Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие общественного мнения и правотворчества




В последние годы заметно усилилось влияние обще­ственного мнения на законодательство. Роль общественно­го мнения для законодателя заключается в том, что:

1) на предпроектной стадии оно помогает выявить по­требности правового регулирования;

2) на проектной стадии законотворчества общественное мнение дает знание соотношения интересов и воз­можности их согласования на правовой основе;

3) поскольку в принятом законопроекте надо выразить общую волю по поводу наиболее принципиальных по­ложений, то общественное мнение дает сведения о соответствии закона общественным ожиданиям;

4) после введения закона в действие законодатель дол­жен регулярно получать информацию о степени его эффективности, о причинах неэффективности и иных моментах, связанных с действием нормативного пра­вового акта.

Общественное мнение о праве, его действии выступает одной из основных побудительных сил, под воздействием которых государство вынуждено постоянно заниматься из­менением, совершенствованием действующего законода­тельства и практики его применения.

При учете законодателем общественного мнения важно принимать во внимание соотношение общей воли и воли всех. Ж.Ж.Руссо в трактате «Об общественном договоре» отмечал, что воля всех блюдет частные интересы и пред­ставляет собой лишь сумму изъявлений воли частных лиц, в то время как общая воля стремится к пользе общества, блюдет только общие интересы.

Общественное мнение есть не общая воля народа, а сум­марное выражение изменчивых суждений совокупности ин­дивидов. Общая же воля - это единственная точка пересе­чения противоборствующих воль, равнодействующая векторов направления различных воль, не позиция боль­шинства в общественном мнении, а приемлемый для всего общества баланс соотношения воль как основа для зако­нодательства.

Однако здесь законодателя подстерегает проблема уче­та воль. Суть состоит в том, что общественное мнение не является суммой индивидуальных воль. В переходные пе­риоды за поляризованными точками зрения сложно или невозможно разглядеть общественное согласие, где выяв­ляется общая воля. Важно, что законодательный орган ба­зируется на воле и мандате сформировавшего его народа, а не на изменчивом общественном мнении. Законодатель по­лучает полномочия не от членов гражданского общества как частных лиц, а от граждан, наделенных избиратель­ным правом. То есть общественное мнение формируется теми же людьми, но в другом качестве - не как граждана­ми-избирателями, а как частными лицами.

Разделение человека на «публичного» и «частного» от­ражается на взаимоотношениях законодателя и обществен­ного мнения и может быть выражено словами: «В общественном мнении представления могут быть настолько полярными, что ни о каком выражении истины не может быть и речи. И в то же время именно обществен­ное мнение или мнение большинства, выраженное через вы­боры и референдумы, детерминирует в условиях демокра­тии законодательство».

Для законодателя при учете общественного мнения важ­но избежать двух крайностей в понимании роли обществен­ного мнения. Первая состоит в том, что в периоды социаль­ной нестабильности, когда общественное мнение возбуждено, его изучение необходимо, чтобы избежать социальных взры­вов и улучшить имидж власти. При этом решения прини­маются компетентными квалифицированными лицами ку­луарно. Вторая крайняя позиция требует «законодательствовать» всегда в строгом соответствии с об­щественным мнением, что обесценивает роль представительных орга­нов: будь так, общество бы в них не нуждалось.

Это указывает на противоположное отношение к ис­пользованию общественного мнения в процессе правотвор­чества. Одни уверены в необходимости изучения обще­ственного мнения исключительно с целью предотвращения социальной напряженности и улучшения имиджа власти. Другие, наоборот, стремятся «законодательствовать» в пол­ном соответствии с пожеланиями граждан. Если в первом случае государственные органы недооценивают и даже бо­ятся общественного мнения, то в другом они идеализируют регулятивную способность и компетентность общественно­го мнения и склонны к популистским решениям. Очевид­но, истина лежит посередине: общественное мнение долж­но реально влиять на принятие решений государственных органов всех уровней, не подменяя ее, а государственные органы должны быть заинтересованы в согласовании с об­щественным мнением, что гарантирует легитимность при­нятых решений и их высокую эффективность.

В нашей стране отдается предпочтение мнению компе­тентных управленцев, а инициативность общества, участие в принятии решений и, как следствие, ответственность за принятые решения, к сожалению, ограничены, что порож­дает социальное иждивенчество. Для власти, в том числе и для законодателя, общественное мнение по-прежнему счи­тается показателем лояльности масс по отношению к дея­тельности властей. Между тем как для законодательства важно изучение более глубинных ценностных составляю­щих общественного сознания.

Таким образом, законодатель должен знать и учиты­вать общественное мнение как исходный материал, но он не должен быть связанным им как велением общей воли. Общественное мнение не следует понимать как показатель лояльности масс к деятельности властей и «в случае чего» нейтрализовывать путем воспитания и переубеждения на­селения, а надо изучать за ним стоящую коллизию потреб­ностей и интересов. Именно учет потребностей и интересов, которые за ним стоят, важнее самого знания общественно­го мнения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

  1. Составить 15 проблемных вопросов к материалу.
  2. Составить глоссарий из 15 понятий и терминов, встретившихся в тексте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галко И.К., Владимиров В.А. Социология. Социология права как отраслевая социологическая теория.- Минск, 1992.

2. Шупицкая О.Н. Социология права: Курс лекций. – Гродно: ГрГу, 2001.

3. Касьянов В.В., Нечипуренко. Социология права. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

4. Лапаева В.В. Социология права. – М.:Норма, 2000.

5. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. Учебник для юридических факультетов и институтов. М., 1995.

6. Лапина С.В., Лапина И.А. Социология права. – Минск, 2008.

7. Шафалович А.А. Социология права в вопросах и ответах: пособие. -Минск: Амалфея, 2012.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 2152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.