Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иосиф Виссарионович Сталин 2 страница




В среде самих анархистов существует разноголосица во взглядах на материализм Маркса. Если послушать г‑на Черкезишвили, то оказывается, что Маркс и Энгельс ненавидят монистический материализм; но его мнению, их материализм вульгарный, а не монистический: “Та великая наука натуралистов с ее системой эволюции, трансформизмом и монистическим материализмом, которую тик сильно ненавидит Энгельс… избегала диалектики” и т. д. (см. “Нобати” № 4. В. Черкезишвили). Выходит, что естественно‑научный материализм, который нравится Черкезишвили и который ненавидел Энгельс, был монистическим материализмом. Другой же анархист говорит нам, что материализм Маркса и Энгельса является монистическим, а поэтому и заслуживает того, чтобы его отвергнуть. “Историческая концепция Маркса является атавизмом Гегеля. Монистический материализм абсолютного объективизма вообще и экономический монизм Маркса в частности невозможны в природе и ошибочны в теории… Монистический материализм является плохо прикрытым дуализмом и компромиссом между метафизикой и наукой…” (см. “Нобати” № 6. Ш.Г.). Выходит, что монистический материализм неприемлем, так как Маркс и Энгельс не только не ненавидели его, а, напротив, сами были монистическими материалистами, вследствие чего монистический материализм надо отвергнуть.

Вот анархия! Сами еще не разобрались в существе материализма Маркса, сами еще не поняли, является он монистическим материализмом или нет, сами еще не столковались между собой о его достоинствах и недостатках, а уж оглушают нас своим бахвальством: мы, мол, критикуем и сравниваем с землей материализм Маркса. Уже из этого видно, насколько основательной может быть их “критика”.

Пойдем дальше. Некоторые анархисты, оказывается, даже не знают того, что в науке есть разные виды материализма и между ними имеется большое различие: есть, например, вульгарный материализм (в естествознании и истории), отрицающий значение идеальной стороны и ее воздействие на материальную сторону; но есть и так называемый монистический материализм, который научно рассматривает взаимоотношение идеальной и материальной сторон. Некоторые анархисты смешивают все это и в то же время с большим апломбом заявляют: хочешь – не хочешь, а материализм Маркса и Энгельса мы критикуем основательно! Послушайте: “По мнению Энгельса, а также и по мнению Каутского, Маркс оказал человечеству большую услугу тем, что он…”, между прочим, открыл “материалистическую концепцию”. “Верно ли это? Не думаем, ибо знаем… что все историки, ученые и философы, которые придерживаются того взгляда, будто общественный механизм приводится в движение географическими, климатически‑теллурическими, космическими, антропологическими и биологическими условиями, – все они являются материалистами” (см. “Нобати” № 2. Ш.Г.). Вот и разговаривай с ними! Выходит, что нет разницы между “материализмом” Аристотеля и Монтескье, между “материализмом Маркса и Сен‑Симона. Вот это называется понять противника и основательно его раскритиковать!..

Некоторые анархисты где‑то прослышали, что материализм Маркса – это “теория желудка”, – и принялись популяризировать эту “мысль”, вероятно, потому, что бумага недорого ценится в редакции “Нобати” и эта операция ей дешево обойдется. Послушайте: “По мнению Фейербаха, человек есть то, то он ест. Эта формула магически подействовала на Маркса и Энгельса”, – и вот, по мнению анархистов, отсюда Маркс и заключил, что, “следовательно, самым главным и самым первым является экономическое положение, производственные отношения…” Далее анархисты философски поучают нас: “Сказать, что единственным средством для этой цели (общественной жизни) является еда и экономическое производство, было бы ошибкой… Если бы главным образом, монистически, едой и экономическим бытием определялась идеология, – то некоторые обжоры были бы гениями” (см. “Нобати” № 6. Ш.Г.). Вот как легко, оказывается, раскритиковать материализм Маркса: достаточно услышать от какой‑нибудь институтки уличную сплетню по адресу Маркса и Энгельса, достаточно эту уличную сплетню с философическим апломбом повторить на страницах какой то “Нобати”, чтобы сразу заслужить славу “критика”. Но скажите одно, господа: где, когда, в какой стране и какой Маркс сказал, что “еда определяет идеологию”? Почему вы не привели ни единой фразы, ни единого слова из сочинений Маркса в подтверждение вашего обвинения? Разве экономическое бытие и еда – одно и то же? Смешивать эти совершенно различные понятия простительно, скажем, какой‑нибудь институтке, но как могло случиться, что вы, “сокрушители социал‑демократии”, “возродители науки”, – что и вы так беззаботно повторяете ошибку институток? Да и как это еда может определять общественную идеологию? А ну‑ка, вдумайтесь в свои же слова: еда, форма еды не изменяется, и в старину люди так же ели, разжевывали и переваривали пищу, как и теперь, в то время как форма идеологии все время изменяется и развивается. Античная, феодальная, буржуазная, пролетарская – вот, между прочим, какие формы имеет идеология. Разве допустимо, чтобы то, что, вообще говоря, не изменяется, определяло собой то, что все время изменяется? Идеологию определяет экономическое бытие – это действительно говорит Маркс, и это легко понять, но разве еда и экономическое бытие – одно и то же? Почему вам заблагорассудилось навязывать Марксу ваше собственное недомыслие?..

Пойдем дальше. По мнению наших анархистов, материализм Маркса “есть тот же параллелизм…”; или еще: “монистический материализм является плохо прикрытым дуализмом и компромиссом между метафизикой и наукой…” “Маркс впадает в дуализм потому, что изображает производственные отношения как материальные, а человеческие стремления и волю – как иллюзию и утопию, которая не имеет значения, хотя и существует” (см. “Нобати” № 6. Ш.Г.). Во‑первых, монистический материализм Маркса не имеет ничего общего с бестолковым параллелизмом. В то время как с точки зрения материализма материальная сторона, содержание необходимо предшествует идеальной стороне, форме, – параллелизм отвергает этот взгляд и решительно заявляет, что ни материальная, ни идеальная сторона не предшествует одна другой, что обе они движутся вместо, параллельно. Во‑вторых, что общего между монизмом Маркса и дуализмом, когда нам хорошо известно (должно быть известно и вам, гг. анархисты, если вы читаете марксистскую литературу!), что первый исходит из одного принципа – природы, имеющей материальную и идеальную формы, в то время как второй исходит из двух принципов – материального и идеального, которые, согласно дуализму, взаимно отрицают друг друга? В‑третьих, кто сказал, будто “человеческие стремления и воля не имеют значения”? Почему вы не укажете, где об этом говорит Маркс? Разве не о значении “стремлений и воли” говорит Маркс в “Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта”, в “Классовой борьбе во Франции”, в “Гражданской войне во Франции” и в других брошюрах? Почему же тогда Маркс старался в социалистическом духе развить “волю и стремления” пролетариев, зачем он вел пропаганду среди них, если он не признавал значения “стремлений и воли”? Или, о чем говорит Энгельс в своих известных статьях за 1891‑94 годы, как не о “значении стремлений и воли”? Человеческие стремления и воля берут свое содержание из экономического бытия, но это вовсе не значит, что они не оказывают никакого влияния на развитие экономических отношений. Неужели нашим анархистам так трудно переварить эту простую мысль? Да, да, недаром говорят, что одно дело – страсть к критике, а другое дело – сама критика!..

Еще одно обвинение, выдвинутое гг. анархистами: “нельзя представить форму без содержания…”, поэтому нельзя сказать, что “форма отстает от содержания… они “сосуществуют”… В противном случае монизм является абсурдом” (см. “Нобати” № 1. Ш.Г.). Запутались малость гг. анархисты. Содержание без формы немыслимо, но существующая форма никогда полностью не соответствует существующему содержанию, новое содержание в известной мере всегда облечено в старую форму, вследствие чего между старой формой и новым содержанием всегда существует конфликт. Именно на этой почве происходят революции, и в этом, между прочим, выражается революционный дух материализма Маркса. Анархисты же этого не поняли и упрямо повторяют, что содержания без формы не бывает…

Таковы взгляды анархистов на материализм. Мы ограничимся сказанным. И так достаточно ясно, что анархисты выдумали собственного Маркса и приписали ему свой, выдуманный ими “материализм”, а потом сражаются с ним. В настоящего же Маркса и в настоящий материализм не попадает ни одна пуля…

Какова связь между диалектическим материализмом и пролетарским социализмом?

 

Газета “Ахали Цховреба” (“Новая Жизнь”) №№ 2, 4, 7 и 16; 21, 24, 28 июня и 9 июля 1906 г.

Подпись: Коба

Перевод с грузинского

 

 

Биографическая хроника (1879–1906)

 

 

 

9 (21) декабря. В г. Гори (Грузия) родился Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин).

 

 

Сентябрь. И.В. Сталин поступает в четырехклассное Горийское духовное училище.

 

 

Июнь. И.В. Сталин окончил Горийское училище по первому разряду.

2 сентября. И.В. Сталин поступает в первый класс Тифлисской духовной семинарии.

 

 

И.В. Сталин устанавливает связь с подпольными группами русских революционных марксистов, высланных царским правительством в Закавказье.

 

 

В Тифлисской духовной семинарии И.В. Сталин руководит марксистскими кружками учащихся, изучает “Капитал”, “Манифест коммунистической партии” и другие работы К.Маркса и Ф. Энгельса, знакомится с ранними произведениями В.И. Ленина.

 

 

Январь. И.В. Сталин начинает руководить рабочим марксистским кружком в Главных тифлисских железнодорожных мастерских.

Август. И.В. Сталин вступает в грузинскую социал‑демократическую организацию “Месаме‑даси”. И.В. Сталин, В.З. Кецховели и А.Г. Цулукидзе образуют ядро революционного марксистского меньшинства “Месаме‑даси”.

И.В. Сталин составляет программу занятий и марксистских рабочих кружках.

И.В. Сталин, В.З. Кецховели, А.Г. Цулукидзе ставят вопрос о необходимости создания нелегальной революционной марксистской печати, в связи с чем возникают первые острые разногласия внутри “Месаме‑даси” между ей революционным меньшинством и оппортунистическим большинством.

 

 

29 мая. И.В. Сталин исключен из Тифлисской духовной семинарии за пропаганду марксизма.

28 декабря. И.В. Сталин поступает на работу в Тифлисскую физическую обсерваторию.

 

 

23 апреля. И.В. Сталин выступает с речью на рабочей маевке и окрестностях Тифлиса, в районе Соленого озера.

Лето. И.В. Сталин устанавливает связь с известным сторонником ленинской “Искры” В.К. Курнатовским, приехавшим в Тифлис для партийной работы.

Август. И.В. Сталин руководит массовой забастовкой в Главных тифлисских железнодорожных мастерских.

 

 

Под руководством И.В. Сталина, В.З. Кецховели и А.Г. Цулукидзе складывается и оформляется руководящая центральная группа тифлисской социал‑демократической организации РСДРП, которая осуществляет переход от кружковой пропаганды к массовой политической агитации. Группа налаживает печатание прокламаций и распространение их среди рабочих, создает нелегальные социал‑демократические кружки и руководит забастовками и политической борьбой тифлисского пролетариата.

 

 

21 марта. Обыск на квартире И.В. Сталина при Тифлисской физической обсерватории.

28 марта. И.В. Сталин оставляет работу в физической обсерватории и переходит на нелегальное положение.

22 апреля. И.В. Сталин руководит первомайской рабочей демонстрацией в центре Тифлиса, на Солдатском базаре.

Сентябрь. В Баку выходит № 1 созданной по инициативе И.В. Сталина нелегальной газеты “Брдзола” – органа революционного крыла грузинских марксистов, в котором опубликована программная статья И.В. Сталина “От редакции”

11 ноября. И.В. Сталин избирается в состав первого Тифлисского комитета РСДРП ленинско‑искровского направления.

Конец ноября. Тифлисский комитет направляет И.В. Сталина в Батум для создания социал‑демократической организации.

Декабрь. Выходит № 2–3 газеты “Брдзола”, в котором опубликована статья И.В. Сталина “Российская социал‑демократическая партия и ее ближайшие задачи”.

И.В. Сталин устанавливает связи с передовыми рабочими Батума и организует социал‑демократические кружки на заводах Ротшильда, Манташева, Сидеридиса и др.

31 декабря. Под видом встречи Нового года И.В. Сталин организует нелегальную конференцию представителей социал‑демократических кружков. Конференция выделяет руководящую группу во главе с И.В. Сталиным, которая фактически сыграла роль Батумского комитета РСДРП ленинско‑искровского направления.

 

 

Январь. И.В. Сталин организует в Батуме нелегальную типографию; пишет листовки, налаживает печатание и распространение прокламаций.

31 января – 17 февраля. И.В. Сталин организует забастовку на заводе Манташева, закончившуюся победой рабочих.

27 февраля – начало марта. И.В. Сталин руководит работой забастовочного комитета на заводе Ротшильда.

8 марта. И.В. Сталин руководит манифестацией бастующих рабочих, требующих освобождения 32 арестованных участников забастовки.

9 марта. И.В. Сталин организует и возглавляет грандиозную политическую демонстрацию рабочих батумских предприятий с участием более 6000 человек с требованием освобождения 300 рабочих‑манифестантов, арестованных полицией 8 марта. У пересыльных казарм, где содержались арестованные рабочие, демонстрация была расстреляна войсками, в результате чего было убито 15 рабочих и ранено 54. Около 500 демонстрантов было арестовано. В ту же ночь И.В. Сталин пишет прокламацию по поводу расстрела демонстрации.

12 марта. И.В. Сталин руководит рабочей демонстрацией, организованной им в связи с похоронами жертв расстрела 9 марта.

5 апреля. Арест И.В. Сталина на заседании батумской руководящей партийной группы.

6 апреля. И.В. Сталин заключен в батумскую тюрьму

Апрель 1902 г. – 19 апреля 1903 Находясь в батумской тюрьме, И.В. Сталин налаживает и поддерживает связь с батумской социал‑демократической организацией, направляет ее работу, пишет листовки, ведет политическую работу среди заключенных.

 

 

Март. На первом съезде кавказских социал‑демократических рабочих организаций создается Кавказский союз РСДРП. И.В. Сталин, находившийся в заключении в батумской тюрьме, заочно избирается в состав Кавказского союзного комитета, созданного на съезде.

19 апреля. И.В. Сталин переводится из батумской тюрьмы в кутаисскую тюрьму, где он устанавливает связи с политическими заключенными, ведет среди них пропаганду ленинско‑искровских идей.

Осень. И.В. Сталин переводится в батумскую тюрьму, откуда направляется по этапу в ссылку в Восточную Сибирь.

27 ноября. И.В. Сталин прибывает на место ссылки в село Новая Уда, Балаганского уезда, Иркутской губернии.

Декабрь. И.В. Сталин, находясь в Сибири, получает письмо от В.И. Ленина.

 

 

5 января. Побег И.В. Сталина из ссылки.

Февраль. И.В. Сталин приезжает в Тифлис и возглавляет работу Кавказского союзного комитет РСДРП.

И.В. Сталин пишет программный документ “Кредо”, посвященный внутрипартийным разногласиям и организационным задачам партии.

Июнь. И.В. Сталин приезжает в Баку, где по поручению Кавказского союзного комитета распускает меньшевистский комитет и создает новый, большевистский комитет.

Лето. И.В. Сталин объезжает важнейшие районы Закавказья, где выступает на дискуссиях против меньшевиков, федералистов, анархистов и др.

В Кутаисе И.В. Сталин создает большевистский Имеретино‑Мингрельский комитет.

1 сентября. В № 7 “Пролетариатис Брдзола” опубликована статья И.В. Сталина “Как понимает социал‑демократия национальный вопрос?”.

Сентябрь‑октябрь. В связи с внутрипартийными разногласиями И.В. Сталин, находясь в Кутаисе, пишет письма за границу большевикам‑грузинам, в которых развивает ленинские идеи о соединении социализма с рабочим движением (см.: “Письмо из Кутаиса”; “Письмо из Кутаиса (Того же товарища)”).

Ноябрь. И.В. Сталин приезжает в Баку, руководит борьбой за созыв III съезда партии.

13–31 декабря. И.В. Сталин руководит всеобщей стачкой бакинских рабочих.

 

 

1 января. В № 8 “Пролетариатис Брдзола” опубликована статья И.В. Сталина “Класс пролетариев и партия пролетариев”.

8 января. Выходит написанное И.В. Сталиным в связи с поражением царизма на Дальнем Востоке воззвание “Рабочие Кавказа, пора отомстить!”.

Начало февраля. По инициативе И.В. Сталина Кавказский союзный комитет распускает меньшевистский Тифлисский комитет, заявивший о выходе из Кавказского союза РСДРП, и создаст новый, большевистский Тифлисский комитет.

13 февраля. В связи с спровоцированной полицией татарско‑армянской резней в Баку И.В. Сталин пишет листовку “Да здравствует международное братство!”.

15 февраля. В связи с успешно проведенной в Тифлисе многотысячной демонстрацией протеста против попытки полиции спровоцировать национальную резню и в Тифлисе И.В. Сталин пишет листовку “К гражданам. Да здравствует красное знамя!”.

Апрель. И.В. Сталин выступает на большом дискуссионном собрании в Батуме против меньшевистских лидеров Н. Рамишвили, Р. Арсенидзе и др.

Май. Выходит брошюра И.В. Сталина “Коротко о партийных разногласиях”.

12 июня. И.В. Сталин произносит речь на похоронах А.Г. Цулукидзе, в которой развертывает программу борьбы рабочих и крестьян против самодержавия и подвергает уничтожающей критике тактику меньшевиков.

15 июля. В № 10 газеты “Пролетариатис Брдзола” опубликована статья И.В. Сталина “Вооруженное восстание и наша тактика”.

18 июля. Н.К. Крупская в письме Кавказскому союзному комитету просит прислать брошюру И.В. Сталина “Коротко о партийных разногласиях” и регулярно высылать газету “Борьба Пролетариата”.

Июль. И.В. Сталин выступает на двухтысячном дискуссионном митинге в Чиатурах против анархистов, федералистов, эсеров.

15 августа. В № 11 газеты “Пролетариатис Брдзола” опубликованы статьи И.В. Сталина “Временное революционное правительство и социал‑демократия” и “Ответ "Социал‑Демократу"”.

15 октября. В № 12 “Пролетариатис Брдзола” опубликованы статьи И.В. Сталина “Реакция усиливается” и “Буржуазия ставит ловушку”.

18 октября. И.В. Сталин выступает на рабочем митинге в Надзаладеви (район Тифлиса) по поводу царского манифеста 17 октября.

Октябрь. В связи с октябрьской всероссийской политической стачкой И.В. Сталин пишет листовки “Граждане!” и “Ко всем рабочим”.

20 ноября. Выходит № 1 газеты “Кавказский Рабочий Листок” с передовой статьей И.В. Сталина “Тифлис, 20‑го ноября 1905 г.”.

Конец ноября. И.В. Сталин руководит работой IV большевистской конференции Кавказского союза РСДРП.

12–17 декабря. И.В. Сталин участвует в работах I Всероссийской конференции большевиков в Таммерфорсе в качестве делегата от Кавказского союза РСДРП. На конференции происходит личное знакомство И.В. Сталина с В.И. Лениным.

 

 

Начало января. Вышла брошюра И.В. Сталина “Две схватки”.

8 марта. Статья И.В. Сталина “Государственная Дума и тактика социал‑демократии” напечатана и № 3 газеты “Гантиади”.

17–29 марта. В №№ 5, 9, 10, 14 газеты “Элва” опубликованы статьи И.В. Сталина “Аграрный вопрос” и “К аграрному вопросу”.

Конец марта. И.В. Сталин избирается делегатом на IV (“Объединительный”) съезд РСДРП от тифлисской организации.

10–25 апреля. И.В. Сталин участвует в работах IV (“Объединительного”) съезда РСДРП в Стокгольме; выступает против меньшевиков с обоснованием и защитой большевистской тактики в революции (см.: “О пересмотре аграрной программы” (Речь на седьмом заседании IV съезда РСДРП 13(26) апреля 1906 г.); “О текущем моменте” (Речь на пятнадцатом заседании IV съезда РСДРП 17(30) апреля 1906 г.)).

20 июня. Выходит № 1 руководимой И.В. Сталиным газеты “Ахали Цховреба”.

21 июня – 9 июля. В №№ 2, 4, 7 и 16 большевистской газеты “Ахали Цховреба” печатается серия статей И.В. Сталина “Анархизм или социализм?”.

Июнь – ноябрь. И.В. Сталин руководит организацией первых профессиональных союзов в Тифлисе (типографских рабочих, приказчиков и др.).

13 июля. В № 19 “Ахали Цховреба” опубликована статья И.В. Сталина “Маркс и Энгельс о восстании”.

14 июля. В № 20 “Ахали Цховреба” опубликована статья И.В. Сталина “Международная контрреволюция”.

Июль – август. Выходит брошюра И.В. Сталина “Современный момент и Объединительный съезд рабочей партии”.

Сеитябрь. И.В. Сталин участвует в работах областного съезда кавказских организаций РСДРП.

14 ноября. Выходит № 1 руководимой И.В. Сталиным газеты “Ахали Дроеба”, в котором опубликована статья И.В. Сталина “Классовая борьба”.

4 декабря. В № 4 “Ахали Дроеба” опубликована статья И.В. Сталина “"Фабричное законодательство" и пролетарская борьба”.

11 декабря. В № 5 “Ахали Дроеба” возобновляется печатание серии статей И.В. Сталина “Анархизм или социализм?”.

18 декабря 1906 – 10 апреля 1907. Продолжается печатание серии статей И.В. Сталина “Анархизм или социализм?” в большевистских газетах: “Ахали Дроеба”, “Чвени Цховреба” и “Дро”.

 


[1]Передовая статья нелегальной с.‑д. газеты «Брдзола» ("Борьба")

 

[2] “Брдзола” (“Борьба”) – первая нелегальная грузинская газета тифлисской социал‑демократической организации, ее ленинско‑искровской группы. Инициатором создания газеты “Брдзола” был И.В. Сталин. Выход газеты “Брдзола” явился результатом той борьбы, которую вело с 1898 года революционное меньшинство первой грузинской социал‑демократической организации “Месаме‑даси” (И.В. Сталин, В.З. Кецховели, А.Г. Цулукидзе) против ее оппортунистического большинства (Жордания и др.) по вопросу о создании нелегальной революционной марксистской печати. “Брдзола” печаталась в Баку в подпольной типографии, организованной по поручению революционного крыла тифлисской социал‑демократической организации ближайшим соратником И.В. Сталина В.З. Кецховели. На него же была возложена практическая работа по выпуску газеты. Руководящие статьи в “Брдзоле” по вопросам программы и тактики революционной марксистской партии принадлежат И.В. Сталину. Вышло четыре номера “Брдзолы”: № 1 – в сентябре 1901 года, № 2–3 – в ноябре – декабре 1901 года и № 4 – в декабре 1902 года. “Брдзола” – лучшая после “Искры” марксистская газета в России – отстаивала неразрывную связь революционной борьбы закавказского пролетариата с революционной борьбой рабочего класса всей России. Защищая теоретические основы революционного марксизма, “Брдзола”, как и ленинская “Искра”, пропагандировала необходимость перехода социал‑демократических организаций к массовой политической агитации, к политической борьбе с самодержавием, отстаивала ленинскую идею гегемонии пролетариата в буржуазно‑демократической революции. Борись с “экономистами”, “Брдзола” обосновывала необходимость создания единой революционной партии рабочего класса, разоблачала либеральную буржуазию, националистов и оппортунистов всех мастей. Ленинская “Искра” отметила выход в свет № 1 “Брдзолы” как событие большой важности. – 3.

 

[3] "Рабочая Мысль" – газета, откровенно проводившая оппортунистические взгляды «экономистов»; выходила с октября 1897 года по декабрь 1902 года. Вышло 16 номеров. – 17.

 

[4]Закон 2 июня 1897 года устанавливал рабочий день для рабочих промышленных предприятий и железнодорожных мастерских продолжительностью в 11½ часов; законом одновременно было сокращено число праздничных дней для рабочих. – 17.

 

[5]Необходимо отметить, что в последнее время петербургский "Союз борьбы" и редакция его газеты отказались от своего прежнего, исключительно экономического, направления и стараются внести в свои действия идеи политической борьбы.

 

[6]Имеются в виду "Временные правила об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений", утвержденные правительством 29 июля 1899 года. На основании этих правил студенты, участники коллективных выступлений против полицейского режима, установленного в высших учебных заведениях, исключались из них и зачислялись рядовыми в царскую армию на срок от одного года до трех лет. – 24.

 

[7]Нелегальная книга, агитационная листовка в нынешних условиях России с громадной трудностью доходят до каждого жителя. Хотя плоды распространения нелегальной литературы велики, но в большинстве случаев оно охватывает лишь меньшую часть населения.

 

[8]Здесь, конечно, мы не имеем в виду ту интеллигенцию, которая уже отрекается от своего класса и борется в рядах социал‑демократов. Но такие интеллигенты – лишь исключение, они "белые вороны"

 

[9] “Сакартвело” (“Грузия”) – газета заграничной группы грузинских националистов, ставшей ядром буржуазно‑националистической партии социал‑федералистов; издавалась в Париже на грузинском и французском языках с 1903 по 1905 год.

В партию грузинских федералистов (оформилась в апреле 1904 года в Женеве) вошли, кроме группы “Сакартвело”, анархисты, эсеры, национал‑демократы. Основное требование федералистов – национальная автономия Грузии в пределах российского помещичье‑буржуазного государства. В годы реакции они стали открытыми противниками революции. – 35.

 

[10]“Армянская социал‑демократическая рабочая организация” была создана армянскими национал‑федералистскими элементами вскоре после II съезда РСДРП. В.И. Ленин отмечал тесную связь этой организации с Бундом. “Это – бундовская креатура, ничего более, специально выдуманная для питания кавказского бундизма. …Кавказские товарищи все против этой шайки литераторов‑дезорганизаторов”, – писал В.И. Ленин членам Центрального Комитета 7 сентября (н. ст.) 1905 года (см. Ленинский сборник V, стр. 493). – 37.

 

[11]“Армянская социал‑демократическая рабочая организация” только что сделала этот похвальный шаг. Она в своем “Манифесте” решительно заявляет, что “пролетариат (армянский) Нельзя отелить от общества (армянского): объединенный (армянский) пролетариат должен быть самым разумным и сильным органом армянского народа”, что “армянский пролетариат, объединенный в социалистическую партию, должен стремиться к определению армянской общественной мысли, что армянский пролетариат будет родным сыном своего племени” и пр. (см. ст. 3 “Манифеста” “Армянской социал‑демократической рабочей организации”).

Во‑первых, непонятно, почему “нельзя отделить армянский пролетариат от армянского общества”, если это “отделение” происходит каждом шагу? Разве объединенный армянский пролетариат не “отделился” от армянского общества, когда он в 1900 г. (в Тифлисе) объявил борьбу армянской буржуазии и буржуазно мыслящим армянам?! Что же представляет собой “Армянская социал‑демократическая рабочая организация”, если не классовую организацию пролетариев армян, которые “отделились” от других классов армянского общества? Или, быть может, “Армянская социал‑демократическая рабочая организация является организацией всех классов!? Ну, а может ли борющийся армянский пролетариат ограничиться “определением армянской общественной мысли”, но обязан ли он идти вперед, объявить борьбу этой – до мозга костей буржуазной “общественной мысли” и вдохнуть в нее революционный дух? Фанты говорят, что он обязан. Но если это так, то само собой ясно, что “Манифест” должен был обратить внимание читателя не на “определение общественной мысли”, а на борьбу с этой мыслью, на необходимость ее революционизирования: этим он лучше охарактеризовал бы обязанности “социалистического пролетариата”. И, наконец, разве армянский пролетариат может быть “родным сыном своего племени”, когда одна часть этого племени – армянская буржуазия – как паук, сосет его кровь, а другая часть – армянское духовенство – помимо того, что сосет кровь рабочих, систематически развращает его сознание? Все эти вопросы просты и неизбежны, если смотреть на дело с точки зрения классовой борьбы. Но авторы “Манифеста” не замечают этих вопросов, потому что они смотрят на дело с федералистически‑националистической точки зрения, перенятой ими у Бунда (еврейский рабочий союз).[11][11]Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) – еврейская мелкобуржуазная оппортунистическая организация. Образовался в октябре 1897 года на съезде в Вильно. Бунд вел работу преимущественно среди еврейских ремесленников. Войдя в РСДРП на I съездов 1898 году “как автономная организация, самостоятельная лишь в вопросах, касающихся специально еврейского пролетариата”, бунд выступил носителем национализма и сепаратизма в рабочем движении России. Буржуазно‑националистическая позиция Бунда подверглась резкой критике со стороны ленинской “Искры”. Кавказские искровцы всецело поддерживали В.И. Ленина в его борьбе с Бундом. – 40.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.