Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с телом 1 страница




Пища

 

Не могли бы вы рассказать о зависимости тела от пищи?

 

Согласно мистической традиции Востока, то, что вы собой представляете, является не чем иным, как пищей. Ваше тело пища, ваш ум пища, ваша душа пища. Над душой, безусловно, находится нечто, что не является пищей. Это нечто известно как анатта, не-я. Это полная пустота. Будда называет ее шунья, пустота. Это чистое пространство. Оно не содержит ничего, кроме себя, это сознание, в котором ничего не содержится.

Пока содержимое сохраняется, пища сохраняется. Под пищей подразумевается то, что попадает снаружи. Телу нужна физическая пища, без нее оно начнет ослабевать. И так оно и выживает, в нем не содержится ничего, кроме физической пищи.

В вашем уме содержатся воспоминания, мысли, желания, ревность, жажда власти и еще множество всякой всячины. Все это пища, это пища на немного более тонком уровне. Мысль — это пища. Вот почему при мысли о еде ваши плечи расправляются, а когда у вас мысли, которые придают энергии, вы чувствуете себя хорошо. Кто-то говорит о вас что-то хорошее, комплимент, — и смотрите, что с вами происходит: вы поели. А кто-то говорит о вас плохо, — и смотрите: как будто у вас что-то забрали, вы себя чувствуете слабее, чем прежде.

Ум является пищей в тонкой форме. Ум является не чем иным, как внутренней стороной тела, поэтому то, что вы едите, оказывает воздействие на ваш ум. И если вы едите невегетарианскую пищу, то у вас будет определенный склад ума, если вы едите вегетарианскую пищу, то у вас, разумеется, будет другой склад ума.

Известен ли вам этот необычайно важный факт из индийской истории? Индия ни разу не нападала, ни на какую страну за все десять тысяч лет своей истории. Никогда, ни одного акта агрессии. Как это возможно? Почему? Здесь живут такие же люди, как и повсюду. Но дело в том, что другой вид тела создал другой тип ума.

Вы сами можете это увидеть. Съешьте что-то и понаблюдайте, съешьте что-то еще — и понаблюдайте. Делайте пометки, и вы скоро осознаете и будете удивлены, когда обнаружите, что все, что вы перевариваете, оказывает на вас не только физическое, но и психологическое воздействие. Это делает ваш ум более уязвимым к определенным идеям, определенным желаниям. И вот почему на протяжении столетий шел поиск такого вида пищи, который не будет укреплять ум, но позволит его окончательно растворить, вид пищи, который вместо укрепления ума укрепит медитацию, состояние не-ума. Нельзя предложить какие-то конкретные и определенные правила, потому что люди разные, и каждый должен решать за себя.

И наблюдайте за тем, что вы впускаете в свой ум. Люди этого совершенно не осознают, они продолжают читать все подряд, они продолжают смотреть по телевизору все глупости подряд. Они продолжают слушать радио, продолжают болтать, болтать с людьми, и они наполняют головы друг друга мусором. В них нет ничего, кроме мусора.

Избегайте ситуаций, при которых вы бессмысленно нагружаете себя мусором.

У вас его и так слишком много, вам нужно избавиться от него. А вы продолжаете собирать его, как нечто драгоценное. Меньше говорите, выслушивайте только самое главное, будьте лаконичны, когда говорите и слушаете. Если вы будете меньше говорить, если вы будете меньше слушать, то понемногу вы увидите чистоту, в вас начнет возникать ощущение чистоты, как будто вы приняли ванну. Это становится необходимой почвой для возникновения медитации. Прекратите читать всякую чепуху.

Однажды я жил в доме, где моим соседом был сумасшедший, который очень интересовался газетами. Он каждый день приходил ко мне, чтобы взять у меня все газеты. Если он болел или меня не было дома, то он приходил позже. Однажды случилось так, что я отсутствовал десять дней. А когда я возвратился, он пришел взять все газеты. Я сказал ему: «Они старые, они десятидневной давности».

Он сказал: «Какое это имеет значение? Такая же чепуха! Только даты другие».

Должно быть, это был очень нормальный момент в жизни этого сумасшедшего. Да бывают ненормальные моменты в жизни так называемых нормальных людей, и наоборот. Он говорил правду, говоря: «Это та же старая чепуха. Какое это имеет значение? У меня есть время, и я должен быть все время занят».

Я спросил его: «Что вы делали эти десять дней?» Он сказал: «Я читал старые газеты, перечитывал их опять и опять».

Оставьте немного места в вашем уме незанятым. Эти моменты свободного сознания являются первыми проблесками медитации, первым проникновением иного мира, первыми вспышками не-ума. И если вы сумеете это сделать, то следующим шагом должен быть выбор пищи, которая не способствует агрессии и насилию, которая не является ядовитой.

Теперь даже ученые соглашаются с тем, что, когда вы убиваете животное, из-за страха оно выделяет яды разных видов. Смерть — это не легко. Когда вы убиваете животное, из-за страха внутри у него возникает дрожь. Животное хочет выжить: выделяются различные яды.

Когда вы боитесь, ваше тело тоже выделяет яды. Эти яды полезны: они помогают вам или принять бой, или пуститься наутек. Иногда в гневе вам удается сделать что-то такое, чего вы даже представить себе не могли. Вы можете передвинуть большой камень, который обычно вы не смогли бы даже сдвинуть с места, но присутствует гнев и выделяется яд. В страхе люди могут бежать так быстро, что олимпийские бегуны остались бы далеко позади. Подумайте, как вы будете бежать, если за вами будет гнаться кто-то с кинжалом в руке, чтобы вас убить. Вы будете стараться изо всех сил, ваше тело будет функционировать в оптимальном режиме.

Когда вы убиваете животное, оно злится, оно испытывает тревогу, оно испытывает страх. Оно смотрит в лицо смерти: железы животного выделяют множество видов ядов. Поэтому в наши времена и возникла мысль, что перед тем, как убивать животное, нужно привести его в бессознательное состояние, сделать ему анестезию. На современных бойнях применяется анестезия. Но это не дает существенного различия, различие чисто поверхностное, потому что в самой сокровенной сердцевине, куда не может добраться никакая анестезия, нужно встретить смерть. Может быть, не осознанно, может быть, животное не осознает, что происходит, но это происходит как во сне. Животное переживает кошмары. И есть мясо — значит, есть отравленную пищу.

Избегайте всего того, что отравлено на физическом уровне, избегайте всего, что отравлено на ментальном уровне. А на ментальном уровне обстоятельства еще более запутаны. Если вы думаете, что вы индус, то вы отравлены, если вы думаете, что магометанин, то вы отравлены. Если вы думаете, что вы христианин, джайнист, буддист, то вы отравлены. И вас отравляли постепенно, настолько постепенно, что вы приспособились к этому. Вы пристрастились к этому. Вас кормили с ложечки с вашего первого дня, вы впитали это с молоком матери, вас отравили. Все виды традиций являются ядом. Думать о себе как об индусе — значит думать о себе, противопоставляя себя человечеству. Думать о себе как о немце, китайце — значит думать о себе, противопоставляя себя человечеству, думать на языке вражды, а не дружбы.

Думайте о себе только как о человеческом существе. Если у вас есть интеллект, думайте о себе просто как об обычном человеческом существе. А когда ваш интеллект вырастет еще немного, отбросьте даже прилагательное «человеческий». Вы будете думать о себе только как о сущности. А понятие сущности включает все: и деревья, и горы, и реки, и звезды, и птиц, и животных.

Становитесь больше, становитесь огромными. Почему вы живете в тоннелях? Почему вы ползете в маленькие темные норы? Но вы думаете, что живете в великих идеологических системах. Вы не живете в великих идеологических системах, потому что не существует великих идеологических систем. Не бывает идей достаточно больших, чтобы вместить человеческое существо, бытие не может содержаться в какой-либо концепции. Все концепции калечат и парализуют.

Не будьте католиком или коммунистом, просто будьте человеческим существом, а те понятия — просто яды, просто предрассудки. Они вошли в вашу кровь. Они вошли в ваши кости, в самый костный мозг. Вам нужно быть очень бдительным, чтобы избавиться от отравления.

Но ваше тело не так отравлено, как ваш ум. Тело является простым явлением, очистить его легко. Если вы ели невегетарианскую пищу, то это можно прекратить, и это не сложно. И если вы прекратите есть мясо, то уже через три месяца ваше тело полностью очистится от всех ядов, вызванных невегетарианской едой. Это просто. Физиология — это не очень сложно. Но проблемы возникают с психологией. Монах-джайнист не ест никакой ядовитой пищи, никогда не ест ничего невегетарианского. Но его ум, как никакой другой, загрязнен и отравлен джайнизмом.

Настоящая свобода — это свобода от идеологии. Неужели вы просто жить не можете без идеологии? Является ли идеология необходимой? Почему идеология является настолько необходимой? Она нужна, потому что она помогает вам продолжать оставаться глупым, она нужна потому, что она помогает вам оставаться неумным. Она нужна, потому что снабжает вас готовыми ответами и вам не нужно находить их самому.

По-настоящему умный человек не примкнет ни к одной идеологии, да и для чего? Он не будет нести ношу готовых ответов. Он знает, что он достаточно умен и при возникновении какой угодно ситуации он сможет на нее отреагировать. Зачем нести из прошлого бесполезную ношу? Какой смысл ее нести?..

Если вы прекратите есть ядовитую пищу, то вы будете удивлены: в вас будет высвобожден новый ум. И этот новый ум позволит вам не напичкивать себя всякой чепухой. Этот новый ум позволит вам избавиться от прошлого и его воспоминаний, позволит избавиться от бесполезных желаний и мечтаний, избавиться от зависти, гнева, травм и всевозможных психологических ран.

Именно потому, что вы не можете избавиться от психологических ран, вы становитесь жертвами психомошенника. Мир полон разнообразных психоаналитиков, всех видов и размеров. Мир полон всевозможных психотерапий. Но почему необходимы многочисленные психотерапии? Они необходимы, потому что вы недостаточно умны, чтобы лечить свои собственные раны. Вместо того чтобы лечить их, вместо того чтобы открыть ваши раны солнцу, чтобы они могли быть исцелены, чтобы им позволили исцелиться. Но найти настоящего психотерапевта исключительно трудно. Из ста психотерапевтов девяносто девять являются психомошенниками, а не психотерапевтами.

Вы будете удивлены, если узнаете, что больше психоаналитиков и психотерапевтов кончают жизнь самоубийством, чем людей какой-либо другой профессии. Это число почти в два раза больше. Итак, что же это за люди? И как они собираются помочь другим? Больше психоаналитиков сходят с ума, становятся сумасшедшими, чем людей какой-либо другой профессии во всем мире. Это число почти в два раза больше. Почему? И они помогали другим людям стать более нормальными, когда они сами были ненормальными. Вполне вероятно, что они заинтересовались психотерапией из-за своей ненормальности. Это была попытка найти лекарство для самих себя. И вы будете удивлены, если узнаете, что психотерапевты одного вида для психотерапии посещают психотерапевтов другого вида. Последователь Фрейда посещает последователя Юнга, а последователь Юнга посещает последователя Фрейда, и так далее. Это очень странная ситуация. Если вы реализуете свой интеллект, то вы будете способны делать все что нужно. Вы будете способны лечить свои собственные раны, вы будете способны видеть свои травмы, и у вас не будет необходимости посещать терапевта.

Я разрешаю все виды терапий в этой общине. На самом деле, нигде в мире нет такого места, где было бы в наличии столько терапий — шестьдесят. Почему я разрешаю эти терапии? Только из-за вас, потому что вы еще не готовы освободить свой ум. По мере того как община будет продвигаться к внутренней реализации, терапии будут прекращены. Когда община по-настоящему расцветет, то в терапиях не будет нужды. Любовь — это терапия, ум — это терапия. Жизнь день ото дня, от мгновения к мгновению сознательно и алертно — это терапия. И затем все, что вы делаете на протяжении дня, — уборка, приготовление пищи, стирка, — все это терапия.

Терапии здесь только временно. В тот день, когда я смогу убедиться, что большая часть из вас переросла терапии, терапии исчезнут, потому что тогда большинство будет способно помочь меньшинству приблизиться к уму.

Мы стараемся создать разумный образ жизни. Я не такой уж разумный человек, я не святой, я не имею ничего общего с духовностью. Все эти категории неуместны по отношению ко мне. Вы не можете причислить меня к какой-то категории, вы не можете приклеить на меня ярлык. Но одну вещь все же можно сказать: все мои усилия направлены на то, чтобы помочь вам высвободить энергию, которая называется любовь-ум. Если любовь-ум реализована, то вы вылечились.

И третий вид ядовитой пищи является духовным. Это то, чем является «я». «Я» постоянно требует внимания, оно питается вниманием, внимание его пища. Не только политики жаждут внимания — больше и больше внимания от большего и большего числа людей — ваши так называемые святые делают то же самое. Нет никакой разницы между святыми, политиками и актерами, вообще никакой разницы. Главная потребность у них одна — внимание. «Больше людей должно обращать на меня внимание, больше людей должно уважать меня». Это становится пищей для эго, и это самый тонкий вид ядовитой пищи...

Физическое, психологическое, духовное... Позвольте вашему физиологическому телу очиститься от всех ядов и токсинов и вашему уму сбросить с себя ношу, состоящую из разных видов хлама и мусора. И позвольте вашей душе освободиться от идеи «я». Когда душа освободится от идеи «я», то вы прибыли во внутреннее пространство, называемое не-я, анатта. Это свобода, это нирвана, это просветление, вы пришли домой. Теперь вам уже некуда идти, теперь вы можете удобно расположиться, отдохнуть и расслабиться. Теперь вы можете насладиться миллионом радостей, которыми вас забрасывает жизнь.

Когда вы избавились от этих трех ядовитых видов пищи, вы становитесь пустым. Но эта пустота не является негативным видом пустоты. Вы пусты в том смысле, что все яды, все содержимое исчезли. Но вы полны, полны тем, что не может быть названо, полны тем, что набожные люди называют «Бог».

Существует два вида пищи. Один из них — это тот, который вам нравится, к которому вы склонны, о котором вы фантазируете. В этом нет ничего плохого, но вам нужно понять небольшую хитрость. Существуют виды пищи, которые обладают огромной привлекательностью. И привлекательность не в том, что вы видите, что пища доступна. Вы идете в гостиницу, в ресторан, вы видите определенную пищу — из задней комнаты доносится запах, вас привлекает цвет и запах пищи. Вы не думали об этой еде, и неожиданно она вас заинтересовала, но это не поможет. Это не настоящее ваше желание. Вы можете ее съесть, она вас не удовлетворит. Вы будете есть и есть — и из этого ничего не получится, не получится никакого удовлетворения. А удовлетворение — это самое главное. Именно неудовлетворенность приводит к одержимости.

Просто медитируйте каждый день перед тем, как вы принимаете пищу. Закройте глаза и просто ощутите, что нужно вашему телу, что бы это ни было! Вы не видели никакой пищи, ее еще нет, вы просто чувствуете ваше собственное существо, чувствуете, что вашему телу нужно, что бы вы хотели, чего вам действительно хочется.

Доктор Леонард Пирсон называет это «напевающей едой» — пищей, которая вам напевает. Идите и ешьте столько, сколько хотите, но уже придерживайтесь этой пищи. Другую пищу, он называет «заманивающая еда», когда она становится доступной, вы начинаете ею интересоваться. Таким образом, она относится к уму, а вы в ней не нуждаетесь. Если вы будете слушать напевающую пищу, то вы можете есть столько, сколько хотите, и вы никогда не будете страдать, потому что она вас удовлетворит. Тело просто хочет то, в чем у него есть потребность, оно никогда не хочет чего-нибудь другого. Это будет удовлетворительно, а когда это удовлетворительно, то человек не ест больше, чем нужно. Проблемы возникают, когда вы едите те виды пищи, которые являются заманивающей едой: вы видите, что они доступны, вы начинаете интересоваться — и вы едите. Они не могут удовлетворить вас, потому что у тела не было в них потребности. Когда они вас не удовлетворяют, вы чувствуете себя неудовлетворенными. Чувствуя себя неудовлетворенными, вы едите больше, но, сколько бы вы ни съели, это вас не удовлетворит, потому что не существует потребности.

Первый вид желания должен быть исполнен, затем появится второй. Люди делают вот что: они никогда не слушают первый, так что второй становится проблемой. Если вы слушаете «напевающую пищу», то заманивающая пища исчезнет. Вторая становится проблемой, потому что вы полностью забыли, что вы должны слушать свое внутреннее желание, людей учили не слушать его. Их учили: «Ешь это, ешь то» — установленные раз и навсегда правила. Тело не знает установленных раз и навсегда правил.

Они обнаружили, что если маленьких детей оставить одних возле пищи, то они будут есть только то, что необходимо их телу, и это вызвало их удивление. В наше время было сделано много открытий в области психологии; они были просто удивлены. И если ребенок страдает от какой-то болезни и если при этой болезни хорошо съесть яблоко, то ребенок выберет яблоко. Все другие виды пищи имеются тут же, но ребенок выберет яблоко.

Это то, что делают животные; только человек забыл этот язык. Приведите буйвола и оставьте его в саду. Весь сад там, вся зелень, но это его не заинтересует. Цветы и деревья могут манить его, но они его не заинтересуют. Он пойдет к той траве, которая напевает ему, и выберет только определенную траву, которая ему нужна. Вы не можете обмануть буйвола, вы можете обмануть только человека.

Человек опустился ниже буйвола. Вы не можете обмануть осла — он будет есть свою пищу. Человек обманут. Везде при помощи реклам, цветных картинок, телевидения, кино вас привлекают и отвлекают от вашего поющего тела. Какая-нибудь компания заинтересована в том, чтобы что-нибудь продать вам. Это в пользу компании, это выгодно компании, но не вам.

Некая компания «Кола» заинтересована в том, чтобы продать вам «колу». Это не имеет никакого отношения к вашему телу, она заманивает вас. Куда бы вы ни поехали — везде «кола», «кола», по-видимому, превратилась в одно из самых всеобщих явлений. Даже в Советской России, где ничто американское не разрешается, за исключением «колы», — и там «кола». Отовсюду бутылка зазывает вас, заманивает: «Идите сюда». И неожиданно вы начинаете чувствовать жажду. Эта жажда ненастоящая. Я не говорю — не пейте «колу», но пусть она поет; сделайте это делом принципа.

У вас уйдет несколько дней, даже несколько недель на то, чтобы ощутить, что вас привлекает. Ешьте столько, сколько хотите, того, что вас привлекает. Не беспокойтесь о том, что скажут другие. Если вам нравится мороженое, ешьте мороженое. Ешьте для своего удовольствия, ешьте, пока не будет утолено желание сердца, и затем вы неожиданно увидите, что удовлетворение появилось. И когда вы почувствуете удовлетворение, то желание объедаться пройдет. Это состояние неудовлетворенности заставляет вас бесцельно объедаться все больше и больше. Вы чувствуете себя наевшимся и неудовлетворенным, и поэтому возникает проблема.

Поэтому сначала найдите то, что является естественным и что придет, потому что было только забыто, оно находится в теле. Когда вы соберетесь позавтракать, закройте глаза и увидьте, чего вы хотите, в чем на самом деле заключается ваше желание. Не думайте о том, что имеется в наличии, просто думайте о том, что вы хотите, а потом пойдите, найдите эту пищу и съешьте ее. Съешьте столько, сколько хотите. Продолжайте есть эту же пищу в течение нескольких следующих дней.

Второе: когда вы едите, хорошо прожевывайте пищу. Не проглатывайте поспешно, потому что если вам нравится ее присутствие во рту, то почему бы не пожевать ее подольше? Вместо того чтобы откусывать десять раз, откусите один раз, но прожевывайте в десять раз дольше. Это будет почти то же самое, как если бы вы откусили десять раз.

Однажды случилось так, что один человек где-то в Японии выпил горячий кофе и обжег свое горло изнутри. Возникли осложнения, и его пищевод изнутри был полностью вырезан; отверстие должно было быть закрыто, иначе человек умер бы. Врачи приделали трубку к его животу, так что он должен был жевать пищу и бросать ее в трубку, по которой она попадала в живот.

Человек был удивлен, потому что он продолжал наслаждаться едой так же, как прежде. И даже врачи были удивлены. Вначале они очень сочувствовали ему, потому что бедняга больше не будет наслаждаться едой. Но человек продолжал ею наслаждаться. На самом деле, он начал наслаждаться едой больше, потому что теперь он жевал ее, и если он не хотел класть ее в желудок, то просто выбрасывал. Теперь он мог есть столько, сколько хотел. Не было никакой необходимости класть ее в желудок; рот и желудок были полностью разделены.

Поэтому, когда вы едите, жуйте больше, потому что удовольствие находится выше горла. Ниже горла нет вкуса, нет ничего подобного, так зачем спешить? Просто жуйте, больше ощущайте вкус. И делайте все возможное для того, чтобы сделать вкус более интенсивным. Перед тем как что-нибудь есть, сначала понюхайте пищу. Наслаждайтесь запахом пищи, потому что половина вкуса состоит из запаха.

Было проведено много экспериментов. Если ваш нос полностью закрыт и затем вам что-то дают, то вы не ощущаете вкуса. Тогда вы поймете, что в еде важнее запах, чем вкус. Если ваши глаза закрыты, то вы не можете полностью ощутить ее вкус, потому что цвет, который привлекает ваш взгляд, отсутствует. Они проводили замечательные эксперименты: с закрытыми глазами, с полностью закрытым носом, а затем они дают вам что-то, а вы даже не можете понять, что это такое. Они могут дать вам лук, а вы не можете сказать, что это лук, потому что многое зависит от запаха. Вот почему, когда у вас насморк, и вы не можете чувствовать запах, то вы не ощущаете и вкус. Когда люди болеют насморком, они начинают есть острую пищу, потому что только тогда они могут ощутить некоторое пощипывание.

Поэтому нюхайте пищу, смотрите на пищу. Нет никакой спешки... Не спешите. Превратите ее в медитацию. Даже если люди подумают, что вы сошли с ума, не беспокойтесь. Просто осмотрите ее со всех сторон. Прикоснитесь к ней с закрытыми глазами, прикоснитесь к ней щекой. Ощутите ее всеми возможными способами, обнюхивайте ее опять и опять. А затем немного откусите и прожуйте, наслаждайтесь едой, пусть она будет медитацией. Небольшого количества пищи будет достаточно, и она принесет вам большее удовлетворение.

 

Как голодание помогает здоровью тела?

 

Когда вы голодаете, тело не занято работой переваривания. В этот период тело может заняться удалением мертвых клеток, токсинов. Только один день, в воскресенье или субботу, в выходные, вы приезжаете домой и очищаетесь целый день. Целую неделю вы были так заняты, что у вас не было времени убрать дом. Когда телу нечего переваривать, а вы ничего не ели, то тело начинает самоочищение. Процесс начинается самопроизвольно, и тело начинает избавляться от того, что ему не нужно, от того, что является бременем. Голодание является способом очищения. Время от времени голодание прекрасно — ничего не делать, ничего не есть, просто отдыхать. Пейте как можно больше жидкости и просто отдыхайте — и тело будет очищено.

Иногда, если вы чувствуете, что требуется более длительное голодание, вы можете поголодать подольше, но при этом глубоко любите свое тело. И если вы почувствуете, что голодание вредит телу каким-либо образом, прекратите его. Если голодание помогает телу, вы почувствуете себя более энергичным, вы почувствуете себя более живым, вы почувствуете себя омоложенным, обновленным. Это должно быть критерием: если вы чувствуете, что вы становитесь слабее, что легкая дрожь возникает в теле, тогда будьте настороже — теперь уже голодание не является очищением, оно приобрело разрушительный характер. Прекратите его.

Но человек должен овладеть всеми его особенностями. На самом деле, человек должен голодать рядом с кем-то, кто занимался голоданием длительное время и хорошо знает методику, который знает все симптомы: что случится, если оно станет разрушительным, что случится, если оно не станет разрушительным. После настоящего очищающего голодания вы почувствуете себя новым, более молодым, более чистым, ничего не весящим, счастливым, и тело будет лучше функционировать, потому что оно разгружено. Но голодание нужно только в том случае, если вы питались неправильно. Если вы не питались неправильно, то в голодании нет необходимости. Голодание нужно только в том случае, если вы плохо обращались с телом, а мы все едим неправильно.

 

Рекомендуете ли вы какой-то особый вид пищи или режим питания?

 

Первое: я не верю в голодание, я верю в пиршество. Весь мой подход является подходом празднества. Я не против ваших удовольствий — они не всё, человек должен быть выше них, но сами по себе они прекрасны. Человек не должен ничего отрицать, потому что-то, что отрицают, отомстит. В тот момент, когда вы начинаете отрицать, вы выступаете против Дао. Дао должно быть естественным — пиршество, а не голодание. Голодание может быть использовано только тогда, когда оно происходит естественно.

Иногда животные голодают. Иногда вы можете видеть, как собака голодает: вы поставили пищу, а она не ест. Но она не джайнист, она не верит в голодание, просто ей не хочется есть. Это не вопрос принципа, это не вопрос философии. Она больна, все ее существо восстает против пищи, — ее стошнит, если она будет есть. Она пойдет поесть травы — и ее стошнит. Она хочет облегчить себя, ее желудок больше не в состоянии ничего переваривать. Но она не сторонник голодания. Это происходит естественным путем.

Итак, если иногда вы чувствуете, что голодание происходит естественным образом, не как закон, не как принцип, не как философия, которой нужно следовать, как навязанная вам наука, но из вашего естественного желания, — хорошо. Но и тогда всегда помните, что ваше голодание на службе у пиршества, оно для того, чтобы вы могли опять хорошо есть. Назначение голодания быть средством, не целью, и это будет происходить редко, иногда. И если вы абсолютно сознательны, когда вы едите и наслаждаетесь едой, то вы никогда не будете есть слишком много.

Я настаиваю не на диете, а на осознании. Хорошо ешьте, невероятно наслаждайтесь. Запомните правило: если вам не нравится пища, то вам придется, есть больше для компенсации. Если вам нравится пища, то съедите меньше, потому что у вас не будет необходимости в компенсации. Если вы едите медленно, ощущая вкус каждого кусочка, хорошо пережевываете, то вы полностью поглощены едой. Пища должна быть медитацией.

Я не против вкуса, потому что я не против чувств. Быть чувствующим означает быть умным, быть чувствующим означает быть живым. Ваши так называемые религии пытались десенсибилизировать вас, притупить ваши чувства. Они против вкуса, они хотели бы сделать ваш язык таким невосприимчивым, чтобы он вообще ничего не ощущал. Но это не состояние здоровья. Язык не чувствует вкус только во время болезни. Когда у вас жар, то вкусовые ощущения притупляются. Когда вы здоровы, то язык чувствительный, живой, подвижный, пульсирующий энергией. Я не против вкуса, я за вкус. Ешьте хорошо, ешьте вкусно, вкус — это божественное.

И, таким образом, точно так же, как на вкус, вы должны смотреть на красоту и наслаждаться, вы должны слушать музыку и наслаждаться, вы должны прикасаться к камням, листьям и людям, ощущать тепло, текстуру — и наслаждаться. Используйте все свои чувства, используйте их оптимально — и тогда вы действительно будете жить, и ваша жизнь будет горением. Она не будет скучной, она будет пылать энергией и жизненной силой. Я не поддерживаю людей, которые учат вас убивать свои чувства, они против тела.

И помните, тело является вашим храмом, тело — это божественный дар. Оно такое нежное, и такое красивое, и такое замечательное, убивать его — значит быть неблагодарным Богу. Бог дал вам вкус, вы не создали его, вы не имеете к этому никакого отношения. Бог дал вам глаза, и Бог сотворил этот психоделический мир таким цветным, и он дал вам глаза. Пусть происходит великое общение между глазом и цветами мира... Все в такой потрясающей гармонии. Не нарушайте гармонию.

Эти так называемые махатмы просто испытывают эго-галлюцинации, и лучший способ почувствовать себя великим — быть против тела. Дети делают это. Ребенок чувствует позыв, он сдерживает его, он чувствует себя могущественным, потому что онощущает свою долю, он не покорится телу. Его мочевой пузырь полон, и он сдерживается. Он хочет покакать своему телу: «Я не твой слуга, я твой господин». Но это деструктивные привычки.

Слушайте тело. Тело — это не твой враг, а если оно что-то говорит, поступай соответственно, потому что тело обладает своей собственной мудростью. Не беспокойте его, не галлюцинируйте умом. Вот почему я не учу вас диете, я учу вас осознанию. Ешьте с полным осознанием, ешьте медитативно, и тогда вы никогда не будете есть больше и вы никогда не будете есть меньше. Больше так же плохо, как меньше. Слишком много есть плохо, так же как слишком много голодать, и то, я другое — крайности. Организм хочет быть сбалансированным, организм хочет находиться как бы в состоянии равновесия, быть посередине, ни больше, ни меньше. Не ударяйтесь в крайности.

Ударяться в крайности — значит быть неврастеником. Существует два вида неврастеников в отношении пищи: те, кто продолжают есть, не слушая тело, — тело протестует и кричит: «Остановись!», а они продолжают есть. Это неврастеники, И существует и другой вид — тело кричит: «Я хочу есть!», а они голодают. Ни те, нидругие не религиозны, и те, и другие являются неврастениками, и все они патологичны — их нужно лечить, их нужно положить в больницу. Религиозный человек — это тот человек, который всегда уравновешен, что бы он не делал, он находится посередине. Он никогда не ударяется в крайности, потому что крайности вызовут напряженность, тревогу. Когда вы едите слишком много, то существует тревога, потому что тело перегружено. Когда вы не едите, то существует тревога, потому что тело хочет есть. Религиозный человек — это тот, кто знает, где остановиться, и это должно проистекать из его сознания, а не из определенного учения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.