Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход исследования




2.1. Прежде всего, я поставила себе задачу выписать имена всех главных (а по возможности – и всех эпизодических) героев тех произведений Достоевского, которые я прочитала. Результаты были сведены в следующую таблицу (показать).

2.2. Следующим этапом работы стала своеобразная классификация имен персонажей Достоевского. Я решила провести подсчет наиболее часто повторяющихся мужских и женских имен и определить, какие качества обозначены этим именем у Достоевского (показать).

Например, имя «Петр» встречается в его произведениях 36 раз, в именах и отчествах. Если персонаж носит такое имя (таких у Достоевского 14) – он обязательно злой человек или даже отвратительно жестокий садист.

Имя «Иван» встречается в произведениях Достоевского 28 раз, из них в 7 случаях – это имя героя, в 21 случае – отчество. Это имя в большинстве своем сопутствует персонажу с очень ранимым и чутким к страданиям других людей характером, сильному, решительному. Сострадая другим людям, этот герой не ограничивается выражением своих чувств, а принимается действовать, активно помогать «униженным и оскорбленным».

Имя «Алексей» возникает 6 раз на страницах произведений Достоевского, но это всегда очень важные, даже главные герои. Я заметила, что Достоевский выбирает это имя, когда ему нужно описать человека с «детским» характером. Это «божий человек», необычный, странный с точки зрения обывателя, почти юродивый, очень добрый, мягкий. Как правило, это человек с нерешительным или еще не сложившимся характером; у него особые отношения с детьми: или он сам похож на ребенка («Униженные и оскорбленные», Алексей Петрович Валковский), или так сильно любит их, что они чувствуют это, и никогда его не обижают («Братья Карамазовы» Алексей Федорович Карамазов, «Бесы» Алексей Кириллов).

У Достоевского только 6 героинь носят имя «Марья», но все эти персонажи тоже очень важные. По Мещеряковой, это имя имеет значение «одержимая идеей, не щадящая себя во имя поставленной перед собой цели». И действительно, такова Марья Александровна Москалева в повести «Дядюшкин сон», в романе «Бесы» таковы Марья Тимофеевна Лебядкина и Марья Игнатьевна Шатова. И, по-моему, швейцарка Мар и в «Идиоте» на них похожа, потому что она тоже жертвует собой ради любви, ради человека, который этой любви не стоит.

Имя «Лиза» встречается тоже 6 раз среди главных персонажей. Такая героиня Достоевского – всегда немного блаженная, не от мира сего. Это, как правило, женщина с непростой или трагической судьбой, очень часто жертва. Такие Лизы встречаются в следующих романах: «Преступление и наказание» - Лиза вета, сестра ростовщицы Алены Ивановны, убитая Раскольниковым заодно. «Подросток» - Лиза вета Макаровна Долгорукая, «Братья Карамазовы» - несчастная юродивая Лиза вета Смердящая и «бесенок» Лиза Хохлакова, бедная страдающая девочка. «Бесы»: Лиза вета Николаевна Тушина, растерзанная толпой. «Идиот»: Лиза вета Прокофьевна Епанчина, «вечный ребенок», как ее определил князь Мышкин, мучающаяся от своей непохожести на «нормальных людей».

Катерина у Достоевского (встречается 5 раз) – очень яркая, экспрессивная, решительная, страстная, в некоторой степени эгоистическая натура. Она стремится устраивать свою жизнь как можно уютнее, не заботясь о других. Катерин мы встречаем в следующих произведениях: «Униженные и оскорбленные» - Катерина Федоровна Наинская. «Преступление и наказание» Катерина Ивановна Мармеладова. «Подросток» - Катерина Николаевна Ахмакова. «Братья Карамазовы» - невеста Дмитрия Катерина Ивановна и вздорная Катерина Осиповна Хохлакова.

2.3. Третьим этапом исследования стала работа с черновиками и набросками к произведениям Достоевского. То, что выбор имени для персонажа у Достоевского не случаен, особенно заметно по его подготовительным материалам. Я посмотрела несколько томов из полного собрания сочинений Достоевского, где напечатаны его писательские дневники и разные наброски. Стало понятно, что мысль Достоевского, очевидно, шла таким образом:

1). На стадии подготовки, когда материал ещё сырой, когда надо много додумать, персонаж обозначался просто каким-нибудь названием - по социальным или внешним признакам: Генерал, Воспитанница, Князь, Красавица и т.д.

2). Когда характер начинал проясняться, появлялось имя, тоже условное, но, тем не менее, очень ярко определяющего суть характера. Очень часто это имя известного человека или взято из личного опыта Достоевского (Паша-фатишка – это о его собственном нагловатом пасынке; Нечаев, Грановский)

3). И, наконец, имя из этого загадочного круга имен Достоевского – Катерина, Петр, Софья, Алексей, Лизавета, Иван, Федор, Николай, Марья... Примером такого «развивающегося» имени может служить имя Петруши Верхновенского из «Бесов»: сначала он называется Нечаевым, а потом – естественно, Петром. Или эволюция имени князя Мышкина– в черновиках к «Идиоту» главный герой называется Князь, немного позже – Христос, а окончательно – Лев Николаевич Мышкин.

2.4. Четвертый этап работы – проверка гипотезы.

1. Во-первых, я решила сопоставить ономастику Достоевского с каким-нибудь другим типом называния героев. Дело в том, что особенности манеры Достоевского хорошо видны «на фоне» какого-нибудь другого писателя. Я решила выбрать для сопоставления произведения Л.Н.Толстого, потому что, во-первых, люблю романы Толстого ничуть не меньше, чем книги Достоевского, а во-вторых, он жил в ту же эпоху, что и Федор Михайлович.

Однако создавали своих героев Толстой и Достоевский совсем по-разному. Лев Толстой очень часто описывал реальных людей, которых знал в жизни, даже своих друзей, знакомых, родственников. Я знаю, что в романе «Война и мир», рисуя высший свет начала Х1Х века Лев Николаевич изобразил собственных родителей, своих дедушек и бабушек. Он этого и не скрывал, наоборот, как будто давал своим читателям «подсказки»: его маму звали Марьей Николаевной Волконской (в девичестве), а в романе действует Марья Николаевна Болконская. Отца Льва Николаевича звали Николаем Ильичом Толстым, и Николай Ильич Ростов в романе – это портрет его родителя. Только вместо фамилии «Толстой» он хотел сначала назвать его «Толстовым», а потом переменил фамилию на «Ростов». Вся семья Болконских и Ростовых в романе в точности походит на реальных предков Льва Николаевича – семьи Толстых и Волконских. Да и фамилии и имена других персонажей почти совпадают с именами и фамилиями своих прототипов – реальных людей, представителей аристократических семейств, живших в России вХ1Х веке: Курагины – это Куракины, Друбецкие – это Трубецкие, Долоховы – Дороховы (Руфим Дорохов, друг М.Ю. Лермонтова) и т.д. В истории осталось имя одного из родственников Льва Николаевича, прославившегося своим буянством и эксцентричностью – Федора Толстого («Американца», как его называли), и в романе появляется Федор Долохов, чья биография и черты характера точь-в-точь совпадают с жизнью этого реального человека.

Обычно Толстой, как мы видим, и не скрывает «происхождение» своего литературного героя, его прототипа в реальной жизни. Поэтому имена его персонажей – просто отражение имен этих прототипов (в крайнем случае, слегка измененные). Мне запомнился эпизод из книги Т.А.Кузьминской, свояченицы Толстого, которая послужила ему прототипом Наташи Ростовой. В своих мемуарах под названием «Моя жизнь дома и в Ясной поляне» Татьяна Андреевна рассказывает, как однажды вечером Лев Николаевич раскладывал пасьянс и загадывал: «Если сойдется – назову ее Лизой, а не сойдется – Верой». Речь шла о героине «Войны и мира» Вере Ростовой (пасьянс не сошелся!), и было совершенно ясно, что, создавая этот образ, Лев Николаевич имел в виду старшую сестру Татьяны Андреевны и Софьи Андреевны, Лизу – у нее как раз и был характер такой, как у этой героини.

Итак, у Льва Николаевича Толстого имена героев очень часто совпадают с именами прототипов этих героев. Поэтому, мне кажется, иного значения у имени персонажа (кроме намека на реальное лицо, пробудившее творческую фантазию писателя), в романах Толстого отыскать трудно.

Совсем не то, как мы видели, у Достоевского. Когда я узнала его биографию, я попыталась найти образы близких ему людей в его произведениях – и практически не нашла. Ну, может быть, только Катерина Ивановна Мармеладова, по общему мнению исследователей, она напоминает первую жену Достоевского, Марью Дмитриевну. Но он называет ее не Марьей! К этому времени (к 1866 году, когда создавался роман «Братья Карамазовы») у него уже сложилось иное представление о том, какой может быть Марья, и образ такой женщины, как жена Мармеладова, должен был иметь только имя «Катерина», и никакое другое!

Вероятно, все-таки у Достоевского всё было наоборот, не так, как у Толстого и многих других русских писателей. Он изображал не конкретных людей, каких знал в жизни – он, скорее, создавал образы людей, типы героев, которые могут быть в жизни, предсказывал их! И сам очень гордился тем, что эти пророчества часто сбывались. Я была поражена, когда узнала, что уже после того, как роман «Преступление и наказание» был сдан в печать, в Москве случилось точно такое преступление, как придумал и сочинил Достоевский! Только звали того, реального студента не Родионом. Но весь мир запомнил именно Родиона Раскольникова, потому что такое имя дал ему Федор Михайлович Достоевский.

То есть мне кажется, что Достоевский в «назывании» героев шел прямо противоположной дорогой: не от жизни к вымыслу, а от своих размышлений. Он, видимо, не описывал знакомых ему людей, а передавал свои представления о жизни и людях. И для этих представлений у него были свои названия, свои имена…

2. Во-вторых, в качестве проверки выдвинутой гипотезы были рассмотрены наброски к роману «Братья Карамазовы» (1, т. 15). В начале работы, в соответствии с нашим первым предположением, большинство героев, как обычно, безымянны и просто обозначены одной характерной чертой (социальной или психологической): Семинарист, Мечтатель, Капитан, Барыня, Адвокат и т.д. По мере того, как характер проясняется, Достоевский начинает называть его по фамилии известного ему лица, с которым он ассоциирует своего героя (Плевако, Ильинский и т.д.). Далее (значительно позже) возникает та фамилия или то имя, под которым этот персонаж и появится в романе. Так возникает фамилия Смердякова – исследователи черновиков отмечают, что его имя везде вписано другими чернилами и явно позднее.

Подтверждает нашу гипотезу о наличии у Достоевского имен-символов тот факт, что главные персонажи романа – Алеша, Иван и Дмитрий Карамазовы, а также Лиза Хохлакова и Катерина Ивановна – называются так с первых страниц набросков. Это означает, что писатель с самого начала представлял себе основных действующих лиц, и ему не нужны были первые стадии работы над их именами, он воспользовался этими именами как готовыми социальными характеристиками: Алексей – человек Божий, Дмитрий - горячий и простодушный (вспомним Разумихина), Иван – болеющий душой за людей, страдающий от их обездоленности (образ разработан в «Униженных и оскорбленных). Катерина Ивановна – вспомним ее полную тезку в «Преступлении и наказании»: та же страстность, торопливость, взбалмошность, благородство и в то же время тщеславие. Лиза – разумеется, юродивая… Интересно, что в романе две Лизы (Хохлакова и Смердящая) и две Катерины Ивановны (невеста Дмитрия и госпожа Хохлакова). Кажется, Достоевский просто не заметил повторения, стремясь в первую очередь «прояснить» для себя и читателя человеческую сущность этих героинь, «пометить» определенный психологический тип.

Выводы

Итак, проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам.

Во-первых, выбор имени для героя у Достоевского не случаен, и все вышесказанное это подтверждает.

Во-вторых, при выборе имени для персонажа Достоевский опирается не на реальных прототипов (как, например, Толстой) и не на свои собственные жизненные впечатления, а на какие-то иные ассоциации, навеянные чем-то другим, а вовсе не реальными людьми 19 века, которых он действительно встречал в своей жизни. Я думаю, что он во многих случаях своими героями как будто предсказал наши, современные представления о человеческих характерах (судя по выпускаемым ныне, в 21 веке, книгам по ономастике).

В-третьих, судя по черновикам, имя у Достоевского подбирается «под характер», а не наоборот, и существует небольшой набор имен, которыми Достоевский как будто классифицирует данного персонажа, относит его к одному из многих человеческих типов: Петр, Иван, Алексей, Катерина, Марья, Лизавета, Софья. Такое имя как будто помечает определенный характер человека, и если даже герой с этим именем называется в романе по-разному, это значит, что в разное время он неодинаковый. Например, героиню «Игрока» Достоевский называет то Полиною (когда она ведет себя скверно), то Прасковьей (когда она хорошая), и это важно. И то же самое происходит с Хохлаковой в «Братьях Карамазовых»: её называют то Лизой, то Lise, и это сигнализирует нам о состоянии героини (то она добрая и чуткая девочка, то злой «бесенок»).

В-четвертых, Достоевский и в «назывании» своих героев не похож ни на кого из русских писателей, и сравнение с ономастикой Льва Толстого это подтверждает. Мне кажется, все эти особенности объясняются тем, что Достоевский острее других писателей чувствовал сложность человека. И, может быть, поняв какой-то один человеческий тип (причем не на опыте собственной жизни, не на примерах каких-то конкретных своих знакомых, родственников, приятелей – а как-то иначе, я пока не знаю как), - он для себя «отмечал» его определенным именем, как будто присваивал ему номер в бесконечном ряду разнообразных, неповторяющихся человеческих лиц, из которых состоит наш мир.

Таким образом, можно говорить о символической природе имен в произведениях Достоевского

 

Заключение

Однажды Федор Михайлович Достоевский сказал удивительные слова о романе Сервантеса «Дон Кихот»: «…если б кончилась Земля и спросили там, где-нибудь, людей: «Что вы, поняли ли вашу жизнь на Земле и что об ней заключили?» - то человек мог бы молча подать «Дон-Кихота»: «Вот мое заключение о жизни…».

Я думаю, что эти слова относятся и к творчеству самого Федора Михайловича Достоевского. То, что он сумел понять о Человеке, о его жизни на Земле, не понял больше никто. Поэтому о Достоевском много писали и пишут, пытаются по-разному объяснить смысл его идей и его образов. Он, как Пушкин, оставил нам очень много загадок, и мы теперь «пытаемся без него эти загадки разгадать».

Загадка его ономастики, разумеется, требует еще серьезных исследований.

С самого начала своей творческой деятельности Достоевский утверждал понимание Человека как величайшей тайны, перед которой бледнеют все научные загадки, и говорил о своем страстном желании разгадывать эту тайну всю свою жизнь.

Но всякая наука нуждается в классификациях.

И как когда-то гениальная таблица Менделеева существенно помогла ученым разобраться в химической природе нашей жизни, так ономастика Достоевского может помочь тем его читателям, которые, как и он, пытаются определить разные «составные элементы» Человеческой сущности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.