Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Допрос несовершеннолетних. 5 страница




Одним из распространенных способов маскировки почерка является выполнение рукописи левой рукой. Факт маскировки почерка при написании левой рукой (если обычным для исполнителя является письмо правой рукой) распознать нетрудно, письмо левой рукой является непривычным и потому ведет к значительной утрате автоматизма движений. В рукописи проявляются признаки замедленного письма и сниженной координации движений. Специфическим признаком, указывающим на письмо левой рукой, является зеркальное, т.е. как бы отраженное в зеркале, письмо*. Зеркальность может выразиться полностью отраженным воспроизведением отдельных буквенных знаков, а также в изменении направления отдельных движений, например левоокружное на правоокружное и наоборот, что, в свою очередь, приводит к изломам штрихов в месте изменения направления движения.

Зеркальность при письме левой рукой объясняется взаимной противоположностью симметрических движений левой и правой рук человека. Так, движению правой руки слева направо соответствует движение левой руки справа.налево.

Возможности идентификации по рукописям, выполненным левой рукой, зависят от объема рукописей и степени овладения навыком письма левой рукой. Чем больше объем текста, выполненного левой рукой, и прочнее навык такого письма, тем в большей степени проявляется обычный навык пишущего и шире возможности его идентификации.

Наряду с маскировкой встречаются случаи подделки почерка. Подделыватель стремится не только устранить из рукописи признаки собственного почерка, но и воспроизвести в ней все признаки подделываемого почерка. В исполняемую им рукопись он аккуратно перерисовывает с имеющегося у него образца отдельные буквы и слова.

Тщательное воспроизведение размеров, формы и других особенностей буквенных обозначений возможно лишь при значительном снижении темпа письма. Поэтому в поддельной рукописи неизбежно проявляются признаки замедленного письма. Если же подделыватель переходит на свободное, непринужденное письмо, неизбежно возникают отклонения от воспроизводимого образца и типичные для пишущего признаки письма. Последние являются обычно результатом утомления и снижения контроля над собой при имитации сколько-нибудь значительных по объему текстов. В этих случаях путем экспертизы может быть не только установлен факт подделки рукописей, но и идентифицирована личность подделывателя.

 

 

47. Почерковедческая экспертиза. Возможности экспертного исследования. Подготовка материалов для экспертизы.

 

 

Предметом почерковедческой экспертизы служат факты, связанные с исполнением рукописных текстов, подписей, цифровых записей. До ее назначения следователь (суд) тщательно подготавливает подлежащие исследованию документы (установление явных следов подчисток, исправлений, дописок, изъятие свободных и отбор экспериментальных образцов и т. п.), определяет объем экспертизы, вопросы, необходимые для установления фактических данных по делу, выясняет обстоятельства, существенные для экспертизы.

Свободные образцы, почерка и подписи — наиболее ценный материал, поскольку в них — естественный, преднамеренно не измененный; это рукописи (тексты и подписи), выполненные до возбуждения уголовного дела. Основное требование, предъявляемое к свободным образцам, — несомненность их происхождения, что выявляется путем допроса предполагаемого исполнителя или свидетеля. Если допрашиваемый утверждает, что подпись в документе — его, ему предлагается выполнить образцы подписи без предъявления документа. Другие требования, предъявляемые к свободным образцам: минимальность временного разрыва между ним и исследуемой рукописью (подписью);

выполнение на одном языке с исследуемым документом (подписью);

одинаковость характера, целевого назначения; однотипность пишущего прибора и материала, на котором выполнен свободный образец и исследуемый документ; достаточность образцов (рукописи в количестве не менее 5 листов писчей бумаги, подписей — не менее 15—20; при подозрении в намеренном изменении почерка — не менее 30).

В том случае, когда нет или недостаточно свободных образцов для проведения экспертного исследования, отбираются экспериментальные образцы — рукописи (тексты и подписи), выполненные по предложению следователя (суда). К ним предъявляются те же требования, что и к свободным. Экспериментальные образцы отбираются либо под диктовку без выделения знаков препинания, либо (по тактическим соображениям) текст не диктуется, а составляется специальный текст с включением фрагментов исследуемого. Такие рукописи не гарантированы от умышленного искажения. Экспериментальные образцы почерка представляются на 5—10 листах, а подписи — в количестве 15—20, каждая — на отдельном листе бумаги.

Рукописи (жалобы, объяснения, заявления и т. п.), выполненные после возбуждения уголовного дела, но не для целей экспертного исследования, называются условно-свободными образцами. Они играют роль либо дополнительных, либо, при отсутствии свободных и экспериментальных, признаются достаточными для идентификации, и по ним проводится экспертиза.

Экспертиза назначается по постановлению (определению), где обязательно указывается конкретный текст (фраза документа), подлежащий исследованию, какие записи и в каких документах являются образцами для сравнительного исследования. При большом количестве исследуемых текстов и подписей целесообразно разбить их на отдельные группы и по каждой вынести постановление (определение).

 

 

Методика судебно-почерковедческой экспертизы предусматривает четыре стадии исследования:

· предварительную;

· раздельную;

· сравнительную;

· оценки результатов и формулирования выводов.

На первой стадии происходит знакомство эксперта с вещественными доказательствами и вопросами, которые перед ним поставлены, определяется достаточность представленных образцов, выявляется наличие изменений, внесенных в исследуемый документ (подчисток, дописок и т. п.) в целях дальнейшего использования данного документа для проведения технико-криминалистического исследования.

Вторая стадия предусматривает раздельное изучение документа — вещественного доказательства и образцов для сравнительного исследования, выявление общих и частных признаков как письменной речи, так и почерка. Встретившиеся в рукописи варианты письменных знаков и их сочетаний с разметкой установленных особенностей частных признаков почерка заносятся в специальные таблицы-разработки.

На стадии сравнительного исследования выявленные признаки сопоставляются; результаты сравнения (совпадения или различия) заносятся в таблицы и разработки.

Четвертая стадия сводится к оценке индивидуальной совокупности выявленных признаков, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии индивидуального тождества.

В том случае, если исследуемая рукопись выполнена с преднамеренным искажением почерка, работа эксперта усложняется.

В случае намеренного изменения почерка искажению подвергаются главным образом общие и тесно связанные с ними частные признаки. Тем не менее полностью изменить свой почерк пишущему не удается, в нем в достаточной для идентификации степени отображаются частные признаки почерка.

 

 

48. Автороведческая экспертиза. Возможности экспертного исследования. Подготовка материалов для экспертизы.

 

 

Автороведческое исследование, в отличие от других видов криминалистического

исследования документов, опирается на исследование содержательной стороны

рукописи. Автороведческая экспертиза может дополнять исследование подчерка, а

может иметь и самостоятельное значение в том случае, автор и исполнитель

рукописи являются разными лицами и требуется установить личность автора

текста, а также в случаях исполнения рукописи на печатающих устройствах.

Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система

знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека,

определяющих индивидуальность письменной речи, её динамическую

устойчивость и вариационность, и о методах исследования авторства. Как

самостоятельный вид криминалистического исследования документов,

криминалистическое автороведение объединяет в себе данные многих

специальных наук, изучающих закономерности письменной речи, таких как

лингвистика, психология, психолингвистика, социология, теория коммуникации,

логика и других.

Криминалистическое автороведение призвано решать несколько задач:

1) идентификационные;

2) диагностические.

Идентификационные задачи включают в себя решение следующих вопросов:

a) установление конкретного автора одного или нескольких документов;

b) исключение предполагаемого автора документов;

c) установление факта создания документа одним или несколькими

авторами;

d) выяснение того, является ли исполнитель документа его автором.

Диагностические задачи направлены на разрешение следующих вопросов:

a) установление принадлежности автора к определенной группе лиц в

зависимости от его

. образовательного уровня;

. профессии;

. социально-демографических особенностей;

. наличия навыков определенного стиля письменной речи и так далее;

b) установление факта намеренного искажения письменной речи и так

далее.

Предметом автороведческой экспертизы является фактические данные о

личности автора, устанавливаемые экспертом при исследовании документов и

иных материалов дела на основе специальных познаний в области

автороведения. Письменная речь как объект изучения криминалистического

автороведения представляет собой сложную систему, основу которой

составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков.

К языковым навыкам относятся пунктуационные, орфографические, лексико-

фразеологические, синтаксические и стилистические. Пунктуационные и

орфографические навыки связаны непосредственно с письмом и сами по себе

существовать не могут. Они выполняют в письменной речи второстепенную роль.

Интеллектуальные навыки – это навыки мышления, памяти, которые определяют

способ познания действительности, присущий человеку и обусловленный его

индивидуальным опытом и особенностями психики.

 

В связи с наличием своеобразных условий формирования личности, каждый

человек приобретает индивидуальные речемыслительные навыки, проявляющиеся в

том, что он владеет не всей совокупностью существующих норм, а только

определенным их набором, и использует в своей речевой практике не всю

совокупность свойств нормы, а лишь определенную их часть, которой он обычно

привыкает пользоваться. Поэтому совокупность индивидуальных языковых и

интеллектуальных навыков определенной личности уникальна и неповторима в

каждой конкретной речевой ситуации и позволяет идентифицировать автора того

или иного текста.

 

Как уже отмечалось, в зависимости от образования, условий обучения,

культурного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности,

окружающих лиц, воздействия телевидения, кино, театра, радио у человека

вырабатывается словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей,

специфичность использования языковых средств, то есть индивидуальность и

устойчивость признаков письменной речи.

Письменная речь, как и любое явление имеет содержание и форму.

Содержание письменной речи – это её суть и смысл. При ознакомлении с

содержанием текста производится анализ:

. темы (то есть основного смысла высказывания) и идейной

направленности документа;

. сведений фактического характера, ссылок на источники и

использованные материалы;

. упоминаний автора о самом себе.

По содержанию текста можно определить:

. какую цель преследовал автор при написании текста;

. причину, послужившую основанием для написания текста;

. наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях, которые имели

место, их детали, о конкретных лицах как участниках этих событий и других

обстоятельствах.

Форма письменной речи – это внешнее выражение её содержания. Форма

включает в себя два вида особенностей письменной речи: грамматические,

лексические и стилистические признаки.

Грамматические признаки представляют собой степень соблюдения автором

системы грамматических норм языка.

К орфографическим признакам письменной речи относятся правильность

написания тех или иных письменных знаков, а также постоянные ошибки: в

буквенном составе слова, родах, падежах, склонениях, спряжениях.

Синтаксические признаки письменной речи можно определить как привычный

характер построения предложений, а также наличие устойчивых ошибок,

допускаемых автором при письме.

К таким ошибкам могут относиться

. ошибки в построении предложений;

. ошибки в согласовании слов и оборотов речи в конструкциях

предложений;

. неоправданное соединение нескольких простых предложений в одно

сложное;

. неоправданное употребление причастных и деепричастных оборотов и

другие ошибки.

 

Изобразительно-выразительные средства – это выражения, употребляемые в

переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так

называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы,

и другие речевые приемы)

 

Объектами криминалистической автороведческой экспертизы являются

тексты различных документов. Текст как продукт деятельности определенного

лица представляет собой сложное структурное образование, элементы которого

находятся в определенных закономерных отношениях связи.

Для решения задач автороведческой экспертизы необходимо иметь текст,

минимальный объем которого составляет 500 слов. В структурных свойствах

исследуемого текста содержится информация, используемая для установления

автора текста. С одной стороны, это информация о познаваемом объекте,

предмете мысли, в которой могут содержаться конкретные сведения о лицах,

предметах, явлениях, известных только определенному автору. Изучение и

использование такой информации не требует специальных познаний, но на

начальном этапе исследования она может быть использована для создания

условной модели автора текста.

Для проведения автороведческой экспертизы в целях идентификации автора

определенного текста необходимо иметь образцы письменной речи проверяемых

лиц. Эти образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть

свободными, экспериментальными и условно свободными. Свободные образцы

письменной речи – это тексты, составленные подозреваемым лицом вне связи с

расследуемым событием и до его возникновения. Они должны соответствовать

исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения текста, стилю

письменной речи, адресату и характеру речевого общения с ним, по состоянию

автора.

Требование о соответствие образцов исследуемому тексту по языку

изложения означает, что образцы письменной речи должны быть выполнены на

том же языке, что и исследуемый документ. Важность этого требования

определяется тем, что синтаксические, лексико-фразеологические,

стилистические элементы и структуры в разных языках существенно

различаются.

Свободные образцы должны быть как можно ближе ко времени появления

исследуемого документа. Необходимость соблюдения этого требования связана с

тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. По

мере становления и развития личности, в результате воздействия множества

факторов субъективного и объективного характера письменная речь человека

претерпевает существенные изменения: повышается общий уровень грамотности,

увеличивается лексический состав, усложняются стилистические особенности и

синтаксис. И, напротив, в преклонном, старческом возрасте, в результате

возрастных, биологических и психофизических изменений в организме нередко

происходят изменения письменной речи в сторону упрощения и нарушения

смысловой и языковой структуры изложения. В среднем возрасте, как правило,

признаки письменной речи наиболее устойчивы и могут подвергаться изменения

лишь под воздействием случайных факторов.

Свободные образцы письменной речи должны быть выполнены в том же

функциональном стиле и в той же письменной форме, что и исследуемый текст

(бытовом, деловом, публицистическом, научном и др.).

 

Необходимость использования в процессе исследования одного и того же

состояния автора при составлении исследуемого текста и текстов свободных

образцов его письменной речи касается тех случаев, когда известно, что

предполагаемый автор исследуемого текста в период его создания страдал

психическим или иным тяжким заболеванием, находился в состоянии сильного

возбуждения или депрессии, все это приводит к серьезным изменениям в психо-

речевой сфере.

Одним из необходимых требований, предъявляемых к свободным образцам,

является требование тематики. Целесообразен подбор образцов с разнообразной

тематикой. Это позволяет более полно проследить лексические особенности и

выявить некоторые элементы стиля изложения мыслей.

Важным требованием является объем текста. В методических указаниях для

правоохранительных органов говориться, что образцы должны быть до пяти

страниц машинописного текста и до десяти страниц рукописного текста.

 

Судебно-автороведческое экспертное исследование состоит из нескольких

стадий:

* подготовительной;

* аналитической (стадия раздельного исследования);

* сравнительной;

* синтезирующей, формирующей вывод.

На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением о

назначении экспертизы и поступившими материалами, оценивает их с точки

зрения количества и качества, достаточности для экспертного исследования.

На аналитической стадии производится раздельный анализ исследуемого

текста и образцов письменной речи проверяемого лица.

На стадии сравнительного исследования Выявляются совпадающие и

различающиеся общие и частные признаки языковых навыков, отобразившиеся в

исследуемом тексте и образцах.

Оценка установленных совпадений и различий производится на

синтезирующей стадии, когда формируется окончательный вывод. Методикой

автороведческой экспертизы предусмотрено использование количественных

критериев при выделении общих признаков (степеней развития) языковых

навыков, что безусловно способствует объективизации исследования.

 

 

49. Криминалистическая фоноскопия.

 

 

Самым распространенных средством общения людей является устная речь, которая оставляет изменения в материальной среде, которые принято называть звуковыми следами. Роль звуковых следов человека существенно возросла в последнее время. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что традиционные средства фиксации информации — письменные документы — все чаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой, в повседневной жизни резко расширилось использование звуковой и видеотехники, среди материалов, приобщенных к уголовным делам, все чаще присутствуют фонограммы и видеозаписи. К таким материалам относятся:

• фонограммы, на которых случайно или умышленно зафиксированы высказывания, содержащие информацию о подготовке, совершении и сокрытии преступления, например, запись разговоров преступников, очевидцев, потерпевших;

• фонограммы, явившиеся объектами преступных действий (если они похищены или подделаны);

• фонограммы, служившие орудиями преступления, например, при вымогательстве или шантаже;

• фонограммы допросов и иных следственных действий, являющиеся приложениями к соответствующим протоколам.

Хотя с помощью аудио- и видеозаписей фиксируется не только человеческий голос, но и множество других звуковых следов, основными задачами, решаемыми при исследовании фонограмм, являются идентификация человека по голосу и диагностика особенностей его личности (пол, национальная и социальная принадлежность, культурный уровень и пр.).

Криминалистическая фоноскопия является основой идентификации человека по голосу, в процессе которой изучается звуковая, особенно речевая, информация, в основном в виде магнитных и видеомагнитных записей, звуко-и видеозаписывающая аппаратура.

Теоретические предпосылки методики идентификации личности по фонограммам устной речи:

1. Голос человека индивидуален, что обусловлено строго индивидуальными формой и размерами ротовой и носовой полостей, горла, органов дыхания. Поэтому для каждого человека характерна строго индивидуальная концентрация голосовой энергии в определенном частотном диапазоне.

2. Акустическая характеристика голоса относительно устойчива во времени и остается индивидуальной даже при морфологических и патологических изменениях органов речи.

3. Речь человека индивидуальна, характеризуется чертами, присущими только ему, и определяется социальными и психическими факторами. Сформировавшиеся в юности особенности речи, интонации и вообще манера говорить становятся привычными и почти не меняются в течение всей жизни.

 

Методы использующиеся при фоноскопическнх исследованиях.

 

В основу методики фоноскопических исследований положены акустический и лингвистический анализы устной речи. Лингвистический анализ в целом более направлен на исследование устной речи, отражающей социальные, интеллектуальные, психофизиологические и другие личностные характеристики человека; акустический — на изучение характеристик, определяемых анатомическими, физиологическими и психофизиологическими особенностями индивидуума.

Акустический анализ базируется на многочисленных измерениях спектрально-временных характеристик речевого сигнала и их последующей статистической обработке для выявления индивидуального комплекса акустических признаков.

 

Комплексный лингва-акустический анализ фонограмм речи позволяет проводить идентификацию человека даже по фонограммам низкого качества и малой длительности. Фоноскопические исследования проводятся с помощью измерительно-вычислительных комплексов, включающих высококачественную звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, соединенную с компьютером, оснащенным специальным устройством ввода — вывода акустической информации и пакетом прикладных программ для обработки речевых сигналов и дальнейшего их исследования

Помимо идентификационных возможно также решение не менее актуальных для раскрытия и расследования преступлений диагностических задач, позволяющих сделать обоснованные суждения о многих физических, психических и социальных признаках личности.

 

Какие задачи разрешаются фоноскопической экспертизой?

 

К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

1. Сколько лиц участвовало В разговоре, записанном на представленной фонограмме?

2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?

3. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т. д.)?

4. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.? Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)?

5. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и пр.), а если подвергать, то какая ее часть смонтирована? Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания? Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме? Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?

6. Какое оборудование (магнитофон, видеомагнитофон, диктофон; его тип, марка, класс, страна-производитель) использовалось для осуществления данной магнитной записи? Имело ли оно, судя по записи, какие-либо неисправности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорившего?

7. В какой местности формировалась устная речь, и в каких возможных местах длительно проживало лицо, речь которого записана?

8. Каковы пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме?

9. Каковы некоторые социальные характеристики лица?

10. Каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи? Является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной?

На разрешение идентификационной фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

1. Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме устная речь определенному лицу, лицам? Какие фрагменты звукозаписи, каким лицам принадлежат?

2. Изготовлена ли данная фонограмма на представленном звукозаписывающем аппарате? Воспроизводилась ли данная фонограмма на таком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне)?

3.Является ли данная видеофонограмма копией, изготовленной путем записи с лазерного диска на данный видео магнитофон? Является ли видеофонограмма № 1 полностью или частично копией видеофонограммы № 2?

Составляли ли склеенные фрагменты данной магнитной ленты ранее одно целое?

 

 

50. Понятие "словесного портрета" и его использование в следственной и оперативно-розыскной работе. Система описания признаков внешности по методу "словесного портрета". Применение метода комбинированных портретов.

 

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет — это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого — функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху — вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые —по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических фэигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.