КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чудесный мальчик
Жил в старину царь. Были у царя сын и дочь, а жены не было, жена померла. Состарился царь и говорит сыну: — Я скоро умру. А как помру, так ты царствовать будешь. И вот тебе перстень — задумаешь жениться, выбирай невесту по перстню; кому он будет впору, та и есть тебе жена. А ежели перстень мой никому на палец впору не придется, то и вовсе не женись. И умер вскоре царь-отец. Сын схоронил отца, погоревал, положил отцовский перстень за пазуху и поехал по свету — искать себе невесту. Весь свет объездил — может, оставил самую малость, да чего уж там, — а невесты не нашел. Сколько ни встречал девиц молодой царь, а ни одной его перстень впору не пришелся. А против воли отца молодой царь жениться не мог. Воротился он домой и бросил с сердцем тот перстень на стол. А сестра его тут же была: увидела она перстень да и попробовала, впору ли. Ни на един палец перстень не приходился, а на один лишний как раз и пришелся: сестра-то царевна на одну руку была шестипалая. Увидел брат: — Аль впору? — спрашивает. — Впору, братец, впору. — Стало быть, — брат говорит, — тебе и быть моей женой, так батюшка велел. — Да что ты, братец, — взмолилась сестра, — где это видано — брату на сестре жениться! — Ан мне батюшка так наказывал. Перстень-то никому не впору, тебе одной. — Да ведь батюшка-то забыл, что у меня шестой палец есть, а лишнее не в счет. Прикрикнул брат на нее: — Батюшка знал, что наказывал. Аль ты умней его! Придумала тогда сестра: — Вели ты построить, братец, на берегу моря малый домишко. Поживу я там покуда, а потом и будет по-твоему… Послушался брат сестру, велел построить домишко ей на берегу моря не на долгий срок. Живет там сестра царя с одной девушкой-чернавкой, живет и печалится: как ей дальше быть, не хочет она быть у брата женой, неслыханное это дело. Вот видит ока: рыбак рыбу ловит в море. Кликнула она рыбака, рыбак и явился на берег. Взяла царевна у рыбака большую рыбу, отдала ее своей девушке и сказала ей: — Ступай к брату, отнеси ему рыбину и скажи, чтоб к свадьбе готовился. Понесла девушка рыбу к царю, а сестра царя упросила рыбака отвезти ее далеко-далеко, на другой берег моря, иначе беда ей будет от брата-царя. Добрый рыбак отвез царевну на другой берег моря, и осталась царевна в чужой земле одна. Отошла она от берега в лес, увидела там дупло и стала жить в лесу, а как ей дальше быть, не знает. В лесу безлюдье, никого нету, питается молодая царевна ягодами да дикими плодами; изголодалась она, оборвалась одеждой, обнищала. И увидела она однажды старую женщину; женщина пришла в лес по грибы. Спряталась царевна в дупло, а женщина еще прежде углядела ее. Подошла женщина к дереву и говорит: — Не бойся меня, не укрывайся. Если ты старая старуха, будешь мне старшей сестрой, если молодая, будешь дочерью. Выходи, дай взглянуть на тебя! Отвечает ей из дупла царевна: — А как я выйду-то, да я бедная, одеться не во что! Ушла старуха в свою избушку, собрала платье и мужу своему старику похвасталась: — Клад нашла в лесу, дочку нерожденную. Обрадовался старик: — Вот и ладно. Дети всегда к добру. С тех пор сестра царя стала жить в избушке у старых людей. Пригляделись старики, видят — гостья их душою ласкова, нравом терпелива, а что шестой палец у нее на руке, так это к счастью. А у стариков был сын. Они и говорят: — Настасья (царевну Настасьей звали), Настасья, ты девица на возрасте, выходи замуж за нашего сына, А Настасья и не видела их сына. — А где же он? — спрашивает. — Где ваш сын? А сын их восемнадцать лет в другом лесу живет и там свиней пасет. Тогда Настасья-царевна велела привести домой стариковского сына, а сама думает: «Уж лучше я за свинопаса замуж выйду, чем за родного брата: так-то!» Привели старики своего сына, а тот весь мохом и щетиной оброс. Поглядела на него Настасья-царевна и сначала ничего не сказала, вздохнула только. Вот остригла, обмыла, обрила царевна своими руками свинопаса, а на другой день на ярмарку со старухой съездила, там платье-одежду купила и в то платье обрядила свинопаса. Потом стала она его уму-разуму учить. И тут сказала ему наперед: если будешь, дескать, грамоте учиться, будешь жить по правде, тогда я подумаю-подумаю, да и замуж за тебя выйду. Научила его Настасья, что сама знала и умела, а потом и говорит старикам: — Воля ваша, а как вы желали сына своего на мне женить, так я согласна… Обрадовались старики, а сын их и того пуще; он все;не верил, что Настасья полюбит его, пастуха. Прошло еще время, два года, родился у Настасьи сын. Мальчик родился таким разумным, всем людям был на удивленье. Он еще грудным был, а уж разговаривал с матерью, и чего мать не знает, младенец ей скажет. Такой был осмысленный от роду. Вот были бы рады внуку дедушка с бабушкой, а их не стало на свете, померли они. Поехал однажды отец на деревню в гости, а Настасья дома при сыне осталась. Ждет-пождет мужа, а его все нету. «Не случилось ли чего, — думает Настасья-жена. — Пойду-ка я в деревню, кликну его, а сын в колыбели полежит, он у меня разумный». — Ты лежи да дом сторожи, — сказала она сыну, — а я за отцом пойду. — Иди, мама, — сын ей в ответ. — Да гляди-ко, ненастье будет, А мать ему: — А я туда-сюда и вернусь. Я до ненастья управлюсь. И ушла. Вскоре на дворе началась непогода, пришла буря с дождем. Долго не было ни отца, ни матери. Соскучился мальчик лежать в колыбели, да и в избе стало смеркаться. Подумал мальчик: «Хоть бы пришел кто ко мне, что ж я один-то лежу!» Только он так подумал, в это время кто-то и входит в избу. Видит мальчик — старичок пришел. Обрадовался гостю маленький хозяин: — Садись, — говорит, — на лавку и сказывай — чей ты сам будешь, откуда явился… Удивился старичок: как, дескать, такой малолетний, сам еще в колыбели лежит, а уж так явственно разговаривает. Однако чужой дом — не свой, в нем и порядок другой. Значит, дело тут хозяйское: младенцы, может, умнее стариков. Старичок и говорит: как ночь, так под печкой в его доме говорит и стонет кто-то: «Ой душно мне, ой душно мне!» — а идет он в город к колдуну Асону, а колдун этот умнее всех на свете, он все знает, так в их деревне самые старые старики и старухи сказывают, а они-то знают, давно, чай, на свете живут, больше него. Мальчик слушал-слушал и говорит гостю в ответ: — Гляди-ко, дедушка, попросит у тебя Асон половину того, что лежит зарыто под печкой, так ты ему половины не давай, а дай четверть да про меня, гляди, ничего не говори. А теперь возьми на полке хлеба, там и квас стоит, поешь да отдохни. Поел старик, отдохнул, спасибо сказал и в город к Асону пошел. Разыскал он там двор колдуна Асона и к нему: вот, господин колдун, как ночь, так у меня дома под печкою страшное дело делается; так нельзя ли, говорит, узнать, что есть там такое и нас со старухой от напасти избавить. — А можно, — говорит колдун Асон. — Можно тебя со старухой от напасти избавить, а ты мне дай половину того, что под печкою лежит. Старик ему: — Нет, Асон, — будет с тебя и четверти. Асон старику: — А трех четвертей тебе не много ли? — Да нет, — старик ему, — где же много, когда до полного четверти не хватает! «Жаден старик, — подумал Асон. — Ну да я с него свое возьму, не сейчас, чай, добро-то делить». Поехал Асон к старику. Вот приехали они в избу, где жил старик, велит Асон печь ломать. Когда сломали печь, видят — яма под печью, а в яме золото да серебро, верхом полно. Обрадовался старик и стал раскладывать клад на четыре части. Колдун ему и говорит: — А ведь ты, старик, не своим умом живешь! Кто тебя научил дать мне четверть и не давать половины? Старик и туда и сюда: у меня, дескать, и своя голова не бедна, видишь — круглая, Да Асон-то колдун хитер. — А ты скажи, — повторяет, — кто тебя уму научил. Скажешь, так я с тебя и четвертой доли не возьму, весь хлад тебе достанется. Поскупился старик на четверть клада и сказал, как дело было и где тот мальчик живет. Сел тотчас Асон-колдун в повозку и поехал поскорее в ту сторону, где жил сын свинопаса и царевны. — Ужо я тебе! — погрозил он сыну пастуха, — Аль гы умней меня? Ишь ты, родился какой, — хлеб у меня отымаешь! Подъехал он к избе в лесу, вошел туда, поклонился хозяевам: — Дозвольте, — просит, — отдохнуть малость с дороги и чаю напиться! Настасья поставила от доброго сердца пироги на стол и чаю согрела. Колдун чай пьет, пироги ест, а сам на мальчика поглядывает. В это время вскочил петух в избу, захлопал крыльями и кукареку закричал. — Ишь, горластый! — сказал Асон. — О чем орешь-то? А сын Настасьи вылез из колыбели, сел на лавку и говорит: — Петух сказал: будешь ты скоро в бедности, а все твое богатство я возьму себе. Ничего не ответил колдун. Выждал он время, когда хозяин с хозяйкой отлучились из избы, схватил мальчика, завернул его в шубу, чтоб крика его не услышали, да и уехал с ним со двора. Приезжает он к избе и зовет повара с кухни. — Вынь, — приказывает, — из этого мальчишки печень и сердце — и приготовь мне к обеду. Асон думал, что от этого он сразу умнее мальчика станет. Повар взял мальчика на кухню и стал нож точить. Мальчик спрашивает: — Дяденька, зачем ты нож точишь — он и так острый? А повар отвечает: — Барашка колоть. — Ты старше меня, а неправду говоришь, — сказал мальчик. — Это ты не барашка, ты меня хочешь резать. У повара и нож тут из рук вывалился: оробел он перед маленьким мальчиком — откуда, дескать, знает все этот малолетний человек? И жалко ему стало губить такое разумное невинное дитя. — Отпустил бы я тебя, — повар говорит, — да боюсь хозяина. — А ты не бойся! — Евсей ему говорит (мальчика-то по отцу Евсеем назвали). — Ты не бойся! Возьми у собаки щенка, вынь из него печень, вынь сердце, заверь их и дай своему хозяину. Повар все так и сделал, а мальчика Евсея спрятал в чулане при кухне: пусть живет. А в то же время приснился тамошнему царю непонятный сон. Стоят будто бы у него во дворце три большие золотые блюда и едою полны, и вот прибежали собаки и стали из этих блюд пищу есть. Задумался царь: что означает этот сон? Велел он позвать Асона. — Угадай, — говорит, — мой сон. Да угадай нынче же, чтоб к завтрашнему дню я знал, а не то все твое богатство отберу от тебя, нищим останешься. Воротился Асон домой ни жив ни мертв и на всех сердитый. Увидел повара, как закричит на него: — Это ты мальчишку со света сжил? Эх ты, безголовый, мало ли чего я в сердцах прикажу! — А я не безголовый! — повар ему. — Мальчик тот жив, Евсейко-то, я в чулане его берегу. Асон к Евсею: снился мне сон, говорит, и рассказал сон царя, а потом спрашивает: что это значит? Евсей и отвечает Асону: — А то значит — не тебе сон этот снился, а царю! — Ах, умница ты, ах, молодец! — обрадовался Асон. — Ты ведь правду угадал! А теперь ты сон разгадай и мне скажи! Иль не можешь? Евсей ему в ответ: — Могу, — говорит, — я уж отгадал и знаю, что означает сон царя, да самому царю и скажу, а тебе про сон не дознаться. Рассерчал колдун против малолетнего Евсея, а сделать зла ему не может, не время сейчас. Наутро Асон взял Евсея за руку и повел к царю. Увидел царь Асона: — Ну, Асон, рассказывай мой сон! — Да что ж тут и рассказывать-то, государь, — начал лукавый колдун. — Сон твой совсем не мудрен, его и малолетний ребенок разгадать сумеет. Вот хоть бы мой кухонный мальчишка Евсей: он тебе, государь, сейчас все как по писаному расскажет. — Так ли это? — спрашивает царь. — А коли знает Евсей, пусть рассказывает. — А я забыл, — Евсей тут говорит, — как отгадка начинается. Асон пусть начнет, а я закончу. Царь и приказывает: — Начинай, Асон, отгадку! Думал-думал Асон, а начать говорить ничего не может, ничего он не знает. Повалился Асон в ноги царю и стал прощенья просить. А Евсей сказал царю: — Сон твой правдивый. Есть у тебя три дочери, и родят они тебе скоро по внуку. Прошло немного времени, и родились царю три внука. Наградил тогда царь Евсея подарками, а в придачу отдал ему Асоново богатство, а колдуну велел работать — с царской кухни очистки выносить — и более не колдовать. Евсей отдал Асоново богатство и царские подарки тому повару, что спас ему жизнь, и ушел жить к родителям. Вот живет он при отце при матери, как и прежде жил, а кто придет к нему в избу, кто побеседует с маленьким Евсеем, всякий удивляется его разуму и догадливости. Один странник послушал мальчика и сказал: — Знать, времена другие наступают — ишь, дети какие рождаются… У кого ты разум свой взял, Евсей? Евсей говорит: — У отца с матерью. — Да отец-то твой пастух! — А пастухи да пахари умнее царей! Странник к нему опять: — Может, ты от матери разумным стал? Она у тебя царевна. Евсей в ответ ему: — Неправда твоя, — говорит, — мать моя не оттого умна, что царевной родилась, а оттого, что не захотела быть царевной и стала женой пастуха. — А далее будет что? — А далее, — мальчик ему, — пастухи будут царствовать, а последние цари будут жить вровень с пастухами. — Гляди-ко, вровень! — сказал странник. — А цари вровень-то с нами жить не захотят. — Тогда они помрут, — Евсей ему сказал. А однажды вскорости разыгралась буря на море: день и ночь гудит. Рыбаки по дворам да по избам сидят, кто сеть чинит, кто так сидит — ветер слушает. А море гудит и гудит, деревья в лесу скрипят от ветра. И в этот час постучался в избу какой-то человек. Евсей один был дома, родители его уехали в овраг — глину копать для кирпичей, печь надо перекладывать. Впустил Евсей человека в избу и враз догадался, кто это был: это был родной дядя его, материн брат, царь с того берега моря. Достал Евсей еду из печи, угощает дядю. Царь ест, а сам молчит и думу думает. Евсей спрашивает его: — О чем ты думаешь, дядя? — А какой я тебе дядя, — царь говорит. — Я тебе не дядя! Подумал тут Евсей: «Отчего-де цари глупые? Пусть дядя перестанет быть царем, он и поумнеет». — А я знаю, о чем ты думаешь, — сказал Евсей. Царь усмехнулся: — Расскажи, коли знаешь лучше меня. И Евсей рассказал, что было с царем: как он выехал в лодке по морю гулять, а буря налетела, унесла его к неизвестному берегу и лодку о берег разбила; теперь царь сидит и думает, как ему домой воротиться, да только не знает пути. Царь удивился: ишь, мальчик смышленый какой, и откуда он знает, чего не должен. — Я знаю, где один старик рыбак живет, — сказал Евсей, — он все моря знает, он тебя домой отвезет. А ты возьми меня с собой, я хочу поглядеть, как люди за морем живут. Царю не жалко; — А можно! — говорит. — Поедем! Веди меня к старику, что все моря знает. Поглядел Евсей в окошко: буря утихла. — Пойдем, дядя. Встали они и пошли. Старик-рыбак посадил их в рыбачий кораблик и повел кораблик по тихому морю на тот берег. А на том берегу дядя-царь жил невесело, скучно жил, даром что царь. Ни друга, ни жены, ни сестры возле негоне было, а были одни слуги, да помощники, да начальники, а они все обманщики. Евсей увидел это горе царя и спрашивает: — А почему у тебя жены-хозяйки дома нету? Царь отвечает Евсею: — По перстню не приходится и по сердцу нету. — Отыщем, — Евсей ему говорит: — Знаю я, живет за большим морем волшебница. Трудно до нее морем доплыть, трудно ее видеть, а надобно. Давай перстень, я ей на безымянный палец померю: будет впору, невесту тебе привезу. Дал ему царь перстень и говорит: — А еще тебе чего надо? Ты скажи — я все тебе дам. — А еще корабль мне надо построить. Большой нужен корабль — больно плыть далече. Велел царь построить корабль. Строили, рубили, стругали, тесали, народную силу без счета клали, — и построили корабль. Сел Евсей на корабль, взял с собой сто храбрых, солдат да сто бочек пива и поплыл вдаль. Плыли-плыли, не видать ничего, Каждый день спрашивал Евсей у постового солдата: — Не видать ли чего? — Не видать, — отвечает солдат, — Всюду одна пустошь. А в один день без спроса крикнул: — Видать! — Чего видать? — А видать землю, на земле гору, на горе город, а в городе золотой дворец. — Причаливай корабль туда! — приказал Евсей. Только они причалили, в городе ударили в пушку. А в том городе, в золотом дворце, жила царевна Ефросинья, отцовская балованная дочь: по лицу красавица, по сердцу не злая и не добрая, добро в ней смешано со злом, как раз пополам, а по уменью и хитрости — волшебница. Увидела Ефросинья чужой корабль и к отцу: — Гляди-ко, батюшка, кто там без спросу к нам пожаловал, — какой такой невежа! Послал царь-отец на корабль своего полковника: — Узнай-де, кто там и по каким делам явился. Полковник взошел на корабль и спрашивает: где главный у них. А главный Евсей. Полковник к Евсею: думал — богатырь или вельможа будет перед ним, а перед ним — отрок. Спрашивает полковник сызнова: — А кто тут главный? Евсей ему: — А вот он — я. Другого нету. — Ан врешь, мальчишка! — вскричал полковник. — Ишь, лгуны да охальники какие приехали! Кликнул Евсей солдат и велел им выгнать невежу прочь с корабля. Полковник к своему царю: так и так, мол, не приняли меня на корабле. — Ты, должно быть, грубо говорил с хозяином корабля! — сказал царь. — А где же дураков и грубиянов не бьют! — и послал на корабль другого человека. Другой царский человек пошел на корабль, первым поклонился Евсею и пригласил его к царю. Пошел Евсей к царю, сел за стол с угощеньем и стал беседовать. Беседует с ним заморский царь и дивится разуму своего малолетнего гостя. Рассказал Евсей, из какого он царства-государства и что он видел на свете, а зачем сюда приехал — того не сказал. А под конец беседы Евсей учтиво поклонился царевне Ефросинье и сказал ей, что, дескать, у него перстень, кому он впору придется, того полюбит молодой царь и тот счастлив будет. Евсей вынул кольцо и подошел к Ефросинье. Царевна с лукавой усмешкой протянула ему левую руку: Евсей хотел было примерить кольцо к безымянному пальцу, да видит вдруг — нет у царевны того пальчика, один корешок от него остался. Попробовал Евсей на другие пальцы кольцо надеть — не в пору. Спрашивает Евсей: — А пальчик где же? Царевна ему: — С детства отсохши. Я беспалая, о четырех пальцах живу. А есть люди о шести пальцах. — Есть, — сказал Евсей. — Кому лишнее дается, а кому нехватка. — И то! — царевна говорит. — А перстень твой хорош, как раз бы мне впору пришелся, коли нужный, палец был бы у меня. — А коли впору, так и перстень твой! — сказал Евсей: поклонился он Ефросинье и положил ей перстень в Хоть и богата Ефросинья-царевна была, а жадна была на все, что блестит. На другой день Евсей позвал царя в гости на корабль. Он обещал показать царю и Ефросинье-царевне разные диковинки, каких нету в здешних местах. Вот корабельные солдаты сварили на другой день щи с говядиной, поставили вино, и пришел к обеду царь с дочерью Ефросиньей, а с ним пришли помощники царя, чины и домочадцы. Накормили хозяева гостей едой, напоили вином, гости и заснули за столом. Тогда Евсей велел солдатам вынести всех гостей на берег по старшинству, по чинам. Первого вынесли царя, за ним и прочих всех, а Ефросинью Евсей загодя увел в дальнюю корабельную горницу и положил перед ней расшитый узорный плат, пусть любуется. А солдатам Евсей приказал, как только снесут на берег последнего гостя, немедля отплывать на корабле обратно домой. И еще Евсей сказал солдатам: если увидят на корабле зверя какого или гадину, пусть загоняют того зверя туда, откуда он вышел. Так и случилось. Только отошел корабль от берега, Ефросинья озлилась, ударилась о пол и стала зверем. Солдаты глядят — выползает на верх корабля, на палубу, лохматое чудовище. Солдаты не оробели и прогнали чудовище вниз. А вскорости, глядь, змея толстая ползет. Солдаты и ее прочь загнали в корабль. Видит Ефросинья, нельзя ей уйти: заплакала она и обратилась в красивую девушку-царевну, какой от роду была. И вот приплыл корабль домой, к той земле, где царствовал дядя умного Евсея. Встретил царь свой корабль, а как увидел он красавицу царевну и заветный перстень отца на корешке ее безымянного пальца, так полюбилась ему заморская девица. Обрадовался царь, да и женился немного погодя на Ефросинье, как, свадьбу приготовили, А как сыграли свадьбу, Евсей и говорит своему дяде: — Вот ремень тебе морской, моченый. Как Ефросинья скажет тебе — она нездорова, — так ты ее не слушай. А ударь ее три раза этим ремнем, не жалей ее и ударь, она не умрет, ты ей не верь. А если пожалеешь, то меня ты никогда не увидишь и Ефросинья уйдет от тебя. Правду сказал Евсей. Стала Ефросинья ахать и охать: там у нее болит, и здесь болит, везде болит. Ударил ее царь легонько один раз, а Ефросинья еще более разохалась. Ударил он ее еще раз, а ока вытянулась и умерла. Испугался царь и забыл ее в третий раз ударить. Выкопали для Ефросиньи-царевны могилу, выложили могилу мрамором, а Ефросинью положили в золотой гроб. Похоронил царь жену и заплакал: не стало у него опять никого, и Евсей пропал. А Евсей пошел вокруг моря пешим к родителям: и уж далеко ушел, Однажды застала его ночь в дороге, зарылся он в омет и заснул. Наутро пришел крестьянин, начал вилами метать солому и разбудил Евсея. — Кто там? — закричал Евсей. — Обожди-ка меня вилами колоть, я еще мало жил. Удивился крестьянин, стал разрывать руками солому и увидел мальчика. Взял он Евсея за руку и говорит: — Пойдем к нам в деревню, сыном будешь мне, а то детей, у нас с женой как раз нету. Евсей и пошел. Приходят они в избу, входят на порог. Крестьянин радуется: — Гляди, жена, я сына тебе привел. Обрадовалась и жена. — Здравствуй, здравствуй, сынок! — говорит. — Уж чего лучше, чего дороже! Дороже сына ничего не бывает! Стал жить Евсей в чужой деревне у хороших людей. А он неспроста жил, он всюду уму-разуму учился. Собрался крестьянин в столицу на базар: нужно ему было Евсею гостинцев купить, а жене подарок. Вот съездил он в город, воротился и рассказывает домашним: поставил царь посреди города высокий столб, а столб этот чистым лаком наведен, и влезть на столб никак нельзя — скользко, а кто влезет, тому царь полтора мешка серебряных денег обещает. Послушал Евсей и говорит: — Видно, с тоски и глупости царь пустым делом забавляется. — И верно — с тосхи, — крестьянин сказал, — у него жена померла. Да столб-то глуп, а глупостью тоски не одолеешь, Евсей спрашивает: — А тебе нужны деньги — полтора мешка? — Да ведь даром дают — чего не взять! Евсей научил, как надо влезть на скользкий столб: — Лезь не прямо на него, — говорит, — а винтом, винтом, да ладонями по столбу шлепай, лак отогреется и к рукам прилипать начнет, тогда уж просто. Поехал опять в город крестьянин и сделал все так, как Евсей его научил, — и на столб влез. Царь отсыпал ему полтора мешка серебра, крестьянин с деньгами ко двору: как бы обратно не отобрали, царский нрав — дело неверное. У городской заставы стояла царская стража. Стражники остановили крестьянина с деньгами и стали пытать его: кто он, да откуда, да где денег столько набрал. Сказал им крестьянин правду, а ему не поверили и к царю отправили. Крестьянин видит — правда не помогает и стал говорить неправду. Царь не догадался прежде его спросить, когда денег ему давал: кто его на столб научил залезть, и теперь начал спрашивать. Ну, крестьянин говорит: я сам, дескать, сообразил, Царь сперва не поверил, потом рассерчал и велел казнить невинного крестьянина. Темно царское сердце, в нем причины нету. А зачем попусту умирать старому крестьянину? Он и сказал правду, сказал, что это его один мальчик всему научил. — Какой мальчик? — спросил царь. — Да такой простенький, я его в соломе нашел. Царь отдал крестьянину серебряные деньги и поехал с ним в деревню. Приезжают они: царь видит — сидит Евсей на земле, делает из песка пироги. Царь Евсею: — Зачем ты ушел от меня? Евсей отвечает: — А зачем ты меня не послушался? Иль цари слушаться не привыкли? Где теперь Ефросинья? — В гробу, — царь говорит. — Нету ее там, она ушла! Удивился царь: как так нету, кто из гроба выходит? Поехал царь с Евсеем на могилу Ефросиньи, открыли гроб, а он пустой. Отошли они от могилы, видят, ехидна в траве ползает и пасть на них ощерила. Выхватил царь саблю, хотел рассечь ехидну пополам, а у ехидны слезы из глаз показались. — Не трожь меня, — взмолилась ехидна знакомым человеческим голосом, — ведь я жена твоя! Опустил царь саблю, а Евсей схватил ехидну, приподнял ее, ударил об земь, и ехидна обратилась в Ефросинью, которой она и прежде была. Взял царь жену за белую руку и повел ее во дворец. А как пришли во дворец, Ефросинья опять хворой притворяется. Ударил ее царь один раз — пусть, дескать, она опомнится, — а Ефросинья еще пуще жаловаться стала. Ударил царь ее во второй раз, глядит — Ефросинья, как мертвая. Заплакал царь, да вспомнил Евсея — и ударил в третий раз. И тут очнулась Ефросинья, и стала она веселая и ласковая, простая женщина, да ненадолго только. Где было ехидство, там доброму сердцу не жить. А наутро пришел Евсей к царю прощаться. Поклонился он царю и Ефросинье. — Прощай, дядя! — говорит. Ефросинья и спросила: — А разве он тебе дядя? — Дядя, а кто же? — ответил Евсей и рассказал про отца своего, пастуха, и о матери, кто она приходится царю: родною сестрою. Удивился тут и задумался царь. А к вечеру того же дня сел в корабль и вместе с Евсеем и Ефросиньей поехал за море к сестре. Вот приехал он к сестре: переночевали они все вместе в лесной избушке, наутро царь и спрашивает у Евсея: — Как нам тут жить? Евсей ему: — А ты стань мужиком, а Ефросинья бабой будет. Чего тебе царем-то быть? Заботно, суетно, ложно, да и мужики поумнеют и прогонят тебя. «Что нам царь? — скажут. — Столб-то мы и без него поставим и лаком покроем, да зачем нам столб и царь зачем?» И будет тебе погибель. Царь испугался. — Ну, — говорит. — Так чего ж делать мне? — Ступай ниву косить, рожь поспела. Взял царь косу, пошел хлеб косить. Вот взмахнул он косой, хотел рожь валить, а руки его врозь разошлись, несогласованные стали, и коса упала: правая-то рука ложку держать хотела, а левая только перстом умела указывать, где им хлеб косить! А ноги тоже ослушались царя: правая нога лечь хотела, а левая зачесалась. И голова у царя забыла, как ей думать надо, а глаз один закрылся и заснул, а из другого слезы пошли — знать, от ветра. Видит царь, как ему работать пришлось. Так он сам себя не слушается, и былинки он не скосил. Нет, дескать, царствовать — оно всего легче и сподручней, оно не жарко и ветер в лицо не дует. Кликнул он Ефросинью. — Хочешь бабой быть простою? — спрашивает. Ефросинья услышала, чуть было со злости опять ехидной не стала. — Еще чего! — говорит. — Да мы спокон века царствуем, и я отродясь — царевна! У меня и зубы растут мягкие, царские, они никакую еду не разжуют, — пускай ее сперва слуги да девки жуют, а разжеванное кладут мне а рот, я и проглочу. По всему видать — я царевна! — И то! — царь говорит, — И я, знать, царь: не вмо-готу мне мужиком-то быть. И вдруг вскричала Ефросинья: — Вези меня сейчас же в наше царство! Мне царствовать надобно, терпенья моего нету! А то сзлюсь, тогда гляди! В полдень отплыли они на корабле в свое царство. Посмеялся им вослед маленький Евсей, а царь обернулся к нему и спросил его с корабля: — Чему смеешься? — А тому, — отвечает Евсей, — вот из мужика царя можно сделать, а из царя никого сделать нельзя, никуда царь не годен. Уплыл корабль, а ночью застала его буря на море. Ломает буря корабль, уже разломила наполовину. Видит царь — вот-вот и окончится его жизнь. Рассерчал царь, велел прогнать прочь долой всех рулевых и капитанов и сам править кораблем стал, колесо туда-сюда вертеть. Я царь, дескать, меня и корабль должен слушаться. А его ни руки, ни ноги слушаться не стали, рассудок ушел из головы, а глаза наружу вылупились и более не моргали. Дернул царь колесо направо, а руки не захотели направо — и налево колесо повели. Озлился царь, дернул колесо налево, а оно направо пошло. Хотел царь крикнуть, надулся, да тут врозь и разошелся и на части распался: где рука лежит, где голова, где ухо, весь по отдельности разошелся. Тут рулевой подошел к колесу и повел корабль через бурю. В его голове был рассудок, руки слушались его, и он привел корабль к берегу земли. А когда приплыл корабль к земле, жители сказали Ефросинье-царице: — К чему ты нам? Мы и без тебя на царстве управимся, Муж твой был нам во вред, и ты нам не нужна. Посадили ее жители на старый пустой корабль, что без дела стоял, и толкнули его в море: пусть его ветер носит, где хочет.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |