Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы морального воздействия




  • Эргономизация и эстетизация рабочих мест. В практике часто недооценивается эффект условий труда в нравственной социализации работников. На тех предприятиях, где эргономичны и эстетичны условия труда, люди предрасположены к моральному воздействию, ибо такие условия свидетельствуют об уважительном к ним отношении. Материализованное проявление заботы о физическом и психическом здоровье людей делает возможным повысить уровень предъявляемых требований к их нравственному здоровью.
  • Этическая пропаганда. Наряду с экологической и экономической, этическая пропаганда прочно утверждается в трудовых коллективах. Она способствует переводу этических знаний на язык практики. Достигается это путем раскрытия этического смысла конкретных поступков, осуществляемых людьми в служебных условиях. Наиболее эффективна этическая пропаганда при взаимодействии с профессиональной учебой. Ей уделяется должное внимание в производственных СМИ.
  • Наставничество. "Делай как я" - главный принцип наставничества. Этим объясняется эффект подражания и внушения, с помощью которых наставник успешно решает многие проблемы нравственного формирования молодых работников.
    Бесполезны и вредны наставления, которые не подкрепляются примерами. Все действия наставника призваны быть профессионально достойными и соответствовать нормам трудовой морали.
  • Благотворительные мероприятия. Нравственное совершенствование личности возможно только в общении с людьми, в процессе которого происходит практическая проверка ее нравственных принципов и качеств. Оказание материальной помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, многодетным семьям в решении бытовых вопросов, организация досуга молодежи - таков неполный перечень благотворительных акций, непосредственно воздействующих на нравственное состояние как самих руководителей, так и их подчиненных.

Эффект названных форм морального воздействия, осуществляемых в трудовом коллективе, возрастает, если в нем заинтересованно относятся к организации свободного времени работников. Желательно оказывать помощь членам трудового коллектива по улучшению их семейного быта, обмениваться опытом по организации досуга, проведению массовых дней отдыха и т.п.

Методы морального воздействия. В любом коллективе руководитель благодаря методам морального воздействия может активно задействовать как подсознание, так и сознание людей, а потому придать их действиям концентрированный характер.

Обозначим набор эффективных и доступных для современного руководителя трудового коллектива методов морального воздействия:

  • Моральное убеждение. Этот метод воздействия способствует сознательному усвоению людьми этических знаний, формированию у них мотивов активного освоения нравственных умений.

Глубокое убеждение формирует у личности нравственно достойные идеалы.

  • Нравственные примеры. Желательно, чтобы в каждом трудовом коллективе были люди, которым можно было бы подражать. Подражание является важным социально-психологическим средством распространения норм морали и их перерастания в традиции и привычки.
  • Работа с книгами и периодическими изданиями. Говорят, что книги - это маяки в океане времени. Книги - богатейший кладезь знаний. Особо велика их роль в нравственном воспитании людей. При современном вытеснении книг телевидением важно в трудовом коллективе актуализировать к ним интерес.
  • Этическая консультация. Следует учитывать, что у многих членов трудового коллектива нет систематизированного этического образования. В связи с чем у них появляются трудности нравственно-познавательного характера. Поэтому полезны этические консультации, организуемые в трудовом коллективе. Варианты таких консультаций могут быть самыми разнообразными.
  • Этическая экспертиза. Широко применяется при разборе конфликтов, которые возникают в коллективе. Чем грамотнее она проведена, тем четче установлены содержание и степень нравственной ответственности участников конфликта,
В 1892 году в Санкт-Петербурге вышла книга С. Гершелъмана с примечательным названием - "Нравственный элемент в руках Суворова". В ней, в частности, три группы мер воздействия на моральное состояние войск во время войны выдающимся русским полководцем. А.В. Суворов один из первых известных военноначальников, который уделял огромное внимание моральному состоянию солдат и офицеров. Им активно использовались три группы мер, стимулирующе воздействующих на это состояние:
  • вселение уверенности,
  • сохранение спокойствия и хладнокровия,
  • возбуждение боевого азарта.

нарушителей норм морали. Квалифицированная этическая экспертиза как составная часть гуманитарной экспертизы имеет определяющее значение при проектировании человековедческих технологий, при подведении итогов их внедрения.

 

 

Раньше в русской предпринимательской среде обязательным нравственным атрибутом была доверительность. Две трети самых богатых купцов дореволюционной России, по результатам исследований Т. С. Лисичкина, были староверами и исповедовали высокую мораль, свою систему нравственных стандартов в предпринимательстве, несовместимую с жульничеством. Составляя всего 1,5 % к общему населению страны, они внесли несопоставимый вклад в ее процветание.
  • Ролевая игра. Ролевая игра - активный метод, помогающий приобретению моральных знаний, формированию нравственного опыта. В процессе ее развивается нравственное воображение, в условиях оперативного принятия конкретного морального выбора происходит проверка нравственного тезауруса работников, их нравственных умений.
  • Имиджирование. Эффективный способ морального воздействия, который успешно используется в современной управленческой и педагогической практике. Его назначение - умелое нравственное возвеличивание добропорядочных поступков людей, защита тех, кто честен и принципиален. Надо использовать каждую возможность на конкретных достойных поступках воспитывать членов трудового коллектива, давая таким поступкам ярко образную нравственную оценку.
  • Общественные поручения. Это интересный метод включения работников в нравственное творчество. Например, провести этическую беседу в бригаде, организовать чтение литературы по нравственным проблемам, дать нравственную оценку тем или иным поступкам на собрании коллектива, подготовить групповую этическую экспертизу по плану социально-экономического развития предприятия и т. п.

Этика популярности руководителя

Реабилитация понятий. Продолжительное время в нашем управленческом лексиконе такие понятия, как карьера, предприимчивость, коммерция не употреблялись. Если к ним и обращались, то робко и с оглядкой. Необходимо придать этим общепринятым в мировом бизнесе и менеджменте понятиям нравственный смысл, определить их значение для характеристики стиля работы руководителя.

 

"Всякий режим плох, - категорически утверждал Иван Ильин, - если при нем правят худшие. Демократия, не умеющая выделить лучших, не оправдывает себя. Дорогу честным и умным патриотам".
  • Карьера. В переводе с французского - успешное продвижение по службе в общественной, научной и прочей деятельности. Перспектива карьеры имеет большое психологическое значение для тех, кто достоин продвижения по иерархической лестнице управления в трудовом коллективе и в обществе. Это мощный фактор духовного самодвижения личности со всеми вытекающими отсюда позитивными последствиями. В практике - создание "эффекта привлекательности" трудовой деятельности для молодых специалистов, фактор углубления личного интереса к ней у тех, кто является человеком с незаурядным личностным и служебным потенциалом.
  • Предприимчивость. Каждый руководитель заявляет о себе профессионально. Особым признанием пользуется такое его деловое качество, как предприимчивость - смелость, изобретательность и мастерство в осуществлении деловых акций. Слагаемыми предприимчивости являются также инициативность, нравственный подход к делу, высокая ответственность. А.С. Макаренко, говоря о деловитости, подчеркивал, что эти явления не только экономического, но и нравственного порядка. Через нее утверждаются личное достоинство человека, его профессиональная честь.
  • Коммерция. В переводе с латинского - торговля. Когда говорят, что у человека есть коммерческая жилка, то имеют в виду склонность и умение его "делать" деньги, прибыльно вести бизнес. Администратор-хозяйственник должен быть коммерсантом. Это одно из специфических деловых качеств, в разумном проявлении которого огромное значение имеет его нравственная подготовка.

Слагаемые служебной репутации. Стиль работы руководителя - это цепочка повседневных поступков. В них проявляется его отношение к людям, обществу, своей деятельности. Эта триада отношений должна основываться на таких моральных ценностях, как человеколюбие, гражданская совесть и профессиональная честь. Чем последовательнее в поведении руководителя проявляются названные моральные ценности, тем благороднее его повседневные поступки.

Поведение руководителя - это реально воспринимаемый нравственный ориентир для подчиненных. Своим поведением он не только просвещает, но и приучает их вести себя достойно или плохо. Это обязывает его быть нравственно ответственным, безупречно выполнять свой гражданский и профессиональный долг. Умения и привычки - это те компоненты, из которых складываются реальные поступки людей, это устойчивые индикаторы их моральных позиций и убеждений. Люди оценивают руководителя не потому, какой этически образован и как рассуждает, а по тому, каковы его нравственные умения и привычки.

Репутация как определенное мнение людей о каких-то качествах руководителя или о нем в целом, является той морально-психологической позицией, при наличии которой он может занимать прочные лидерские позиции. Именно с них начинается его успешное продвижение к тому, к чему призван стремиться каждый руководитель: приобретению авторитета как обобщенного подтверждения того, что ему оказывают полное доверие. Оно-то наиболее сближает людей, говоря словами А. Моруа, выявляет родство их душ.

Итак, можно представить следующую технологию утверждения авторитета руководителя: репутация - лидерство - авторитет.

Ключ к успешному освоению данной технологии - внимание к людям.

Нравственный облик руководителя. Его можно представить в трех измерениях: как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.

  • Общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают. Общие нравственные качества: верность своему Отечеству, соблюдение лучших традиций своего народа, бережное природопользование; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства, вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность. Указанные нравственные качества - это те духовные опоры, которые помогают формированию нравственного облика руководителя. Их стабильность и содержательность определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.
  • Конкретные нравственные качества: гражданская совесть - обостренное чувство личной ответственности; нравственная воля - умение завоевывать уважение людей, развитый самоконтроль; честность - деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду "в глаза"; коллективизм - социальная организованность; самообладание - умение переносить личные неприятности и служебные неудачи; принципиальность - последовательность в соблюдении своих нравственных позиций.

Обладание названными нравственными качествами позволяет руководителю, дорожащему своим моральным обликом, предметно ориентироваться в них, понять, какие нравственные качества он должен у себя вырабатывать.

  • Специфические нравственные качества: трудолюбие - увлеченность работой; скромность - разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам; ответственность-единство слова и дела, "вкус" к деловому риску; бескорыстность в оказании помощи людям; великодушие - терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды, не быть злопамятным.

Все названные нравственные качества взаимосвязаны, воспроизводят в целом модель нравственного облика руководителя. Ее составляющими являются:

  • Общая культура и воспитанность руководителя предопределяют уровень развития его нравственных качеств. Духовность - вот тот внутренний личностный резервуар, из которого проистекают человеколюбие и душевность, совестливость и честность, мужество и великодушие и т. д.
  • Развитое самообладание является надежным гарантом нравственного поведения людей. Л.М. Леонов писал, что все победы начинаются с побед над самим собой. Вот почему руководителю надо постоянно тренировать свою нравственную волю.
  • Взвешенная самокритичность, которая проявляется в виде возвышенной нравственной требовательности к себе. Как правило, таким качеством обладают руководители с обостренным профессиональным честолюбием и чувством совести. Благодаря этим характеристикам они не плодят вокруг себя подхалимов, не поддаются лести, не останавливаются в духовном самосовершенствовании.

К.Д. Ушинский разработал такие правила для развития воли:

  • совершенное спокойствие в любых ситуациях, по крайней мере внешнее;
  • прямота в словах и поступках;
  • обдуманность действий;
  • решительность и уверенность в себе;
  • немногословие о себе;
  • свобода в действиях, но разумная;
  • создание для себя приятного и необходимого, но "не по страсти";
  • каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках.

Этикометрия. Данное понятие введено в научный и практический оборот автором в книге "Управленческая этика" (1989).

В трудовом коллективе целесообразно периодически (например, два раза в год) проводить этикометрию, т. е. специальный мониторинг о нравственных качествах руководителей трудовых коллективов, начиная от полевых менеджеров и завершая командным составом управления. Этикометрия является прекрасным диагностическим инструментом определения нравственного здоровья как отдельных работников, так и конкретных подразделений трудового коллектива и его в целом. Таким образом, этикометрия проводится:

  • по показателям нравственного здоровья личности;
  • по показателям нравственного здоровья конкретного социума;
  • по показателям, представляющим деловой интерес при выявлении конкретных нравственных характеристик.

При проведении этикометрии можно параллельно использовать социально-психологические методы исследования - социометрию и референтометрию. Это позволяет одновременно выяснить состояние как нравственных, так и психологических отношений в коллективе, объективно выявить причины, которые влияют на их состояние.

Этикометрия предполагает, например, оценку в баллах (из расчета десяти баллов) общих, конкретных и специфических нравственных качеств руководителя. Это проводится в виде анкетного опроса в коллективе и как самооценка самого руководителя. Затем делается сопоставление полученных обобщенных данных.

Проведение этикометрии свидетельствует, что изучение мнений людей помогает руководителю объективно оценить свою этическую подготовку, что необходимо для укрепления его авторитета в трудовом коллективе.

Весьма полезны этикометрические тесты. Например, в тесте спрашивается: "Отказались бы вы: от своей работы, от репутации порядочного человека, от повышения зарплаты, от улучшения жилищных условий ради семьи, ради общества, ради товарища, ради трудового коллектива?"

Предлагается в определенном временном режиме выразить, исходя из десятибалльной системы, свои количественные предпочтения. По итогам такого тестирования получается интересная информация для нравственного размышления.

Деликатность общения. Нравственные взаимоотношения, как никакие другие, требуют тонкости в обращении, умения чувствовать и сочувствовать, щадить самолюбие людей. В деликатности проявляется вежливость общения, которая, по словам немецкого философа Артура Шопенгауэра, для человека то же, что тепло для воска.

Деликатность - это особая, свойственная нравственно воспитанным людям форма проявления корректности и такта в общении. Нас привлекают такие люди. Они не задумываются, кому первому поздороваться. Их элегантная манера одеваться вызывает восхищение. Им свойственно умение тонко разбираться в настроении людей.

Многие это хорошо понимают, однако не всегда уделяют должное внимание овладению техникой деликатности. У некоторых не хватает волевой собранности или мешает претензия на исключительность. Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому в частности. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Поэтому необходимо постоянно упражняться в овладении формами и приемами этикета.

В странах Европы и США происходит унификация правил делового этикета. По мнению зарубежных специалистов, можно утверждать, что сегодня сложился единый кодекс хорошего поведения, включащий четыре основных правила: вежливость - простота - достоинство - воспитанность.

Моральный конфликт. В конфликтологии моральный конфликт - вид нештатной ситуации, широко распространенный в деловой практике. Он может быть вызван рядом причин, по-разному протекать в различных социальных группах. Моральный конфликт - своеобразная драматическая ситуация, возникающая в сознании и поведении личности или какой-либо общности. Специфика морального конфликта состоит в том, что он является одной из форм обнажения нравственных противоречий в человеческом общении.

Невозможно представить трудовой коллектив без моральных конфликтов. Они наглядно фиксируют состояния нравственной несовместимости людей, преодоление которых зависит от внутренней силы их развития. Руководитель должен быть психологически и этически готов к "встрече" с моральными конфликтами, профессионально владеть технологией конфликтологии.

Моральные конфликты имеют свою классификацию:

  • между руководителями;
  • руководителем и подчиненным;
  • руководителем и коллективом;
  • руководителем и органом общественного самоуправления;
  • между членами коллектива.

Как правило, эти конфликты вызваны нарушением конкретных моральных принципов и норм, нравственных устоев организации и управления. Конфликтные ситуации возникают и на безмотивной почве, без желания людей обострить взаимоотношения. В одних случаях их подводят привычки или неправильные манеры поведения, а в других - искаженные представления о морали, заложенные в их сознании нелучшим семейным и школьным воспитанием.

Моральные конфликты - это не "антагонистические" противоречия между людьми. Они жизненны и реально преодолимы. Руководителю не надо "терять головы", оказавшись в конфликтной ситуации, следует при этом быть коммуникабельным и тактичным, проявлять терпение и настойчивость в поиске вариантов их решения. Без этого невозможно успешное преодоление морального конфликта. Рассмотрим следующую модель подхода к решению моральных конфликтов:

  • дается этическая оценка содержания конфликта и причин, его вызвавших;
  • определяется нравственное отношение к конфликту;
  • делается моральный выбор - как достойно и разумно поступить;
  • разрабатывается технология преодоления или погашения конфликта;
  • искусно реализуется технология преодоления или погашения конфликта.

Такова логика подхода к решению моральных конфликтов. Кроме того, имеются два взаимосвязанных ключа реализации данного методологического подхода:

"теория решения" - концептуальное его преодоление;

"практика решения" - технологическое его разрешение.

В целом изложенная логика и два методологических ключа подхода и преодоления моральных конфликтов могут помочь руководителю самостоятельно их использовать в своей практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.