Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления. Из шести спичек сложите четыре равносторонних треугольника




Из шести спичек сложите четыре равносторонних треугольника.

Ответ: спички нужно расположить в виде тетраэдра.

Упражнение № 2.

Цель: наблюдение за проявлением этапов мыслительных действий в ходе решения проблемных ситуаций.

Условие: через 9 точек, не отрывая руки, провести четыре прямых отрезка. Все пробы демонстрируются.

...

...

...

Упражнение №3.

Разделить серповидную фигуру двумя линиями на 6 частей. Проанализировать решение и ответить на вопросы:

  1. Каковы основные этапы решения задач?
  2. Как влияют на решение задач индивидуальные особенности личности

испытуемого?

3. Какие мыслительные действия выполнялись испытуемым в ходе

решения творческих задач?

4. Какие качества ума проявились в процессе решения задач?

 

Виды мышления классифицируются по разным основаниям.

1. По степени развернутости решаемых задач:

- Дискурсивное -логическое, осознанное, умозаключающее. Ему свойственна рациональность.

- Интуитивное - мгновенное, неосознанное или минимально осознанное. Эмоции преобладают над логикой.

2. По характеру решаемых задач:

- Теоретическое (концептуальное) – познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.

- Практическое – подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез).

3. По содержанию решаемых задач:

- Наглядно-действенное – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

- Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы. Анализируя, сравнивая, обобщая различные образы предметов, явлений, событий человек решает мыслительные задачи. Позволяет человеку многократно и разнообразно отражать объективную действительность.

- Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями в словесной (вербальной) форме.

Этот вид мышления устанавливает общие закономерности развития природы, общества, человека, обобщает различный образный материал.

Внутри этого типа различают следующие виды мышления:

1. Аналитическое (логическое) – носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.

2. Реалистическое – направлено на внешний мир и регулируется законами логики.

3. Аутистическое – связано с реализацией желаний человека.

Аутизм – необычное мышление (Э. Блейлер), когда мысли человека подчиняются не логике и разуму, а аффективным состояниям: ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяния. Признак аффективного состояния – сужение сознания, когда внимание полностью поглощено обстоятельством.

4. Продуктивное (творческое) – воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности.

Репродуктивное (воспроизводящее) мышление по заданному образу и подобию.

5. Непроизвольное – трансформация образов сновидения.

Произвольное – целенаправленное решение мыслительных задач.

 

Индивидуально-психологические особенности мышления с помощью методик «Отгадывание загадок», «Понимание пословиц».

К индивидуальным особенностям мышления относится определение понимания переносного смысла, т.е. когда содержание прямо не отражается в словесном материале.

Переносный смысл определяется с помощью загадок, (где по фрагментам надо воссоздать целое - синтез через анализ), пословиц и поговорок.

Загадки относятся к игровой деятельности человека. Они стимулируют мыслительную деятельность, расширяют зону поиска, усиливают аналитико-синтетическую операцию, способствуют развитию целенаправленности.

Загадки представляют собой разного вида по сложности задачи. Простые, содержат подробные указания на объект. Другие загадки абстрагированы от объектов и их следует понимать в переносном смысле.

Отгадывая загадки, испытуемый проверит себя на сообразительность (скорость решения), успешность решения (объем решенных загадок по отношению к предъявленным), субъективные предпочтения таким занятиям, а также умственные способности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.