КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы морального воздействия
Эффект названных форм морального воздействия, осуществляемых в трудовом коллективе, возрастает, если в нем заинтересованно относятся к организации свободного времени работников. Желательно оказывать помощь членам трудового коллектива по улучшению их семейного быта, обмениваться опытом по организации досуга, проведению массовых дней отдыха и т.п. Методы морального воздействия. В любом коллективе руководитель благодаря методам морального воздействия может активно задействовать как подсознание, так и сознание людей, а потому придать их действиям концентрированный характер. Обозначим набор эффективных и доступных для современного руководителя трудового коллектива методов морального воздействия:
Глубокое убеждение формирует у личности нравственно достойные идеалы.
нарушителей норм морали. Квалифицированная этическая экспертиза как составная часть гуманитарной экспертизы имеет определяющее значение при проектировании человековедческих технологий, при подведении итогов их внедрения.
Этика популярности руководителя Реабилитация понятий. Продолжительное время в нашем управленческом лексиконе такие понятия, как карьера, предприимчивость, коммерция не употреблялись. Если к ним и обращались, то робко и с оглядкой. Необходимо придать этим общепринятым в мировом бизнесе и менеджменте понятиям нравственный смысл, определить их значение для характеристики стиля работы руководителя.
Слагаемые служебной репутации. Стиль работы руководителя - это цепочка повседневных поступков. В них проявляется его отношение к людям, обществу, своей деятельности. Эта триада отношений должна основываться на таких моральных ценностях, как человеколюбие, гражданская совесть и профессиональная честь. Чем последовательнее в поведении руководителя проявляются названные моральные ценности, тем благороднее его повседневные поступки. Поведение руководителя - это реально воспринимаемый нравственный ориентир для подчиненных. Своим поведением он не только просвещает, но и приучает их вести себя достойно или плохо. Это обязывает его быть нравственно ответственным, безупречно выполнять свой гражданский и профессиональный долг. Умения и привычки - это те компоненты, из которых складываются реальные поступки людей, это устойчивые индикаторы их моральных позиций и убеждений. Люди оценивают руководителя не потому, какой этически образован и как рассуждает, а по тому, каковы его нравственные умения и привычки. Репутация как определенное мнение людей о каких-то качествах руководителя или о нем в целом, является той морально-психологической позицией, при наличии которой он может занимать прочные лидерские позиции. Именно с них начинается его успешное продвижение к тому, к чему призван стремиться каждый руководитель: приобретению авторитета как обобщенного подтверждения того, что ему оказывают полное доверие. Оно-то наиболее сближает людей, говоря словами А. Моруа, выявляет родство их душ. Итак, можно представить следующую технологию утверждения авторитета руководителя: репутация - лидерство - авторитет. Ключ к успешному освоению данной технологии - внимание к людям. Нравственный облик руководителя. Его можно представить в трех измерениях: как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.
Обладание названными нравственными качествами позволяет руководителю, дорожащему своим моральным обликом, предметно ориентироваться в них, понять, какие нравственные качества он должен у себя вырабатывать.
Все названные нравственные качества взаимосвязаны, воспроизводят в целом модель нравственного облика руководителя. Ее составляющими являются:
К.Д. Ушинский разработал такие правила для развития воли:
Этикометрия. Данное понятие введено в научный и практический оборот автором в книге "Управленческая этика" (1989). В трудовом коллективе целесообразно периодически (например, два раза в год) проводить этикометрию, т. е. специальный мониторинг о нравственных качествах руководителей трудовых коллективов, начиная от полевых менеджеров и завершая командным составом управления. Этикометрия является прекрасным диагностическим инструментом определения нравственного здоровья как отдельных работников, так и конкретных подразделений трудового коллектива и его в целом. Таким образом, этикометрия проводится:
При проведении этикометрии можно параллельно использовать социально-психологические методы исследования - социометрию и референтометрию. Это позволяет одновременно выяснить состояние как нравственных, так и психологических отношений в коллективе, объективно выявить причины, которые влияют на их состояние. Этикометрия предполагает, например, оценку в баллах (из расчета десяти баллов) общих, конкретных и специфических нравственных качеств руководителя. Это проводится в виде анкетного опроса в коллективе и как самооценка самого руководителя. Затем делается сопоставление полученных обобщенных данных. Проведение этикометрии свидетельствует, что изучение мнений людей помогает руководителю объективно оценить свою этическую подготовку, что необходимо для укрепления его авторитета в трудовом коллективе. Весьма полезны этикометрические тесты. Например, в тесте спрашивается: "Отказались бы вы: от своей работы, от репутации порядочного человека, от повышения зарплаты, от улучшения жилищных условий ради семьи, ради общества, ради товарища, ради трудового коллектива?" Предлагается в определенном временном режиме выразить, исходя из десятибалльной системы, свои количественные предпочтения. По итогам такого тестирования получается интересная информация для нравственного размышления. Деликатность общения. Нравственные взаимоотношения, как никакие другие, требуют тонкости в обращении, умения чувствовать и сочувствовать, щадить самолюбие людей. В деликатности проявляется вежливость общения, которая, по словам немецкого философа Артура Шопенгауэра, для человека то же, что тепло для воска. Деликатность - это особая, свойственная нравственно воспитанным людям форма проявления корректности и такта в общении. Нас привлекают такие люди. Они не задумываются, кому первому поздороваться. Их элегантная манера одеваться вызывает восхищение. Им свойственно умение тонко разбираться в настроении людей. Многие это хорошо понимают, однако не всегда уделяют должное внимание овладению техникой деликатности. У некоторых не хватает волевой собранности или мешает претензия на исключительность. Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому в частности. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Поэтому необходимо постоянно упражняться в овладении формами и приемами этикета. В странах Европы и США происходит унификация правил делового этикета. По мнению зарубежных специалистов, можно утверждать, что сегодня сложился единый кодекс хорошего поведения, включащий четыре основных правила: вежливость - простота - достоинство - воспитанность. Моральный конфликт. В конфликтологии моральный конфликт - вид нештатной ситуации, широко распространенный в деловой практике. Он может быть вызван рядом причин, по-разному протекать в различных социальных группах. Моральный конфликт - своеобразная драматическая ситуация, возникающая в сознании и поведении личности или какой-либо общности. Специфика морального конфликта состоит в том, что он является одной из форм обнажения нравственных противоречий в человеческом общении. Невозможно представить трудовой коллектив без моральных конфликтов. Они наглядно фиксируют состояния нравственной несовместимости людей, преодоление которых зависит от внутренней силы их развития. Руководитель должен быть психологически и этически готов к "встрече" с моральными конфликтами, профессионально владеть технологией конфликтологии. Моральные конфликты имеют свою классификацию:
Как правило, эти конфликты вызваны нарушением конкретных моральных принципов и норм, нравственных устоев организации и управления. Конфликтные ситуации возникают и на безмотивной почве, без желания людей обострить взаимоотношения. В одних случаях их подводят привычки или неправильные манеры поведения, а в других - искаженные представления о морали, заложенные в их сознании нелучшим семейным и школьным воспитанием. Моральные конфликты - это не "антагонистические" противоречия между людьми. Они жизненны и реально преодолимы. Руководителю не надо "терять головы", оказавшись в конфликтной ситуации, следует при этом быть коммуникабельным и тактичным, проявлять терпение и настойчивость в поиске вариантов их решения. Без этого невозможно успешное преодоление морального конфликта. Рассмотрим следующую модель подхода к решению моральных конфликтов:
Такова логика подхода к решению моральных конфликтов. Кроме того, имеются два взаимосвязанных ключа реализации данного методологического подхода: "теория решения" - концептуальное его преодоление; "практика решения" - технологическое его разрешение. В целом изложенная логика и два методологических ключа подхода и преодоления моральных конфликтов могут помочь руководителю самостоятельно их использовать в своей практической деятельности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |