Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческая конфликтология 1 страница




Дидактический тренинг

Сформулируйте (устно или письменно) ответы на следующие вопросы:

  • Что собой представляет метод убеждения?
  • В чем особенность технологии подражания и внушения?
  • Раскройте смысл каждого психолого-дидактического принципа речевого воздействия.
  • Охарактеризуйте технологический инструментарий деловой беседы.
  • Каковы правила использования вербального и невербального языков в управленческом общении.

Выполните учебные задания:

  • изложите письменно свое понимание "риторического инструментария", ссылаясь на примеры из своего жизненного и профессионального опыта;
  • потренируйтесь мысленно накладывать психолого-дидактические принципы речевого воздействия и "риторический инструментарий" на выступления известных ораторов, наблюдая и слушая их по телевидению; попытайтесь установить, какими риторическими эффектами они пользуются в своем коммуникационном общении;
  • заведите словник по "эффекту первых фраз", проверьте, насколько полезно для делового общения иметь такие риторические заготовки.

 

Понятийным банк конфликтологии

Научно-прикладная отрасль знания. Всякая попытка тоннельного видения людской жизни сопряжена с множеством проблем. Даже при ее благополучном протекании неизбежны различные столкновения: неудовлетворенность самим собой, социальные противостояния, неблагоприятные обстоятельства в общении, аффективные проявления в поведении людей.

Научно-познавательный интерес к изучению подобных людских состояний имеет давний генезис. Еще Аристотель ввел в научный оборот понятие "распри", причинами которых он считал социальное неравенство людей и их личностные качества. По мнению Гоббса, таковыми качествами являются соперничество, недоверие и жажда славы.

Научная разработка понятийного аппарата конфликтологии связана с именами К. Маркса, Г. Спенсера, М. Вебера, Г. Зиммеля, Л. Козера, А.С. Макаренко. Так, Г. Зиммель считал, что "конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны". По его мнению, конфликт выполняет функцию снятия социальных противоречий. Главный тезис Л. Козера такой: конфликт как процесс создает и поддерживает равновесие социального организма, является способом формирования и утверждения новых социальных форм и обновления прежних. Морис Дюверже в труде "Введение в политику", разрабатывая понятие "политический конфликт", особое внимание уделил биологическим, психологическим, демографическим, географическим, общественно-экономическим и культурным факторам для анализа различных форм политического конфликта.

С развитием социологии и особенно социальной психологии проблема конфликта получила свое второе рождение. Эти науки рассматривали огромное количество конфликтов, не подпадающих под государственную юрисдикцию. Проблема конфликта, приобретая повышенную актуальность, обрела теоретическое и прикладное толкование в виде такой научной дисциплины как конфликтология. Появилась специальная профессия конфликтолога.

Повышению практического интереса к конфликтологии способствовали книга Роджера Фишера и Уильяма Ури "Путь к согласию", изданная в США в 1983 году, выдержавшая около 20 изданий и переведенная в 30 странах, публикация Луиса Крисберга "Социальные конфликты", в которой рассматриваются виды и фазы развития конфликтов и формулировки целей конфликтующих сторон. Среди российских авторов назовем книгу А. Дмитриева, В. Кудрявцева и С.Кудрявцева "Введение в общую теорию конфликтов" и монографии А.Г. Здравомыслова "Социология конфликта".

Конфликтология - интегративная научная дисциплина. Психология, этика, социология, история, культурология, имиджелогия, ортобиотика, менеджмент, право и другие и составляют тезаурус конфликтологии. Вместе с тем она не растворима ни в одной из названных дисциплин, ибо имеет специфический объект и предмет исследования, свой социально значимый заказ. Конфликтология - это наука о технологии упреждения и преодоления конфликтов.

Содержательная многогранность объекта (противоречия в человеческих отношениях) и предмета (условия и виды этих противоречий) конфликтологии обусловливает выделение ее отраслевых направлений. Общеизвестны политическая и промышленная конфликтологии. В книге "Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации и их решения" (1972) автор предпринял первую в нашей стране попытку создать "Управленческую конфликтологию". В настоящее время происходит интенсивное развитие различных направлений конфликтологии. Представляют интерес исследования по педагогической конфликтологии С.В. Баныкиной, воинской конфликтологии А.Я. Анцупова.

Как любая научная дисциплина, конфликтология имеет свой понятийный аппарат. Правильное понимание смысла ключевых понятий конфликтологии позволяет руководителю, не обладая фундаментальными знаниями в ее области, объективно оценивать имеющиеся в трудовом коллективе противоречия и принимать оптимальные решения по их преодолению.

Для менеджера важно хорошо представлять семантику шести ключевых понятий конфликтологии:

  • конфликтогенность;
  • конфликтная ситуация;
  • инцидент;
  • конфликт;
  • конфликтная технология;
  • конфликтные последствия.

Центральным понятием в конфликтологии является конфликтная ситуация. Под ней понимается временная комбинация каких-то условий (объективных и субъективных), обусловливающих возможные противоборствующие варианты поведения людей. Содержанием предмета управленческой конфликтологии является конфликт, а еще конкретнее - причинно-следственные характеристики его происхождения и функционирования.

Однако изначальной ключевой категорией выступает конфликтогенность как индивидуальная или групповая (массовидная) форма противоречивости личности и ее социальных состояний. Кроме того, главным конфликтогеном был и остается человек. И не по причине своей неуживчивости или умственной нескромности.

Истоки конфликтогенности. Жизнь - это движение к смерти. Вот почему справедливы слова философа Н.Ф. Федорова, что пока человек смертен, остается глубокий исток зла в нем, выделяющий токсины соперничества, отчаяния, нигилизма и демонизма. Такова наиболее глубокая причина человеческой конфликтогенности.

Неизбежность прижизненного дискомфорта. Каждый человек за свою жизнь проходит физиологически обусловленные кризисные ситуации. Кризисы трех и семи лет по Л. Выготскому, 12-15 лет - по А.С. Макаренко, 25 лет - завершение весенней поры жизни по Пифагору, 45 лет - середина жизни по Юнгу, 70-летие по Конфуцию. Кроме того, в общественной жизни многие люди подвержены аномии - спутницы постоянных социальных катаклизмов. В книге "Самоубийство" Э. Дюркгейм раскрыл этот людской феномен как душевную разбалансированность, обусловленную несовместимостью духовных ценностей личности с общественными ценностями, или как процесс активного отстаивания своих устаревших взглядов. Теория Э. Эриксона рассматривает также восемь кризисов, возникающих у людей из-за перехода от одного жизненного цикла к другому.

"Непроясненное" социального статуса личности. Это часто проявляется в виде постоянного социального посягательства на ее индивидуальность. Данное высказывание, заимствованное у Н.А. Бердяева, перекликается с несколько забытой концепцией Хаймера о феномене референтное в общении, как социально-психологического фактора самоутверждения личности в структуре неформальных отношений социума.

Несовершенство моделей общения. Известно, что психозы возникают у детей до двух лет из-за родительского невнимания. Эрик Берн в книге "Игры, в которые играют люди" на примере трансакций убедительно продемонстрировал, насколько конструктивным должно быть общение, как важно умело обмениваться "ударами" в процессе его, рассматривая их как основную единицу социального действия. Умение выбирать адекватные конкретной жизненной ситуации модели поведения и достойно играть в них определенную роль-далеко не простая задача в практике социального поведения.

Генетическая делинквентностъ. В 1876году Чезаре Ломброзо в книге "Преступный человек" дал характерные признаки физического проявления склонности человека к правонарушению: скошенный лоб, крупный подбородок, чрезмерная волосатость или облысение, неразвитые мочки ушей... О том, что делинквентное поведение людей обусловлено их физической конституцией и зависит от ее типа, засвидетельствовал по итогам своих исследований Вильям Шелдон в работе "Разновидности преступного поведения".

Синдром одиночества. Это один из социально-психологических парадоксов нашего информационно-насыщенного образа жизни. Психолог Д. Янг, автор теста и метода психотерапии депрессивных состояний, различает 12 проявлений данного синдрома: недовольство одиночеством, низкое самоуважение, социальная тревожность, коммуникативная неуклюжесть, недоверие к людям, внутренняя скованность, трудность выбора партнера, страх быть отвергнутым, сексуальная неудовлетворенность, боязнь интимной близости, неуверенность в себе, нереалистические ожидания.

Аффектность поведения. Неконтролируемость поведения из-за действия бессознательных иди подсознательных сил человеческой психики. Вспомним "либидо" З.Фрейда, "адаптационную энергию" Г.Селье, "первородный грех" М.Пека. Причиной подобного поведения личности может быть "первичный пул" - пул болей в психике или, по концепции П.Ф.Каптерева, несостоявшееся "моральное закаливание" в детском возрасте.

Культурная скудость. Имеется в виду неполноценное образование, неяркость духовных ценностей, слабость нравственных тормозов. "Культурность, - как утверждал философ И. Ильин, - нравственное измерение и нравственное строение поступка". В речи Пико Марондола "О достоинстве человека" есть такие слова: "Господь создал человека после всех других своих творений для того, чтобы он познал законы творчества, любил красоту мироздания и удивлялся его величием".

Конфликтогенность - устойчивое психолого-моральное состояние современных людей. Возможность ее проявления в той или иной форме провоцируется многими жизненными обстоятельствами. Совершенно необязательно, чтобы конфликтное поведение вылилось в деструктивные столкновения или в какую-либо агрессию. Однако в наше время есть немало людей, которые постоянно находятся в "боевой готовности".

Конфликты - субъектное явление. Такое понимание их природы происхождения является принципиально важным, ибо позволяет правильно ориентироваться в познании как субъективных, так и объективных причин их существования, а потому не нарушать антропологической логики упреждения их возникновения или преодоления. Конфликты бывают личностные, социальные и геополитические. Они подразделяются народы и виды. Рассмотрим некоторые из них.

Личностные конфликты возникают из-за активного или пассивного конфронтационного поведения отдельного человека или многих лиц. Одним из его родовых вариантов является мировоззренческое столкновение, а одним из его видовых проявлений может быть политическое расхождение взглядов.

К социальным конфликтам относят те, которые обусловлены невыстроенностью социальных отношений в различных социумах. Родовой вариант таковых конфликтов, например, - неупорядоченность неформальных (дефицит симпатий) взаимоотношений в трудовом коллективе, а видовой - негативные взаимоотношения между руководителем и подчиненными.

Геополитические конфликты сопровождают человечество со времени оформления первых государств. Не прекращаются попытки передела территорий по самым различным соображениям. Родовой вариант такого конфликта - мировые войны. Видовой - национально-освободительная война.

Конфликт - это естественная, но отнюдь не обязательная составляющая конфликтной ситуации. В жизни немало примеров, когда в общении людей присутствует напряженность, но она не переходит в прямое столкновение. Конфликтная ситуация не порождает фатальную неизбежность конфликта.

Структура конфликтной ситуации. Представляя собой сложное людское явление, ее можно представить в виде таких стадий протекания:

  • напряженность человеческих отношений;
  • инцидент как провоцирующее обстоятельство;
  • противостояние сторон, имеющее разные формы (открытая или скрытая) и фазы протекания (минорная, мажорная, взрывная);
  • кульминация;
  • ослабление (спад);
  • снятие напряженности.

Человековедческая компетентность руководителя и его профессиональная интуиция призваны помочь ему вовремя определять: как развертывается конфликтная ситуация и какие меры следует предпринять для ее ослабления или подконтрольного протекания. Конфликтная ситуация может породить конфликт как жесткое противоборство людей, но не всякий апогей напряженности (кульминация) в отношениях становится явным конфликтом. Появление конфликта является реальным свидетельством того, что существующие людские противоречия требуют безусловного "терапевтического" вмешательства.

В Мичиганском университете были обследованы 192 семейные пары. Оказалось, что если и муж и жена предпочитают подавлять свой гнев, то показатель женской смертности от сердечных приступов составляет 11%. Если свой гнев открыто выражает только муж, то этот показатель падает до 7%, а если оба супруга при ссорах "выпускают пар", то он снижается просто до нуля.

Конфликты - своеобразные каналы разрешения жизненных противоречий и удовлетворения потребностей людей в реализации своих влечений, интересов и точек зрения. Благодаря им активно задействуются компенсаторные механизмы нашей биосистемы, и в результате происходит энергичное движение крови в организме и активное протекание умственных процессов в виде мышления, памяти и воображения.

Существуют конструктивные конфликты, когда столкновение его участников помогает найти лучший вариант решения какой-то проблемы. Бывают деструктивные конфликты, когда распри затмевают сознание людей, и они окончательно расходятся по разным баррикадам. Такие конфликты в ортобиотическом плане весьма ущербны. Однако не надо их бояться и как-то примитивно от них уходить. Без словесной конфронтации не бывает человеческого сожительства. Более того, внешнее проявление конфронтационного настроения человека является оздоровительным фактором.

Важным структурным элементом конфликтной ситуации и конфликта являются их движущие силы, т.е. стимулы и мотивы поведения участвующих в них людей. Например, "кризисные периоды" в жизни людей, о которых говорилось выше, часто выступают как скрытые стимуляторы их конфронтационного настроя. С этим нельзя не считаться, а потому, зная о неизбежности подобного поведения людей, следует быть с ними предупредительно корректным.

Следует спокойно отнестись к тому факту, что люди практически постоянно находятся в состоянии конфликтной ситуации. "Риск и опасности в развитии цивилизации были, есть и будут. И нам придется приучить себя к мысли о необходимости жить под этим бременем. Но это означает лишь одно: человечеству необходимо научиться предельно снижать этот риск и опасность". Данное высказывание академика Н.Н. -Моисеева еще раз подтверждает то, насколько важно чуткое отношение людей друг к другу, проявление взаимной терпимости и психологического такта. Подобная объективная обреченность людей постоянно жить под бременем проблем дополняется многими субъективными недостатками самих людей.

Древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал тяжелейшей формой заикания. В описании Плутарха мы находим, что симптомы заикания у него выражались в страхе речи. Хронические и тяжелые коммуникативные трудности переживали М. Сервантес, Г. Мопассан, А. Шопенгауэр, С. Киркегор, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Ф.Ницше, Р.Вагнер, П.И. Чайковский, А. Стриндберг, Г. Ибсен и многие другие. Этим и обусловлены те скрытые мотивы противоречивого поведения этих людей, которое нередко было непонятно для их современников.

Главное не то, что люди допускают конфликтное поведение, а почему они так поступают, насколько им удается погасить свою конфликтогенность или направить ее в конструктивное русло. Чтобы успешно влиять на состояние конфликтной ситуации, грамотно действовать при переходе ее в конфликт, необходимо тщательно изучать характер конфликтогенной настроенности людей, условия их трудовой деятельности, семейные обстоятельства, жизненные планы, которые могут спровоцировать напряженность в их взаимоотношениях, перевести ее на уровень деструктивного конфликта.

Социогенные факторы общения

Формирование личности. Становление личности связано с социальным воздействием. Оно осуществляется благодаря разнообразным формам общения, среди которых приоритетными являются семья, различные групповые образования, трудовые социумы, земляческие объединения. На каждом жизненном этапе человек нуждается в конкретных социальных условиях, среди которых профессиональная деятельность и информационное обеспечение являются определяющими. Оттого, насколько общество разделяет экономические и духовно-социальные потребности людей, создает условия для полноценного их удовлетворения, во многом зависит характер проявления конфликтогенности в нем, а также в его различных социальных структурах.

В этой связи схематично представим две жизненно важные технологии формирования личности:

  • человек - личность - индивидуальность;
  • социализация - воспитание - самосовершенствование.

В первой технологии каждая ее позиция - это жизненный этап культивирования человеческого материала. Рождается человек как представитель наивысшей биологической организации, с виртуальными характеристиками перехода их в инновационное феноменальное состояние. Об этом свидетельствуют включение его в общение и трудовую деятельность, образование общественного интеллекта и активного функционирования речи.

Американские психологи собрали интересные данные о семейных конфликтах на почве ревности супругов к компьютеру. Оказалось, что большинство мужчин жалуется на страстную увлеченность жен компьютерными играми - приключения, логические игры, карточные игры. Почти 20% упоминали о физической расправе над компьютерами по причине занятия его мужем.

По мере осознания своего смысла пребывания на земле личность все активнее проявляет свои индивидуальные склонности и способности. Она борется за свою менталитетную автономию. Чем успешнее ее действия, тем основательнее происходит ее биосоциальная и духовная самореализация, а потому растет коэффициент удовлетворения собственной жизнедеятельностью.

В деловом социуме, где создаются наилучшие условия для протекания данного процесса, его технологичность приближается к оптимальной. В этой связи такие социогенные факторы, как обстоятельства группового (массовидного) общения, провоцирующие социальные столкновения, лишены в значительной мере своей конфликтной силы. Положительный морально-психологический фон затрудняет образование в подобных социумах конфликтных ситуаций деструктивной направленности. Здесь имеются конфликты как жизненные реалии, сопряженные с личностными проявлениями людей в групповом или межгрупповом общении.

В 60-х годах в одном из американских университетов был проведен опрос: 150 студентам-медикам были розданы анкеты с вопросами, выявляющими черты характера и в особенности способность сердиться и раздражаться. Через 25лет было выявлено, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в молодости в эксперименте, только 2% к этому времени умерло, а из раздражительных и злобных - 14%. То же самое показало и исследование с юристами: 4% смертей среди тех, кто принимает жизнь легко, и 20% - среди людей, сердитых на жизнь.

Американские психологи собрали интересные данные о семейных конфликтах на почве ревности супругов к компьютеру. Оказалось, что большинство мужчин жалуется на страстную увлеченность жен компьютерными играми - приключения, логические и карточные игры. Почти 20% упоминали о физической расправе над компьютерами из-за пристрастия к нему мужа.

Обратимся ко второй технологии. Она помогает понять, как происходит процесс "формирования личности".

На первой стадии (с рождения и до 5 лет) приоритетна обработка человеческого материала средой. В качестве ее составляющих обычно называют: природу, вещественно-предметную (домашняя обстановка) наличность, социальное окружение ("с кем поведешься, оттого и наберешься"), духовную атмосферу семейного социума.

На второй стадии (с 6 до 15 лет) ведущим становится целенаправленное воздействие на человека и прежде всего посредством доброго и умного слова. В названном возрасте дети активно включены в образовательный процесс, познают премудрости разнообразного общения. В процессе у них складывается мировоззрение и индивидуальный характер, которые во многом определяют его жизненную перспективу.

Итогом возрастной социализации и воспитания должна стать выработка у молодого человека потребности к постоянному самосовершенствованию, что способствует жизнерадостности личности, успешному достижению высоких замыслов, публичному уважению.

Вмешательство управляющих систем в данную технологию наиболее эффективно по сравнению с первой технологией "формирования личности". Прежде всего из-за социально-экономических мер, способствующих улучшению условий труда и профессионального роста работников, заботливому отношению ко всем институтам материнства и отцовства, дошкольных и школьных заведений, а также поддержке организаций, занимающихся свободным временем молодежи.

Особо следует сказать о социогенной роли средств массовой информации. Их профессиональный, а тем более частный статус, давая им право на независимость суждений, не может служить оправданием для навязывания обществу своих вкусов, мнений, характера развлечений. В них или должны работать истинно светлые головы и нравственно безупречные люди, или необходимо корректное государственное регулирование их деятельности.

Психодрама века. Переход на рыночные механизмы хозяйствования объективно привел к столкновению в сознании россиян двух психолого-этических подходов: индивидуализма и коллективизма.

Имеются самые противоположные толкования "коллективизма" при значительной схожести понимания "индивидуализма". Например, Н.А. Бердяев считал, что коллектив - всегда ложь, насилие, унификация и подавление личности. А.С. Макаренко страстно доказывал, что коллектив - это цель, средство и результат воспитания. Как утверждают авторы книги "Теории личности" Л. Хьелл и Д. Зиглер, сегодня персонология достигла своего расцвета, поскольку люди все больше осознают, что наиболее жизненно важные проблемы касаются их самих и их отношений с другими людьми. Подобной точки зрения сегодня придерживаются многие психологи, что в общем-то противоречит важнейшим постулатам классической этики.

Прав был Марк Аврелий: "Что бесполезно для улья, то бесполезно и для пчелы!" Противопоставление индивидуализма коллективизму и наоборот - удел или очень богатых, или крайне интравертированных людей. Средний класс, желая сохранить свою экономическую обеспеченность, расположен к коллективному сожительству. Вне такого общения не может быть предпринимательской деятельности, а индивидуальная жизнь теряет социальную привлекательность. "Совместная работа и жизнь многих невозможна, - писал П.Ф. Каптерев, - без определенного порядка; порядок есть необходимое условие жизни людей и их совместной работы".

Обратим внимание на такие слова российского педагога как совместная работа и жизнь. Они нуждаются в общественном порядке, а его невозможно достичь при абсолютизации индивидуализма. Как в свою очередь и при явном доминировании коллективизма, доведенного до абсурда, когда общение становится для людей обременительным.

Нахождение социального равновесия между этими составляющими образа жизни современных людей - важнейшая управленческая проблема. Для убедительности подобного утверждения приведем некоторые данные.

Отечественные военные социологи свидетельствуют, что на обследуемых ими боевых кораблях 44% офицеров считают, что в современных условиях невозможно добиться сплоченности персонала в их подразделениях. Вдумаемся в данный социальный факт. Военный корабль, как правило, продолжительное время находится в изолированном состоянии от общества и семей. На нем образуется своеобразный автономный социум. Какова его боеспособность, если в нем нет воинской солидарности? Это не боевой корабль, а поле для всевозможных конфликтов!

Или такие данные: 45% учащихся в среднем покидают за год школы из-за конфликта с учителями. Исследование показывает, что основная причина этого - низкий уровень их социальной защищенности, обусловленный отсутствием в школе молодежного общественного самоуправления. Как известно, детские и юношеские общественные движения способствовали развитию коллективизма в общении, социальной защите и привязанности учащихся к школе.

Управленческая деятельность должна соблюдать баланс в соотношении индивидуализма и коллективизма как в обществе, так и в любом деловом социуме. Российский менеджер не может быть не озабочен тем, насколько в его деловом социуме хорошо работают "социальные колеса" управления, как проводятся замеры состояния морально-психологического климата в подразделениях, ведется ли индивидуальная работа с персоналом, соблюдаются ли традиции и другие формы его коллективного сплочения.

Консолидирующая роль управления. Конфликтное поведение каждого из действующих лиц в общении обусловливает морально-психологическое давление на других лиц. В этом плане административные, штабные и полевые руководители, образуя "номенклатурное колесо" управляющей системы, играют особую роль в активизации или недопущении конфронтационных конфликтных ситуаций, а также их использовании для поиска инновационных подходов к решению деловых проблем, морально-психологической закалки своих подчиненных.

Б. Франклин предложил интересный способ принятия решения. В письме английскому химику Д. Пристли Франклин объяснил его суть:

"Мой принцип заключается в том, чтобы разделить лист бумаги на две колонки. В левой пишу "за", а в правой - "против". Далее в течение трех или четырех дней я обдумываю какое-либо предложение и записываю свои соображения - либо в поддержку выдвинутой идеи, либо в пику ей. По окончании этого срока я стремлюсь оценивать их значимость. В случае, если в обеих колонках встречаются взаимоисключающие доводы, они вычеркиваются. Когда же я нахожу, что один довод "за", условно говоря, равен двум "против", то следует зачеркнуть все три. Аналогичная система в отношении двух доводов "за" и трех "против" - вычеркиваются все пять. В конце концов выявляется более или менее точное соотношение аргументов. И если спустя еще один или два дня в каждой из колонок не появляются никакие новые формулировки, я прихожу к окончательному суждению".

Франклин называл этот момент выяснения истины "нравственной или благоразумной алгеброй". Чтобы принять его на вооружение, вам надо так же расчертить лист бумаги. Этот метод полезно использовать как интеллектуальный тренинг менеджера по привитию вкуса к поиску альтернатив и их должной аргументации. В управленческой конфликтологии такое умение руководителя весьма ценно. В книге "Менеджмент в организациях" Г. Саймон справедливо отмечает: "Всякий, кто работал в крупных организациях, знает, что конфликты и их урегулирование - это главные проблемы каждодневной жизни". В любой государственной и деловой структуре конфликты неизбежны. Они являются динамическим проявлением разнообразных противоречий, без которых деловая жизнь нереальна.

Руководителям следует воспринимать конфликты как естественное условие управленческой деятельности, проявляя при этом выдержку, корректность и профессиональную ловкость при переводе конфликтных ситуаций в менее острую тему.

Вертикальное и горизонтальное построение управления оказывает определенное морально-психологическое воздействие на людей. Это имеет непосредственное отношение к управленческой конфликтологии, предопределяя специфику ее содержания.

Такое построение управления весьма созвучно менталитету россиян. Как правило, с уважением относятся к высшим административным руководителям. К ним реже предъявляют претензии и чаще ждут от них какой-то благодати. Не вызывают активных антипатий штабные руководители. Будучи ограниченными в выполнении административных функций, они довольно редко вступают в прямые отношения с работниками. В худшем положении чаще всего оказываются полевые руководители. На них ложится все бремя ответственности за реализацию идей первых и разработок вторых руководителей, а потому проявляется их управленческая требовательность, что не может не раздражать многих подчиненных. Даже в Японии более четырех пятых всех коллизий, связанных с непринятием рядовыми работниками действий высшей администрации, выливается в конфликт с бригадиром или мастером.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.