огнем и духом. В Иванов день топят в иных местах бани, воткнув в веники собранную травку Иван да Марья, парятся ими для здоровья, или с другими целебными травами, а потом варят в складчину кашу. В иных местах, съевши кашу, садятся на передних колесах от телеги, одни на ось, другие на оглобли, и с песнями катаются до утренней зари, а на заре для здоровья умываются росой. Ко времени Купала приходят в зрелость все лекарственные травы и коренья, а потому и собираются. В банях всегда святят веники. С Иванова дни начинают светится в купинах светляки (Ивановы червячки). Солнце совершает переход через должайшую черту. Не оттого ли и перескакиванье через живые огни и катанье колеса, образующее солнечный поворот. После ликованья в этот страшный таинственный день во всю Ивановскую ночь купанье. На рассвете имеет значенье [даже] очищенье от самого празднества. Ярило [один] самый буйный праздник, соединяется с ярмарками, торжками, кулачными боями, попойками и играми. Приходится на рубеже лета и весны, когда начинается плодотворный жар в природе, начинает зреть и краснеть плод, животные в яру и человек сильнее чувствует вожделе<ние>. Ярило, кажется, был бог избытка сил мужества и вожделенья, почти то же, что Припекало. Ему приписывали также атрибуты Прияпа. Женщины плясали вкруг куклы с <….>, а иногда пьяный мужик был наряжаем Ярилой и плясал в колпаке и бубенчиках, убранный лентами. Петровки. Петраки, Петрово говейно, Петров день важен как день всяких сроков и взносов пошлин. В летописях даже упоминаются Петровы торги. Это время помочей, толок, унавоживаний полей и сенокоса. По народной пословице, с Петрова дни красное лето, зеленый покос, зарница зорит хлеб и начинаются Петровские жары. Еще с вечера выходят в иных местах поселяне караулить солнце, которое играет в этот день на небе, как и в Светлое воскресенье. В ожидании раскладывают <костры> и проводят время в песнях. Солнышко то спрячется, то покажется, то вниз уйдет, то перевернется, то блеснет голубым и розовым и разными другими цветами. Увидев играющее солнце, все испускают радостный крик. Петровские хороводы начинаются с зарей, на гульбищах устраиваются качели. В иных местах этот <день> последи<ие> проводы весны. Привязав несколько телег, запряженных гусем, катаются из конца в конец селенья и заключают веселым хороводом. Носят с песнями по селениям куклу и бросают в реку. После Петровок начинаются в иных местах гулянки ночные, называемые Петровками, продолжающиеся до Спаса. * * * δια την αδελφοτητα <за братство> προσφοραν εις τον αγιον ναυν <просфору в святой храм> δια ονοματα <во имя> хо́ту подержи о̀спур остановись джибу мо̀я дай воды хобс хлеб бид вино малу̀н точно так ля нет мош ля̀зин не надо Бирѝду insel хочу сойти я муха̀ри <погонщик, хозяин> Мелль соль достаньте молоко халиб далеко близко бухара завтра иля igi будем валет <слуга> Та̀лум araba хочу научиться Кава̀м скоро Бариду <Хочу> Дано Конст<антину> Миха<йловичу> 10 наполеонов. В Смирне купить шляпу и книгу Евхолог<ион>, галстух и спирт подарок Купить: 4 утиральника Шлафорок Ящик для бритв отдать в мытье Резинные < 1 нрзб. > петура юфка <? лепешка; турецк. >. Путешествие к святым местам Кира Бронникова 1824 года, Москва. Наместник Лавры Лаврентий Схимник Парфений Chansons populaires de la Grèce, 1824. Свод латин<ской> грамматики с греческого, соч. а<рхиепископа> Инокентия. М. 1826 (5 рублей). Руководство к познанию лат<инского> языка. Этимологическая часть. Соч. Рейса, перевод Зедергольма. М. 1823 (10 руб.) Краткая латинская фразеология соч. А. Лебедева. 1816, М. 18 руб. Российско-латинские разговоры употребит<ельные> в общежитии, издал Э. П. С. Н. 1826. Школьные разговоры на латин<ском>, русск<ом>, греческ<ом>, француз<ском> и немец<ком>. М. 1810. Греческого языка начальное познание, 3 части, Москва, в университ<етской> тип<ографии>. М. Домашний врач Гомеопат, доктора Геринга. Москва, в унив<ерситетской> типогр<афии>. 1846, издал Форбрихер. Русско-латинский словарь Гельерта <?> 1814. Фразеология англи<йского> языка Герда, 4 книги, 1840. Rudimenta linguae Grecae Jacobi Dressti (Uesyuma). Zanit. Руководство к Русским законам Рождественского. [Пушк<?> в доме < 1 нрзб. > В Полтаве: Титов Туфли. Мавро в Екатериненской заказа<ть> князя Гагарина. башмаки. Стурдзы Пальто темный Месмахеру <?> пике За пашпорт Купить замки и завески Алсуфьеву < 1 нрзб. > Колоши Чулки Стекло к часам. масло миндальное Взять у Базили <?> золото 2000 р.] < 2 нрзб. > В Киеве: Lemare Манишки Молитвенник Галстухи кисейные Головы к сапогам визитные билеты чулки пас для бритв молебны о домашних просфиры и об Александре П<етровиче>. минеральные воды. * * * Бедный чиновник 14 <класса> <?> Бордяг, нуждается в помещении сыновей Парчевый жилет и картуз. Штаны. * * * Спас на Берестове; Полтава Живопись под бастионом в крепости. [Малага Икона Игоря в Лавре у памят<ника> Румянцева. свидетельство волосы стричь Софийский собор в очищенном виде. штаны себе на штаны Екиму Опускаемая икона при больших вратах в Лавре. письма] в Гостинном дворе купить Описание Лавры Евгения. чемодан Ризы шиты Елизаветой Петровной. одеколон греческой лексикон Иеромонах Максимов. к Толстому об Викторе, Трех святителей древняя церковь близ Софийского собора. Соф<ье> Гри<горьевне> и А. М. бумаги писчей и оберточной, Федору сертук, чулки, подтяжки отдать белье. Книги Быт Русского народа, соч. А. Терещенко, 4 части, СПб. 1848, цена 4 рубли. Русская старина в памятниках церков<ного> и гражданского зодчества, составлен. А. Мартыновым. Заметки и воспоминанья русской путешествен<ницы> О. Шишкиной по России в 1845 году. Песни крестьян Владимирской и Костромской губерний, собраны и изданы Смирновым. М. 1847. Цена 1 рубль. Булошная Заколдованный принц жена и карты Андрей Петрович < 1 нрзб. > * * * Чьи имена вспомнить у гр<оба> св<ятого>: Матвея Александр<овича>, Надежду Николаевну Ш<ереметеву>, Всю родную семью мою, Александру Осиповну С<мирнову>, Степана Петровича Шев<ырева>, Михаила Петров<ича> Погод<ина>, Александра Петровича Толстого, Петра Александровича Плетнева, Василия Андреевича Жуков<ского>, Вьельгорских, Аксаковых и всех близких сердцу друзей и благодетелей. Батинков… * * * Николай Гоголь — в св. Граде. * * * В Иерусалиме: Молебен о благополучном прибытии. Перечесть всё, о чем хотелось просить. Купить крестики из перламутра, четки и проч. и образки всех сортов, освятить их на гробе господнем. Писать письма: домой, Матвею Александр<овичу>, Надежде Никол<аевне> и Жуковскому, Толстому; вторые: Шевыреву и в нем Малиновск<ому> — к Плетневу. * * * В Назарете дождь задержал нас двое суток. * * * Статистика обозов. Зимние — с какими именно припасами приходят первые обозы, вторые и третьи? И что̀ вообще предметом обозов и куда, кроме столиц, они стремятся? Также и об обозах летних. * * * Anecdotes Françaises — Allemandes par abbé Mozin. * * * Вопросы Хомякову: О крестьянах: вольных, господских, казенных и удельных, их внутреннем быте, правлении, правах и преимуществах, состоянии нравственности и духе, как результате [всего] быта. * * * [в доме Рачинского] в М<оскве> Сухар<ев>ка. № 14783. Марта 1. 1849 год. 400 р. стр. 147. * * * Зачем я оказался учителем? Я сам не помню. Мне показалось, что гибнет лучшее что перо писателя обязано служить исти<не> и беспощадное жало сатиры коснулось, вместе с искоренением злоупотреблений, и того, что должно составлять святыню; что слишком уже много увлеклись теченьем времени и не останавливаются оглянуться вокруг себя. * * * Мне так стало совестно [за мою недеятельность], мне так стали тяжелы упреки, что я остаюсь так долго в бездейственности. Я поспешил: [я думал], что если обнаружу мое состояние душевное и чем я занят <?> * * * Из настол<ьной> книги. Гляди и любуйся красотой души своей, лжесвидетель, клятвопреступник, первый нарушитель закона и святыни, думающий быть христианином и не умеющий пожертвовать пылью земной небесному, дорожащий презренным достояньем < 1 нрзб. >. * * * Милосердия, господи. Ты милосерд. Прости всё мне грешному. Сотвори, да помню, что я один и живу в тебе, господи; да не возложу ни на кого, кроме на одного тебя, надежду, да удалюсь от мира в святой угол уединения. * * * Он вспоминал, как гренадер Коренной, когда уже стихнули со всех сторон французы и офицеры были переранены, закричавши: «Ребята, не сдаваться», отстреливался и потом отбивался штыком, когда прижали их теснее и когда всех их перебили, один остался и не сдавался, и в ответ на предложенье, схвативши ружье за дуло, отбивался прикладом и ляд<ункой>, так что [изумляясь] не хотели погубить, ранили только легкой раной. Взявши в плен, Наполеон приказал выпустить. Чепышенко в Турецкую войну 1828 года, будучи ранен пулей близ груди, вытащил окровавленную пулю и, зарядив ее в ружье, выстрелил по неприятелю, сказавши: «лети туда, откуда пришла». Сам перевязал рану наскоро и не оставлял сраженья до окончанья дела. Рядовой 5 егерской роты Гаврилов, находясь конвойным при начальнике стрелковой цепи 2 баталиона, стрелял редко, говоря: «Берегу патроны вашего благородия: стреляю только по тех, кто на вас прицелится». И, сказавши эти слова, выстрелил в ту же минуту и положил француза, прибавя: «Он на вас целил». * * * Фразеология. Белы руки со подносом, Язык с приговором. «Ты прощай, моя укат-гора высокая», говорит невеста, прощаясь с катальными горами. * * * Гулянка, которой ждали целый год поселяне, была в полном своем разгаре. * * * Вынос ноги и все ружейные приемы и постройки. Потянул ветер с яровой стороны. Зима. И одни<м> цветом белым рисует зима. Бедный цвет, но как много и ка<кая> изобретательность в < 1 нрзб. >. Эти роскошные завесы, снеговые глыбы, покрывающие от корней до верха большие и малые дерева; это множество жемчугу и брильянтов, сверкающих при свете солнца и луны; этот недвижный, величественный вид растений, как будто выточенных из слоновой кости, это многозначительное безмолвие и тишина, этот полумрак днем и полусвет ночью. * * * Кукольник против Семенов<ских> казарм в Гороховой улице рядом с Москов<скими> казарм<ами> в доме Демидова. Боткин у князя Вяземского. * * * Никола на < 1 нрзб. > по Дмитровой дороге. * * * И вдруг яр среди ровной дороги — обрыв во глубину и вниз, и в глубине леса̀, и за лесами — леса̀, за близкими, зелеными — отдаленные синие, за ними легкая полоса песков серебряно-соломенного цвета, и потом еще отдаленные леса, легкие как дым, самого воздуха легчайш<е>. Над стремниной и кручей махала крыльями скрипучая ветряная мельница. * * * Круто выпуклилась степовая равни<на>, чтобы лучше показаться, и полосато пестрела гладкая покатость. [< 1 нрзб. >] По зелено-пепельному грунту резко пробивалась темно-красная орань, только что взрытая плугом. За ней лентой яркого золота — нива сурепицы, и вновь бледно-зеленый грунт и как снег белые кусты. * * * Ива, плетень и куры. Сорока села на брюхо свинье,[78] побрататься, но скотина не шевелилась, лежа в луже, ленивым хруканьем изъявляя неудовольствие от постороннего прикоснове<ния>. * * * Рубец во всю дорогу зеленый с растущими по нем бодягами и ничего за ним,[79] кроме безграничной равнины зелено-седоватой: чуть-чуть, как точки, какие-то копешки, и вот деревцо, и вот оживилась равнина: брызнуло по ней золото цветов; засинела на миг [васильками] и станет поле виолевого цвета от множества столпившихся васильков, и потом зарябит всеми цветами вдруг, и опять станет одноцветно-зеленое. * * * Вишневые низенькие садики, и подсолнеч<ники> над плетнями и рвами, и соломенный навес чисто вымазанной хаты, и миловидное, красным обводом окруженное окошко. Ты древний корень Руси, где сердечней чувство и нежней славянская природа, темнее кудри, чернее брови, и без бороды хорош славянин: закрученные усы, высокая шапка с червонным верхом; весь стан, обтянувшийся ловко, или обойденный в три раза, и при шарова<рах>, богато расположившихся над чеботами, при шапке с нахлобуч<кой>. * * * Бесконечная, широкая, поросшая пыреем почтовая дорога. * * * Рябил, как мрамор, белый и желт<ый> рогатый скот, рассыпался по полю, и, завидя издали, по дороге стрелой летели две собаки, поднявши хвосты, полаять на экипаж, затем остаться потом довольными, как всякой, сделавший доброе дело. Степная чайка с [красивым] хохлом, в виде скобки, подымается с дороги. * * * И вдруг лесная стена стала перед глазами. Свет и тени лежали на деревьях, то выступавших округленьями, то уходивших. Дорога врезалась в лес, пролетев сквозь клены и дубы, вышла на луг, где подымались тростники, и вновь врезалась в лес еще высший. По левую дубы, по правую березы, как беспредельно высокий частокол. Густой лес возлетает выше и выше. Подле плотины вербы развилистые, тростник и утка с утятами. * * * Атрибуты комнаты: Маленькое в четверть аршина зеркало в рамках из зеркалышек, выложенных мозаикой. Наугольники в углах комнаты и грязный утираль<ник> на гвоздике[80] с узорами, по краям вышит<ый> красными нитками. * * * Одна ровная линия вдали, где крышки спрятавшихся домов и крылья ветряной мельницы, заслоненной байраком. * * * Сплетеная в шестеро коса обвива<ет> * * * Бежит обтянутая синей запаскою у поясу, и трясутся под полотном трепещущие груди,[81] и лишенные обуви ноги, обнаженные до колен,[82] кровью и здоровьем играют. * * * Все поле червонней золота от ярко-желтевшей сурепицы, а конец его у дороги червонел [и краснел] от васильков и будяков с пушистыми розовыми цветами. * * * В час, когда поднимается восставшее солнце, блистая < 2 нрзб. > и лиловым цветом обольет, багрянцем тронется пробужденная < 1 нрзб. >. Многокрылая мельница вертела за дор<огой> * * * и заходящему солнцу краснели скирды сена, телеги и люди, остановившись по полям. Долина и по обоим бокам сосновый лес или рощи по долине, береза по левому боку горы, дуб по правую, и дерево-исполин выходит особняк<ом>, приподняв картинно развилисто-уродливые < 1 нрзб. > ветви. Дорога спускалась вниз; внизу полукругом необозримая над долиной по ту сторону ровная линия, и гребнем ряд дерев. На правый бок линия прерывалась снова в бок горы с городом на верху; церкви, колокольни, дерева, домы чуть были видны сквозь сизый туман. Коляска спускалась ближе к гребле по мосту (по долине проходила река). Скоро < 1 нрзб. > возвышенья понизилось также. И город скрылся. С обоих боков сходили к долине круглобокие горы, насупротив одна против <другой>, а за ними третья, насупротив Чичикова, облаченная туманом. Поле, как штучный паркет из кусков соломенного < 1 нрзб. > и бледно-красноватого цвета. * * * Черты городов. Старые домишки, полусогнившие крыши, поросшие мхом, травой и даже кустарником. Мелочные лавчонки, где продавался чай, деготь, сахар и хомуты. Становилось душнее по мере приближения к городу. Воздух начал сгущаться от пыльных облаков, воздымаемых скрыпучими колесами телег, тяжело нагруженных мешками. Город на оврагах предстал пред глаза; овраги блистали, как бы исподнизу освещали<сь> где<-то> скрывшимся солнцем из-за дерев. Дерева же темного цвета громовой тучи. Открывшийся город как бы из двух состоял половин: одна выдвигалась длинной цепью домов и колокольней вперед, другая, позади, освещалась, блестя, солнцем. * * * Не твоему носу рябину клевать — это ягода нежная. Не твоей харе клюкву есть — морщиться не умеешь. Во Владимирской растут жарова <?>[83] да клюква, да можжевельник. Владимирец съездит раз пять-шесть в зиму с материалом, но продает клюкву, лен, можжевельник; в обмен получает орехи, соль. Торговля мелочная [процветает] огромная. Она вся в руках продавцов крестьян, идет на миллионы. * * * Первою моею заботою по приезде в губернию будет заслужить доверенность благородного си<м>бирского дворянства-с, второю-с пробудить участие к местной жизни, к интересам края, стремленье к общественной пользе-с, любовь к своей губернии-с, третьей-с моей заботой будет создать законную оппозицию для направления моих действий. Дворянской [с] предводитель есть орган общественного мнения, признанный <?> предводитель мысли всего благородного дворянского сословия. Если не найду, * * * Боже, дай полюбить еще больше людей. Дай собрать в памяти своей всё лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить. О, пусть же сама любовь будет мне вдохновеньем. * * * Дрягил. Поддончиников. Тентетников. Баранчиков. Никита Семенович Коза. Бу̀хманлов. Чухалов.[84] * * * Рихтер против Боровицких ворот в доме кн. Оболенского. На Плющихе в доме Ломоносова Армфельд. Перфильев на Пресненских прудах, дом гр. Толстого. На Никитской дом Мещеринова против церкви. Россет. У Шевырева о Попове. Каков человек, образ мыслей, способность и годность к канцелярскому делу. Васильчиков на Никитской в доме Черкаского. Назимов Владимир Иванович. Настасия Александровна. Власова дом в Хлебниковском переулке. Беляев Федор Николаевич на Зубове. Погодина спросить о евангелии < 1 нрзб. > архиеп<ископа> Григория. Россет. Галстух. У Погодина Яворского 3 тома. На Пятницкой у Троицы в Вышняках. В доме Самгина арх<иепископ> Смарагд. Киреевский у Филипа митрополита. Фон-Визин на Малой Дмитровке свой дом. Иван Александрович. * * * Пословицы малороссийские. Брехнёю свет пройдешь, да назад не вернешься. До булавы̀ треба головы̀. Було̀ да загуло̀. * * * Ответы и вопросы старообрядцев. < 1 нрзб. > — Толкование на воскресное евангелие. * * * А вы думаете легко воров выгнать? Царь, который только и думает о том, как их выгнать, да и тот не может, — царь, у которого и войско, и всякая сила есть. Как же вы хотите, без всякой силы и власти, это сделать? Что с-пьяна передушите всех, думаете поправить? Думаете, лучше будет погибнуть? Те, которых шеи потолще, останутся. Что, те святые что ль. Еще больше станут допекать друг друга. * * * Неизъяснимое вечернее блистанье < 2 нрзб. > по них разметаных злаков. Погасанье лучей и дым от хат легкими струями к небу нес<ется?>. Как осмелился позабыть тебя человек. О, да будет проклят, кто научил людей покинуть простоту для просвещенья. Заплатил страданьями и тяжким и подлым бессилием. * * * На горнам наклоне повиснула живая картина: купа дерев вместе с избами, прятавшимися под их тенью, пруд, плетень и гать, по которой стучал ехавший воз. * * * Книги: Manuel historique de système politique des états de l’Europe et de leurs colonies par M. Heeren. Словарь и корнеслов белорусского наречия, сочин. Древлянского. Начертание слав<янской> мифологии, соч. Касторского. * * * Нарышкин на Пречистенке, в собств<енном> доме, Михал Мих<айлович> Нарышкин, бывший в Сибири. Поговорить о распространении грамотности в России. Шихматовка. Барин первой сорт. * * * Статский советник Федор Михайлович Чуйкевич в СПб. на Воскресенском проспекте и на углу Захарьевской улицы в доме Колосовой. * * * Филатов в Севске. Постоялый двор. * * * Запасаться нужно в хорошее время на дурное и неурожайное: умерять дух нужно в веселые минуты мыслями о главном в жизни — о смерти, о будущей жизни, затем, чтобы легче и светлее было в минуты тяжелые. * * * — А чем же, скажи, хороша религия? — А тем именно, что подчиняет всех одному закону, что всех соединяет хотя в одном. Без нее общество не может существовать, потому что всякий человек имеет свои идеи, и что ни человек, то и думает инако и хочет строить по своему плану всё общество. — Почему христианская религия именно лучше всех других собственно для общества? — Она дает свои внутренние законы всякому человеку, с которыми он может ужиться во всяком обществе. — Как так? Какие же законы? — Любить всех, как братьев, прощать обиды. * * * Леса, роща, всё скрылось <3 нрзб.> еще краснелась выпуклостями. * * * [В приходе Неопалимой купины. Дом Жданова в Малом Трубниковском переулке. Алекс. Ник. Попова на Моховой в доме Устинова. Данилевскому булавки, конфекты. Казанское мыло. Калоши теплые на ноги. Аксаковой шнуровки. Щепкина и Шевырева пригласить на обед. Cours de versions grecqus par Lebas et Regnier.] Гончарная улица, дом Тимофеева № 5, Надеждину о Карташевских. У Панаева об актерах. Отец Анастасий, у Троицы Толстой. Филип Андреевич Юрдов. Евсевий архимандрит. Кирил Карпов. Кавелин, дом Галина. Неофит на Троицком подворье. Паисия монахиня в Алексеевской, у Паисии доктор. Сокологорск. * * * Вяземский в доме Голицына против сквера < 1 нрзб. > Аполина, у ней о графе Блудове. На Обуховском проспекте. Гедеонову Россет о концерте, Надеждину, Бенардаки, Блудову, Увар<ову>, Шипову, Сосницкому. Языкову. На Поварской в доме Кроткова в переулке против Бориса и Глеба. Смех и Горе Клушина. На Сивцовом вражке дом Пушкевича. В дом Зыкова Афанасиевский переулок у Николы Явленного. Загряжского на Дмитровке < 1 нрзб. > княгине Белосельской [Власьев] Гагаринский переулок дом Улль. * * *
[85] Строчить сказку. Сверчок скрепит за подполицею. Каляканье кумушек за прялкой, гребнем и коклюшками. На засидках бабий язык столь раскидной, что у всех не идут взаимно речи <?> * * * Жужжанье, гуденье веретен и трещанье лучины. Калики и побирушки перехожие. «Живет себе с косушкой» — горькой пьяница. На девке золотая лента с широкой поднизью. Сказавши: «мир вашему сиденью» и получа в ответ: «поди к нашему смиренью», он садится с краю завалины. За речкой кони пасутся, свободные на сегодня от плуга. За рощей чуть видна колокольня ближнего села, за пригорком черная полоса дороги, которою ездят в поле. Бабы в высоких кичках, обшитых блестками и позументами с низанными подзатыльниками, в котах и полосатых исподницах, повязав голову писанным алым платком, концы врозь. * * * На мосту стоял воз заезжего купца-торгаша с красн<ым> товаром, запонками, монистами, варежками, стеклярусом, тавлинками со слюдой, свертками кумачу, крестами, серьгами, кольцами. * * * У Никитских ворот в доме Мещерина против Вознесенья Большого. * * * Старообрядческая церковь. К портному первому и второму. Плетневу о деньгах. Бошутскому, Бенардаки; Далю записку о Надеждине, Толстому о Бурачке и < 1 нрзб. >
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |