Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализм и самоуправление народа, Дяченко Владимир кириллович 1 страница




СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава I. Социальное управление: общество и государство
1. Государство и управление в классовом обществе
2. Гражданское общество и государство
3. Необходимость замены буржуазного государства социалистическим государством
Глава II. Диктатура пролетариата и социалистическое самоуправление народа
1. Периодизация процесса развития социалистического общественного самоуправления
2. Диктатура пролетариата: сущность и явление, содержание и форма
3. Диктатура пролетариата и понятия народа и народовластия
4. Единство диктатуры пролетариата и социалистического общественного самоуправления в переходный период
Глава III. Социализм и товарное производство
1. К вопросу о методе исследования производства в "Капитале" К. Маркса
2. Социальное содержание и фетишистский характер товарного производства
3. Марксизм об устранении товарного производства при социализме
4. Миф XX века о необходимости товарного производства при социализме
Глава IV. Исторический опыт социалистического общественного самоуправления в СССР и буржуазная контрреволюция
1. Извращение теории и практики коммунистического общественного самоуправления в СССР
2. Буржуазная контрреволюция как следствие развития противоречий советского общества
3. Диктатура буржуазии и историческая задача обновления России
4. Самоуправление народа и левая оппозиция
5. Самоуправление народа и современная российская социал-демократия
Глава V. Экономические основы социалистического общественного самоуправления
1. Об исходной категории системы политической экономии социализма
2. Противоположность капиталистической частной собственности и общественной собственности на средства производства
3. Тайна "общенародной" собственности
4. Субъекты общественной собственности на средства производства и её формы
5. Социалистическая собственность: общественная собственность на средства производства и индивидуальная собственность на предметы потребления
6. Социалистический способ производства, присвоения и обмена
Глава VI. Единство и многообразие видов или форм социалистического общественного самоуправления
1. Демократический централизм – организационная основа социалистического общественного самоуправления
2. Политическая форма, или вид, социалистического общественного самоуправления
3. Производственное, экономическое, или трудовое, общественное самоуправление
4. Социальное общественное самоуправление
5. Общественное самоуправление в духовной сфере
6. Местное и территориальное общественное самоуправление
7. Общественное самоуправление и национальные отношения
8. Неформальное или клубное общественное самоуправление
Глава VII. Социалистическая перспектива: этапы развития социалистического общественного самоуправления
1. К вопросу о специфике современной практики самоуправления народа
2. Первый этап: общественное самоуправление и установление народовластия
3. Второй этап: общественное самоуправление – орудие построения нового общества
4. Третий этап: социалистическое самоуправление народа и начало отмирания государства

ВВЕДЕНИЕ

Используя знаменитое изречение, можно, сказать: призрак бродит по всему миру – призрак самоуправления.
Право на самоуправление провозглашается в конституциях, его декларируют президенты и правительства, политики разных уровней и рангов, о нем принимают законы парламенты;
в его поддержку и защиту создаются политические партии и общественные движения, обещания его реализации и развития записываются в их программы; его пытаются использовать администраторы разных уровней, и реализуют на практике многие трудовые коллективы и местные общины.
И в каждом конкретном случае понятие самоуправления выступает выражением экономических и политических интересов тех или иных общественных классов, отдельных народов, различных социальных слоев и групп населения, региональных управленческих и национал сепаратистских элит и кланов, групп духовенства и т.д., а также их представлений об управлении общими делами их обществ (по другому можно сказать: их представлении о самоуправлении)..
Из этого обстоятельства вытекают три вывода.
Во-первых, необходимо выяснить, какое государство по самой своей природе может стать реальной формой подлинного народовластия, формой самоуправления народа, при котором только и сможет произойти экономическое освобождение труда, т.е. устранен его наемный характер (Забегая вперёд скажу – социалистическое. При капитализме, взять тоже местное самоуправление – не есть реальная форма подлинного народовластия, форма самоуправления народа).
Во-вторых, необходимо показать общественную форму производства, которая составляет экономическую основу возможности и необходимости утверждения и развития социалистического самоуправления трудящихся (община, коллективы).
И, наконец, надо выявить принципы, которые, с одной стороны, являются теоретическим выражением социалистической самоорганизации и самоуправления общества и, с другой стороны, служат исходными нормами сознательного целесообразного воплощения в действительность социалистического (коммунистического) самоуправления народа в основных сферах общественной жизни: производственной, социальной, политической и духовной (см. работы А. С. Макаренко).
1. Теоретико-методологическую основу решения вышеуказанных задач составляет материалистическая диалектика, разработанная в сочинениях К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина (и А.С.Макаренко).
1.1. Необходимым условием обращения к научному методу выступает освобождение марксизма, всех его составных частей – философии диалектического и исторического материализма, политической экономии и научного социализма (если Вы хотите познать что такое самоуправление, освободитесь), от, с одной стороны, оппортунистических, социал-реформистских и, с другой стороны, вульгарно коммунистических извращений (этого понятия)
1.1.1. В.И.Ленин отмечал, что в различных исторических условиях в учении марксизма на первый план может выдвинуться та или иная его сторона. Опыт строительства социализма в СССР и других странах давно поставил на первый план учение марксизма о подлинном народовластии и адекватной ему экономической основе или иными словами, об общественном коммунистическом (социалистическом) самоуправлении (народовластие и адекватное ему экономическая основа (общественная собственность на средства производства, а не государственная) и есть суть коммунистического (социалистического) общественного самоуправления). Рабочий класс и другие производительные классы, все прогрессивные народные силы, объективно заинтересованные в подлинно социалистическом преобразовании в России, остро нуждаются в действительно марксистском проекте будущего социалистического общества и реальных путей преобразования капитализма в естественно - исторический социализм. Нам представляется, что плодотворной идеей, поворачивающей многогранное марксистское учение в контекст современного мирового развития, является идея народовластия как социалистического (коммунистического) общественного самоуправления.

Глава II. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НАРОДА

1. Периодизация процесса развития социалистического общественного самоуправления

Вопрос о сущности социалистического государства и его механизме тесно связан с учением марксизма о предпосылках, становлении и развитии социалистического общества. Все досоциалистические способы производства, на которых базируются классовые общества, возникали в недрах предшествующих форм производства, на смену которым они приходили. Поскольку утверждение социализма связано с заменой капиталистической частной собственности на средства производства общественной собственностью и уничтожением эксплуатации человека человеком, то социалистический способ производства по самой природе капитализма не может возникнуть в его недрах. В капиталистическом обществе могут появиться лишь материальные и иные предпосылки социализма.
(Главная из них заключается в том, что) процесс превращения капиталистического общества в социалистическое предполагает изменение соотношения между стихийным (естественным, не зависимым от воли людей) и сознательным началами развития общества. То есть неизмеримо возрастает роль субъективных факторов в истории. Марксизм установил, что чем глубже объективно назревшее преобразование, тем более широкие массы выступают его сознательными творцами» (объективно назревшее преобразование. Сознание широких масс о необходимости замены капитализма социализмом ну никак не хочет появиться из их сознания же. Оно хочет, чтобы объективная действительность хлопотала об этом. То есть оглядываясь вокруг всё бы говорило мне, что такой капитализм мне не нужен, как бы с кем бы его уничтожить).
Развитие развития социалистического общественного самоуправления трудящихся произойдет в три этапа (см. Маркс, "Критика готской программы" (1875))

Первый этап развития социалистического общественного самоуправления трудящихся

(Если широким массам нужно увидеть как «верхи не могут управлять по старому», то совсем другое задание тов. Дяченко дает революционному пролетариату:). В борьбе за социализм перед рабочим классом, …встают задачи целенаправленной классовой самодеятельности, социалистической самоорганизации и самоуправления (не дожидаясь, когда капитализм сам зайдет в экономический, финансовый или же политический кризис).
Для этой цели рабочий класс в ходе классовой борьбы формирует свой авангард: пролетариат создает свою политическую партию. И партия (блок партий) сама показывает пример высшей формы политической самоорганизации и самоуправления.
Главная её роль - организационное, политическое и идейном развитие рабочего класса и его союзников. Для этого она организует массовое рабочее движение за свои коренные классовые интересы. Важно чтобы при этом рабочее движение было организовано в коллективы (см. методику у А. С. Макаренко)

Первый этап завершается установлением власти рабочего класса - диктатуры пролетариата.

Второй этап. Прежний государственным механизм угнетения людей труда заменяется механизмом общественного самоуправления трудящихся. Главная историческая задача этого этапа состоит в том, чтобы новое государство, используя рациональные элементы организации и управления капиталистического общества, в том числе опыт политических компромиссов, обеспечило утверждение и развитие социалистического общественного самоуправления трудящихся во всех областях жизни общества, прежде всего в процессе превращения и капиталистического способа производства в социалистический, и многоукладной экономики в социалистическую (Методика Макаренко по организации коллективов в национализированных предприятиях поможет это сделать). На этом этапе государство создает условия своего собственного отмирания.

Третий этап. Общественное самоуправление трудящихся будет господствовать во всех сферах общественной жизни и совершенствоваться на собственной экономической, политической и организационной основах и всеобъемлющих социалистических отношениях. Начнется исторический процесс отмирания социалистического государства.

2. Диктатура пролетариата: сущность и явление, содержание и форма

В марксистской литературе термином " диктатура " обозначаются, во-первых, политическое господство какого-либо класса в антагонистическом обществе и, во-вторых, ничем не ограниченная государственная власть, опирающаяся на вооруженную силу господствующего класса, особый способ осуществления государственной власти.
Как политическое господство того или иного класса, диктатура является универсальным явлением общества с антагонистическими противоречиями независимо от форм проявления и способов осуществления власти. Ленин отметил, что "диктатура одного класса является необходимой... для всякого классового общества вообще" (2, т. 33, с. 35). Так, всякое современное буржуазное государство есть диктатура буржуазии, диктатура меньшей части общества над огромным большинством народа. Осуществляется она в различных формах и различными способами, – от открытого вооруженного насилия над трудящимися, фашистской диктатуры, до самих развитых и благопристойных форм буржуазной демократии. Следовательно, как политическое господство того или иного класса, диктатура может реализовываться без диктатуры как особого способа ее осуществления.
(Чтобы разобраться в окончательном выводе этого пункта, гласящего, что в научной теории социализма четко проводится различие между диктатурой пролетариата, как сущностью политической надстройки переходного периода, и конкретно-исторической политической системой народовластия, как явлением, имеющим конкретное содержание и форму прочтите далее:)
Понятие диктатуры в первом значении (политическое господство) есть научная абстракция, отражающая один иззаконов антагонистического общества – закон обратного воздействия политическо-юридической надстройки на гражданское общество и общество в целом (в гл.1 мы видели прямое действие). Постигается он не эмпирическим наблюдением, а теоретическим мышлением. Вслед за Марксом и Гегелем Ленин отмечает: "...закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений, мира" (2, т. 29, с. 136). Познание это происходит путем рассматривания явлений и выявления в них сущности явлений. Закон диктатуры, политического господства какого-либо класса в классовом обществе открыт путем рассматривания всей истории человечества.
Понятия "диктатура буржуазии" и "диктатура пролетариата" – более конкретные абстракции. Они выражают соответственно господство буржуазии при капитализме и господство народа во главе с рабочим классом в период перехода от капитализма к социализму, выражают классовую сущность их власти.
Сущность, как категория диалектики, соотносится с категорией явления. Они всегда неразрывно связаны между собой, предполагают друг друга. Ленин отмечает: "Сущность является. Явление существенно" (2, т. 29, с. 227). Сущность – часть явления, составляет его глубинную основу. Формирует внутреннюю организацию материального образования, определяет основные черты и тенденции его развития. В рамках общего движения познания от явления к сущности имеет место также закон познания, состоящий в том, что на основе уже познанных законов внешнего мира сначала может открываться некоторая сущность, а затем и явление, через которое сущность проявляется. Когда постижение абстрактным мышлением сущности дополняется познанием явления, то сущность развертывается в многогранное содержание, а явление обретает определенную форму. Так, в октябре 1917 года в России диктатура пролетариата была установлена в форме Советской власти, власти Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (власти общих собраний на заводах, фабрик. Тут ни о каких профсоюзах и речи нет. Их нет. Есть диктатура пролетариата на заводе).
В XX веке буржуазная и социал-демократическая идеология и пропаганда делали и делают все возможное для того, чтобы в массовом сознании населения всего мира дискредитировать идею диктатуры пролетариата. К сожалению, теория и практика строительства социализма в СССР и других странах дали веские основания для того, чтобы представить идею господства рабочего класса, народовластия в извращенной форме. Научная абстракция диктатуры пролетариата была сведена к идеологии и практической политике партгосноменклатуры.
Это обстоятельство способствовало тому, что в буржуазном сознании диктатура пролетариата представляется не как сущность народовластия, проявляющаяся через социалистическую демократию переходного периода, демократию для огромного большинства населения, а только как особый способ осуществления власти: гражданская война, репрессии в отношении населения и т.д. Одним словом, диктатура пролетариата отождествляется с методом насильственного построения социализма, трактуется как способ социалистических преобразований без социалистической демократии. С другой стороны, понятие демократии вообще превратно ассоциируется с лицемерной буржуазной демократией без ее классовой сущности – диктатуры буржуазии
Итак, в научной теории социализма четко проводится различие между диктатурой пролетариата, как сущностью политической надстройки переходного периода, и конкретно-исторической политической системой народовластия, как явлением, имеющим конкретное содержание и форму. Анализ этих последних предполагает выяснение марксистской концепции народа и народовластия.

3. Диктатура пролетариата и понятия народа и народовластия

Среди современных деятелей революционного крыла коммунистического и рабочего движения немало людей, которые, решительно отстаивая идею диктатуры пролетариата, с определенным сомнением или даже отрицательно относятся к употреблению слов: "народ" и "народовластие". Их использование считают отступлением от классового пролетарского принципа. С другой стороны, представители оппортунистической тенденции в коммунистическом движении действительно используют эти слова, особенно "народовластие", для прикрытия оппортунистического приспособления к буржуазной диктатуре. Поэтому крайне актуально хотя бы в самых общих чертах раскрыть связь понятия диктатуры пролетариата с марксистскими понятиями народа и народовластия.
Термин "народ" употребляется в нескольких значениях. Во-первых, в широком смысле слова он обозначает все население определенной страны. Во-вторых, им обозначаются различные этнические общности: племя, народность, нация. В процессе строительства социализма в СССР начала было складываться новая историческая общность людей – советский народ. В-третьих, в научно-социологическом смысле это "социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований. Народ – подлинный субъект истории; его деятельность создает преемственность в поступательном развитии общества" (3, т. 17, с. 254; т. 20, с. 395). Распространив материализм на область общественных явлений, марксизм впервые раскрыл место и роль народа, народных масс в истории (см.: 2, т. 26, с. 57-58).
В качестве социологической категории понятие народа обозначает историческое изменение социальной структуры общества. Важнейшим критерием, позволяющим в состав народа включить те или иные классы и социальные слои на любом историческом этапе, выступает их объективно обусловленная заинтересованность и способность в разрешении задач прогрессивного развития. В ходе истории классовый состав народа изменяется. На всех ее ступенях основу народа, его большинство составляют трудящиеся массы – главная производительная сила общества.
В классовых формациях народ включает в себя слои населения с весьма различными и даже противоположными интересами. В состав народа не входят господствующие эксплуататорские классы и социальные слои, ведущие реакционную антинародную политику. Маркс, Энгельс и Ленин много писали о "народе", о его суверенитете. Но при этом они беспощадно боролись против мелкобуржуазных иллюзий о единстве "народа", об отсутствии классовой борьбы внутри народа. "Употребляя слово: "народ", – писал Ленин, – Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию" (2, т. 11, с. 124).
Марксизм проводит различие между революционной частью народа, которая сплочена идейно и организационно и способна вести борьбу за решение назревших прогрессивных задач, и теми народными массами, которые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но по своей классовой незрелости не принимают активного участия в политической борьбе.
В современной левой печати приводятся данные о социальной структуре российского общества в конце XX века.До 10% самодеятельного населения составляют собственники целых отраслей хозяйства, крупных предприятий, банкиры, элитная интеллигенция, главари криминальных структур, а также часть средней буржуазии, высшее офицерство и чиновничество, крупные руководители производства. Естественным и неизбежным антагонистом класса "новых русских" становится современный пролетариат: квалифицированные индустриальные рабочие и массовая, трудовая интеллигенциясвыше 25 миллионов человек. Между ярко выраженными социальными полюсами находится, прежде всего, низший слой средней и мелкая буржуазия (12-13%). Эти социальные слои остаются сегодня социальной и политической опорой буржуазного строя. Почти половину (вторая половина) экономически активного населения составляют полупролетарские и маргинальные слои: массовые профессии торговли и сервиса, мелкие служащие, работники низкой квалификации, лица без профессий, безработные и др. Эта часть населения – наименее социально и политически активна. За нее борются все политические силы России. Столь пестрая социальная структура требует от коммунистов особого подхода к каждой группе населения.

В специфических современных условиях России, поскольку речь идет о возрождении страны как экономически и политически независимого государства, понятием народа охватываются все некомпрадорские слои населения. В плане же разрешения прогрессивных социально-экономических и политических задач российский народ составляют классы и социальные слои, которые объективно заинтересованы в том, чтобы выход из глубочайшего системного кризиса был сопряжен с созданием объективных и субъективных предпосылок социализма и переходом на путь революционного превращения капитализма в социализм.
Из марксистского понятия народа следует, что переход общества на социалистический путь развития предполагает установление подлинной власти народа, или народовластия. Власть такого народа и есть диктатура пролетариата.

Тут же возникает вопрос: в достаточной ли мере в ряды современного пролетариата, полупролетариата, всех трудящихся внедрено социалистическое сознание, чтобы социалистическая идея превратилась в материальную силу, утверждающую народную власть?
Для обоснованного ответа на этот вопрос вспомним важное высказывание Ленина: "...Мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает" (2, т. 45, с. 112). Сегодня эта ленинская мысль наполняется следующим содержанием: современный пролетариат, люди труда, массы трудящихся пойдут за коммунистами только тогда, когда последние правильно выразят то, что народ инстинктивно сознает. Для этого они должны руководствоваться подлинно марксистской теорией.
Между тем политики и идеологи левого крыла коммунистического движения, не понимая марксистского содержания слов "народ" и "народовластие", остерегаются использовать их в своих программах и пропаганде. Они зациклились на государственно-бюрократической, номенклатурной абсолютизации насильственной функции диктатуры пролетариата. Это отталкивает от них передовых рабочих, народную интеллигенцию и просто здравомыслящих людей. С другой стороны, деятели оппортунистического крыла коммунистического движения, широко используя эти термины, игнорируют их марксистское содержание. И широкие массы трудящихся сознают это.
Сегодня важно в работах классиков марксизма выявить внутреннюю связь между понятиями диктатуры пролетариата, народа, народовластия и самоуправления народа (см. п.4). Это позволяет глубже осмыслить опыт борьбы рабочего класса, народных масс за социализм в XX веке. Современная научная теория социализма призвана выявить адекватный идее диктатуры пролетариата специфический способ существования новой власти,который (способ) только и делает ее подлинно пролетарской диктатурой в самой действительности.

4, Единство диктатуры пролетариата и социалистического общественного самоуправления в переходный период

Опираясь на открытые ими законы общественного развития, Маркс и Энгельс в "Манифесте коммунистической партии" (1848) обосновали необходимость завоевания политической власти рабочим классом для построения нового общества.
Позже, анализируя классовую борьбу во Франции в середине XIX века, Маркс выработал понятие "диктатура рабочего класса (пролетариата)". Оно выражает сущность новой власти, которая только и может обеспечить переход общества от капитализма к социализму. Впервые этот термин был употреблен в работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г." (см.: 1, т. 7, с. 31, 91). Но ответ на вопрос о том, чем следует заменить буржуазную государственную машину, Маркс не мог дать без соответствующего опыта борьбы рабочего класса. Ленин отмечает "Не вдаваясь в утопии, Маркс от опыта массового движения ждал ответа на вопрос о том, в какие конкретные формы эта организация пролетариата, как господствующего класса, станет выливаться, каким именно образом эта организация будет совмещена (выделено нами – В. Д.) с наиболее полным и последовательным "завоеванием демократии" (2, т. 33, с. 40). Слова во вторых кавычках взяты Лениным из коммунистического "Манифеста" (1, т. 4, с. 446).
Необходимый материал для теоретического осмысления содержания и формы диктатуры пролетариата Марксу дал опыт Парижской Коммуны…
Советское обществоведение безусловно приняло марксистский вывод о необходимости замены буржуазной диктатуры диктатурой рабочего класса (пролетариата). Но, к сожалению, в послеленинский период предано забвению учение Маркса, Энгельса и Ленина о 1. способе совмещения идеи диктатуры пролетариата и его политической организации с наиболее полным завоеванием демократии. Как показала практика Коммуны, таким способом является социалистическое общественное самоуправление народа.

1.1 После социалистической революции принципиально меняется отношение между государством и обществом. В управление общими делами вступает само общество в лице рабочего класса, всех трудящихся, народа (макаренковские коллективы на производстве, учреждениях, общественных организациях). Оно воздействует на самого себя с целью преобразования всех сфер жизнедеятельности людей в соответствии с назревшими потребностями прогрессивного развития, поддержания режима деятельности по реализации программы построения социально справедливого общества, упорядочения, сохранения и совершенствования качественной специфики процесса преобразования капитализма в социализм. Создаваемое рабочим классом и его союзниками новое государство, – по своей сущности диктатура пролетариата, – выполняет волю общества в области государственного управления. Оно становится слугой народа, огромного большинства населения страны, органом народовластия, организацией самоуправления народа.
Это совершенно новое в истории отношение общества и государства и вытекающее из него управление Маркс обозначает понятием самоуправление народа. Он пишет: "Достославный английский наемный писака сделал блестящее открытие, что Коммуна это не то, что мы обыкновенно разумеем под самоуправлением. Конечно, это не то... Это народ, действующий сам и для самого себя " (1, т. 17, с. 525).

1.1.1. Коммуна, как форма диктатуры пролетариата. Как форма диктатуры пролетариата, Коммуна образовалась из выбранных всеобщим избирательным правом по различным округам Парижа рабочих или признанных представителей рабочего класса.
1.1.1.1 Первыми ее мерами были замена постоянного войска, защищающего интересы эксплуататоров, вооруженным народом и
1.1.1.2. Полная выборность и сменяемость всех должностных лиц.
1.1.1.3. Это означало замену старых учреждений принципиально новыми учреждениями, замену буржуазной демократии демократией пролетарской.
1.1.1.4. Высшей формой самоуправления городов в рамках всей страны есть - правительство рабочего класса.Противопоставляя Коммуну империи, Маркс пишет: "В своем наиболее простом понимании Коммуна означала прежде всего предварительное разрушение старой правительственной машины в ее центральных пунктах, в Париже и в других больших городах Франции, и замену ее подлинным самоуправлением (выделено нами – В. Д.), которое в Париже и больших городах, являющихся социальным оплотом рабочего класса, было правительством рабочего класса " (1, т. 17, с. 601). Заметим, что подлежащей разрушению старой государственной машине Маркс противопоставляет "подлинное самоуправление" рабочего класса через свое правительство.
1.1.1.1.1 Некоторые марксистские писатели считают, что положение Маркса о замене постоянной армии вооруженным народом ошибочно, не выдержало проверку временем. С этим согласиться невозможно. Во-первых, следует учитывать, что в конкретно-исторических условиях сущность диктатуры пролетариата может выражаться в неодинаковых явлениях. Во-вторых, главное состоит в том глубоком содержании, которое выражается в рассматриваемой формуле. Это необходимость удешевления государственного аппарата, разрушения старой чиновничьей системы, отнятия военной опоры у эксплуататорских классов и создания военной опоры народа. Идея всеобщего вооружения народа означает действительную замену буржуазной диктатуры подлинным самоуправлением рабочего класса, всех трудящихся. Опыт СССР и других стран, строивших социализм, негативным образом – контрреволюционным буржуазным переворотом – подтвердил правильность идеи, выраженной в положении Маркса.
1.1.1.5. Установление коммунального строя и во второстепенных центрах: в городах, райцентрах, деревнях и в самих трудовых, учрежденческих и общественных организациях. Организационная форма Парижской Коммуны, по замыслу коммунаров, должна была стать первичной единицей национальной организации Франции. "Если бы коммунальной строй установился в Париже и второстепенных центрах, – отмечает Маркс, – старое централизованное правительство уступило бы место самоуправлению производителей и в провинции. В том коротком очерке национальной организации, который Коммуна не имела времени разработать дальше, говорится вполне определенно, что Коммуна должна была стать политической формой самой маленькой деревни" (1, т. 17, с. 343).
То есть организация всей страны стала бы целостной системой самоуправляющихся коммун!. Единство буржуазной нации обеспечивается централизованной государственной властью, которая стремится стоять над нацией и является "паразитическим наростом" на ее теле. Национальная коммунальная система сделала бы единство нации действительностью (см. 1, т. 17, с. 344 социалистическое самоуправление в трудовых коллективах происходит в процессе замены формы диктатуры партаппаратчика, партноменклатурщика директора предприятия – единоначальника диктатурой сначала Совета коллектива (совет бригадиров) - тех людей, которые готовы довести дело революции до победного конца. Потом, когда эти бригадиры обрастут в своих бригадах такими же как и они сами элементами, способными довести дело революции до победного конца власть, диктатура пролетариата передается общему собранию трудового коллектива. И процесс этот пойдет сразу же после Великого Октября. Процесс этот не одного дня. Пройдут годы. Ибо и среди членов трудового коллектива много людей типа того, как сказал Дяченко В. К, "которые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но по своей классовой незрелости не принимают активного участия в политической борьбе").
1.1.1.5.1. Самоуправленческий характер Коммуны Маркс раскрывает через ее отношение к функциям буржуазного государства как органа угнетения трудящихся. "Задача состояла в том, – пишет он, – чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой правительственной власти, ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы стоять над обществом, и передать действительным слугам общества" (1, т. 17, с. 344).
1.1.1.5.2. Глубоко прозорливая мысль Маркса состоит в том, что новая, народная, власть должна выполнять только те правомерные функции, которые вытекают из системной природы современного общества,
1.1.1.5.3. и, во-вторых, функции эти должны выполняться ответственными работниками под контролем самоуправляющегося общества. Этот аспект научного коммунизма после Ленина оказался прочно забытым людьми, считающими себя верными марксистами-ленинцами.
1.1.1.5.4. Особого внимания заслуживает трактовка Марксом роли Коммуны в экономическом освобождении труда.Коммуна "была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда. Без этого последнего условия коммунальное устройство было бы невозможностью и обманом. Политическое господство производителей не может существовать одновременно с увековечиванием их социального рабства" (1, т. 17, с. 346). Это закон, по которому пролетарская власть должна создать необходимые условия экономические для развития труда. И одновременно гениальное предостережение для советских, да и не только для советских, коммунистов: без создания подлинно социалистического способа производства пролетарская власть обречена на гибель. Предостережение это остается невостребованным по сегодняшний день.
1.1.1.5.5. Буржуазия не позволила Парижской Коммуне реализовать ее начинания. Но цели и задачи ее деятельности очевидны. Маркс резюмирует перспективу ее развития так: "Отдельные меры, предпринимавшиеся ею, могли обозначить только направление, в котором развивается управление народа посредством самого народа" (1, т. 17, с. 350). Самоуправление рабочего класса и ставших под его знамена народных масс в соответствии с объективными историческими законами развивалось в направлении к естественноисторическому социализму.
Восстановив в работе "Государство и революция" истинное учение Маркса и Энгельса о государстве, Ленин тем самым восстановил учение марксизма о диктатуре пролетариата как действительном самоуправлении рабочего класса и его союзников. Марксовому анализу опыта Парижской Коммуны и его значению для мирового пролетариата, для революции 1917 года в России посвящена третья глава ленинской работы. В отличие от Маркса, который анализировал опыт Парижской революции, не будучи непосредственным участником событий, Ленин анализирует социалистическую революцию в России и начало социалистических преобразований в роли руководителя пролетарской партии большевиков. В новых исторических условиях идея самоуправления народа получает дальнейшее развитие (Надо упомянуть и «Очередные задачи Советской власти», 1918 г.). Саму пролетарскую партию Ленин рассматривает как высшую форму самоорганизации и самоуправления рабочего класса, народа, а ее деятельность – как деятельность прежде всего той части рабочего класса, которая сознательно реализует меры социалистического характера.
1.1.1.5.5.1. После революции главным в этой деятельности он считает организацию контроля за производством и распределением и учета труда и продуктов рабочими, всем народом. Через все ленинские работы революционного периода красной нитью проходит мысль высказанная еще до революции: "Если действительно все участвуют в управлении государством, тут уже капитализму не удержаться" (2, т. 33, с. 100).
В понимании классиков марксизма политическая форма самоуправления народа должна получить адекватную основу в области материального производства, в отношениях собственности, в организации производства и его управлении. При рассмотрении экономической основы самоуправления трудящихся, прежде всего встает вопрос об отношении социализма и товарного производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.