Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика некоторых видов девиаций




Проблема классификации поведенческих отклонений

Ключевые слова: поведенческие отклонения, социально-правовой подход, «норма», социальная и школьная дезадаптация, деструктивное поведение, нормальное поведение, маргинальное поведение, оппозиционное поведение, нарциссическое, конформистское поведение, асоциальное поведение, антисоциальное, аутодеструктивное поведение.

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить рядом обстоятельств. Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия "норма". Всё затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.

Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.В рамках социально-правового подхода в свою очередь выделяются социологическое и правовое направления.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:

в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;

по значению последствий - негативные и позитивные девиации;

по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);

по объекту - экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;

по длительности - единовременные и длительные;

по типу нарушаемой нормы - преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.

В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Преступления, в свою очередь, в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на следующие категории: небольшой тяжести - с наказанием до двух лет; средней тяжести - с наказанием до пяти лет; тяжкие преступления - до десяти лет лишения свободы; особо тяжкие - свыше десяти лет лишения свободы или с более строгим наказанием.

Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям. Понятие "отклоняющееся поведение" зачастую отождествляется с понятием "дезадаптация". В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации. В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость,нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения. Сюда могут быть отнесены также дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное поведение, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

К социальной дезадаптации в школьном возрасте могут быть отнесены: регулярное употребление психоактивных веществ (летучие растворители, алкоголь, наркотики), сексуальные девиации, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.

К сожалению, в обществе преобладает отношение к отклоняющемуся поведению как к нездоровому. Сталкиваясь с его выраженными формами, люди стараются прежде всего получить медицинский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь.В научной литературе по вопросам девиантного поведения также господствует клинический подход как наиболее разработанный и более привычный. В то же время известно, что воздействовать на поведение личности целесообразно психологически - воздействуя на саму личность. Следует четко дифференцировать два ведущих подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений - психологический и клинический.

Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

вид нарушаемой нормы;

психологические цели поведения и его мотивация;

результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).

По мнению Ц.П. Короленко и Т.А.Донских все поведенческие девиации можно разделить на: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Деструктивное поведение имеет внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного подведения.

Во внутридеструктивном поведении Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское поведение, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде отгороженности от людей, и погруженности в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни,_снижение. критичности. к_своему поведению, когнитивные искажения,снижение самооценки и эмоциональные нарушения. В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.

Классификация, основанная на таких ведущих критериях,как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения представлена ниже:

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже - суицидальное поведение. В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Таким образом, различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси "деструктивное поведение", с двумя противоположными направлениями - на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Проанализировав классификации поведенческих девиаций, можно представить особенности некоторых поведенческих феноменов.

1. Нормативное поведение ("стандартное") - соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

2. Маргинальное (пограничное) поведение - находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

3. Нестандартное ("ненормативное") поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:

креативное (творческое) поведение - реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

девиантное (отклоняющееся) поведение - непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение - отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте социально-правовой подход к поведенческим отклонениям

2. Дайте характеристику психологического подхода к изучению девиантного поведения

3.Охарактеризуйте особенности антисоциального, асоциального, аутодеструктивного поведения

4. Дайте характеристику особенностям некоторых поведенческих феноменов (нормативное, девиантное, патологическое, креативное, маргинальное, нестандартное поведение).

5.Внесите ключевые понятия в терминологический словарь.

 

Ключевые слова: вандализм тактический и идеологический, содержательные граффити, социальные аутсайдеры, дромоманические, импунитивные, экстрапунитивные и демонстративные побеги.

Наиболее часто встречающимися видами девиаций по мнению ряда авторов являются: вандализм, граффити, бродяжничество и побеги из дома.

Вандализм- форма разрушительного поведения.С. Коэн выделяет шесть типов вандализма:

вандализм как способ приобретения, мотив- материальная выгода;

тактический вандализм- р азрушение как средство недопускания низких цен, уничтожение товара;

вандализм как мщение:

вандализм как игра, связанная с поднятием статуса:

идеологический вандализм, объект разрушения- ярко выраженный символический смысл (церкви, соборы);

злобный вандализм

Д. Кантер выделяет причины вандализма:

гнев - невозможность справиться со стрессом, чувством досады;

скука- желание развлечься, поиск новых впечатлений;

исследование - познание;

эстетическое переживание - визуальная структура, удовлетворение от разрушения;

экзистенциальное исследование как средство самоутверждения, привлечение внимания.

Чаще всего, аспекты вандализма совершаются молодыми людьми до 25 лет. Преимущественно это мужской феномен.

Граффити как форма вандализма

Граффити- неотъемлемая часть городов, подъездов, стен домов. Выполнены они мелом, краской, карандашом, маркером.

Граффити могут содержать разнообразные сообщения, ругательства, рисунки, символы. Они наносят большой финансовый и социальный ущерб. Вместе с тем, это вид разрушений, ущерб от которых расценивается как неизбежные издержки. Это относительно безопасные проявления девиантного поведения. В то же время настенные надписи- разновидность коммуникации. Существуют следующие виды граффити: публичные и личные. Среди них выделяют:

содержательные граффити, включающие эксплицитные сообщения разной тематики;

разрушающие - на рекламных плакатах, стендах подрисовывают рога, усы, буквы;

специфические надписи - сделанные в стиле «хип- хоп»,

это динамические росчерки- автографы, украшенные символами (крестами, звездами, стрелами).

Причинами граффити являются:

1. Утверждение личности или групповой идентичности. Это и желание оставить след, выразить привязанность. Написание имен популярных исполнителей передает чувство причастности. Идентифицирующие граффити насыщены чувством гордости, радости. Чаще всего на английском языке- языке молодёжной музыкальной субкультуры.

2. Протест против социальных и культурных норм. Граффити-это порча имущества, нарушение социальных запретов. Они могут содержать ругательства, которые запрещены.Отбираются символы, максимально противоположные символам общепринятых ценностей. Разрешили церкви- появляется «чертовщина».

3. Нигилирование. Надписи содержат обидные, грубые высказывания в адрес конкретных людей, политиков, социальных групп, наций. Мотивы- доминирование, соперничество, символ насилия.

Побеги из дома и бродяжничество

Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу обстоятельств не смогли найти достойное место в обществе и оказались в его низших слоях.

Бродяжничество- крайняя форма аутсайдерства. По Р. Мертону это разновидность ретристского поведения- результат двойного конфликта- неудач в стремлении достичь цель законными средствами и неспособность прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета.

Бродяжничество характеризуется как отклоняющее поведение. В научной литературе для характеристики бродяжничества применяется термин «маргинальность» (нахождение на краю).

Выделяются 2 группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. Это жилищная проблема, ухудшение социально-экономической, политической ситуации.

Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. Совокупность объективных и субъективных причин формируют внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни..[7]

Можно выделить ещё одну группу бомжей- это «уличные дети», т.е. дети, подростки по разным причинам бежавшие из дома. По мнению С.А. Бадмаева, В. Ф. Матвеева, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничества, случаются в период от 7 до 16 лет, в основном- мальчики (7-13 лет). Это форма протеста или обиды на родителей или учителей.

Стремление к бродяжничеству возникает периодически, связано с сезонными факторами (весеннее- летними, летнее- осенними циклами). На основании данных А. У. Нураевой можно выделить следующие типы побегов у подростков:

1. Дромоманические побеги- является самым редким в подростковом возрасте. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменившееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только потом находят попутчика. Внезапно возвращаются домой —измученные, притихшие, послушные. Причину побега объяснить не в силах, поступка своего стыдятся и слишком большая настойчивость при расспросах может толкнуть на новый побег. Дромоманические побеги могут сочетаться с дисфориями и расстройствами влечений в виде гиперсексуальности, стремления напиваться пьяными «до отключения», садомазохистическими действиями. Некоторые подростки отмечали, что во время таких побегов резко снижается аппетит, они спят гораздо меньше обычного, все время находятся в каком-то необычном, взвинченном состоянии. Существует понятие ложного дромоманического побега, когда побег из дома случается, как правило, в условиях конфликтной ситуации и является проявлением реакции оппозиции или протеста.

2. Импунитивные (или импульсивные) побеги из дома- этот вид побегов довольно част. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату. Побегу способствовало положение изгоя или «Золушки» в семье, преследования со стороны соучеников в интернате или школе. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания- гипопротекция или скрытое отвержение ребёнка, воспитание по типу жесткого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение подростка строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации, толкнувшей на бегство. Другие проступки во время побегов обычно всячески избегаются. Например, деньги на еду добываются собиранием пустых бутылок, продажей собранных цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Во время повторных побегов уже нередко ищут попутчиков и может присоединиться делинквентность. Возраст данного типа побегов от 7 до 15 лет. В более старшем возрасте вместо побега подросток выбирает переезд. Импунитивные побеги отмечены у шизоидов, у представителей лабильного и сенситивного типов, у представителей гипертимного типа акцентуаций характера – редко. При других типах акцентуаций такие побеги встречались в единичных случаях. У представителей неустойчивого типа акцентуации характера первый побег нередко бывает импунитивным, но последующие быстро становятся эмансипационными.

3. Экстрапунитивные (или эмансипационные) побеги из дома- это наиболее частые побеги. Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12—15 лет. Поводом для первого побега нередко являются ссоры, вернее столкновения с родителями или воспитателями. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. Этим побегам предшествуют прогулы занятий, они сочетаются с делинквентностью, с алкоголизацией во время побега. Данный тип побегов наиболее свойственен психопатиям и акцентуациям характера неустойчивого типа.

4. Демонстративные побеги- эти побеги у подростков -следствие реакции оппозиции. Их первый отличительный признак — обычно относительно небольшой ареал: убегают недалеко или в те места, где надеются быть увиденными, пойманными и возвращенными. В побеге ведут себя так, чтобы обратить на себя внимание окружающих. Причиной таких побегов является стремление привлечь к себе внимание, утраченное или ослабленное ввиду каких- либо причин. Большая доля демонстративных побегов относится к представителям истероидного типа. Изредка эти побеги встречаются при лабильной и эпилептоидной акцентуациях характера.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику девиациям: вандализму и граффити

2.Назовите ведущие виды побегов и бродяжничества

3. Внесите ключевые понятия в терминологический словарь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.