Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решить задачи




Практическая работа № 1

Огл

Подождите, идёт загрузка курса
Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 7. Теории личности. Оценка и сравнительный анализ теорий личности. → Тема 7. Практикум

Тема: Сравнительный анализ теорий личности.

Цель практической работы: Научить студентов дифференцировать теории личности, оценивать теории личности, интерпретировать конкретные жизненные проявления с позиций различных теорий личности.

Ожидаемый результат: Умение дифференцировать теории личности, оценивать теории личности, и адекватно интерпретировать конкретные жизненные проявления с позиций различных теорий личности.

 

Задача 1

 

Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности.

1. Основным источником активности личности является ставшее бессознательным стремление к наслаждению, определяющее всевозможные виды творческой деятельности человека.

2. Основным источником активности является система сознательных мотивов и отношений, сформировавшихся в зависимости от общественных отношений и условий воспитания.

3. Основным источником активности личности являются культурные и социальные воздействия, которые без участия сознания формируют у человека определенные бессознательные побуждения, помогающие ему приспособиться к социальным требованиям.

Укажите, какие из положений, приведенных выше, характеризуют фрейдистское, неофрейдистское, а какие - диалектико-материалистическое понимание источников активности личности.

(Сборник задач по общей психологии / Под ред. В.С. Мерлина. – М., 1974. - №39).

 

 

Задача 2

 

Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждом конкретной ситуации?

 

1. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум весеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

2. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.

3. Некая мать чрезмерно заботиться о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.

4. Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего братца, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет» дышать.

5. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны со стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

6. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.

7. Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.

(Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. - № 281).

 

Задача 3

 

Прокомментируйте следующие фрагменты текста. Представителям каких психологических направлений они могли бы принадлежать?

1. Конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, могут приводить к патологическому поведению в зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования противоречивых желаний в отношении секса и агрессии. Конфликты приводят к развитию болезненных симптомов. Далее, поскольку эти конфликты не осознаются и человек не понимает, что послужило причиной появления симптомов, последние усиливаются, тем самым усугубляя страдания.

2. Поведение рассматривается как проблема. Чтобы объяснить ненормальное поведение, нет необходимости в построении гипотез и тщательном исследовании глубинных, недоступных наблюдению механизмов. Вместо этого следует проанализировать, как произошло научение отклоняющемуся поведению в прошлом и благодаря каким обстоятельствам окружения индивидуума это поведение сохранилось в настоящем.

3. Самоэффективность, или осознание собственной способности выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, является важнейшей особенностью приспособления. Люди, оценивающие сами себя как сильных личностей, ставят перед собой более трудные задачи, затрачивают больше усилий и в результате могут быть более успешными в достижении своих целей.

4. Для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным или наиболее "человеческим" (в истине и красоте).

Задача 4

 

Хьелл Л., Зиглер Д. выделяют следующие критерии оценки теории личности: верифицируемость, эвристическая ценность, экономность, широта охвата, внутренняя согласованность, функциональная значимость.

Оцените наиболее распространенные теории личности по этим критериям. Существует ли теория, которая удовлетворяет всем критериям? Обоснуйте ответ.

 

Задача 5

 

Проанализируйте концепцию развития самосознания Л.А. Зухера. Согласны ли вы с ней? Соотнесите понятие «самости» Зухера с понятиями «самости» и «самотождественности» К. Юнга, с идеями «Я-идентичности» Э.Эриксона. Выскажите предположение, кокой модус является наиболее распространенным в вашем окружении и почему.

Американский социолог Луис А. Зухер-младший считает, что изменениям социальной структуры, характерным для «постиндустриального общества», в сфере индивидуального самосознания соответствует постепенная переориентация со стабильного «Я», где «самость» воспринимается как объект, на изменчивое «Я», понимаемое как процесс. Исходя из анализ эмпирических данных, полученных с помощью теста из 20 предложений, Зухер различает 4 главных типа (модуса) «Я»: физический, социальный, рефлексивный и океанический.

Модус А («физическое Я») – жестокое, центростремительное, обращенное внутрь и замкнутое в себе «микро-Я», основанное на телесных свойствах и ощущениях. Лица, принадлежащие к этому модусу, описывают себя преимущественно в физических терминах, подчеркивая такие свойства, как пол, возраст, рост и т.д.

Модус В («социальное Я») также фиксирует внимание на объективных свойствах, но не физических, а социальных. Его носители описывают себя в терминах своих социальных статусов, ролей, групповых принадлежностей и т.п. Этот модус стабилен, относительно статичен и мыслится как совокупность и некоторый синтез социальных ролей.

Модус С («рефлексивное Я») переносит центр тяжести на субъективный свойства, вкусы и диспозиции, относительно независимые от конкретных социальных ситуаций (типа «я счастливый человек» или «я люблю хорошую музыку»). От отличается текучестью и не зависит от «внешних» социальных ролей, каждая из которых постоянно оценивается личностью, стоящей как бы рядом с ними.

Модус D (океаническое Я») является расширяющимся, центробежным. Это обращенное вовне «макро-Я», основанное на универсальных ценностях, абстрактных идеях, трансцендентных процессах или духовно-мистическом откровении. Поэтому оно и называется «океаническим». Представители этого модуса описывают себя наиболее абстрактно, в суждениях, вообще не подразумевающих какой-либо жесткой детерминации («Я-живое существо» или «Я-песчинка на берегу времени»).

Именно «океанический тип, полагает Зухер, лучше всего отвечает потребностям современного развития; самосознание проходит все 4 модуса, но их соотношение у разных индивидов различно. Зухер предполагает, что это связано также с исторической эволюцией общества». (По И.С. Кону)

(Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. - № 296).

 

Задача 6

 

Прочитайте приведенный текст и постарайтесь найти более глубокую внутреннюю логику связанности чувства юмора и агрессивности. Поясните ответ.

Люди с отменным чувством юмора обычно воспринимаются окружающими как симпатичные, доброжелательные субъекты. Но - внимание! – как оказалось, рядом с «юморным» человеком надо быть предельно осторожным. Немецкие ученые-психологи, проведя специальные исследования, пришли к выводу, что развитое чувство юмора очень часто является надежным индикатором таких черт характера, как…агрессивность, авторитарность и жестокость.

Исследователи протестировали несколько десятков студентов, предлагая им определить свое отношение к специально составленному списку шуток на разные темы. Затем испытуемым вручили кратное описание 25 гипотетических поступков и преступлений, среди которых значились, например, подкуп, фальшивомонетничество, нанесение телесных повреждений, измена родине, лжесвидетельство, кража, убийство, изнасилование…Здесь же была шкала, на которой участники эксперимента должны были отметить наказание, которое они считают справедливым для каждого вида преступления. Разброс – от «выговора» до смертной казни.

Ученые подсчитали результаты и ошалели: чем большим чувством юмора обладали испытуемые, тем более строгого наказания они требовали для преступников! Причем безжалостнее всего были те, кто предпочитал шутки, изложенные понятно и однозначно.

Откуда же такая парадоксальная связь между юмором и жестокостью? Психологи предполагают, что вероятно, у склонных к суровым санкциям людей вообще более выражена потребность к порядку и «структуре». Они не любят неопределенности. Поэтому и шутки предпочитают пресные, как правда. (Ю. Скороходов)

(Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. - № 291).

 

Задача 7

Прочитайте приведенный текст.

Шэрон, придя в лирическое настроение, продолжала:

- Помнишь того психоаналитика, с которым мы встретились несколько лет тому назад, Нелл? Где же это было – ох, на обеде в Белом доме, вспоминаешь? Тот, который сказал, что ему не нравится лечить актрис и актеров? «Продолжаешь с него снимать слой за слоем, всегда надеешься дойти до сердцевины, до реального человека, спрятанного под всеми его театральными обличьями. И когда доберешься до него, что там находишь? А ничего. Никого. Там нет реального человека». Боже, как напугали меня эти его слова, на несколько месяцев, не меньше. Полагаю, именно поэтому теперь я чувствую себя вновь уверенной в себе. Я очистилась от этих слоев. И нашла реальную личность, человеческое существо, мою личностную сущность, себя в себе. И полюбила и стала уважать эту личность (И. Уоллес).

Согласны ли вы с мнением цитируемого психоаналитика об актерах? Есть ли вообще «реальный человек»? Или только идентификационные «оболочки»?

(Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. - № 271).

Задача 8

Проанализируйте приведенные примеры. Какие пути преодоления (компенсации) чувства недостаточности в них упомянуты? Какие другие пути вам известны? Какое значение имеет для А. Адлера факт действительности или мнимости воспоминаний детства?

1. По дороге в школу А.Адлеру, как он пишет, нужно было проходить через кладбище: «Каждый раз я этого боялся и большим неудовольствием наблюдал, как другие дети беспечно шли через кладбище, в то время как я совершал шаг за шагом, исполненный тревоги и ужаса. Кроме невыносимого страха, меня терзала мысль, что я не такой смелый, как остальные. Однажды я твердо решил положить конец этому смертельному ужасу и в качестве средства для этого выбрал «очерствление». Я немного отстал от остальных ребят, положил ранец на землю у кладбищенской стены и пробежал через кладбище раз с дюжину, пока не почувствовал, что овладел своим страхом. Мне кажется, что с тех пор я проходил эту дорогу уже без страха.» Интерпретируя это воспоминание, Дж. Раттнер вводит одно «поучительное дополнение» впоследствии Адлеру удалось установить, что на пути в школу…не было никакого кладбища! (по Е.В. Сидоренко)

2. Всю свою жизнь Стендаль поддерживал свою репутацию дэнди, умного, циничного и непредсказуемого. Сам он называл причиной того, что стал таким завсегдатаем салонов, свое ощущение, что он безобразен, застенчив и неловок. (А. Мерлер)

3. Письменное воспоминание девочки-ученицы третьего класса: «Когда мне было 4 года, я не умела хорошо рисовать. Часто мне хотелось нарисовать человека. Моя мама говорила мне: «Ты делаешь нос похожим на огурец». Я не позволяла себе расстраиваться из-за этого и продолжала рисовать…Когда я все закончила, то показала моей маме. «Теперь уже ты не делаешь носы похожими на огурцы». С тех пор я стала очень хорошо рисовать людей». (По А.Адлеру)

(Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. - № 282).

   
 
   



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.