Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление библиографии и анализа литературных материалов




 

Работа над курсовым проектом начинается с составления библиографии по проблеме исследования. Процесс подбора литературы по теме – основа для написания курсовой работы, это не механический, а сложный, творческий процесс. Следует руководствоваться качественной стороной используемых источников, не увлекаться большим их количеством. Среди обилия книг, разнообразия их видов и жанров (научная, научно-популярная, справочная, публицистическая литература) студенту важно выбрать свой определенный стиль и порядок в работе.

Если выпускная квалификационная (дипломная) работа продолжает тему предыдущей курсовой (как и бывает на практике в большинстве случаев) необходимо рекомендовать студенту более углубленное изучение проблемы с фундаментальных для выбранной проблемы работ, чтобы получить представление об основных аспектах избранной для изучения проблемы.

Можно рекомендовать студенту начинать изучение проблемы с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах избранной темы. Сначала изучаются работы, вышедшие в последние годы – в них дается обзор источников по проблеме, имеется библиография. Затем просматриваются материалы, вышедшие в более раннее время. Студенту необходимо обратиться к справочно-библиографическим каталогам, картотекам в читальных залах и библиотеках. В случае затруднений следует проконсультироваться с библиографом или научным руководителем. В этой работе большую помощь оказывают практические занятия, проводимые сотрудниками библиотеки Университета.

Каталоги, как правило, бывают двух видов – алфавитный и систематический, можно использовать и сведения предметного каталога.

При поиске определенной книги целесообразно пользоваться информацией алфавитного каталога, в котором карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии автора или по заглавию книги. При отборе литературы по интересующей проблеме следует обращаться и к систематическому каталогу, в котором карточки сгруппированы в логическом порядке по отдельным отраслям знаний, далее рубрики делятся на более мелкие разделы. В предметном каталоге рубрики делят литературу по ее содержанию – по отдельным предметам (направлениям) и др. Каждая отдельная книга имеет свой индекс (шифр), который обязательно нужно выписать, чтобы получить затем необходимое издание для работы.

Можно также обратиться к материалам библиотечных картотек. Такие картотеки, как правило, содержат информацию о статьях по различной тематике.

В последние годы стали доступными и компьютерные универсальные источники информации. Компакт-диск может вмещать информацию, равную по объему многотомному энциклопедическому изданию. Еще более широкие возможности открывает Интернет – источники информации пользователь находит по электронным адресам.

Затем составляется список необходимой (или имеющейся) литературы или оформляются карточки с обязательным указанием данных об авторе (авторах), полном названии, месте и времени издания. Хранятся карточки в наиболее удобном для владельца порядке – алфавитном, хронологическом, тематическом.

После этого следует тщательно изучить всю необходимую общую и специальную литературу, а также документы органов образования об образовательных учреждениях и детях с нарушениями развития. При анализе литературы важно обратить особое внимание на методику проведения экспериментальных исследований, обработку полученных материалов, их анализ и обобщение. Это может помочь в организации собственного эксперимента по теме курсовой работы.

В результате изучения литературы студент составляет окончательный план своей работы, уточняя конечные цель и задачи.

Курсовые, а тем более выпускная квалификационная (дипломная) работы не является простым конспектом нескольких книг, а предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственные рассуждения студента на основе содержащихся в литературе сведений. Следует иметь в виду, что научные исследования в области педагогики и психологии насыщены словесными доказательствами, сравнениями, интерпретациями фактов, поэтому установить объективность данных студенту поможет анализ позиции автора.

Изучение широкого круга разнообразных источников по исследуемому вопросу поможет сохранить объективность, избежать использования непроверенных или недостоверных фактов, что подчас зависит от индивидуального видения проблемы ученым. Если при анализе нескольких источников выявляется противоречивая информация, то логично изложить разные сведения, признать одни мнения спорными, правоту других попытаться аргументировать, обосновать свою позицию.

При прочтении письменных источников можно использовать пронумерованные или цветные закладки – это поможет легче ориентироваться в тексте. Например, каждому пункту плана будет соответствовать свой номер или цвет закладки. Удобно применять широкие закладки, на которых можно что-либо отмечать в ходе работы. Полезно закладывать получаемую информацию в таблицы, схемы. Написание и значение терминов, фамилии и инициалы исследователей уточняются по справочникам, энциклопедиям.

Выписки лучше делать на отдельных листах, карточках, удобных для последующей систематизации материала. Можно группировать их в любом порядке, раскладывать в папки или конверты, подчиняя логике изложения и структуре работы.

Наиболее часто на карточках помещаются цитаты, то есть дословно выписанные части авторского текста. Для каждой цитаты удобно иметь отдельную карточку. В цитате сохраняются все особенности языка, орфографии и синтаксиса, пропуски обязательно отмечаются многоточием. Все выписки сопровождаются указанием страниц цитируемых (воспроизводимых дословно) отрывков. Выделение автором курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работ определенных слов в цитируемом отрывке обязательно оговаривается. Ссылки на литературу, с которой автор сам не работал, не допускаются.

При изучении письменных источников не следует механически копировать целые фразы, абзацы, проводится так называемое конспектирование. В буквальном смысле «конспект» обозначает «обзор». Конспектирование – это краткое, лаконичное письменное изложение основного содержания, смысла какого-либо текста. Этот процесс требует активной мыслительной работы. В любом материале содержится информация трех видов: главная, второстепенная и вспомогательная. Главной является информация, имеющая наиболее важное значение для раскрытия существа того или иного вопроса, темы. Второстепенная информация служит для пояснения, уточнения главной. К этому типу информации относятся разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования). Назначение вспомогательной информации – помочь читателю лучше понять данный материал. Это всякого напоминания о ранее излагавшемся материале, заголовки, подзаголовки, вопросы.

Рекомендуется главную информацию записывать полностью, иногда дословно (цитировать), вспомогательную опускать. Основное содержание конспекта будет составлять переработанная в целях сокращения и обобщения второстепенная информация и представленная в виде тезисов, аргументов и выводов, изложения основных результатов (возможно в схемах, таблицах).

После того, как студент убедится, что материала для раскрытия темы собрано достаточно, можно уточнить формулировки пунктов плана курсовой работы (они будут соответствовать заголовкам разделов работы) и приступать к написанию текста.

Типичная ошибка при написании курсовой работы – стремление выполнить все «с ходу», переписывая из нескольких книг части текста. Высокой оценки такая работа, как правило, не заслуживает. Основное направление деятельности студента по переработке собранной информации – это не бездумное переписывание отрывков из имеющихся исследований, а тщательный отбор и систематизация материала, выражение критической, собственной оценки тех или иных сведений, суждений. В окончательный вариант работы может войти лишь часть всего материала.

Целесообразно писать на одной стороне листа, оставляя широкие поля. Это позволит в дальнейшем при редактировании текста вносить дополнения (так называемые маргиналии – пометки на полях, от лат. marginalis – находящийся на краю), либо исправлять последовательность написания, делать вставки.

Образцы оформления списка используемой литературы приведены в Приложении.

Выполняя курсовую и выпускную квалификационную (дипломную) работы, студенту следует помнить, что компиляция («механическое» соединение заимствований из различных литературных источников, включая Internet), не допустима и может служить причиной отрицательной оценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.