Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы допроса и тактические приемы допроса




В ходе подготовки к допросу следователь выполняет следующиедействия:

1. Собирает и анализирует данные для допроса. В целях сбораисходных данных для допроса следователь изучает имеющиеся вуголовном деле материалы, сопоставляет сведения об одних и техже обстоятельствах, содержащихся в протоколе осмотра, первич

2. Определяет предмет допроса. В результате изучения материалов дела и специальных вопросов следователь уясняет, кого и длявыяснения каких обстоятельств следует допросить, какимисведениями располагает данное лицо, определяет предмет егодопроса.

3. Изучает индивидуальные особенности личности допрашиваемого, влияющие на формирование его показаний и тактику его допроса:• физическое и психическое состояние допрашиваемого, наличие у него физических или психических недостатков;• возраст, национальность, язык, на котором допрашиваемыйможет давать показания;• социальнопсихологические особенности (образование,профессия, интересы, моральноволевые качества, отношениек сослуживцам, поведение в быту);• особенности характера, которые способствуют установлениюпсихологического контакта с допрашиваемым (доверчивость, допрашиваемым.

4. Определяет место, время допроса и способ вызова на допрос. Какправило, допрос проводится в помещении органа предварительного следствия или в месте нахождения допрашиваемого лица.Обвиняемый, содержащийся под стражей, допрашивается вследственной комнате при следственном изоляторе. Допрос лиц,находящихся в болезненном состоянии, производится с разрешения лечащего врача по месту их лечения — в лечебном учрежденииили дома. Допрос по месту нахождения допрашиваемого может производиться и из иных тактических соображений: внезапный допроспо месту жительства или работы допрашиваемого; допрос сразу жепосле окончания обыска; допрос на месте происшествия.

5. Определяет тактику допроса, т.е. выбирает тактические приемы,которые предполагает использовать при допросе с учетомпроцессуального положения допрашиваемого, его предполагаемойлинии поведения на допросе, участия в допросе переводчика,адвоката, эксперта, специалиста, педагога, законных представителей несовершеннолетнего, а также имеющихся в деле доказательств.Особенно важное значение имеет продумывание дополняющих,уточняющих, напоминающих и контрольных вопросов, которые вслучае необходимости могут быть поставлены допрашиваемому насоответствующей стадии допроса.

6. Решает организационнотехнические вопросы, связанные сдопросом:

• готовит необходимые бланки протоколов допроса, бумагу,пишущие ринадлежностей, средства аудио и видеозаписи;• вызывает стенографистку, если допрос предполагается стенографировать;

7. Составляет письменный план допроса в произвольной, удобной дляследователя форме. Допрос, как процесс тактикопсихологического воздействия надопрашиваемого в целях получения от него полных и достоверныхпоказаний, подразделяется на 4 стадии.

1. Стадия установления психологического контакта с допрашиваеCмым, на которой следователь решает следующие задачи:а) определяет индивидуальнопсихологические особенностидопрашиваемого, его отношение к допросу и самому следователю;б) устраняет психологические барьеры общения (эмоциональнуюнапряженность, неправильное отношение к следователю и допросу); в) создает благоприятную для процесса общения психологическую обстановку, при которой допрашиваемый проникается довериемк следователю, пониманием его задач и обязанностей, осознаетнеобходимость способствовать своими показаниями установлениюистины.Для решения данных задач используются следующие тактическиеприемы

• спокойный тон разговора, соблюдение следователем такта ивежливости, что побуждает допрашиваемого к такому же поведению;

• беседа на отвлеченную тему с целью изучить индивидуальнопсихологические особенности допрашиваемого, снять егоэмоциональное напряжение, помочь ему привыкнуть к обстановке допроса, вызвать его интерес к общению со следователем;

• внимательное выслушивание допрашиваемого, интерес к еголичности, профессии, увлечениям, внимательное отношениек его просьбам и ходатайствам, что внушает допрашиваемомууверенность в непредвзятом, доброжелательном отношении кнему следователя; В случаях, когда допрашиваемый отказывается от дачи показаний, составной частью установления психологического контактаявляется преодоление запирательств допрашиваемого, побуждениеего к даче правдивых и полных показаний.С этой целью используются следующие тактические приемы:

• разъяснение допрашиваемому важности установления истины;• использование факта дачи показаний другими лицами;• напоминание свидетелю или потерпевшему об ответственностиза отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложныхпоказаний;• убеждение обвиняемого (подозреваемого) в том, что в егоинтересах дать показания до того, как заговорят его соучастники.

2. Стадия свободного рассказа, на которой следователь решаетследующие задачи:

а) стимулирует свободный рассказ допрашиваемого, для чегоследователь применяет тактические приемы:

• предлагает допрашиваемому рассказать об известных емуобстоятельствах расследуемого события;• внимательно выслушивает рассказ допрашиваемого, не перебивая его;

• высказывает отдельные нейтральные реплики, стимулирующиепродолжение рассказа: «не волнуйтесь», «слушаю вас внимательно», «понятно», «продолжайте»;

3. Стадия восполнения и оценки полученных показаний. Здесьрешаются три задачи:

а) восполнение полученных показаний с учетом предмета допроса;

б) критическая оценка полноты и достоверности полученныпоказаний;

в) определение причин их недостоверности или неполноты(забывание, добросовестное заблуждение допрашиваемого, сознательное сокрытие или искажение истины).

В целях решения этих задач используются следующие тактические приемы:

• постановка дополнительных вопросов (содействуют более подробному изложению обстоятельств, составляющих предметдопроса);

• постановка уточняющих вопросов (конкретизируют получен• постановка напоминающих вопросов (оживляют память допрашиваемого, вызывают в ней те или иные ассоциации, связанные с выясняемыми обстоятельствами);

• постановка контрольных вопросов об источниках, из которыхопрашиваемому стали известны сообщаемые им сведения;

• постановка контрольных вопросов об обстоятельствах, знаниеоторых допрашиваемым прямо или косвенно подтверждаетего причастность к расследуемому событию или осведомленность о нем;

4. Стадия дальнейшего допроса в бесконфликтной или конфликтCной ситуации.Бесконфликтная ситуация допроса характеризуются тем, чтодопрашиваемый искренне стремится помочь следствию в установлении истины, но его показания неполны или недостовернывследствие забывания или добросовестного заблуждения. В подобныхситуациях в целях оказания помощи допрашиваемому в припоминании или преодолении добросовестного заблуждения используютсяследующие тактические приемы:• предложение последовательно рассказать о своих действиях заопределенный промежуток времени, к которому относитсявыясняемое обстоятельство;• постановка напоминающих вопросов об обстоятельствах,предшествующих, сопутствующих либо последующих за забытыми допрашиваемым обстоятельствами; • предложение допрашиваемому самому сделать графическоеизображение места происшествия, определенного предмета;• ознакомление допрашиваемого с отдельными фрагментамипроверенных показаний других лиц и иными доказательствами по делу, помогающими ему вспомнить и уточнить интересующие следствие обстоятельства;• допрос «вразбивку» (например, по отдельным эпизодам) и в«разных планах» (например, в обратной хронологической последовательности событий), что помогает допрашиваемому восстановить подлинную картину событий и уточнить обстоятельства;• продолжение допроса на месте выясняемого события;• проведение повторного допроса, в процессе которого учитывается явление реминисценции, т.е. усиления смысловых связей в памяти при отсроченном на 3—4 дня воспроизведении.

Благодаря этому допрашиваемый может вспомнить упущенноеили забытое им при первом допросе.Конфликтная ситуация допроса характеризуются тем, чтодопрашиваемый сознательно противодействует следствию в установлении истины, скрывает или искажает ее. В подобных ситуацияхследователь решает следующие задачи:

а) уточняет причины, побуждающие допрашиваемого скрыватьили искажать истину. Для этого следователь используетприемы:• оценивает собственную линию поведения на предыдущихстадиях допроса;• анализирует особенности характера допрашиваемого.При наличии данных о самооговоре следователь:• выясняет, что явилось причиной самооговора, кто и когдавоздействовал на лицо с целью склонить к самооговору, чемобъективно может быть подтверждено заявление о самооговоре;• анализирует показания допрашиваемого лица для выявленияпризнаков, характерных для самооговора (чрезмерное словесное совпадение показаний, данных на разных допросах, схематичность показаний, неправдоподобные детали, противоречия, не соответствующие материалам дела);• проводит повторный допрос с соблюдением иной последовательности выяснения обстоятельств дела по сравнению стой, которая соблюдалась при признании допрашиваемымсвоей вины;

б) смягчает конфликтную ситуацию, для чего используютсяследующие приемы:• напоминание допрашиваемому о его прошлых заслугах, честных поступках;• приведение высказываний сослуживцев, родственников,знакомых допрашиваемого о его положительных качествах;• выражение уверенности в том, что допрашиваемый, как человек, обладающий такими положительными качествами, должен найти в себе мужество вести себя честно на допросе;ных и дополнительных показаниях допрошенных ранее лиц,документах, заключении эксперта, что позволит своевременновыявить противоречия, подлежащие устранению в ходе допроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.