Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Хорватии в ХIХ - начале ХХ вв




Важнейшие изменения в культурной жизни Хорватии первой половины ХIХ в. связаны с деятельностью участников иллирийского движения. Складывается специфическая культура “эпохи иллиризма” она включала в себя и поэтические сочинения, и музыку и особый иллирский костюм. “Иллирский костюм”, должен был отличаться от венгерского и вообще европейского платья и символизировать хорватский патриотизм. В 30-е гг. ХIХ века в Загребе проводились даже особые иллирские балы. Разрабатывались идеалы особой иллирской эстетики. Важнейшими достижениями иллиров в области просвещения и культуры были: реформа языка, развитие журнального и газетного дела, открытие общественных читален. Иллиры поставили своей задачей широкую пропаганду своей программы и поэтому много внимания уделяли делу просвещения. Реформа языка, осуществленная Людевитом Гаем, способствовала развитию литературы на национальном языке, сближению сербской и хорватской культур.

Наука и просвещение

Наука и просвещение в Хорватии на первом этапе национального возрождения носили в основном прикладной характер, способствовали национальной интеграции. В это время, приходящееся на первую половину Х1Х века, основное место в научных исследованиях занимают гуманитарные науки - филология, литературоведение, история, философия. Повышенный, углубленный интерес к прошлому народа, позволял найти документальные свидетельства об “историческом праве” на независимость. Важную роль в деле становления хорватского просвещения и науки сыграла созданная в 1842 г. “Матица иллирская”. Активное изучение национального языка и истории происходит как на базе Матицы, так и на открытой в Загребской учебной академии кафедры хорватского языка и литературы.

Школьное дело в Хорватии было поставлено несравненно лучше, чем в Сербии. Здесь уже в начале XIX в. существовали гимназии в Загребе. Осиеке, Пожеге и Вараждине.

Во второй половине ХIХ века наука выходит на теоретический уровень, довольно сильно интернационализируется, она направлена и на решение задач технического прогресса, модернизации. В 1863 г. в Загребе была открыта хорватская академия наук, которая получила название в духе югославянских идей - Югославянская академия наук и искусств. В 1873 г. начинает работу первый университет у южных славян - Загребский университет. Университет и Академия становятся центрами науки и культуры не только для хорватов, но и для других югославянских народов Австро-Венгрии. Здесь обучались и славяне из присоединенной к Габсбургской империи Боснии и Герцеговины.

Литература, изобразительное искусство. Музыка и театр

К началу ХIХ в. на хорватских землях уже сложилась литературная традиция. В Далмации она находилась под сильным влиянием итальянской литературы барокко и просвещения, а на территории Гражданской Хорватии и Славонии была связана с немецким просветительством и романтизмом. Наличие собственного дворянства. Интеллектуальной элиты в нескольких поколениях придавало хорватской литературной традиции классические черты литературы как искусства, а не как средства просвещения народа. Кастовость этого вида искусства, рассчитанного на избранный круг читателей, выражалась и в том, что произведения хорватской литературы создавались на латинском языке. Тесное переплетение задач национальной интеграции, политического просвещения и пропаганды национальной идеи ставили перед деятелями хорватского Национального возрождения задачу демократизации литературы. Этой просветительской деятельностью в литературе активно занялись участники иллирийского движения. Л. Гай и его сподвижники начали издавать журналы, газеты и брошюры на хорватском языке. Собственно профессиональных литераторов в это время еще не было, литература считалась изысканным хобби образованных людей. Однако именно в это время на фоне любительского писательства выдвигаются и подлинные литературные таланты.

Одним из крупнейших хорватских поэтов ХIХ века был деятель иллирийского движения и видный политик Иван Мажуранич (1814-1890). Он начал свое литературное творчество еще в иллирских журналах в 30-е гг. Его лучшее произведение поэма “Смерть Смаил-Аги Ченгича” (1846) написано в традициях романтизма и повествует о противостоянии турок и южных славян в эпоху Османского владычества.

Загреб считался музыкальной столицей южных славян, ибо здесь традиции музыкальных обществ и организаций сильны были еще c XVII в. Хорватское музыкальное общество, возглавляемое иллирами осуществило в 1846 г. постановку первой хорватской национальной оперы Ватрослава Лисинского “Любовь и злоба”. В.Лисинский (1819-1854) - автор более ста музыкальных произведений, которые он старался аранжировать в “югославянском” духе.

Изменения в обыденной культуре и облике городов и сел

Хорватские города еще в период иллиризма украсились домами национальной архитектуры с символикой хорватской истории. Но чем ощутимее решались задачи национального самоопределения, тем меньше внимания уделялось этим внешним атрибутам.

В начале века горожане Хорватии и Славонии по костюму не отличаются от других горожан Австро-Венгрии. Крестьяне дольше сохраняют приверженность национальному костюму и традиционным предметам обихода.

Приморские города по-прежнему во многом сохраняли итальянское влияние, как в архитектуре, так и в быту, в том числе и в кухне. Именно здесь широко была представлена пища из продуктов моря, а также традиционные итальянские спагетти. Красочный женский и мужской народный костюм жителей приморья продолжал радовать глаз путешественников и курортников. Курортная специализация Далмации заставляла развивать сеть отелей и другой инфраструктуры для приема отдыхающих, а местных жителей вовлекаться в этот новый вид деятельности.

Культурная жизнь сербов в Австрийской империи в ХIХ - начале ХХ вв.

Сербы, проживающие на территории Австрийской империи, составляли особый культурный ареал. Православная традиция, большой монастырский комплекс, широкие контакты с Россией придавали культурным процессам этой части югославян империи Габсбургов особый колорит. Вместе с тем общая культурная традиция империи, преобразования в области просвещения и научных учреждений, широкое распространение грамотности, газет и журналов способствовало секуляризации сербской культуры. Особое значение в становлении сербской культуры играла Воеводина. Нови Сад и Сремские Карловцы становятся в первой половине ХIХ веке культурными центрами не только сербов Австрийской империи, но и сербов проживающих на территории Османской Турции.

Наряду с существовавшими церковными школами и семинарией, здесь работали и светские учебные заведения. Так, в 1810 г. была открыта гимназия в Нови Саде, одним из первых директоров которой стал выдающийся словацкий ученый-славист П.Й.Шафарик. При гимназии существовала солидная библиотека.

Важнейшим событием в деле становления общесербской науки и просвещения становится создание в 1826 г. культурно-просветительской и научной организации Матицы Сербской. Матица объединила литераторов, ученых, меценатов, стремящихся к просвещению, сербского народа. Стал издаваться журнал “Летопись Матицы Сербской”. Матица стала издавать учебники, журналы, художественную и научно-популярную литературу.

Первый сербский просветитель Досифей Обрадович оказал большое влияние на формирование сербской литературной школы. Именно его призыв к широкому распространению знаний, просвещению народа дал прикладное, демократическое направление в развитии сербской литературы.

Большинство сербских поэтов и писателей первой половины ХIХ века, творчество которых вошло в общую сокровищницу сербской и югославянской культуры были родом из Воеводины - это Й.Йованович-Змай и Б.Радичевич.

Первый у югославян театр был открыт в Нови Саде в 1861 г. Один из первых сербских драматургов Йован Стерия Попович (1806-1856) родился и получил образование в Воеводине, но много лет он провел в Сербском княжестве, где стоял у истоков создания системы школьного образования. Он способствовал открытию в Белграде Общества сербской словесности, Национальной библиотеки и Народного музея. Его драматические произведения были разнообразны, наряду с патриотическими историческими драмами - “Милош Обилич”, “Стефан Дечанский”, он прославился своими комедиями “Скупой”, “Ворона в павлиньих перьях” и др. Сравнение героического прошлого и мелочности настоящего лежит в основе нравственных размышлений Стерии Поповича. Он иронизирует над нравами современного ему чиновничества, парвеню в сербской среде. Попович считал чрезвычайно важным воспитательное значение искусства и в этом духе строил свои талантливые пьесы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.