Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Введение является важной составной частью каждой ВКР




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ТЕКСТА

 

Введение является важной составной частью каждой ВКР. В нем представляется обоснование (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), а также раскрытие всего научного аппарата. Оно включает следующие составляющие дипломной работы:

- актуальность темы ВКР;

- разработанность исследуемой темы;

- научная проблема;

- объект и предмет;

- цель;

- основные задачи;

- методы (способы) решения основных задач;

- элементы новизны;

- научная и практическая значимость исследуемой проблемы;

- структура дипломной работы.

Во введении должна быть обоснована актуальность и своевременность темы выпускной квалификационной работы, ее связь с задачами социально-экономического развития страны и проблемами внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов, а также с конкретными задачами коллектива предприятия (организации), на базе которого пишется выпускная квалификационная работа.

Актуальность темы – это определение существа важности иссле­дуемой проблемы. Оно включает в себя следующее: аргументацию необ­ходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики; раскрывается степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в ее специальном иссле­довании и пр.

Вполне достаточным основанием для обоснования актуальности вы­бранной темы дипломной работы может быть раскрытие реальной потреб­ности практиков в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.

Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной те­мы, то есть дается краткий обзор литературы по теме. Следует учитывать, что чаще всего, ВКР бывает посвящена довольно узкой теме. Обзор литературы, в этом случае, делается только по ней, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке, что вообще, по данным ис­следования, не получило отражение в литературе. Если выпускник не мо­жет сделать такие выводы, проводя самостоятельно анализ всей имеющей­ся по данной теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести. Вполне возможно, что тема получила достаточное освещение в литературе, и необ­ходимости в ее специальном исследовании нет.

В процессе анализа состояния исследованности темы выпускник приходит к формулированию основного противоречия. Сущность такого противоречия вытекает из выявления серьезного несоответствия, несогла­сованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему ВКР.

Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разре­шить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо явления; каковы пути, обеспечивающие наи­более полное решение определенной проблемы; каковы наиболее оптимальные условия эффек­тивности деятельности специалиста в решении частной задачи?

В исследованиях встречаются факты, когда, сформулировав пробле­му, автор отмечает, что «решение этой проблемы и является целью ВКР». В определенной степени - это упрощенный подход, так как он скрывает четкое формулирование цели исследования. Она (цель) может охватывать всю проблему, либо ее наиболее существенную часть, а также определять наиболее оптимальный способ ее решения (посредством чего и в каких условиях).

Сформулировав научную проблему, следует определить границы исследовательской деятельности (объект) и содержания (предмет) ВКР.

Объект ВКР – эта та часть практики или научного зна­ния, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собою процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследо­ваться.

Нередко встречаются факты, когда выпускник определяет в качестве объекта исследования определенную категорию людей. Такой подход ошибочен. Конкретные люди являются объ­ектной категорией для исследования многими науками. Как объект – это очень широкая сфера; и он указывает только на то, с кем планирует работать выпускник, но не на то, что он хочет исследовать.

Существует два принципиальных подхода в определении места рас­крытия объекта и предмета дипломной работы в последовательности раскры­тия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уро­вень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу выпускнику с учетом его возможностей и времени исследования;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы иссле­дования и его содержание.

Предмет ВКР – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения иссле­дователя) признаки объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследова­ния. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет ВКР чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Цель ВКР – это то, чего хочет достичь исследователь своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной за­мысел выпускника при ее разработке.

Основные задачи ВКР. На основе цели (в работах, где имеется гипотеза, то и ее) определяются основные задачи, которые требуется решить (и подтвердить выдвинутое предположение) в процессе ее достижения.

Задачи формулируются в виде перечисления:

- изучить...,

- описать...,

- уточнить и дополнить понимание...,

- выявить...,

- систематизировать...,

- разработать... и т.д.

Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач имеют важное значение. Они определяют со­держание ВКР. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество ко­леблется от трех до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяет название раздела, во втором – отдельные разделы, основные подразделы ВКР. Какой вариант предпочти­телен, определяется темой и советом научного руководителя.

Методы (способы) решения основных задач. Во введении предполагается опре­деление основных методов, которые использованы при проведе­нии исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики, осуществлялась эксперимен­тальная работа и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструмен­тарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, дос­тижение цели ВКР. Здесь же дается характеристика источ­ников получения информации.

Изложенное можно представить в виде логической схемы последовательно­сти разработки и изложения основного научного аппарата ВКР:

А Пр О П Ц Г З Ср

А - актуальность, Ц - цель,

Пр - проблема, Г - гипотеза,

О - объект, 3 - основные задачи,

П - предмет, Ср - способы решения

Элементы новизны. В этом подразделе введения отмечается, что нового по сравнению с уже известным в теории и практике удалось достичь ав­тору в процессе его исследовательской деятельности. Этот раздел учит выпускника видеть и выделять то, что ему удалось получить нового своей исследовательской деятельностью по сравнению с раннее известным.

Учитывая, что речь идет о ВКР, требования к новизне не высокие по сравнению с диссертационной работой. Не случайно этот подраздел называется – элементы новизны. При его раскрытии использу­ются следующие формулировки: в ВКР (в процессе исследо­вания) уточнено..., дополнено..., выявлено влияние (проявление)..., опи­сано... и т.д.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Ав­тор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им по­лучены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что сделано автором.

Рекомендуемый объем текста введения – 3-4 страницы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.