Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология личности по А. Асмолову




С одной стороны, он утверждает, что психология личности призвана получить «целостную систему знаний» о человеке. «Историко-эволюционный подход в психологии личности позволяет выделить универсальные закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе и тем самым открывает возмож­ность междисциплинарного и внутридисциплинарного синтеза предста­влений о психологии личности». С другой — А. Асмолов подчеркивает, что «человек, будучи „мерой всех вещей", сам не имеет меры, так как в принципе не сводим к какому-либо из измерений, проявляющихся в эволюции природы, истории общества и развития его индивидуальной жизни».

А. Асмолов дает следующее определение личности, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Перспективы для психологии личности - развитие практической психологии, т.е. возможность оказывать реальную помощь людям, в том числе в сложных, кризисных ситуациях, видеть непосредственные результаты своей работы в психотерапии, консультировании, в решении разнообразных практических задач.

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку.

Как и всякая научная теория, теория личности должна отвечать общему методологическому требованию — дать целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности (личности человека), предложить целостную (при ее внутренней дифференцированности) систему знаний, которая содержала бы в себе методы не только объяснения, но и предсказания, возникновения определенных феноменов в определенных условиях и которую характеризовала бы логическая зависимость одних ее сторон от других, принципиальная возможность выведения ее содержания из которой совокупности исходных утверждений. Возникновение теории личности не может быть оторвано от ее эмпирической основы, охватывающей множество накопленных общей, социальной, детской психологии, патопсихологии, психотерапии фактов, добытых экспериментально, но пока еще разрешенных и не обобщенных.

Что же представляет собой теория личности, ее наиболее об­щая модель? Общая модель теории личности, по существу, должна совпадать с определени­ем личности, описывающим ее в системе наиболее существен­ных связей и зависимостей и отвечающим основным общенаучным методологическим принципам: детерминизма, системнос­ти, развития. Тогда теоретическая модель личности должна быть представлена как определяемое активной включенностью в общественные отношения системное качество их субъекта (индивида), имеющее трехзвенную структуру (интра-, интер- и метаиндивидную его репрезентации), развивающуюся в обще­нии и совместной деятельности и ею опосредствованную.

Рассмотрим, в чем здесь проявляет себя следование общена­учным методологическим принципам.

Принцип детерминизма применительно к психологической теории личности ориентирован не только на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию, но и на другие его формы (М. Г. Ярошевский): на системный детерминизм, обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, а также на целевой детерминизм, в соответствии с которым цель определя­ет процесс достижения результата. Представление об активно­сти личности, ее направленности, которое утвердилось в психо­логии начиная со второй половины 30-х годов XX века, создает методологические предпосылки для реализации принципа де­терминизма на уровне категории «психосоциального отноше­ния». В психологии были выдвинуты трактовка детерминизма как действия «внешних причин через внутренние условия» (С. Л. Рубинштейн) и трактовка детерминизма как действия «внутреннего через внешнее» (А. Н. Леонтьев).

Детерминистический тезис о том, что, изменяя в деятельно­сти реальный мир, субъект изменяется сам, что и объясняет личностные трансформации индивида, оказалось возможным распространить и на область межличностных связей, в которых наиболее полно выявляет себя категория психосоциального от­ношения. Так же, как индивид в предметной деятельности изме­няет окружающий мир и посредством этого изменения изменя­ет себя, становится личностью, социальная группа в своей со­вместной социально значимой деятельности конструирует и изменяет систему межличностных отношений и межличностно­го взаимодействия, становится коллективом. Феномены меж­личностных отношений отчетливо это обнаруживают. Так, са­моопределение в отношении задач групповой деятельности складывается как результат активной деятельности по претворению в жизнь поставленных перед ней целей, то есть межличностные отношения преобразуются деятельностью, которая на­давлена вовне на присвоение социально значимого предмета, не на сами эти межличностные отношения.

С позиции детерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловлено социально, хотя сам индивид о6ладает биологическими предпосылками для своего развития.

Принцип развития в психологической теории личности реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности. Таким образом строится представление о социогенезе личности как результирующей взаимодействующих в ней двух противоборствующих тенденций — к сохранению и к из­менению развивающихся социальных систем. Развитие личности в онтогенезе определяется наличием и преодолением про­тиворечия между потребностью индивида в персонализации и способностью посредством соответствующей деятельности быть персонализированным в социальной ситуации развития.

Принцип системности (или системный подход) в составе ме­тодологической модели теории личности позволяет представить ее в качестве целостности, в которой выявляются разнокаче­ственные и разноуровневые связи, как синтез структурно-фун­кциональных и фило-онтогенетических представлений. Этим преодолевается тот подход к личности, который обозначен как «коллекционерский».

Этот принцип не мог быть обнаружен в общих системных представлениях, хотя и не мог быть без них сформулирован. Его следовало открыть в ткани самой психологической реальности. Для этой цели потребовалось: во-первых, преодолеть «птолемеевское» понимание человека в пользу его «коперниканской» трактовки как части социального целого, системы обществен­ных связей; во-вторых, преодолеть гипноз «постулата непосред­ственности». Это оказалось возможным сделать в условиях сис­темного анализа категорий «психосоциальное отношение» и «организм—индивид—личность», осуществленного при сопри­косновении психологической теории коллектива (стратометрическая концепция) и психологической теории личности. Они должны были пересечься и действительно пересеклись в цент­ральном для той и другой теории пункте — в выявлении системообразующего принципа, которым оказался принцип деятельностного опосредствования.

Системообразующий принцип — это тот общий объяснитель­ный принцип, с помощью которого очерчивается и структурирует­ся теория. Методологическая сущность этого принципа при пост­роении теории личности состоит в том, что отношение одного че­ловека к другому, равно как и отношение развития личности к его результату, мыслится через обращение к третьему объекту — предметной деятельности, которая в наиболее развитой своей фор­ме имеет совместный характер, является следствием объединения людей в труде и общении. При этом, оказываясь исходно опосред­ствованными содержанием и организацией совместной деятельно­сти, межличностные отношение и качества развивающейся лич­ности в свою очередь воздействуют на ее процесс и результаты: субъект-объект-субъектные связи выступают в единстве с субъект-субъект-объектными как две стороны одной системы.

Единицами анализа для теории личности могут служить по­нятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «актив­ность», «деятельность», «общение», «группа», «коллектив», «сознание», «развитие» (биогенез организма, биосоциогенез индивида, онтогенез личности, социогенез личности в историко-эволюционном процессе.

Принцип единства, но не тождества основных категорий анализа относится не только к понятиям «индивид» и «личность», но другим составляющим онтологической модели теории личности: личность — индивидуальность, активность — деятельность. группа — коллектив, биогенез — биосоциогенез, онтогенез — социогенез, развитие личности — развитие сознания.От методологических и онтологических подходов создания теории следует перейти к выявлению возможностей, заложенных в ее исходных посылках (постулатах), путем восхождения абстрактного к конкретному и развить систему взаимосвязанных теоретических конструкций (концепций, «теорий среднего уровня»), объединенных и обусловленных рассмотренными методологическими и онтологическими основаниями.Только таким образом можно в рамках выделенных выше исходных тезисов и методологических принципов охватить многообразие эмпирических данных и конкретных методов и методик, относя­щихся к исследуемому предмету — психологии личности, обобщить совокупность утверждений с их доказательствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.