Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт Нидерландов и российская практика 2 страница




Российское законодательство о регистрации (п. 1 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц) также возлагает ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений на заявителя, юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя.

Регистрирующий орган несет ответственность за необоснованный, т.е. не соответствующий основаниям, указанным в Законе о регистрации юридических лиц, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, а также за незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в реестрах сведений и документов (п. 1 ст. 24 Закона о регистрации юридических лиц) и возмещает ущерб, причиненный отказом, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине.

В системе обеспечения достоверности реестра основное значение имеют положения о последствиях включения либо невключения в реестр той или иной информации.

Согласно ст. 25 Акта о регистрации коммерческих предприятий факты, подлежащие регистрации или предполагающие представление соответствующих регистрационных документов, не могут быть использованы против третьих лиц, которым не было известно о таких фактах вследствие несоблюдения установленного порядка регистрации, представления документов или публикации сведений, предусмотренной положениями данного Акта.

Если третье лицо докажет, что ему не могло быть известно о публикации, предусмотренной положениями ст. 24 Акта о регистрации коммерческих предприятий, оно может исходить из того, что ему не было известно о соответствующем факте, в том случае, если с момента возникновения такого факта прошло не более 15 дней.

Лицо, которому принадлежит предприятие, зарегистрированное юридическое лицо или лицо, подавшее или ответственное за подачу заявки на изменение какой-либо категории регистрационных сведений, не может выдвигать исковые требования против третьих лиц, которым не было известно о недостоверности или неполноте сведений в реестре коммерческих предприятий или которые оспаривают информацию, указанную в ст. 24 Акта о регистрации коммерческих предприятий. Для целей данного положения представление соответствующих документов приравнивается к регистрации.

Данные положения позволяют переложить все негативные последствия невнесения необходимой информации в реестр на лицо, ответственное за ее внесение, и снизить до минимума риски третьей стороны, полагавшейся на данные реестра.

Российский Закон о регистрации юридических лиц положений о так называемой публичной достоверности реестра не содержит.

ГК РФ (п. 3 ст. 52) предусматривает только, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Можно указать также на отсылочную норму п. 3 ст. 19 Закона о регистрации юридических лиц, предусматривающую, что в случаях, оговоренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

Однако данные положения, во-первых, крайне редко применяются на практике в связи с неопределенностью сферы их действия, а во-вторых, не регулируют последствий включения/невключения в реестр иной информации, не связанной с внесением изменений в учредительные документы.

Такие положения предлагается включить наряду с прямым закреплением презумпции действительности (достоверности) данных, включенных в реестр, в новую редакцию ГК РФ. В частности, проектом о внесении изменений в ГК РФ предлагается установить, что лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, полагавшимися на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев возбуждения и расследования уголовных дел.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в Единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган юстиции обязан провести в порядке и в срок, предусмотренные законом, проверку законности оснований государственной регистрации и достоверности данных, включаемых в реестр, а также соответствия законодательству содержания устава. В случае использования типового устава такая проверка осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о государственной регистрации юридических лиц.

В случаях и в порядке, предусмотренных Законом о регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган юстиции обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган юстиции возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган юстиции обязан их рассмотреть и принять соответствующее решение в срок и в порядке, которые предусмотрены этим Законом.

Принятие изложенных выше положений, содержащихся в проекте о внесении изменений в ГК РФ, позволит закрепить в российском законодательстве и последовательно провести в жизнь принцип достоверности реестра и справедливо, с учетом принципа добросовестности, распределить риски, возникающие при использовании информации, содержащейся в реестре.

8. Дополнительным, но очень важным механизмом, направленным на обеспечение законности и достоверности системы регистрации, является предусмотренный нидерландским законодательством порядок создания ряда юридических лиц.

Согласно п. 2 ст. 64 ГК Нидерландов акционерное общество создается путем составления соответствующего нотариального акта.

Нидерландское законодательство возлагает обязанность проверить все документы, представляемые для регистрации юридического лица, на нотариусов, которые играют значительную роль в обеспечении достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, и при этом требует тщательного выполнения нотариусами своих функций.

В нидерландской правовой системе нотариусы составляют устав юридического лица, проверяют достоверность сведений, представляемых для регистрации, вносят данные сведения в торговый реестр, а также регистрируют юридическое лицо в налоговых органах.

Кроме того, для регистрации также необходимо письменное свидетельство Министерства юстиции об отсутствии возражений против создания нового юридического лица. Такое свидетельство выдается Министерством юстиции после получения и изучения всех необходимых сведений.

Министерство юстиции может также направить запрос в налоговые органы или органы социального страхования для получения дополнительных сведений.

Министерство юстиции может отказать в выдаче указанного свидетельства в том случае, если - с учетом намерений и (или) действий предшественников лиц, определяющих политику данного юридического лица, - существуют основания опасаться неправомерного использования компании или нанесения ее действиями финансового ущерба кредиторам.

Обязанности по регистрации компании в торговом реестре возлагаются на директоров данной компании. На практике компании обычно регистрируются в торговом реестре нотариусом, который также направляет сведения о данной компании в налоговые органы. Данный порядок применяется к открытым акционерным обществам. Однако похожий порядок установлен и для закрытых акционерных обществ.

Действующее законодательство Российской Федерации не предоставляет регистрирующему органу право проверять как законность подлежащих регистрации актов, так и достоверность предоставляемых сведений.

Так, п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц допускает отказ в регистрации лишь в случаях: непредставления определенных этим Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в иных случаях, прямо предусмотренных Законом (например, при создании юридического лица юридическим лицом, находящимся в процессе ликвидации).

Однако практика применения Закона о регистрации юридических лиц свидетельствует о том, что довольно часто регистрирующие органы отказывают в регистрации в связи с недостоверностью представленных для регистрации сведений (например, при установлении факта регистрации по подложным или поддельным паспортам, при массовой регистрации по адресу, не позволяющему фактически использовать его для целей ведения бизнеса, и т.д.). Регистрирующие органы ссылаются на указанные выше основания для отказа в регистрации, приравнивая факт представления недостоверной информации или подложного документа к факту его непредставления. При оспаривании заявителями отказа в регистрации суды признают правомерность действий регистрирующего органа, ссылаясь на ст. 10 ГК РФ. Бремя доказывания заведомой недостоверности представляемых сведений, безусловно, возлагается на регистрирующий орган.

Попытки на практике более широко применять положения об объеме полномочий регулирующего органа нельзя трактовать как необоснованный выход за рамки, предусмотренные законом. В данном случае это четкий сигнал о необходимости приведения законодательного регулирования в соответствие с целями государственной регистрации и потребностями жизни. Государство не может одобрять и санкционировать заведомо недобросовестные действия, в том числе при создании юридических лиц.

В связи с этим внесение поправок в гражданское законодательство, расширяющих круг оснований для отказа в государственной регистрации, и прямое закрепление полномочий регистрирующих органов по проверке обоснованности представляемых для регистрации данных можно только приветствовать.

9. В Нидерландах в том случае, если у торговой палаты возникают обоснованные причины усомниться в достоверности внесенных в реестр сведений, она имеет право проверить данные сведения и при необходимости внести соответствующие изменения по собственной инициативе. Применимые положения содержатся в ст. ст. 30 - 32 Акта о регистрации коммерческих предприятий.

В таком случае торговая палата обязана в письменной форме оповестить лицо, ответственное за регистрацию сведений о соответствующем юридическом лице, о внесении таких изменений.

Решение торговой палаты принимается в соответствии с административным законодательством и может быть обжаловано заинтересованной стороной в административном суде (коллегии по торговым и промышленным спорам).

Кроме того, любое заинтересованное лицо, считающее, что реестр содержит неверные сведения, может обратиться в торговую палату с ходатайством об изменении данных сведений, а в случае отказа со стороны торговой палаты обратиться в административный суд с соответствующим иском. Период, в течение которого такой иск может быть подан, как правило, составляет шесть недель с момента получения заинтересованным лицом извещения об отказе со стороны торговой палаты. Бремя доказывания недостоверности содержащихся в реестре сведений, как правило, возлагается на торговую палату, однако суд может вынести решение об ином порядке доказывания.

Действующее законодательство Нидерландов предусматривает порядок рассмотрения таких дел административным судьей. При этом достоверность регистрации может зависеть от гражданских правоотношений, например от законности собственно назначения директора; в таких случаях дело рассматривается гражданским судом, а затем может быть передано в административный суд.

При вынесении решения суд определит, какая запись подлежит внесению в торговый реестр, а торговая палата затем внесет в реестр указанные судом сведения.

Согласно отечественному Закону о регистрации юридических лиц обязанности по проверке достоверности сведений, содержащихся в заявлении о регистрации, а также по самостоятельному исправлению недостоверных данных реестра на органы государственной регистрации прямо не возлагаются.

10. В соответствии с п. 2 ст. 4 ГК Нидерландов создание юридического лица признается недействительным в следующих случаях:

- отсутствие соответствующего нотариального акта;

- отсутствие свидетельства из Министерства юстиции.

Подпункт 2 п. 2 ст. 4 ГК Нидерландов предусматривает, что отмена сделки, вследствие которой возникло юридическое лицо, не влияет на его правоспособность. Выход из состава юридического лица одного или более участников сам по себе не оказывает влияния на правоспособность остальных его участников.

Другие возможные нарушения могут повлечь за собой ликвидацию юридического лица лишь в случае вынесения соответствующего решения по иску заинтересованной стороны или прокурора (п. 2 ст. 21 ГК Нидерландов). Суд может предоставить юридическому лицу льготный период для устранения выявленных недостатков.

Юридическое лицо может быть ликвидировано при наличии следующих оснований:

- его создание признано недействительным или может быть признано таковым в отношении одного или более учредителей;

- один или более учредителей не участвуют в уставном капитале юридического лица;

- нотариальный акт о создании юридического лица признан недостоверным.

При создании юридического лица также могут быть допущены следующие нарушения:

- непредставление выписки из банка, подтверждающей внесение уставного капитала на счет юридического лица;

- непредставление заключения аудитора в случае внесения капитала в натуральной форме.

В соответствии со ст. 12 Первой директивы о компаниях признание компании несуществующей влечет за собой нижеследующие правовые последствия.

Признание компании несуществующей не влияет на юридическую силу каких-либо обязательств, принятых на себя данной компанией, без ограничения последствий ликвидации компании.

Держатели акций компании обязуются выплатить капитал, на который они были подписаны, но который не был выплачен ранее, в размере, определяемом объемом обязательств, установленным соглашениями с кредиторами.

Компании, которые не могут быть признаны существующими в соответствии с п. 2 ст. 4 ГК Нидерландов, тем не менее могут обладать активами. Таким образом, признание компании несуществующей не влияет на ее обязательства по внешним сделкам. В этом отношении внутренние сделки могут рассматриваться иначе. Решения, принятые исполнительными органами компании, в принципе не имеют юридической силы. Однако требования справедливости и разумности предполагают, что компания должна взаимодействовать с контрагентами таким образом, как если бы указанные решения имели юридическую силу.

По российскому праву признание недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для исключения записи о нем из реестра. Такая запись по общему правилу может быть внесена либо по результатам ликвидации в установленном законом порядке, либо в результате признания юридического лица недействующим.

Отсутствие судебного решения о признании недействительной регистрации юридического лица не препятствует ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации".

 

Сделки юридического лица, совершенные до момента исключения записей о нем из государственного реестра, являются действительными и подлежат исполнению данным юридическим лицом.

Так, в одном из Постановлений Президиума ВАС РФ рассматривалась следующая ситуация <1>. В ходе предварительного судебного разбирательства ответчик подал заявление о прекращении производства по делу и представил в суд документы, свидетельствующие о признании судом недействительным внесения в ЕГРЮЛ сведений об ответчике. На этом основании суд первой инстанции прекратил производство. Апелляционный и кассационный суды оставили судебный акт в силе, указав на отсутствие правоспособности ответчика вследствие признания его регистрации недействительной.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 10 июня 2008 г. N 5539/08.

 

ВАС РФ, отменяя вынесенные по делу судебные акты, указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения сведений о его ликвидации в ЕГРЮЛ. Согласно ст. 63 (п. 8) ГК РФ и ст. 22 (п. 6) Закона о регистрации юридических лиц ликвидация юридического лица признается завершенной, а юридическое лицо признается прекратившим свое существование в момент внесения соответствующих записей в государственный реестр. Оспариваемое же решение суда первой инстанции было вынесено при отсутствии такой записи в реестре.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК нарушение законодательства при создании юридического лица может являться основанием для ликвидации данного юридического лица в случае невозможности устранить последствия данного нарушения. Внесение в государственный реестр сведений о признании недействительным решения о регистрации юридического лица само по себе не является свидетельством прекращения его правоспособности.

Из положений ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, а также гл. 7 Закона о регистрации юридических лиц следует, что ликвидация юридического лица является процедурой, при осуществлении которой следует принять необходимые меры для защиты интересов его кредиторов, а также иных лиц, имеющих интерес в отношении данного юридического лица. Кроме того, признание судом недействительности регистрации юридического лица не является основанием для признания недействительными сделок с участием данного юридического лица, совершенных до признания судом регистрации данного юридического лица.

Поскольку не был доказан тот факт, что ликвидация ответчика и прекращение его правоспособности были осуществлены в надлежащем соответствии с действующим законодательством, а также не был установлен факт исключения юридического лица из государственного реестра, ВАС РФ признал, что у суда нижестоящей инстанции отсутствовали законные основания для прекращения рассмотрения данного дела. Решения нижестоящих судов были отменены, а дело было направлено на новое рассмотрение.

11. Законодательство Нидерландов предусматривает также возможность исключения из реестра так называемых недействующих юридических лиц.

Согласно ст. 19a второго тома ГК Нидерландов акционерная компания с ограниченной ответственностью, частная компания с ограниченной ответственностью, кооператив или общество взаимного страхования, зарегистрированные в торговом реестре, могут быть исключены из реестра по решению торгово-промышленной палаты округа, в котором данное юридическое лицо было зарегистрировано, в том случае, если торгово-промышленная палата установит наличие не менее двух из нижеперечисленных обстоятельств:

a) юридическое лицо не уплатило взнос за регистрацию в торговом реестре или за регистрацию в торговом реестре принадлежащего ему юридического лица в течение не менее года с момента истечения срока внесения такой платы;

b) в течение не менее чем одного года в реестре отсутствуют сведения о директоре юридического лица и такие сведения не подавались или в том случае, если директор зарегистрирован, соблюдается одно из двух условий для всех зарегистрированных директоров:

- директор умер;

- в течение не менее одного года директор был недоступен по адресу, указанному в реестре, или по адресу, указанному в муниципальной базе данных, или в течение одного года сведения о директоре отсутствовали в такой базе данных;

c) юридическое лицо не выполняет обязательства по публикации годовой или бухгалтерской отчетности согласно ст. ст. 394, 396 и 397 ГК Нидерландов в течение не менее одного года;

d) в течение не менее одного года юридическое лицо не выполняло требования о подаче налоговой декларации, содержащегося в п. 3 ст. 9 Акта о государственном налогообложении.

Общественное объединение или фонд, не ведущий предпринимательскую деятельность, подлежит исключению из реестра на основании распоряжения торгово-промышленной палаты, в которой зарегистрировано данное юридическое лицо, в том случае, если будет установлено наличие условия, предусмотренного подп. (b) п. 1 ст. 4 ГК Нидерландов, и при этом юридическое лицо в течение не менее одного года не выполняло требования об уплате взноса за регистрацию в указанной торговой палате.

В случае, если на основании выявленных обстоятельств торгово-промышленная палата установит, что юридическое лицо подлежит исключению из реестра, палата обязана уведомить об этом юридическое лицо и его зарегистрированных директоров заказным письмом с указанием оснований для исключения из реестра. Отметка о таком извещении также должна быть сделана в реестре.

По истечении срока в восемь недель с момента отправки заказного письма торгово-промышленная палата издает распоряжение об исключении юридического лица из реестра в том случае, если не будет установлено, что обстоятельства, указанные в п. 3 ст. 4 ГК Нидерландов, более не существуют.

Торгово-промышленной палате надлежит известить юридическое лицо и его зарегистрированных директоров о распоряжении об исключении юридического лица из реестра.

Сведения об исключении юридического лица из реестра подлежат публикации в установленном порядке.

В случае обжалования распоряжения об исключении юридического лица из реестра в Апелляционную коллегию по торговым и промышленным спорам торгово-промышленная палата обязана внести соответствующие сведения в торговый реестр.

Факт обжалования и решение апелляционного суда по делу об обжаловании распоряжения также подлежат регистрации. В том случае, если суд отменяет указанное выше распоряжение, торгово-промышленная палата обязана обеспечить публикацию этого факта.

Следствием решения торговой палаты об исключении юридического лица из реестра является его ликвидация. Любые лица, имеющие какую-либо заинтересованность в данном юридическом лице или иные интересы, затрагиваемые данным судебным решением, могут обратиться с иском в Апелляционную коллегию по торговым и промышленным спорам. Поскольку круг лиц, имеющих право обжаловать решение, достаточно широк, решение о фактическом наличии заинтересованности в каждом случае принимает суд.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц) юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Законом.

При наличии одновременно всех указанных выше признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Если в течение указанного выше срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано в арбитражном суде кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав <1>.

--------------------------------

<1> См. также: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

 

Перечень оснований для признания юридического лица недействующим в российском законодательстве по сравнению с нидерландским очень ограничен и не позволяет эффективно решать вопросы об очистке реестра от юридических лиц, не осуществляющих свою деятельность и не способных ее осуществлять. С точки зрения существующей в Российской Федерации ситуации представляется перспективным изменение законодательства и расширение таких возможностей регистрирующего органа, в частности, в случаях отсутствия в течение длительного времени единоличного исполнительного органа юридического лица.

Как показывает рейтинг Всемирного банка "Ведение бизнеса 2009", Россия заняла 65-е место из 181 в категории "Регистрация предприятий". При этом учитывались следующие факторы: количество процедур, необходимых для регистрации предприятия, - 8; количество дней, необходимых для регистрации предприятия, - 29; затраты (на душу населения) - 2,6%; минимальный размер капитала (на душу населения) - 2,2%.

Данный показатель вряд ли может быть признан удовлетворительным и заставляет разбираться в причинах (хотя бы лежащих на уровне законодательного регулирования) такого положения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.