Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

The evolutionary ascent of the soul: the goals of the personality and the mission of the man

В ЭВОЛЮЦИОННОМ ВОСХОЖДЕНИИ ДУШИ

ЦЕЛИ ЛИЧНОСТИ И МИССИЯ ЧЕЛОВЕКА

С.С. Корнеенков

Нарушение кислотно-основного равновесия.ацидозы,алкалозы,и их виды.расстройства в организме пр различных видах ацидоза и алкалозов.компенсаторные реакции организма при нарушениях кислотно-основного равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальневосточный федеральный университет, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук.

690025, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.

тел. 8 (423)2457687,

эл. почта: [email protected]

S.S. Korneenkov,

Cand. of Sc. (Psychology), Associate Professor, Far Eastern Federal University.

690025, Russia, Vladivostok, Sukhanova street, 8.

phone 8 (423)2457687,

El. mail: [email protected]

В статье рассматривается психологическая взаимосвязь между целями жизни личности и миссией человека в контексте эволюционного развития души. Истинная цель человека связана с деятельностью, которая поддерживает эволюцию всех существ. Ложная цель противостоит эволюционному восхождению сознания, вносит хаос, разобщенность и обособленность. Истинная цель принадлежит душе воплощенной в теле, эту цель человек должен искать внутри самого себя, а не во внешних достижениях.

Понятие «миссия» имеет свое глубокое самостоятельное значение. Миссия человека отражает первоначальный замысел Творца, разворачивающийся во времени, которому ничто не может помешать. Особенность миссии в том, что она абсолютно индивидуальна для каждого человека, обязательно выполняется и является сутью движения Универсального Сознания. Характер миссии определяется степенью включенности индивидуального сознания в Универсальное Сознание. Миссия человека – это его роль, функции, совокупность действий и поступков, которые ему предстоит совершить (или не совершить) на Земле. Миссия всегда преследует благие намерения, даже если направлена на разрушение.

Личность; миссия; Универсальное Сознание; душа; Высшее «Я»; истинная цель; ложная цель; интеллектуальные силы; духовные силы.

The article dwells upon the psychological relationship between the goals and missions of the person's life in his quest for evolutionary development of the soul. The true goal of a person is connected with his actions meant to support the evolution of all beings. While the false goal restricts the evolutionary ascent of consciousness, as it brings in chaos, lack of integration and isolation. The true goal belongs to the soul incarnated in the body, and it should be sought within the seeker, and not outside, through external achievements.

The concept of ‘mission’ is of a great inherent value. The mission of a man reflects the original Creator’s unfolding plan, which cannot be thwarted.

The peculiarity of the mission is that it is absolutely unique for each person, is mandatorily performed, and is the core for Universal Consciousness. The nature of the mission is determined by the degree of evolvement of the individual consciousness in the Universal Consciousness.

The mission of the man includes his role, functions, deeds that the man is to do (or not to do) on Earth. The mission always implies good intentions, even if aimed at destruction.

Personality; Mission; Universal Consciousness; Soul; Higher Self; True Goal; False Goal; Intellectual Capabilities; Spirituality.

Хоть скован человек своей природой,

Душа его владычит над судьбой.

(Шри Ауробиндо).

 

В настоящее время в науке сложилось несколько парадигм детерминации, в рамках которых ведется анализ общих и индивидуальных особенностей развития психики и сознания человека. Каждая парадигма, как и их совокупность, не имеет абсолютного значения, так как не может охватить всего многообразия законов физической, биологической, социальной, психической и духовной жизнедеятельности человека. Еще в древней Индии существовала версия, указывающая на взаимовлияние тела, жизни, ума и души. Более того, физическая, жизненная эволюция и даже развитие ума считаются второстепенным по отношению к эволюции души. «Эволюция – цель процесса, перерождение – основной метод, наследственность – одно из физических условий»[1]. Условием является и время прихода индивида в земную жизнь, и все виды социальных воздействии. Душа выбирает время своего воплощения, место, материальных родителей и другие условия для своего эволюционного восхождения. Но признание существования души еще не ведет к признанию ее перерождения. Перерождение может быть следствием только в случае существования эволюции души, постоянного ее развития. Признав существование индивидуальной души, необходимо принять, что это устойчивая форма не определяется жизнью тела и не исчезает с его смертью, а продолжает существовать и вне тела. Независимость души от своего прошлого физического тела наводит на мысль, что душа, по всей вероятности, не зависит и от будущего тела. Душа для своей эволюции нуждается в физическом теле и социальной личности, они являются ее инструментами деятельности, и она всячески их совершенствует. Если бы душа не нуждалась в теле, зачем ей тогда рождаться в материи? Не проще было бы оставаться в духовном состоянии, не познавать себя, ведь материя этому препятствует? Восток утверждает, что даже боги, живущие в райских обителях, стремятся получить тело земного человека. Высшее «Я» создает не только душу, но дает жизнь и физическому телу, оно ни на мгновение о нем не забывает, контролирует, направляет от рождения до смерти. Но никто не может точно сказать, зачем человек живет на свете, в чем заключается его миссия на земле.

Цель статьи: рассмотреть психологическую взаимосвязь между целями личности и миссией человека в контексте его эволюционного развития. В русской философии всесторонне и глубоко рассматриваются вопросы цели и смысла жизни. Понятие же «миссия» почти не исследовано, но оно имеет свое глубокое самостоятельное значение. М.М. Тареев отмечает, что в человеке различается жизнь душевная и духовная. Жизнь душевная – это лично-человеческая жизнь, отражающая душевные и телесные потребности, стремление к счастью, совершенствованию. Характер этой жизни определяется сознанием личности и выражается в понятиях «мое счастье», «мое совершенство», «мое достоинство» и т.д. Личная жизнь связана с социальной ограниченностью, это мирская жизнь внешнего человека, которая в Священном Писании называется призрачной. Духовная жизнь есть царствование Божие внутри нас, она состоит в том, что воля Божия исполняется людьми[2]. Она определяется как отречение человека от самого себя, от своей эгоистичной личности, от себялюбивого стремления к личному счастью. В. Розанов, анализируя жизнь человека, показывает, что она может быть двоякого рода: бессознательной и сознательной. В основе бессознательной жизни лежат причины, которые направляют деятельность в ту или иную сторону. В рамках границ, установленных этими причинами, сознание выполняет свою служебную роль. Жизнь сознательная управляется целью, сознание в этом случае является господствующим началом, ему принадлежит выбор. В этом случае внешние для человека обстоятельства имеют второстепенное значение. В. Розанов отмечает, что цель деятельности может быть искусственной, принудительной, ибо человек придумывает, изобретает свое будущее и этим искажает свою истинную цель. Три идеи: жизнь, цель, счастье – тесно взаимосвязаны. Под жизнью В. Розанов понимает совокупность внешних и внутренних актов, совершаемых человеком или совершающихся в нем[3]. Под целью подразумевается то, что станет действительным, оно исходит от того, что имеется в настоящем, что уже реально. Под счастьем разумеется удовлетворенность, такое состояние, при котором отсутствует стремление обладать, это покой душевной жизни. В. Розанов отмечает, что счастье не является конечной целью человека, и что для его присутствия должны быть созданы условия, включающие истину, справедливость, сострадание. Идея счастья, по его мнению, не может быть руководящим принципом для человека, «идея счастья не есть верховное объяснение его жизни»[4]. Счастье – это общий термин, в котором слито множество единичных целей, достигая которые человек чувствует себя удовлетворенным. Природа человека духовна, её идеалом является истина, добро и свобода. Вопрос о смысле жизни совпадет с вопросом о цели жизни, отмечает А. Введенский. «Смысл жизни сводится к назначению жизни для достижения абсолютно ценной цели – к тому, чтобы жизнь служила действительным средством для осуществления подобной цели»[5].

Цель – это желаемый образ самого себя в будущем, этот образ придумывает и реализует ум социальной личности. Образ можно строить, можно разрушать, ум от этого ничего не теряет, это его работа, ум – индифферентный инструмент. Ум каждого индивида воспринимает мир субъективно, но чем он выше в своем развитии, тем точнее и адекватнее восприятие внешнего и внутреннего миров, прошлого, настоящего и будущего. Ум, следуя своей природе, направляет усилия на внешние ценности: в науке, искусстве, культуре, политической, социальной или духовной жизни. Целью существования становится всяческое укрепление витального и ментального эго, приобретение материальной, социальной, психологической власти и славы. Постановка целей и их достижение, постоянная ролевая игра разнообразит и продлевает жизнь эго и составляет саму ее суть. Социальной личности нужна цель, чтобы придать себе значимость или возвыситься в глазах других людей. Многообразные цели реализуются посредством создания светских, общественных, политических, социальных, научных, духовных и иных организаций и групп, которые укрепляют силы личности, придают ей величие и славу. Но цели личности далеко не всегда совпадают с целями души, более того, они могут быть в полном противоречии.

Социальная личность – это временное, прижизненное образование, она не имеет истинной цели до тех пор, пока погружена в достижение внешних целей. Её внешние достижения не имеют никакого значения для души. «Ищите и потеряете, не ищите и найдете», – так характеризует жизненный путь человека христианская антропология. Поиск личных целей приводит только к потерям. Если цели личности совпадают с целью души, то энергии человека объединяются, что позволяет в максимальной степени раскрыть свое духовное предназначение и свои таланты. Объединение энергии души и энергии личности придает деятельности человека истинный, творческий и гармоничный характер.

Как осознать и отличить истинную цель от ложной цели? Умение поставить, осознать и правильно выбрать цель своей жизнедеятельности зависит от уровня развития сознания. Чаще всего внимание ума привлекают экономические, научные, технические, производственные, коммерческие, социальные цели и гораздо реже – психологические, нравственные, этические и духовные. Личные цели для индивида дороже общих, и чтобы цели общества стали значимыми, каждый участник должен быть убежден в правильности и значимости этой цели для себя. Долг каждого человека – понять цель жизни и использовать отпущенное ему время для выполнения своих обязанностей, чтобы освятить свое существование.

Цели индивидуального человека нельзя рассматривать в отрыве от его Высшего сознания. Но никому неведома воля Всевышнего, невозможно с полной определенностью предсказать истинную цель человека, нации, человечества. Цели и устремления индивидов бесконечно разнообразны, что порождает разные формы человеческих отношений: от единомыслия, дружбы и сотрудничества до непонимания, противостояния, борьбы и уничтожения. Неверно выбранная цель ведет человека и общество по искаженному пути развития, в результате индивид получает несложившуюся жизнь, организация – социальную несостоятельность, государство – увядание и распад. Подобных примеров великое множество.

В научной литературе в качестве главного действующего лица во внешнем мире чаще всего употребляют понятие «личность». Личность - очень небольшая часть всего человека, в качестве главных инструментов она включает в себя эго, чувства, ум и интеллект. Деятельность обособленной личности направлена на достижение корыстных целей, и чем она активнее, тем дальше она уводит человека от истинной цели. Достигнув цели, человек получает не то, что ему нужно. Появляется новая цель и вся личность устремляется к ней с новыми надеждами, это может продолжаться всю жизнь. Самая заветная (и несбыточная) мечта личности, как конечного и искусственного существа, – овладеть бессмертием. Человек, отождествляя себя с личностью и выполняя ее волю, находится на ложном пути развития. Чтобы найти свой истинный путь ему необходимо прислушиваться не к личности и социуму, но к велению Высшего «Я», т. к. истинная цель человека находится не вовне себя, а внутри самого себя.

Со стороны Высшего «Я» личность представляет собой образование, посредством которого душа преобразует материю и тем самым приобретает опыт в мире форм. Личность формируется с рождением тела, вместе с ним она вырастает, функционирует, стареет и умирает. Каждая последующая личность воплощенной души продолжает набирать опыт земной жизни и передает его душе. Возможны случаи, когда в течение одной земной жизни индивидуальность может «поменять» несколько личностей, при этом происходит быстрое развитие от человека-животного к социальному и интеллектуальному существу и далее к душевно-духовному. В том случае, когда в мир приходит «старая душа», развитие и смена личностей в течение одной жизни происходит ускоренными темпами, человек достигает высоких творческих успехов, гениальности или святости. Душа создает личность (личности) посредством социума, наделяет ее необходимыми качествами для самовыражения и предоставляет относительную свободу. Полнотой свободы обладает только Универсальное Сознание, Высшее «Я». Личность относительно свободна в выборе принятии любой программы развития, но, в конечном итоге, через бесконечную борьбу и страдания, она должна прийти к главному для себя пониманию: без служения и тотальной отдачи своей душе ее жизнь конечна и бессмысленна. Главной целью и смыслом всей жизни человека становится служение Высшему Сознанию, а значит и всему человечеству. Когда личность интуитивно или осознанно следует наставлениям души и выполняет ее миссию, то ее жизненная программа реализуется без задержек. Духовно реализованная личность после смерти тела не исчезает, она сливается с душой, но и на этом этапе эволюция человека не заканчивается. Шри Ауробиндо отмечает, что «истинная цель воплощения души на Земле в том, что она является частицей Божественной Матери и проходит школу Неведения для того, чтобы постичь истинность собственной сути, быть инструментом Божественного Свершения и выполнять свою работу здесь»[6].

По мнению Шри Ауробиндо, конечной целью жизни человека не может быть только здоровое тело, сильная витальность, активный и очищенный ум, – это только средства для более возвышенной цели[7]. Целью не может быть прогресс или накопление знаний, больше удобства и комфорта, более развитая экономика, роскошная жизнь. Эти ценности водят человека по кругу, это путь в никуда. Человек намечает себе ту или иную цель, она также является началом движения к следующему рубежу, лежащему за этим пределом и точкой отсчета к следующей цели и т.д. Этот ряд разворачивается и никогда не прекращается. Истинной целью человека можно считать такое направление силы сознания, которое поддерживает эволюцию всех существ. Ложная цель противостоит эволюционному восхождению сознания, вносит хаос, разобщенность и обособленность. Истинная цель принадлежит воле воплощенной в теле души и эту цель человек должен искать в своей душе, внутри самого себя, а не во внешних достижениях. Эта старая истина не принадлежит какой-либо религии или йоге, но отражает всеобщий духовный поиск человека. В священных писаниях Востока изложены четыре цели человеческой жизни: дхарма (праведность, справедливость), артха (процветание), кама (нравственное желание) и мокша (освобождение)»[8]. Не зная законы эволюции Вселенной и миссию души, невозможно открыть или найти правильный путь и цель земного существования. На вопрос о цели жизни Сатья Саи Баба отвечает: «Необходимо, чтобы вы возвратились в то место, откуда произошли. Поистине, вы должны узнать, что вы – от Бога и вам нужно вернуться назад к Богу»[9]. «Слияние с Богом, единение с Реальностью, или полное отождествление с Богом, – это окончательная цель жизни»[10]. После смерти каждому придется вновь вернуться в материнское лоно и родиться вновь. Это новая жизнь после жизни. Духовный путь целенаправленно ведет к достижению высшей цели, после чего рождение на земле становится необязательным.

Шри Ауробиндо отмечает, что жизнедеятельность человека преследует одну единственную цель: «…делать возможным такой миропорядок, который находился бы под непосредственным контролем Божественного. Именно поэтому божественное Сознание проходит все миры, где царит хаос»[11]. Шри Ауробиндо, характеризуя свою миссию, постоянно повторял, что «наша цель – не деятельность для человечества в обычном смысле слова, а построение жизни на основе Высшего Сознания, более высокого, чем его настоящее невежественное и ограниченное состояние ума, жизни и тела. …Наша первая задача – обрести Бога и положить в основу жизни это осознание»[12].

Душа по своему призванию стремится вывести личность к свободе, к познанию добродетелей, к истинному источнику силы и дать независимость от внешних организаций, низших сил и страстей. Неразвитую личность мало интересует миссия души, она больше расположена к референтной группе, традиции, всему старому, привычному и шаблонному и потому стремится удержаться в этих рамках как можно дольше. Она изо всех сил противится всему новому, смене чувств, привычек, мыслей и самого образа жизни. Душа, напротив, изо всех сил стремится вывести личность к истинной свободе и независимости от иллюзий.

Невозможно понять истинный смысл жизни, если мы не знаем миссии человечества и своей миссии в частности. Понятие «миссия» почти не исследовано в научной, философской и духовной литературе, но оно имеет свое глубокое самостоятельное значение. Миссия (лат. missio, от mittere посылать) понимается как:1) ответственное задание, роль, поручение; 2) представительство во главе с посланником; 3) дипломатическая делегация специального назначения; 4) миссионерская организация. Человек на Земле является посланником, он наделен определенными полномочиями и силами, чтобы выполнить ответственное задание, сыграв при этом определенную роль.

Миссия человечества или отдельного народа вначале открывается пророкам в откровениях, и, как отмечает А.Мень, они становятся первыми, «кому открывается направление и смысл истории»[13]. В мировой истории известно множество имен тех, кто «читал» судьбы людей как открытую книгу. Так в чем же заключается глубинный смысл миссии человека во время его пребывания на Земле?

«Миссия человека отражает первоначальный замысел Творца, разворачивающийся во времени, которому ничто не может помешать » [14]. Человек не может нарушить, изменить или не выполнить закон жизни, т.е. остановить свое развитие. Христианская антропология ясно указывает, что у каждого человека своя миссия, свои цели и задачи,но далеко не все это осознают. Максим Исповедник показывает, что важнейшая миссия человека – исполнить завет Творца, – соединить с Богом все мироздание. В человеке вся совокупность тварного мира должна соединиться и достичь обожения, ради которого и был создан мир[15]. Поучительны в этом плане слова Иоанна Кронштадтского, когда он пишет: Господь знает каждого из нас прежде, нежели мы зачаты во чреве матери и прежде, нежели вышли из утробы матери… Мы определены Творцом каждый на свое место служения[16].

«Особенность миссии в том, что она абсолютно индивидуальна для каждого человека, обязательно выполняется и является сутью движения Универсального Сознания. Характер миссии определяется степенью включенности индивидуального сознания в Универсальное Сознание» [17]. Чем полнее включение, тем более масштабна миссия. Миссия человека – это его роль, функции, совокупность действий и поступков, которые ему предстоит совершить (или не совершить) на Земле. Это в первую очередь обязанности, соблюдение которых приводит к автоматическому выполнению прав. Миссия всегда преследует благие намерения, даже если направлена на разрушение.

Между миссией и кармой человека существует тесная связь. Карма – это вспомогательный инструмент для достижения, выполнения миссии. Карма подготавливает человека к выполнению миссии, делает его мудрее, сильнее, лучше, причем делает это практическим путем. Карма является направляющей силой для выполнения миссии, своеобразной путеводной нитью. Осознанно выполняя миссию, человек практически не подвержен влиянию кармы, она перестает для него существовать.

Миссия человека определяется и зависит от взаимодействия множества структур, формирующих нацию, страну, социум. Она взаимосвязана с законами, существующими на разных уровнях бытия. В большинстве случаев человек совсем не знает своей миссии, но, тем не менее, не зная ее, выполняет. Миссия дается человеку с таким расчетом, чтобы он выполнил ее в любом случае, в ней нет ничего случайного. Для этого он обеспечивается всеми необходимыми внутренними ресурсами, в том числе пространством и временем. Время – субъективная величина, устанавливаемая умом человека, поэтому время (год, день, час) ухода из земной жизни человек устанавливает сам под влиянием всеобщего закона Вселенной – жизни-смерти. В тех случаях, когда человек рано уходит из жизни, его миссия или уже выполнена, или выполняется в момент смерти. Результат миссии в момент смерти направлен не только на самого человека, но и на окружающих его людей с близкими или далеко идущими последствиями. Это своеобразный урок для человека и его окружения.

Человек может отказаться от своей миссии по разным причинам. Но для того, чтобы отказаться от миссии, ее необходимо сначала узнать. Осознание человеком своей миссии происходит на довольно высоком этапе развития, поэтому отказ от ее выполнения – крайне редкое явление. В случае отказа от миссии развитие полностью останавливается. Человек становится ненужным в этом мире, дальнейшая жизнь такого индивида нецелесообразна.

Земная служба человека во имя Единого понимается как миссия. При ее выполнении человек постоянно творит себя и участвует в сотворении мира. Миссия – это процесс внутреннего роста человека, раскрытие его интеллектуальных и духовных сил. Каждая душа стремится передать своей земной личности такие качества, которые способствуют реализации задач, поставленных перед ней Единой Матрицей (Универсальным Сознанием). Миссия имеет смысл, когда она рассматривается в рамках целого в неразрывной связи с Единой Матрицей. «Миссия любого человека – это часть грандиозной миссии Матери, выражающей себя в проявлении Её творческих сил» [18]. Но человек не осознает своего истинного предназначения, у него появляются свои иллюзорные цели, идеалы и идолы, кумиры и авторитеты. Когда человек в своих действиях руководствуется целями социальной личности, он просто теряет время, т. к. перестает видеть истинное положение вещей. В этом случае он становится не более чем марионеткой, управлять таким человеком могут различные силы и факторы.

Всякий человек изначально имеет свою неповторимую миссию. Это зависит от того, что человек сможет сделать в своей жизни. Выполнение миссии имеет свой срок, и как бы человек не хотел, но выполнить её раньше этого срока он не сможет. Не может он её выполнить и позже назначенного срока. Тайное и великое значение миссии состоит в том, что она обязательно выполняется, и при этомв строго назначенное время. Миссия – это обязательное условие появления человеческой души на Земле. Индивидуальному сознанию (душе) необходимы раскрытие, опыт, конкретные действия, практические навыки, для этого она воплощается в материи такое количество раз, сколько ей необходимо. Человеческая жизнь очень коротка, невозможно за одну жизнь усвоить весь объем теоретических и практических умений и навыков, многочисленные науки, овладеть всеми языками, развить все способности, освоить все внешние и внутренние коммуникации. «Миссия человека – это предначертание Истинной Матрицы (Матери, Универсального Сознания) для рабочей матрицы (души) в материальном и социальном поле деятельности, где физическое тело служит материальным воплощением индивидуального сознания»[19].

Каждая душа имеет свою миссию, которая передается личности в форме целевых установок. «Наше существование исполнено сокровенного смысла; наше рождение, наши тяжкие муки и даже наша смерть преследуют особую цель… Ничто во вселенной не является бесполезным; ничто в нашей жизни не бывает напрасным», – пишет Шри Ауробиндо[20]. «Миссия человека – очищение и преобразование материи», – говорит Мать[21]. Она показывает, что у каждого человека есть особая цель, «особая миссия, особая реализация, которая принадлежит только вам, и вы несете в себе все препятствия, необходимые для того, чтобы ваша реализация была совершенной».

Если миссия подразумевает духовное развитие, то это ведет к приближению или даже слиянию с душой. Если миссия не предусматривает духовного развития, то миссия и душа слабо связаны, развитие интеллекта и души могут протекать параллельно друг другу. Если, согласно миссии, человек должен достигнуть единения с душой, то после этого его жизнь протекает осознанно. Если миссией затрагивается только духовное развитие, то интеллектуальное развитие также происходит, независимо от того, занимается ли человек интеллектуальным развитием или нет. Полноценное духовное развитие невозможно без интеллектуального развития. В свою очередь, если миссия затрагивает только интеллект, то возможны следующие варианты. Духовное развитие может затрагиваться или не затрагиваться, это зависит от силы интеллектуального развития. Если интеллектуальное развитие глубокое и разностороннее, то оно все равно рано или поздно приведет к духовному развитию. Если интеллектуальное развитие имеет ограниченный характер, то духовное развитие может и не затрагиваться.

Выполнение миссии происходит в разнообразных видах внешней деятельности, хотя это не является обязательным, но внутренняя деятельность необходима, при этом включаются в действие определенные силы. Между миссией и профессиональной деятельностью существует определенная внутренняя связь. Она заключается в том, что выполнение миссии требует нахождения человека в обществе, например врачи, преподаватели, менеджеры, педагоги и другие специалисты не могут существовать сами для себя. Для того чтобы творить, человек должен иметь творческую профессию, а для того чтобы действовать – конкретную физическую работу.

Связь миссии и деятельности может быть различной, все зависит от того, какая миссия предусмотрена для человека. Может быть так, что внешняя деятельность подготавливает человека к выполнению миссии, или, наоборот, деятельность будет являться миссией. Возможно также, что деятельность вообще не будет связана с миссией. Все индивидуально, здесь не может быть определенных закономерностей. С внутренним преобразованием человека миссия уже связана более тесно, и это является самым важным. Выполнение миссии подразумевает какое-либо внутреннее изменение независимо от того, важная эта миссия или нет, большая она или маленькая. В миссию и программу жизни может входить, например, научная работа, открытие новых законов в какой-либо деятельности, написание новых песен, стихотворений, книг, занятие спортивной деятельностью. Достижение в спорте мировых рекордов в большинстве случаев входит в программу жизни, т.е. человеку было предписано заниматься спортом и установить рекорд. Реже встречается такой вариант, когда мировое достижение – это личное достижение, оно, как правило, случайно, недолговечно, т. к. как носит корыстный характер. Совсем редко встречается такой вариант, когда спортивное достижение входит в миссию жизни. Если достижения направлены на достижение славы, известности, престижа, выгоды, то в них смысла нет. Такие достижения имеют смысл только для самого себя (например, занятия бодибилдингом). Спорт высших достижений имеет смысл только в том случае, когда эти достижения направлены на раскрытие своих глубинных сил с целью самопознания, самораскрытия, самореализации. Физическое развитие имеет свои пределы, оно ограничено законами природы. Возможны случаи, когда человек выходит за рамки физических законов, т.е. психическая энергия может «нарушать» эти законы. Необходимо также учитывать, что физическое развитие может идти как изнутри (занятия йогой), так и снаружи (труд, физкультура, спорт), сочетание этих путей является наилучшим и наиболее гармоничным вариантом.

Беспокойный ум может придумать и придумывает себе собственную цель и может выдавать ее за миссию. Это будут ложные цели и ложная миссия, а значит ложные деятельность, мотивы и потребности. Деятельность личности может совпадать или не совпадать с характером истинной миссии. В первом случае жизнь человека приносит наибольшее удовлетворение, т. к. отвечает миссии, даже если характер миссии и не осознается. Осознанное выполнение миссии делает жизнь человека счастливой и радостной, т. к. он живет в центре любви, а не на периферии, вся его жизнедеятельность пронизана светом Высшего Сознания, где нет места дуальным чувствам. Если же цели личности противоречат миссии, то наступают бесконечные внутренние и внешние конфликты, потеря сил и времени. После выполнения миссии человек становится полностью свободным, и душа вправе решать свою судьбу сама. Если человек осознанно стремится к выполнению своей миссии, и если миссией предусмотрено, что ее можно выполнить раньше, то миссия выполняется, и если физическое состояние позволяет жить дальше, человек продолжает жить, совершенствуя свое духовное и интеллектуальное развитие. Если деятельность носит негативный характер, то душа очень скоро останавливает своего непокорного слугу. Можно считать, что одним из лучших способов продления жизни является осознание своей миссии и тщательное ее выполнение, в этом случае некоторых и даже многих запланированных событий можно избежать или отсрочить их. В новом воплощении душа продолжает реализацию замыслов, очередная миссия и программа могут резко отличаться от предыдущей миссии и программы. Чем ближе к завершению грандиозная миссия души, тем сложнее следующая миссия и программа, тем продолжительнее периоды между ее воплощениями.

Миссией человека наделяет Универсальное Сознание,оно регулирует его жизненный путь. В исполнении миссии человеку с самого начала оказывают помощь многочисленные духовные существа, или космические силы, ибо человек – житель Вселенной. Все боги, как говорится в Упанишадах, живут в человеке, за каждую клеточку тела отвечает определенное божество (сила). Душе как рабочей матрице предстоит раскрыть сознание в самых плотных слоях материи, для чего и создается личность. Личность – рабочий инструмент души в социальном поле земной жизни. Личность не обладает всей полнотой сознания рабочей матрицы, которая в свою очередь не обладает полнотой сознания Истинной Матрицы. Истинная Матрица обладает всей полнотой сознания, но не является его первопричиной, первопричина выше. Нет никакого смысла вмешиваться в структуру и помыслы рабочей Матрицы с более низких слоев сознания, в частности – с уровня ума. Абсурдно программировать деятельность человека целями и задачами социальной жизни или заниматься любым видом самопрограммирования, самокодирования, самовнушения, самогипноза. Это относится и к тем случаям, когда проводится психотерапия или психокоррекция личности, или еще «круче» – «коррекция кармы или судьбы». Вся программа жизни и весь механизм самораскрытия и самоконтроля, необходимые человеку, изначально содержатся в его душе. Нужно не вводить новые программы, «переделывать» и «стирать» старые, а восстанавливать связь личности (ума, эго и интеллекта) с душой при помощи настройки. Для этого нужно полностью довериться сознанию-силе своей души, взывать к Матери и посвящать Ей все свои дела, использовать молитвы, мантры, медитацию, служение, развивать добросовестность, дисциплину, послушание, терпение, любовь, воздержание и другие естественные формы внешней и внутренней деятельности. Рабочая матрица содержит абсолютно все, что необходимо человеку для жизни и эволюции. Чтобы целительная, созидательная сила души развернулась в физическом теле в полной мере, необходимо создавать оптимальные внешние и внутренние условия. Все перечисленные действия укрепляют настройку, т.е. энергоинформационную связь личности и души. Никакие программы, построенные умом человека, не могут превзойти силу творения духа. Но личность, принимая проявления ума и интеллекта за высшие благо, не владея объективным сознанием, в поиске гармонии ставит личные или общественные цели во главу угла и намечает программы по их реализации. Социальная личность своей волей способна изменить первичную программу жизни в любую сторону, но не способна изменить миссию. Человек задерживает свое развитие и других людей посредством введения с благими намерениями жестких целевых установок и программ, путем контроля, кодирования и программирования, авторитарным обучением и воспитанием. Программированное обучение, перепрограммирование, кодирование и декодирование психики, внушение и самовнушение в угоду своему или чьему-то эго носит массовый характер. Все эти виды деятельности относятся к методам манипуляции сознанием. Огромная роль в манипуляции сознанием отводится средствам массовой информации, социальным институтам, образованию и всем организованным формам власти.

Сравнивая природу кармы и миссии, мы видим, что карма – это детерминация далеким и близким прошлым. Понимание миссии умом воспринимается как детерминация будущим. Встреча прошлого и будущего в теле и уме человека, кармы и миссии, порождает текущее настоящее. Целостный человек – это открытая жизненная система в единстве прошлого, настоящего и будущего. В космосе нет времени, прошлого или будущего, есть ритмы и текущее настоящее. Миссия и карма составляют единый закон самодвижения Универсальной Матрицы. Ум человека не способен охватить Единого, он живет в категориях времени. Судьба и миссия человека – это деятельность души и тела в своем единстве, это движение капли Высшего Сознания, уходящего корнями в Абсолют. Индивидуальная миссия и судьба человека есть не просто история жизни биологического тела или личности, это тайна жизни души.

Сама жизнь заставляет человека учиться, она подбирает для него и реализует оптимальные программы обучения. Каждый человек наделен сознанием и может использовать три формы обучения жизни: а) осознанное, б) полуосознанное и в) неосознанное. Для осознанного обучения в школе жизни необходимо обладать широким мировоззрением, хорошо знать природу человека и историю человечества, миссию и программу своей жизни, не путать ложные потребности и мотивы с истинными, владеть методами и средствами для достижения своих истинных целей. Человек должен твердо знать, чего он хочет, как этого добиться, иметь устремление. Необходимо постоянно прислушиваться к самому себе и осознанно контролировать свои действия, чувства и мысли. Став на путь осознанного обучения, человек чувствует себя наиболее гармонично и уверенно, жизнь доставляет максимальное удовольствие. Человека, осознавшего свою миссию, называют посвященным.

Полуосознанное обучение сталкивается с противоречивыми целями и желаниями, методами и средствами, такой человек нуждается в помощи со стороны более опытных людей в форме правильной организованной мотивации. Эта помощь может исходить из разных источников: родителей, других людей, средств массовой информации. Все они могут давать толчок к раскрытию творческих способностей и осознанию себя. Главное, чтобы этот толчок-импульс мог быть воспринят и задействовал скрытые силы-способности человека.

При неосознанном обучении, что свойственно самым ленивым индивидам, сама жизнь постоянно направляет и подталкивает различными способами, чтобы индивид выполнил свою миссию. В этом случае природа, для которой человек становится орудием, уже без всякого его содействия будет руководить им во всех делах, которые ему необходимо выполнить. С уходом в сторону наступает внешний и внутренний дискомфорт, болезни и страдания. Это может служить индикатором того, что путь выбран неверно. Именно в буднях, среди обыденной и ежедневной работы человек осуществляет свою миссию. Миссия служит причиной поиска истины и целенаправленной деятельности. Человек выполняет Высшую Волю, вносит свою толику в эволюцию природы и сознания человечества.

Только тот человек, который осознает себя и свою миссию, способен оказывать действительную помощь другим людям в отличие от тех, кто не знает своего предназначения. Но его помощь будет эффективна лишь в том случае, когда другой человек желает ее принять. Никто насильно не может помочь другому и не имеет права воздействовать даже с благими намерениями. Каждый должен пройти свой путь самостоятельно, у каждого «своя тропа», которая только на время пересекается с другими такими же «тропами». Жизнь и есть Путь. Если помощь оказывает человек с неразвитым сознанием, то нередко оказанная помощь только укрепляет ложное эго обеих сторон и уводит еще больше в сторону от истины.

По естественной природе миссия человека на земле носит духовный, творческий, а не материальный характер, т. к. Дух входит в материю и в жизнь и придает им новое качество – духовность. Миссия человека – одухотворять жизнь, раскрывать сознание, растить качества человечности в человеке, которые выражаются и закрепляются в материальном мире в виде культуры. Миссия направлена на раскрытие интеллектуальных и духовных способностей, построение и осознание внешних и внутренних коммуникаций, формирование объективного восприятия действительности.Миссия человека заключается в том, чтобы постоянно становиться человеком, это не материальный продукт или интеллектуально-эмоциональный след, который человек должен оставить после себя. Человек ни внешне, ни внутренне не является завершенным существом. Природа довела развитие человека до определенной точки, после которой он может эволюционировать самостоятельно. Эволюция человека, по мнению П.Д. Успенского, означает «…развитие определенных внутренних качеств и черт, каковые обычно остаются неразвитыми и не в состоянии развиться сами по себе»[22]. Жизненный опыт показывает, что развитие возможно только при определенных усилиях самого человека и при достаточной помощи тех, кто уже достиг какой-то степени развития и знает путь, методы.

Миссия служит необходимым минимумом, обязательным для исполнения, но можно сделать и гораздо больше. Все зависит от устремленности человека. По мнению Шри Ауробиндо, если человек ставит целью жизни открыть высшую духовную истину, и вся энергия направляется на ее достижение, то он может выйти из жестких рамок кармы, миссии и судьбы[23]. Для этого должны быть отброшены все привязанности: богатство и бедность, радость и страдания, жизнь и смерть, слава и унижение, порок и добродетель, работа и миссия[24]. Привязанность существует и к умственным построениям, интеллектуальным системам, логическим заключениям, религиозным догмам. «Центром всех привязанностей является эгоизм»[25]. Эго держится за любую надежду самомаскировки, но все его старания – это тщеславие и обман. Не имея привязок и обусловленности, человек может сохранить универсальную любовь и быть истинно свободным. Обычно же деятельностью индивида руководят ум и жизненная сила, что входит в структуру личности, а не чистая энергия души, и человек совсем не задумывается о том, что есть Истина, и о том, что он может стать осознанным хозяином своей жизни. Все сомнения, поиски, усилия позволяют человеку самому оценивать ситуации, делать выводы, принимать решения. Наши ошибки такие же учителя, как победы и достижения. Человеку необходим осознанный опыт бытия, а не механическое, роботоподобное существование исполнителя, он должен научиться различать любые мельчайшие нюансы жизни. Когда у человека нет сомнений, нет поисков, а есть бездумный путь, то его энергию могут использовать различные деструктивные сущности для своих целей. Как часто это случается в жизни – мы видим на каждом шагу, сталкиваясь с аномалиями и патологией человеческих проявлений: пьянство, воровство, наркомания, убийства, рэкет, терроризм, многочисленные болезни и многое другое. Выполнение программы и миссии может происходить при самых худших условиях жизни, но при осознанном подходе уровень жизни может быть оптимальным и очень красивым. Сложности и тяготы жизни принимаются как необходимая и временная часть и переживаются гораздо легче. Счастье любого человека – в осознанном выполнении миссии, все несчастья порождаются, когда человек перестает дорожить жизнью и не понимает её важности.

 

Литература

 

1. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Лила кайвалья вахини. – М., 2005. – 64 с.

2. Джордж ван Фрекем. За пределы человека. Жизнь и деятельность Шри Ауробиндо и Матери. − СПб., 1999. – 626 с.

3. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. – СПб., 1999. – 855 с.

4. Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги. Монография. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. – 324 с.

5. Мень А. Сын человеческий. – М.: 1991. – 464 с.

6. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов. Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. – М., 1995. – 234 с.

7. Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо: В 2 т. Т. 1. – СПб., 1994. – 329 с.

8. Сатпрем. Мать. Т. 1. Мать, или Божественный материализм. – СПб., 1996. – 346 с.

9. Сатьопанишад: В 2 КН. / Автор-составитель Анил Кумар Камараджу. – М.: Амрита-Русь, 2005. Кн.2. – 224 с.

10. Смысл жизни: Антология / Сост., общ. Ред., предисл. и прим. Н.К.Гаврюшина. – М., 1994. – 592 с.

11. Успенский П.Д. Четвёртый путь.– М., 1995. Кн. 1. – 382 с.

12. Шри Ауробиндо Гхош. Синтез йоги. – СПб., 1992. – 666 с.

13. Шри Ауробиндо Гхош. Человеческий цикл. Новый век. – Казань, 1992. – 351 с.

14. Шри Ауробиндо. Письма о йоге. – М., 2005. Кн. 1. Ч. 3. – 224 с.

15. Шри Ауробиндо, Мать. В поисках души нетленной. Фрагменты работ. – СПб., – 1997. – 180 с.

16. Шри Ауробиндо. Мать. – М.: 2005. – 510 с.

17. Шри Ауробиндо. Собр. соч. Т. 14. Жизнь Божественная – I. – СПб., – 2005. – 324 с.

 


[1] Шри Ауробиндо. Собр. соч. Т. 14. Жизнь Божественная – I. – СПб., 2005. – С. 89.

[2] Смысл жизни: Антология / Сост., общ. Ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. – М., 1994. C. 87.

 

[3] Смысл жизни: Антология / Сост., общ. Ред., предисл. и прим. Н.К.Гаврюшина. – М., 1994. – С. 26.

[4] Там же С. 41

[5] Там же С. 99

[6] Шри Ауробиндо. Мать. – М.: 2005. – с. 67.

[7] Шри Ауробиндо Гхош. Человеческий цикл. Новый век. – Казань, 1992. – С. 290.

 

[8] Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Лила кайвалья вахини. – М., 2005. – С. 18.

[9] Сатьопанишад: В 2 КН. / Автор-составитель Анил Кумар Камараджу. – М.: Амрита-Русь, 2005. Кн.2. – с. 118.

[10] Там же С. 119.

[11] Шри Ауробиндо, Мать. В поисках души нетленной. Фрагменты работ. – СПб., – 1997. – С. 154.

[12] Пурани А.Б. Вечерние беседы со Шри Ауробиндо: В 2 т. Т. 1. – СПб., 1994. – С.40-41.

 

[13] Мень А. Сын человеческий. – М.: 1991. – С. 25.

[14] Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги. Монография. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. – С. 230.

[15] Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов. Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. – М., 1995. – С. 113.

[16] Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. – СПб., 1999.

[17] Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги. Монография. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. – С. 231.

 

[18] Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги. Монография. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. – С. 233.

 

[19] Корнеенков С.С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги. Монография. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. – С. 237.

[20] Джордж ван Фрекем. За пределы человека. Жизнь и деятельность Шри Ауробиндо и Матери. − СПб., 1999. – 98 с.

[21] Сатпрем. Мать. Т. 1. Мать, или Божественный материализм. – СПб., 1996. – С. 180.

 

[22] Успенский П.Д. Четвёртый путь.– М., 1995. Кн. 1. – С. 18.

[23] Шри Ауробиндо. Письма о йоге. – М., 2005. Кн. 1. Ч. 3. – С. 161.

[24] Шри Ауробиндо Гхош. Синтез йоги. – СПб., 1992. – С. 282.

[25] Там же С. 283.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Причины гипертонической дегидратации | Карлос Кастанеда о паразитах сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.