КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие общественного мнения и правотворчества
В последние годы заметно усилилось влияние общественного мнения на законодательство. Роль общественного мнения для законодателя заключается в том, что: 1) на предпроектной стадии оно помогает выявить потребности правового регулирования; 2) на проектной стадии законотворчества общественное мнение дает знание соотношения интересов и возможности их согласования на правовой основе; 3) поскольку в принятом законопроекте надо выразить общую волю по поводу наиболее принципиальных положений, то общественное мнение дает сведения о соответствии закона общественным ожиданиям; 4) после введения закона в действие законодатель должен регулярно получать информацию о степени его эффективности, о причинах неэффективности и иных моментах, связанных с действием нормативного правового акта. Общественное мнение о праве, его действии выступает одной из основных побудительных сил, под воздействием которых государство вынуждено постоянно заниматься изменением, совершенствованием действующего законодательства и практики его применения. При учете законодателем общественного мнения важно принимать во внимание соотношение общей воли и воли всех. Ж.Ж.Руссо в трактате «Об общественном договоре» отмечал, что воля всех блюдет частные интересы и представляет собой лишь сумму изъявлений воли частных лиц, в то время как общая воля стремится к пользе общества, блюдет только общие интересы. Общественное мнение есть не общая воля народа, а суммарное выражение изменчивых суждений совокупности индивидов. Общая же воля - это единственная точка пересечения противоборствующих воль, равнодействующая векторов направления различных воль, не позиция большинства в общественном мнении, а приемлемый для всего общества баланс соотношения воль как основа для законодательства.
Однако здесь законодателя подстерегает проблема учета воль. Суть состоит в том, что общественное мнение не является суммой индивидуальных воль. В переходные периоды за поляризованными точками зрения сложно или невозможно разглядеть общественное согласие, где выявляется общая воля. Важно, что законодательный орган базируется на воле и мандате сформировавшего его народа, а не на изменчивом общественном мнении. Законодатель получает полномочия не от членов гражданского общества как частных лиц, а от граждан, наделенных избирательным правом. То есть общественное мнение формируется теми же людьми, но в другом качестве - не как гражданами-избирателями, а как частными лицами. Разделение человека на «публичного» и «частного» отражается на взаимоотношениях законодателя и общественного мнения и может быть выражено словами: «В общественном мнении представления могут быть настолько полярными, что ни о каком выражении истины не может быть и речи. И в то же время именно общественное мнение или мнение большинства, выраженное через выборы и референдумы, детерминирует в условиях демократии законодательство». Для законодателя при учете общественного мнения важно избежать двух крайностей в понимании роли общественного мнения. Первая состоит в том, что в периоды социальной нестабильности, когда общественное мнение возбуждено, его изучение необходимо, чтобы избежать социальных взрывов и улучшить имидж власти. При этом решения принимаются компетентными квалифицированными лицами кулуарно. Вторая крайняя позиция требует «законодательствовать» всегда в строгом соответствии с общественным мнением, что обесценивает роль представительных органов: будь так, общество бы в них не нуждалось.
Это указывает на противоположное отношение к использованию общественного мнения в процессе правотворчества. Одни уверены в необходимости изучения общественного мнения исключительно с целью предотвращения социальной напряженности и улучшения имиджа власти. Другие, наоборот, стремятся «законодательствовать» в полном соответствии с пожеланиями граждан. Если в первом случае государственные органы недооценивают и даже боятся общественного мнения, то в другом они идеализируют регулятивную способность и компетентность общественного мнения и склонны к популистским решениям. Очевидно, истина лежит посередине: общественное мнение должно реально влиять на принятие решений государственных органов всех уровней, не подменяя ее, а государственные органы должны быть заинтересованы в согласовании с общественным мнением, что гарантирует легитимность принятых решений и их высокую эффективность. В нашей стране отдается предпочтение мнению компетентных управленцев, а инициативность общества, участие в принятии решений и, как следствие, ответственность за принятые решения, к сожалению, ограничены, что порождает социальное иждивенчество. Для власти, в том числе и для законодателя, общественное мнение по-прежнему считается показателем лояльности масс по отношению к деятельности властей. Между тем как для законодательства важно изучение более глубинных ценностных составляющих общественного сознания. Таким образом, законодатель должен знать и учитывать общественное мнение как исходный материал, но он не должен быть связанным им как велением общей воли. Общественное мнение не следует понимать как показатель лояльности масс к деятельности властей и «в случае чего» нейтрализовывать путем воспитания и переубеждения населения, а надо изучать за ним стоящую коллизию потребностей и интересов. Именно учет потребностей и интересов, которые за ним стоят, важнее самого знания общественного мнения. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
ЛИТЕРАТУРА 1. Галко И.К., Владимиров В.А. Социология. Социология права как отраслевая социологическая теория.- Минск, 1992.
2. Шупицкая О.Н. Социология права: Курс лекций. – Гродно: ГрГу, 2001. 3. Касьянов В.В., Нечипуренко. Социология права. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. 4. Лапаева В.В. Социология права. – М.:Норма, 2000. 5. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. Учебник для юридических факультетов и институтов. М., 1995. 6. Лапина С.В., Лапина И.А. Социология права. – Минск, 2008. 7. Шафалович А.А. Социология права в вопросах и ответах: пособие. -Минск: Амалфея, 2012.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 2152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |