КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С образом Лоэнгрина чаще всего связана струнная группа и особенно divisi скрипок в очень высоком регистре
As-dur, B-dur, Es-dur. Какие меры должны быть предприняты по информированию населения о возможных ЧС природного характера. Какие меры предпринимаются при ликвидации последствий землетрясений и других ЧС природного характера в соответствии со ст. 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (приведите примеры). Из официальной информации МЧС приведите данные о землетрясениях России за последние 2 года.
Помимо лейтмотивов, Вагнер широко использует лейттембры. Эльзе сопутствуетмягкое звучание деревянно-духовых инструментов – гобоя, английского рожка, кларнета. Лейтмотивы зла интонируются виолончелями и контрабасами, а также эта сфера связанна с использованием бас-кларнета и фагота в низком регистре.
Copyright © Андреева Е. Г.
Вступление к опере Примером нового подхода к характеристике главного героя является Вступление к опере. Оно необычно. Впервые, вместо многотемной Увертюры в сонатной форме, Вагнер использует небольшую прелюдию - Vorspiel. Она полностью посвящена главному герою оперы. Отказ от больших масштабов Увертюры и традиционной сонатной формы был обусловлен тем, что для Вагнера стало важным отразить уже во Вступлении главную идею оперы. Такой идеей явился Грааль как царство света и добра и Лоэнгрин – посланник Грааля. С образом Лоэнгрина связано несколько лейтмотивов. Три из них звучат во Вступлении к опере. Опера начинается с хоральной темы Грааля. Она идеально соответствует возвышенной природе образа Лоэнгрина. Необычное звучание придаёт этой теме особая оркестровка. Тема Грааля начинает своё изложение в высоком регистре, её исполняют одни скрипки, разделенные на 8 партий. Этот приём – divisi скрипок в высоком регистре – был использован в симфонической литературе впервые. Благодаря тончайшей гармонизации, прозрачной инструментовке и однородности нежного, насыщенного звучания создаётся впечатление, что вибрирует сама атмосфера. В хоральном звучании тоники A-dur’а нижний и верхний голоса не меняют своего звуковысотного положения, движение происходит только в средних голосах. Поэтому тема Грааля олицетворяет одновременно: абсолютный покой и переливающееся движение. Постепенно в лейтмотиве Грааля на первое место выдвигается мелодия. Она станет основной музыкальной характеристикой главного героя оперы. Её называют - "Лоэнгрин - посланник Грааля".В опере эта тема чаще всего будет звучать в A-dur, хотя несколько раз она прозвучит в As-dur, в бемольной сфере Эльзы. Кроме этой темы во Вступлении использованы ещё два лейтмотива, связанные с образом Лоэнгрина. Один из них олицетворяет любовь Эльзы к Лоэнгрину - " Лоэнгрин – глазами Эльзы", а другой станет символом чуда: лейтмотив - "Лоэнгрин – глазами народа". В Прелюдии несколько раз будут чередоваться лейтмотив "Лоэнгрин - посланник Грааля" и лейтмотив " Лоэнгрин – глазами Эльзы". С каждым новым проведением этих лейтмотивов будет усиливаться динамика, и разрастаться оркестровая партитура. Постепенно будут "включаться" новые и новые инструменты и, наконец, будет достигнута самая яркая динамическая вершина. В момент кульминации тема Грааля прозвучит величественно и грозно в мощном оркестровом tutti на fff. Завершит Вступление ещё одна тема, связанная с Лоэнгрином - "Лоэнгрин – глазами народа". Чудесное появление Лоэнгрина в тот момент, когда Эльза нуждалась в защите, верила и надеялась на помощь рыцаря, явившегося ей во сне, народ Брабанта воспринял как необыкновенное, полное загадок и тайн чудо. Этот лейтмотив интересен ещё и тем, что его изложение охватывает почти 3 октавы. Тема начинает своё нисходящее движение от самой высокой мелодической вершины, а линия баса идёт в противоположном, восходящем движении. Пласты фактуры образуют противодвижение. Форма Вступления свободная. По динамике и оркестровке Vorspiel представляет собой симметричную динамическую волну, изложение которой начинается в высоком регистре на pp у скрипок divisi - звучит тема Грааля и Лоэнгрина – его посланника. Постепенно к скрипкам присоединятся деревянно-духовые, а впоследствии и другие тембровые краски. Почти всё Вступление построено на чередовании 2-х тем: лейтмотива "Лоэнгрин - посланник Грааля" и темы любви Эльзы к Лоэнгрину. При этом динамика и оркестровка изменяются в сторону более плотного и, динамически, более насыщенного звучания. В кульминационный момент появляется низкая медь и расширенный состав ударных. Такое динамическое и тембровое решение связано с главной сюжетной идеей: - прибытие Лоэнгрина из таинственного и небесного Грааля и его пребывание среди людей, - просьба-условие - идея запрета, который нельзя нарушать, - благоговейное удивление народа перед таинством неведомого - и отплытие Лоэнгрина в Грааль - Copyright © Андреева Е. Г. После мощной кульминации начинается постепенное возвращение к начальной, тихой динамике. И, только на этом этапе, в конце Вступления, всего один раз прозвучит третий лейтмотив Лоэнгрина - "Лоэнгрин - глазами народа". Наконец, в последних тактах Вступления снова у скрипок divisi на pp возникнет хорал Грааля. Так завершится Vorspiel. Чайковский назвал Вступление к опере "Лоэнгрин" - "одной из жемчужин симфонической музыки, которая изображает царство света, правды и красоты". Образ Лоэнгрина Кроме этих трёх лейтмотивов, с образом Лоэнгрина связаны и другие лейтмотивы - например, лейтмотив - "Лоэнгрин-рыцарь". Эта тема характеризует главного героя как сильного и мужественного воина. Важную роль в драматургии оперы играет лейтмотив Запрета. Он появляется в момент завязки драмы. Обращает на себя внимание тот факт, что в лейтмотиве Запрета есть две его составляющие: - первое предложение - суровое, строгое, минорное: "Ты все сомненья бросишь! Ты никогда не спросишь! Это Клятва о непреложности данного условия. Эта – 1-я часть лейтмотива звучит полностью в одной тональности (вначале это as-moll, а при повторении лейтмотива в a-moll). - второе предложение - мажорное, исполнено душевной красоты и тепла: - "Откуда прибыл я, и как зовут меня" Это символ Тайны, связанной с Граалем. В этой части лейтмотива использованы отклонения в разные тональности.Интонационно вторая половина Запрета – Тайна – связана с лейтмотивом "Лоэнгрин – глазами Эльзы". При всей своей выразительности, яркости и красоте лейтмотивы Лоэнгрина статичны и не подвержены сильным эмоциям. Видимо Вагнера интересовали в главном герое не столько те или иные переживания, сколько вся его судьба в целом. Образ Эльзы Лейтмотивы, связанные с Эльзой совсем иные. Они отражают её психологическое состояние и очень тонко передают эмоциональные оттенки: - момент её первого появления связан с тихой печалью - но главным, сквозным лейтмотивом Эльзы станет лейтмотив её любовь к Лоэнгрину - «Лоэнгрин - глазами Эльзы". Новые лейтмотивы Эльзы появятся во II действии: - момент душевного покоя и счастья передает светлая, мажорная, певучая тема. - в сцене Шествия в собор появится новый хоральный лейтмотив - "Эльза - невеста". Характерно, что для Вагнера хорал – это образ светлого идеала и чистоты, символ святости. Сфера Коварства и Зла Другой образный полюс в опере представляют лейтмотивы, связанные с миром коварства и зла. Эта сфера начинает свою характеристику в Антракте ко II действию оперы. Музыка, открывающая II действие, звучит при открытом занавесе. Время действия - полночь. Фридрих Тельрамунд и Ортруда в одежде изгнанников, в темных дорожных плащах, сидят на ступенях королевского дворца. Для музыкальной характеристики мира зла Вагнер использовал совершенно иные выразительные средства, чем для мира Эльзы и Лоэнгрина. Впервые, после обилия хоральных звучаний и гармонических красок вначале II действия появилось одноголосное изложение. Открывает Антракт ко II действию настороженная, мрачная тема у виолончелей в тональности fis-moll. Условно её можно назвать "темой Волшебства"Её начальная интонация совпадает с лейтмотивом Запрета. Но дальнейшее её развитие трансформирует, искажает, как бы, "заколдовывает" тему Запрета. Этот лейтмотив связан с образом Ортруды. Без остановки, не прерывая изложение, продолжает "тему Волшебства" второй лейтмотив Ортруды - "мотив мести" или "змеиный лейтмотив Ортруды". Он струится по звукам уменьшенной гармонии Copyright © Андреева Е. Г. Его мелодическая линия имеет восходяще-нисходящую графику движения и напоминает извивающуюся змею.Этот лейтмотив характеризует хитрость и коварство Ортруды. Кроме мрачных унисонов в Антракте ко II действию несколько раз в хоральной фактуре в тональности fis-moll прозвучат основные мотивы Запрета - Клятва и Тайна. В этом тоже просматривается логика замысла – коварство Ортруды нашло лазейку, благодаря которой стремится разрушить любовь Эльзы и Лоэнгрина и погубить сферу чистоты и добра. И, наконец, есть еще один символ мира зла – короткий 3-х звучный мотив Злых сил. Он зловеще звучит в низком регистре у бас-кларнета. Другие лейтмотивы Образ Фридриха Тельрамунда представляет всего один лейтмотив. Он звучит в действии, открывая основные разделы рассказа Тельрамунда. Это суровая унисонная тема с пунктированным ритмом. Кроме лейтмотивов Добра и Зла в опере есть лейтмотивы Власти. Эту сферу представляют две небольшие фанфарные темы: - лейтмотив Короля - и лейтмотив Божьего Суда Яркие оперные сцены Также в опере есть замечательные музыкальные сцены, которые покоряют свой выразительностью и ярко демонстрируют лирическо-драматический дар Вагнера. Это: · Сон Эльзы из I действия, · Рассказ Лоэнгрина из III действия, · Хоровая сцена "Шествие в собор" из III действия - свадебный марш · лейтмотив супружеской Любви Эльзы и Лоэнгрина - (начало дуэта III д.). · а также начало III д. блестящий Антракт к последнему действию оперы Все дирижеры мира постоянно включают его в программы своих симфонических концертов. Кроме того, особой любовью и популярностью пользуется знаменитый Свадебный хор из III действия. Заключение Первая постановка "Лоэнгрина" состоялась в Веймаре в 1850 году под управлением Ференца Листа. Однако вскоре опера завоевала и другие театральные сцены. Вагнер впервые услышал своё произведение в Вене в 1861 году. К тому времени опера шла с успехом во многих немецких театрах. Первая постановка "Лоэнгрина" в России состоялась в 1868 году в Петербурге на сцене Мариинского театра. Опера "Лоэнгрин" - одно из наиболее любимых публикой произведений Вагнера. Сам композитор относился к ней с особой теплотой и трепетностью. Несмотря на то, что после неё Вагнер написал множество других, более крупных опер, "Лоэнгрин" оставался самым любимым произведением до конца жизни композитора. Послесловие Огромную роль в операх Вагнера играют лейтмотивы. Использование постоянно повторяющихся музыкальных тем-символов превратилось у Вагнера в особую систему – лейтмотивную систему. Её особенность заключается в следующем: Лейтмотивами охарактеризованы все персонажи, причем, главные герои имеют несколько лейтмотивов, которые отражают различные грани их образа Лейтмотивы имеют некоторые предметы ими отвлеченные понятия (лейтмотив Божьего суда, лейтмотив Запрета, т.д.) В поздних операх Вагнера, по ходу развёртывания музыкальной драмы, Лейтмотивы переходят из одного в другой, прорастают друг в друга таким образом, что начало одного может быть продолжено совершенно другим. И тогда появляется новый символ, новое прочтение значения лейтмотива. Для Вагнера Лейтмотивы – это особые музыкальные смысловые знаки. Понимая их значение, проникаешь в замысел автора на более глубоком уровне. Лейтмотивы – это звучащая речь, это особый язык, с помощью которого Вагнер общается с аудиторией.
Copyright © Андреева Е. Г. Наряду с лейтмотивами Вагнер часто использует реминисценции – (напоминание о важных событиях и явлениях). Также часто встречается особенный, своеобразный приём, который Вагнер использует в своих операх. Его, скорее всего можно было бы назвать – предреминисценция, т.к. если Реминисценция напоминает о том, что уже звучало в опере, то предреминисценция предваряет то, чему ещё только предстоит прозвучать. Совершенно очевидно, что такой приём рассчитан на подготовленного слушателя, знающего музыку данного произведения. Начало формирования в творчестве Вагнера его Лейтмотивной системы положила опера "Лоэнгрин". До неё, в операх "Летучий голландец" и "Тангейзер" Вагнер использовал отдельные лейтмотивы, которые ещё не превратились в развернутую систему.
Лейтмотивы оперы "Лоэнгрин "
Copyright © Андреева Е. Г.
Copyright © Андреева Е. Г.
Copyright © Андреева Е. Г.
Copyright © Андреева Е. Г.
Copyright © Андреева Е. Г.
Copyright © Андреева Е. Г.
Copyright © Андреева Е. Г.
Copyright © Андреева Е. Г.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 2595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |