КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Введение является важной составной частью каждой ВКР
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА
Введение является важной составной частью каждой ВКР. В нем представляется обоснование (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), а также раскрытие всего научного аппарата. Оно включает следующие составляющие дипломной работы: - актуальность темы ВКР; - разработанность исследуемой темы; - научная проблема; - объект и предмет; - цель; - основные задачи; - методы (способы) решения основных задач; - элементы новизны; - научная и практическая значимость исследуемой проблемы; - структура дипломной работы. Во введении должна быть обоснована актуальность и своевременность темы выпускной квалификационной работы, ее связь с задачами социально-экономического развития страны и проблемами внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов, а также с конкретными задачами коллектива предприятия (организации), на базе которого пишется выпускная квалификационная работа. Актуальность темы – это определение существа важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя следующее: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики; раскрывается степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в ее специальном исследовании и пр. Вполне достаточным основанием для обоснования актуальности выбранной темы дипломной работы может быть раскрытие реальной потребности практиков в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций. Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, то есть дается краткий обзор литературы по теме. Следует учитывать, что чаще всего, ВКР бывает посвящена довольно узкой теме. Обзор литературы, в этом случае, делается только по ней, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке, что вообще, по данным исследования, не получило отражение в литературе. Если выпускник не может сделать такие выводы, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по данной теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести. Вполне возможно, что тема получила достаточное освещение в литературе, и необходимости в ее специальном исследовании нет. В процессе анализа состояния исследованности темы выпускник приходит к формулированию основного противоречия. Сущность такого противоречия вытекает из выявления серьезного несоответствия, несогласованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему ВКР. Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо явления; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной проблемы; каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности специалиста в решении частной задачи? В исследованиях встречаются факты, когда, сформулировав проблему, автор отмечает, что «решение этой проблемы и является целью ВКР». В определенной степени - это упрощенный подход, так как он скрывает четкое формулирование цели исследования. Она (цель) может охватывать всю проблему, либо ее наиболее существенную часть, а также определять наиболее оптимальный способ ее решения (посредством чего и в каких условиях). Сформулировав научную проблему, следует определить границы исследовательской деятельности (объект) и содержания (предмет) ВКР. Объект ВКР – эта та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собою процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Нередко встречаются факты, когда выпускник определяет в качестве объекта исследования определенную категорию людей. Такой подход ошибочен. Конкретные люди являются объектной категорией для исследования многими науками. Как объект – это очень широкая сфера; и он указывает только на то, с кем планирует работать выпускник, но не на то, что он хочет исследовать. Существует два принципиальных подхода в определении места раскрытия объекта и предмета дипломной работы в последовательности раскрытия научного аппарата: а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уровень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу выпускнику с учетом его возможностей и времени исследования; б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы исследования и его содержание. Предмет ВКР – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет ВКР чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию. Цель ВКР – это то, чего хочет достичь исследователь своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел выпускника при ее разработке. Основные задачи ВКР. На основе цели (в работах, где имеется гипотеза, то и ее) определяются основные задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения. Задачи формулируются в виде перечисления: - изучить..., - описать..., - уточнить и дополнить понимание..., - выявить..., - систематизировать..., - разработать... и т.д. Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Формулировки задач имеют важное значение. Они определяют содержание ВКР. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от трех до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяет название раздела, во втором – отдельные разделы, основные подразделы ВКР. Какой вариант предпочтителен, определяется темой и советом научного руководителя. Методы (способы) решения основных задач. Во введении предполагается определение основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики, осуществлялась экспериментальная работа и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели ВКР. Здесь же дается характеристика источников получения информации. Изложенное можно представить в виде логической схемы последовательности разработки и изложения основного научного аппарата ВКР: А Пр О П Ц Г З Ср А - актуальность, Ц - цель, Пр - проблема, Г - гипотеза, О - объект, 3 - основные задачи, П - предмет, Ср - способы решения Элементы новизны. В этом подразделе введения отмечается, что нового по сравнению с уже известным в теории и практике удалось достичь автору в процессе его исследовательской деятельности. Этот раздел учит выпускника видеть и выделять то, что ему удалось получить нового своей исследовательской деятельностью по сравнению с раннее известным. Учитывая, что речь идет о ВКР, требования к новизне не высокие по сравнению с диссертационной работой. Не случайно этот подраздел называется – элементы новизны. При его раскрытии используются следующие формулировки: в ВКР (в процессе исследования) уточнено..., дополнено..., выявлено влияние (проявление)..., описано... и т.д. Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что сделано автором. Рекомендуемый объем текста введения – 3-4 страницы.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |