Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская модель человековедческой подготовки менеджеров




В наше время актуальной является проблема всеобщей управленческой подготовленности россиян. И прежде всего признание ее полезности, как утверждал М. Вебер, в формировании у людей необходимого для конкурентной экономической жизнедеятельности адекватного ей "строя мышления". Опыт развитых экономически стран свидетельствует, что уровень развития менеджмента и широта охвата его познания людьми имеет непосредственное отношение к их достижениям в области научно-технической и потребительской.

Каждый выпускник вуза, даже если он не будет заниматься управленческой деятельностью, все-таки должен быть подготовлен к работе с людьми. Арнольд Тойнби утверждает, что время, в течение которого человечество стало способно создавать цивилизацию, составляет лишь 2% от времени существования человека на земле. Однако за столь короткий исторический срок люди сумели добиться весомых технических и экономических, но менее выразительных социальных результатов. Историческая дистрофия последних является причиной неэффективности использования человеческих достижений в области техники и экономики в благоустройстве общественной и личной жизни людей.

Именно поэтому следует улучшить человековедческую подготовку молодых специалистов в стенах высших профессиональных учебных заведений. Дипломированные специалисты должны прекрасно разбираться в формальных и неформальных отношениях, морально-психологическом климате, духовных ценностях людей, эргономических и гигиенических условиях их трудовой деятельности и т.д.

Соблюдение антропологического подхода в профессиональной деятельности любого специалиста является актуальной жизненной необходимостью. От разумного использования данного подхода в значительной мере зависит успех реализации в широкой практике достижений современного научно-технического прогресса и их экономическая целесообразность. Как свидетельствует практика, человековедческая компетентность имеет непосредственное отношение к утверждению служебно-личностного статуса выпускника вуза в деловом социуме.

Чтобы общество стало цивилизованным, писал А. Смит, необходимы мир, терпимость в управлении и легкие налоги. Управление является одним из определяющих условий построения цивилизованного общества. Древнекитайский мыслитель Конфуций утверждал, что для управления государством нужны хлеб, вооружение и доверие народа к правителю. По его мнению, отказаться можно от всего, кроме доверия. Руководитель должен не только обладать привлекательными для людей качествами, но и умением общения с ними. Понимая это, еще древнеримский философ Сенека задумал создать особый свод знаний по искусству руководства душой человека, дав ему название - психагогика. Это была первая попытка по созданию концепции человековедческой компетентности управленцев.

Чтобы практически так действовать, менеджеру полезно владеть набором человековедческих технологий:личного обаяния, самосбережения здоровья и душевного оптимизма, упреждения и преодоления конфликтов, индивидуальной работы с личностью, "конструирования" социума, выявления профессиональной пригодности менеджера, стимулирования делового честолюбия.

В авторской трактовке данная концепция состоит из двух составных частей: человековедческая образованность и человековедческая технологичность.

Человековедческая образованность менеджера - это система антропологических знаний, осознанных и ставших словесно-образной базой его менталитетной деятельности. Человековедческая образованность является важным условием самопроявления интеллектуально-творческого потенциала персонала управления.

Каковы составляющие данного информационного продукта? В качестве таковых можно представить следующие теоретико-прикладные знания:

  • управленческая психология;
  • управленческая педагогика;
  • управленческая этика;
  • управленческая социология;
  • управленческая конфликтология;
  • управленческая риторика;
  • управленческая ортобиотика;
  • управленческая имиджелогия.

Если принять во внимание, что информационный тезаурс названных восьми теоретико-прикладных дисциплин включает в себя примерно более шестидесяти различных научных направлений, то не вызывает сомнения реальность и полезность освоения этих знаний менеджером.

Чем значительнее научно-технические характеристики производства, тем ярче обрисовывается роль людей, в нем участвующих. Рост фондовооруженности рабочих мест, увеличение инвестиций в личностное и профессиональное совершенствование кадров - объективизируют необходимость гуманизации труда. Это одна из антропологических закономерностей развития экономики, перевода ее в цивилизованное состояние.

Человековедческая технологичность менеджера - это совокупность умений, благодаря которым имеющиеся и получаемые антропологические знания опредмечиваются в его практических действиях. Например, в виде сбора информации, аналитической деятельности при принятии управленческого решения, футурологического проектирования, эффектного делового спича, волевых и душевных умений, которые выражаются в четкой организации труда, продуктивном использовании рабочего времени, стрессоустойчивости и постоянном оптимизме.


 

"Кто любит цветы, тот не может быть злым" - гласит венгерская пословица. Ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном посреди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем... Проверьте себя: нечто подобное вам свойственно?

Повышая требования к человековедческой образованности, надо постоянно помогать всем желающим осваивать теоретические знания, практически их использовать. Сила образованности не в том, что она составляет информационное достояние личности, а в том, как воздействует антропологическое знание на самого менеджера, насколько оно помогает ему совершенствовать трудовую деятельность, облагораживать окружающую среду, как природную, так и социальную.

Умение мастерски использовать в управленческой деятельности представленные человековедческие технологии гарантирует менеджеру удачливость в проявлении своей антропологической ориентации. Овладение данными технологиями совсем не исчерпывает наукоемкость человековедческой компетентности менеджера. Однако они составляют ее теоретико-прикладную основу, на которую можно с успехом надстраивать другие антропологические приобретения менеджера.

В.И. Вернадский писал: "Проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания". В качестве таковой новой области научно-прикладного знания выступает управленческая антропология. Ее главное предназначение - "вмонтировать" антропологический подход в менталитет современного менеджера, чтобы он стал основой его профессионального мировоззрения, исходной концептуальной позицией его управленческой деятельности. Как уже отмечалось, управленческая антропология - это интеграция гуманитарных, естественных, экономических, искусствоведческих и других дисциплин, из которых изъяты те знания, которые позволяют менеджеру быть гуманистичным, обаятельным, лидером в деловом социуме, обладающим мощным авторитетом.

"Управленческая антропология" по своему информационному объему больше "Управленческой гуманитарологии". Прежде всего из-за широкого использования в первой данных из области физиологии, эргономики, медицины, геронтологии, ортобиотики, маркетинга, политической экономии и имиджелогии. Благодаря этим знаниям менеджер может овладеть не только логикой "мертвого тела", но и логикой "живого тела", обрести вкус к вдохновенной мыслительной деятельности, несмотря на неизбежные трудности своей профессиональной деятельности, не погасить в себе чувства доброты и благородства.

С появлением товарно-денежных отношений возникла система юридических норм, которую римляне назвали гражданским правом. В европейских странах в его основу положен французский гражданский кодекс ("кодекс Наполеона"), ставший тем сводом законов, который лежит во всех новых модификациях гражданского законодательства многих стран мира. В настоящее время в них действует более тысячи законов и еще более подзаконных актов, регламентирующих самые разнообразные виды хозяйственной, банковской, социальной деятельности. Менеджер может оказаться в затруднительном положении из-за отсутствия определенных правовых знаний. В последующем автор предусматривает введение в "Управленческую антропологию" специального раздела по правовой подготовке менеджера как составной части его человековедческой компетентности. В настоящее время сделать это не представляется возможным из-за неразработанности, а порой и противоречивости многих правовых актов, регламентирующих рыночные отношения в России, управленческую деятельность государственных и особенно предпринимательских и коммерческих структур.

Опыт свидетельствует, что преподавание в вузах и других профессиональных образовательных учреждениях "Управленческой антропологии" связано с некоторой неосторожностью из-за неоднозначного толкования самой антропологии. Доброжелательней воспринимается введение в учебный план предмета "Человековедческая компетентность менеджера". В принципе решается главная задача управленческой антропологии - подготовка специалистов к квалифицированной работе с людьми в различных деловых структурах.

Структурно "Человековедческая компетентность менеджера" как учебный предмет вузов и систем повышения профессиональной квалификации менеджеров состоит из следующих разделов:

  • Идеология управленческой деятельности;
  • Философия конвергентного менеджмента;
  • Человековедческие знания;
  • Человековедческие технологии.

В принципе "Управленческая антропология", как инновационная научно-технологическая дисциплина, нуждается в фундаментальных и прикладных исследованиях. В качестве объекта ее исследований выступает многообразие поведения людей в процессе управленческой деятельности, а предметом - закономерности использования антропологического подхода в различных видах управленческой деятельности, гуманитарные и экологические (ортобиотические) условия повышения ее эффективности, формы и методы соответствующей подготовки менеджеров. Особое значение для челове-коведческой компетентности менеджера имеет технологическая составляющая его профессиональной подготовки и все то, что приближает его к овладению, говоря словами В.И.Вернадского, ноосферным мышлением.

"Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте". (В.И. Вернадский).

В этом направлении призвана неустанно трудиться научная мысль, но не в меньшей мере и сам менеджер. Как говорится в одном из православных писаний: "Учись до гроба, считай потерянным тот день, в который ты не перенял никаких уроков мудрости".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.