Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мыслить относительно




Мы должны сортировать историю и исключать неправильных людей и защищать наших детей, чтобы не создать условия для появления подобных людей, готовых к войне, борьбе, соревнованию, жадности. Мы должны обучить наших детей не тому, что было, а тому, что может быть - не прошлому, но будущему. Почему тратится так много времени на обучение предметов, которые не имеют никакого значения в реальной жизни существования и не дают направления относительно искусства любви, искусства жизни, значения существования, подготовке к смерти как радостному событию, тишине и медитативности. Все, что является необходимым - отсутствует, а то, что является несущественным и абсолютно глупым - принуждается изучать.

И обучая вас неправильному виду людей, дают вам идею, что это хорошо, если вы неправильный. Если вы немедленно захотите стать Чингиз Ханом, это будет считаться правильным. Вы не делаете ничего нового, человек всегда делал это.

До сих пор образование не шло в правильном направлении. Оно мучило людей ненужной историей и географией. Если кто-то интересуется - эти предметы должны быть доступны. Если кому-то интересно узнать о Чингиз Хане, Тамерлане, позвольте ему узнать это. Но нет никакого смысла обучать людей принудительно всякой ерунде и мусору, который случился в прошлом. Это настолько глупо и так невероятно. Обучать людей, что когда-то были люди подобные Чингиз Хану или Надиршаху, или Тамерлану, или Александру Великому, обучать людей тому, что было неправильно с их стороны.

Нам выпало счастье жить на этой маленькой планете. Это одна из самых маленьких планет во Вселенной, но даже самые большие звезды, в миллионы раз большие, чем эта Земля, не могут претендовать хотя бы на одного Альберта Эйнштейна или Иисуса или Егудия Менухина. Странно, что в этом обширном существовании вселенной, эксперимент успешно свершился только на этой маленькой планете, чтобы создать небольшое сознание, небольшую жизнь. Теперь это находится в наших руках, чтобы расти из этого маленького начала в бесконечные высоты, которые являются нашим потенциалом и даны нам с рождения.

Позвольте смерти найти вас танцующим, радостным и счастливым. Это странный опыт, если человек может жить свою жизнь, как будто он уже в раю, смерть не может ничего удалить из опыта этого человека.

Правильный вид образования научит людей жить в здесь и сейчас, создавать рай на этой земле, не ждать прихода смерти, и не быть несчастным до смерти, которая останавливает ваши страдания.

Завтра не случится - это никогда не случится. Стратегия отсрочки просто глупа. Все что случается - всегда сегодня.

Правильное время никогда не приходит.

Существование готово дать вам рай здесь и сейчас, но вы продолжаете откладывать это - это всегда после смерти.

В Шри-Ланке умирал один великий мистик... ему поклонялись тысячи людей. Они собрались вокруг него. Он открыл свои глаза: еще только несколько дыханий и он был готов отплыть от берега, и он уходил, уходил навсегда. Каждый стремился услышать его последние слова. Старый человек сказал, "Я учил вас всю свою жизнь блаженству, экстазу, медитации. Теперь я ухожу на другой берег. Я не буду доступен больше. Вы всегда слушали меня, но вы никогда не делали то, о чем я вам говорил. Вы всегда откладывали. Но теперь не имеет никакого смысла откладывать, я ухожу. Кто-нибудь готов идти со мной?" Наступила великая тишина. Люди смотрели друг на друга и думали, возможно этот человек, кто был его учеником на протяжении сорока лет... может быть он готов... но он смотрел на других - никто не встал. Только где-то сзади один человек поднял руку. Великий мистик подумал, "достаточно и одного храброго человека". Но тот человек сказал, "Пожалуйста, позвольте мне пояснить, почему я не встал, а только поднял руку. Я хочу знать, как достигнуть другого берега, потому что сегодня я конечно не готов. Имеется много дел, которые я не завершил: приехали гости, мой сын женится, и в этот день я не могу идти - и вы сказали, что с другого берега вы не можете вернуться назад. Однажды, в один день, конечно, я приду и встречу вас. Если вы можете, просто объясните нам еще раз - хотя вы объясняли нам целую жизнь - только еще один раз, - как достигнуть другого берега? Но, пожалуйста, помните, что я не готов идти прямо сейчас. Я просто хочу обновить свою память, так чтобы когда правильное время придет..."

Эта история не только о том несчастном человеке, эта история миллионов людей, почти всех. Они ждут правильного момента, правильного положения звезд... Они консультируются с астрологами, идут к хиромантам... спрашивают различными путями, что случится завтра.

Мой подход должен научить вас жить в раю, и этот рай не где-нибудь еще, и не нужно никакой подготовки, чтобы быть счастливым. Не нужно никакой дисциплины, чтобы любить; только немного бдительности, немного осознанности, немного понимания. И если образование не может дать вам немного понимания, это не образование.

Моя концепция всемирной академии означает, что целый мир должен иметь похожее образование в медитации, искусстве, творческой науке.

Если мы сможем создать нормальную образовательную систему во всем мире, тогда исчезнут религии и дискриминация между белыми и черными нациями, уродливая политика, которая существует из-за них, и глупого поведения людей, постоянно готовящихся к войне...

Всякий раз, когда я вижу солдата, я не могу полагать, что этот человек имеет мнение вообще. Никакое животное не станет солдатом. Но человек, кажется, имеет только один интерес: как уничтожать и уничтожать более эффективно, как продолжать совершенствовать инструменты для уничтожения.

Правильное образование научит вас тому, как найти вашу собственную песню и как научится танцевать и не быть неуверенным; как праздновать маленькие вещи в жизни и сделать целую планету живой. Это единственная планета, насколько мы знаем, где люди могут любить, где люди могут медитировать, где люди могут стать Буддами, где люди, подобные Сократу и Лао-Цзы могут существовать.

Я боролся в университетах, "Почему вы не изучаете Сократа? Почему вы не изучаете Чжуан Цзы? Почему вы не изучаете Бодхидхарму...?" Они - правильная сторона сознания.

Они говорят, что история повторяется. История не повторяется. Это наша глупость, то, что мы продолжаем обучать тем же самым вещам каждое поколение. Дети становятся обусловленными и начинают подражать тем же самым героям, кто в действительности был преступником, а не героем. Только один человек, Чингиз Хан уничтожил сорок миллионов человек. Лучше опускать всю информацию относительно этих людей из образования. Дайте образование относительно танца Шивы или флейты Кришны. Обучите их всему тому, что было красиво и хорошо, так, чтобы они приучались, что все что хорошо и красиво - является естественным, а плохое случайно; что плохого нет, и никогда не случалось, а хорошие вещи абсолютно нормальны. Что быть Буддой не что-то сверхъестественное. Этому надо обучить, что каждый ребенок может стать Буддой и это нормальный феномен. Любой, кто достаточно осведомлен, может идти и стать Буддой. Вы родились, чтобы стать Буддой.

Великая революция должна свершится в системе образования; иначе человек будет продолжать повторять историю.

Теперь время для тишины и время для смеха....

Джимми Голдберг пришел вечером домой с работы и Бекки говорит ему: "Ты ходил в фотоателье и выбрал для меня фотографии, которые я просила? Ты, вероятно, ничего не сделал! Ты никогда не слушаешь меня! Ты никогда ничего не помнишь! Ох! Ты принес их. Хорошо, спасибо, совершенно чудесно. Дай мне посмотреть на них! Этот снимок ужасен, а этот еще хуже. Мой Бог! Это ужасно, это просто бедствие. Фактически это самая ужасная партия фотографий, которые я когда-либо видела в своей жизни. "Ты не можешь сделать что-нибудь правильно! Ты не можешь правильно управлять автомобилем! Ты не можешь правильно поменять предохранитель. Ты не можешь петь и фотографировать, ты самый плохой! "Только посмотри на эти фотографии: на каждой ты взял и открыл мне рот!"

Преобразованная проститутка дает доказательства своего преобразования на углу улиц с Армией Спасения. Она прерывает свой разговор боем большого барабана. "Я была грешницей!" кричит она. BOOM! Стучит барабан. "Я была плохой женщиной!" кричит она. BOOM! "Я пила водку!" BOOM! "Играла в карты!" BOOM! "Охотилась за мужчинами!" BOOM! BOOM! "Я шла поздней ночью в субботу и поднималась в ад!" BOOM! BOOM! BOOM! "А теперь что я делаю в субботу ночью?" кричит она. "Я стою на углу улиц и бью в этот проклятый барабан!"

Ошо: Ом Шанти Шанти Шанти. Глава 27

 

 

Все вышесказанное особенно верно, когда речь идет о конструировании объекта, — несомненно, самой главной исследовательской операции, которую, однако, совершенно игнорируют по господствующей традиции, сформировавшейся, фактически, вследствие противостояния между «теорией» и «методологией». Парадигмой (в смысле наглядной иллюстрации) «теории» теоретиков является парадигма, предложенная Парсонсом, — этот концептуальный плавильный котел, созданный благодаря исключительно теоретической компиляции (т. с. абсолютно чуждой какому бы то ни было применению) некоторых избранных великих произведений (Дюркгейма, Парето, Вебера, Маршалла, но, что любопытно, — не Маркса), сведенных к их «теоретическому», вернее, профессорскому измерению; или же это — более недавняя теория «нео-функционализма» Джефри Александера. Возникшие из потребностей преподавания, такие эклектические классификаторские компиляции хороши исключительно для преподавания, а не для других целей. С другой стороны, мы находим «методологию», этот свод правил, который, собственно, не соответствует ни эпистемологии, (понимаемой в качестве рефлексии, цель которой — раскрытие схем научной деятельности с ее достоинствами и недостатками), ни научной теории. Я имею здесь в виду Поля Лазарсфельда. Парсонс и Лазарсфельд вдвоем (Мертон со своими теориями «среднего уровня» находится где-то посередине между ними) создали своего рода «научный» холдинг, весьма могущественный в социальном отношении, который господствовал в мировой социологии на протяжении почти 30 лет после второй мировой войны. Деление на «теорию» и «методологию» становится эпистемологической оппозицией, которая фактически имеет решающее значение для социального разделения научного труда в определенное время (проявляющееся в противостоянии профессоров и прикладных исследователей) Я полагаю, что от этого разделения на две отдельные инстанции следовало бы полностью оказаться, поскольку я убежден, что нельзя обратиться к конкретному, комбинируя две абстракции.

Действительно, самые «эмпирические» технические альтернативы не могут быть свободны от самых «теоретических» альтернатин при конструировании объекта. Лишь в качестве функции определенного конструирования объекта именно этот метод выборки,

опыт РЕФПЕКсиВНОй СОЦИОЛОГИИ 381

эта техника сбора данных и их анализа и т. д. становятся императивом. Точнее, они становятся таковым лишь в качестве функции ряда гипотез, возникающих на основе системы теоретических предположений, согласно которым любое эмпирическое данное может выполнять функцию доказательства, или, как называют ею англо американские ученые, свидетельства (е Так вот, мы часто поступаем таким образом, будто то, что считается очевидным, и в самом деле очевидно, потому что мы доверяем культурной рутине, чаще всего внушаемой и воспринимаемой в процессе обучения (знаменитые курсы по «методологии» в американских университетах). Фетишизм понятия «свидетельство» иногда приводит к отрицанию эмпирических работ, не считающих самоочевидным само понятие «свидетельство». Каждый исследователь наделяет статусом «данных» лишь небольшую их часть, однако, не ту часты, которая определяется его или ее проблематикой (как это и должно было бы быть), но ту часть, которая выбрана и удостоена этой чести педагогической традицией, в которую эти данные входят, и слишком часто только одной этой традицией и определяются.

Поразительно, что целые «школы» или исследовательские традиции строятся на одной технике сбора или анализа данных. Напри мер, сегодня некоторые этиометодологи ничего не хотят признавать, кроме анализа разговора, сводящегося к интерпретации текста, со вершенно игнорирующего данные, касающиеся непосредственного контекста, который можно назвать этнографическим (и который традиционно называется «ситуацией»), и не обращающего внимания на данные, позволяющие поместить эту ситуацию в рамки социальной структуры. Эти «данные», которые сами по себе ошибочно принимаются за конкретные данные, фактически являются продуктом высокой абстракции (что всегда и происходит, поскольку все данные — конструкции), но в данном случае — абстракции, которая сама себя не считает таковой Точно так же мы находим маньяков логлинейного моделирования, дискурсивного анализа, включенного наблюдения, свободного или глубинного интервьюирования, этнографического описания. Строгое следование какому-то одному методу сбора данных дает возможность определять его сторонников как «школу»; к примеру, символических интеракционистов можно распознать по их культу включенного наблюдения, этнометодологов — по их страсти к анализу разговора; изучающих достижение статусов — по их

П. Бурдье

ОПЫТ РЕфПЕксиВНОй СОДИОЛОГИИ

систематическому использованию путевого анализа и т. д. А если смешать дискурсивный анализ с этнографическим описанием, будут с восторгом говорить о крупном достижении и смелом вызове методологическому монотеизму! Можно аналогичным образом критиковать и техники статистического анализа, будь то множественная регрессия, путевой анализ, сетевой анализ, факторный анализ, анализ отдельного случая. И здесь снова, за несколькими исключениями, монотеизму принадлежит высшая власть Однако самая рудиментарная социология социологии учит нас тому, что обвинения со стороны методологии зачастую — не более чем скрытый способ сделать из нужды добродетель, прикинуться, что отвергаешь и игнорируешь то, о чем, в сущности, не имеешь представления.

Нам также придется проанализировать риторику представления данных, которая, с одной стороны, превращаясь в (нарочитую) хвастливую демонстрацию данных, часто служит тому, чтобы скрыть элементарные ошибки при конструировании объекта. А с другой стороны, строгое и экономичное представление относящихся к делу результатов — по меркам такой склонной к самолюбованию презентации сырых данных (datum brutum) — часто будет вызывать априорное подозрение в фетишизации протокола (в двойном значении этого тер мина) как формы «свидетельства». Бедная наука! Как много научных преступлений совершается во имя твое!.. Пытаясь превратить всю эту критику в нечто позитивное, скажу только, что мы должны остерегаться любых сектантских расколов, характерных для весьма солидных вероисповеданий. В любом случае мы должны попытаться мобилизовать все техники, уместные и доступные для практического использования, полезные при определении объекта и практических условий сбора данных. К примеру, можно воспользоваться анализом соответствий для дискурсивного анализа, как я недавно делал это в отношении рекламных стратегий различных фирм, занимающихся строительством односемейных домов во Франции (Bourdieu, 1 990с), или можно сочетать самый стандартный статистический анализ с рядом глубинных интервью и с этнографическими наблюдениями, что я пытался сделать в работе «Различение» (Bourdieu, 1984а). Будь оно большим или маленьким, социальное исследование — это нечто почти столь же серьезное, сколь и трудное, чтобы мы могли позволить себе принять неверно истолкованную научную жесткость возмездие разума и изобретательноcти — за научную строгость и таким образом лишать себя той или иной возможности выбирать из всего арсенала интеллектуальных традиций нашей дисциплины или близких к ней антропологии, экономики, истории и т. д. К таким вопросам, хотелось бы отметить, применимо только одно правило: «запрещено запрещать» или остерегайтесь методологических цензоров! Нет нужды говорить, что у крайней свободы, поборником которой я здесь выступаю (которой, как мне кажется, следует придать ясный смысл и которая, позвольте мне сразу же добавить, не имеет ничего общего с некоего рода релятивистским эпистемологическим 1аi5 кажется, весьма модным в некоторых местах), есть ее противоположность в виде крайней бдительности, о которой мы должны помнить в случае ис пользования аналитических техник и чтобы обеспечить их соответствие рассматриваемому вопросу. Я часто ловлю сёбя на мысли, что наша методологическая «полиция» (peres-la-rigueur) оказывается во все не строгой и даже слабой в использовании тех самых методов, за которые она так ратует.

Возможно, то, что мы будем делать здесь, покажется вам несущественным. Но, во-первых, конструирование объекта — по край ней мере, в моей личной исследовательской практике — это не то, что делается раз и навсегда одним махом, в своего рода инаугурационном теоретическом акте. Программа наблюдения и анализ, благодаря которым и происходит конструирование объекта, — это не план, который вы набрасываете заранее, подобно инженеру. Скорее, это — длительная и напряженная работа, которая совершается шаг за шагом, путем целого ряда мелких исправлений и уточнений, инспирированных тем, что называется le métier (профессия, дело, ремесло), «ноу-хау», т. е. совокупностью практических принципов, позволяющих в нужный момент сделать решающий выбор. Так что, имея несколько приукрашенное и нереалистичное представление об исследовании, некоторые будут удивлены тем фактом, что мы будем достаточно долго обсуждать такие совершенно незначительные детали, как то: дол жен ли исследователь говорить о своем статусе социолога, а может, ему лучше укрыться под видом менее настораживающей личности (скажем, этнографа или историка) или скрыть ее совершенно; включать такие вопросы, предназначенные для статистического анализа, в инструментарий обследования или лучше оставить их для глубинных и личных интервью с ограниченным числом информантов и т. д.?

П. Бурдье опыт рефлексивной социологии

Это постоянное внимание к деталям исследовательской процедуры, чисто социальное измерение которых (как разместить надежных в проницательных информантов, как представиться им, как описать цели вашего исследования и, вообще, как «войти» в изучаемый мир и т. д.) вовсе не является несущественным, должно настроить вас против фетишизации понятий. Это внимание должно предостеречь от «теории», возникающей из склонности рассматривать «теоретические» инструменты — габитус, поле, капитал, и т. д. — в большей степени сами по себе и для себя, чем для того, чтобы привести их в движение и заставить работать.

Так, понятие поля функционирует как концептуальная стенография способа конструирования объекта, и оно будет контролировать или ориентировать все практические шаги исследования. Оно функционирует как памятка или напоминание: оно говорит мне, что я должен на каждом этапе быть уверенным в том, что объект, который я создал сам, не опутан сетью отношений, определяющих наиболее отличительные его свойства. Понятие поля напоминает нам первое правило метода, согласно которому мы всеми доступными нам средствами должны сопротивляться нашему первому побуждению думать о социальном мире в субстанциалистской манере. Лучше говорить, подобно Кассиреру в работе «Понятие субстанции и понятие функции»*: мыслить следует относительно. Сейчас легче думать в понятиях реальностей, которые можно «потрогать руками», в смысле таких реальностей, как группы и индивиды нежели в понятиях отношений. К примеру, легче думать о социальной дифференциации в терминах групп, определяемых как популяции, в реалистичных понятиях классов или даже в терминах антагонизмов между этими группами, чем в терминах пространства отношений Обычные объекты исследования — это реальности, на которые указывает исследователь потому, что они «выделяются» в смысле «создания проблемы» — как, например, в случае «социального обеспечения матерей-подростков в черном гетто Чикаго». Исследователи дела ют объектами исследования, главным образом, проблемы социального порядка и домашнего быта, поставленные более или менее произвольно определяемыми совокупностями жителей, которые

_____________________________________

*В русском переводе: см. Кассирер Э. Познание и действительность. М., 1912. — Прим. перев.

 

возникают вследствие последовательного деления первоначальной категории, которая сама по себе является пред-сконструированной:

«пожилой», «молодой», «эмигранты», «полупрофессии», «бедное население» и т. п. Возьмем, например, «проект Виллеборна, посвященный молодежи западных окраин» Во всех таких случаях первым и самым настоятельным научным приоритетом будет следующий: сделать объектом исследования социальную работу конструирования де-конструированного объекта. Вот в чем настоящий прорыв.

Однако чтобы избежать реалистического способа мышления, недостаточно употреблять великие слова Великой Теории. Например, относительно власти некоторые могут задавать субстанциалистские или реалистичные вопросы, связанные с ее местонахождением (на манер тех культурных антропологов, которые странствовали в бесконечных поисках «локуса культуры»); другие будут спрашивать, откуда приходит (происходит) власть, сверху или снизу («кто правит»), как делали те социолингвисты, которых волновал вопрос, где находится центр (локус) лингвистического изменения — в среде мелкой буржуазии, буржуазии и т. д. Именно с целью порвать с субстанциалистским способом мышления, а не для того, чтобы наклеивать новые ярлыки на старые теоретические мехи, я говорю скорее о «поле власти», чем о господствующем классе; последний, будучи реалистическим понятием, означает действительную совокупность тех,

кто обладает этой осязаемой реальностью, которую мы называем властью. Полем власти я называю отношения силы, устанавливающиеся (существующие) между социальными позициями, которые гарантируют’ их носителям определенную часть социальной силы или капитала — так, что они оказываются в состоянии вступать в борьбу за монополию власти; ‘решающим измерением этой борьбы оказывается борьба за определение легитимной формы власти (в частности, я имею в виду здесь конфронтацию между «художниками» и «буржуазией» в конце ХIХ в.)

Как уже было сказано, одна из основных трудностей реляционного анализа состоит главным образом в том, что понять социальные пространства можно, лишь поняв, как распределяются свойства меж ду индивидами или конкретными институтами, так как доступные для анализа данные связаны с индивидами или институтами. Так, чтобы понять субполе экономической власти во Франции и социально-экономические условия его воспроизводства, у вас практически

П. Ьурдье опыт РЕФЛЕксивН0Й СОЦиОЛОГИИ

нет иного выбора, как проинтервьюировать пару сотен занимающих самое высокое положение французских СЕО*. И когда вы будете это делать, то должны остерегаться возвращения к «реальности» пред сконструированных социальных агрегатов, что может произойти в любой момент. Чтобы уберечься от этого, я думаю, вы воспользуетесь очень простым и удобным инструментом конструирования объекта: квадратной таблицей соответствующих свойств совокупности агентов или институтов. Если, например, мне нужно проанализировать различные виды спортивной борьбы (спортивная борьба, дзюдо, айкидо, бокс и т. д.), различные институты высшего образования или различные парижские газеты, я занесу все эти институты на горизонтальную линию и буду добавлять новую вертикальную колонку всякий раз, когда обнаружу свойство, необходимое для характеристики одного из них; и я буду обязан исследовать все другие институты на предмет наличия или отсутствия этого свойства. Это может быть сделано на чисто индуктивной стадии первоначального размещения. Затем я уберу лишнее и удалю колонки, в которых отражены структурно или функционально равнозначные характеристики, оставив все те — и только те — характеристики, которые будут способствовать распознаванию различных институтов, будучи тем самым аналитически релевантными. Достоинство этого весьма простого инструмента в том, что он заставляет вас думать, соответствен но, как о рассматриваемых социальных агрегатах, так и об их свойствах, которые можно характеризовать в терминах их наличия или отсутствия (да/нет) или по шкале (+, О, — или 1, 2, 3, 4, 5).

Именно ценой такой конструкторской работы, которая совершается не сразу, а путем проб и ошибок, постепенно конструируются социальные пространства, которые хотя и раскрывают себя лишь в форме высоко абстрактных, объективных отношений, и хотя их нельзя ни потрогать, ни «показать на них пальцем», оказываются тем, что создает всю реальность социального мира. Здесь я отошлю вас к своей недавно опубликованной работе (Bourdieu, 1989а) об элитных школах (Grand ecoles), в которой я, благодаря весьма сжатой хронике исследовательского проекта, продолжавшегося почти два

_____________________________________

СЕО — Chif Executive Officer (англ.) исполнительный директор, менеджер высшего звена —прим. ред.

десятилетия, говорю, как продвигаются от монографии к строго сконструированному научному объекту, и в этом случае на поле академических институтов возлагается обязанность воспроизводства поля власти во Франции. Становится все труднее не попасть в ловушку пред-сконструированного объекта в том смысле, что здесь я имею дело с объектом, в котором я, по определению, заинтересован, но ясно не осознаю истинную причину этого «интереса». Например, этой причиной может быть тот факт, что я — выпускник Педагогического института (Ecole normale superieure) Мое непосредственное знание этого института, которое становится все более пагубным по мере того, как оно оказывается лишенным таинственности и де мистифицирующим, порождает целый ряд в высшей степени наивных вопросов, которые каждый выпускник Педагогического института найдет интересными, потому что они тотчас же «приходят ему в голову», вызывая удивление по поводу его или ее школы, т. е. по поводу их самих: например, способствует ли классификация при поступлении в школу определению выбора дисциплин: математики и физики или литературы и философии? (Спонтанная проблематика, в которой присутствует немалая толика нарциссического самодовольства, обычно бывает еще наивнее. Я мог бы отослать вас к бесчисленным томам, опубликованным на протяжение последних 20 лет, утверждающим научный статус той или иной Высшей школы). Можно закончить написание многотомной книги, напичканной фактами, которые все без исключения имеют видимость вполне научных, но где упущена суть дела, если, как я полагаю, Педагогический институт, с которым меня могли связывать эмоциональные узы, позитивные или негативные, обусловленные моими приоритетами, в действительности есть не что иное, как точка в пространстве объективных отношений (точка, «вес» которой в структуре и следует определить); или, если быть более точным, правду об этом институте следует искать в клубке отношений оппозиции и конкуренции, связывающих его с целой сетью институтов высшего образования во Франции, а саму эту сеть — со всей совокупностью позиций в поле власти, к которой эти школы гарантируют доступ. Если действительно верно то, что реальное относительно, тогда вполне возможно, что я ничего не знаю об институте, в то время как думаю, что знаю о нем все, поскольку нет ничего вне ею связей с целым.

388 П. Бурдье

Так что проблемы стратегии, которых никто не может избежать, будут снова и снова появляться в нашем обсуждении исследовательских проектов. Первая проблема может быть сформулирована следующим образом: что лучше — провести экстенсивное исследование всей совокупности релевантных элементов объекта, из них сконструированного, или же — интенсивное исследование небольшого фрагмента этой теоретической совокупности, лишенного теоретического подтверждения?

Выбор, чаще всего социально санкционированный, во имя наивной позитивистской идеи о точности и «серьезности» совершается в пользу второй альтернативы, которая означает «исчерпывающее исследование очень точно и хорошо описанного объекта», как любят говорить научные консультанты. (Совсем не трудно показать, каким образом такие типичные добродетели мелкой буржуазии, как «благоразумие», «серьезность», «честность» и т. п., которые годятся для мелкого бизнеса или бюрократии среднего уровня, превращаются здесь в «научный метод»; а также показать, как социально санкционированное ничто — «изучение сообщества») или организационная монография — может принимать форму признанного научного существования в результате классического действия социальной магии.)

Фактически мы увидим, что вопрос о границах поля — явно позитивистский вопрос, на который можно дать теоретический ответ (агент или институт относятся к полю постольку, поскольку оказывают влияние на него или сами испытывают это влияние), — будет подниматься снова и снова. Следовательно, вы почти всегда будете сталкиваться с альтернативой выбора между интенсивным анализом практически постигаемого фрагмента объекта и экстенсивным анализом подлинного объекта. Научная польза от знания пространства, из которого вы выделяете объект исследования (на пример, определенную элитную школу) и которое вы должны по стараться очертить хотя бы грубо на основе вторичных данных за неимением лучшей информации, заключается в том, что вы сможе те, по крайней мере в общих чертах, благодаря знанию того, что вы делаете и что представляет собой реальность, из которой был абстрагирован фрагмент, набросать основные силовые линии влияния этого структурного пространства, ограничения которого имеют от ношение к рассматриваемой проблеме. (Так поступали архитекторы ХIХ в., делая углем наброски целых строений, не помещали отдель-

 

ОПЫТ РЕФЛЕксивНОй социологии 389

 

ные фрагменты, которые хотели изобразить в деталях.) Так что вы не избежите риска поиска (и «нахождения») в изучаемом фрагменте принципов и механизмов, присущих реальности, внешней по отношению к нему, присутствующей в ею отношениях с другими объектами.

Для конструирования научного объекта требуется также, чтобы вы заняли активную и методичную позицию по отношению к «фактам». Чтобы порвать с эмпирической пассивностью, которая не более, чем подтверждает изначальные конструкгы здравого смысла, и постоянно не возвращаться к бессмысленному дискурсу монументального (снобистского) «теоретизирования», нужно не нагромождать и дальше величественные и пустые теоретические конструкты, а взяться за весьма конкретный эмпирический случай с целью пост роения модели (которая вовсе не должна принимать математическую или абстрактную форму, чтобы быть строгой). Вы должны связывать относящиеся к делу данные таким образом, чтобы они функционировали как само-развертывающаяся программа исследования, способная ставить систематические вопросы, обязанная давать систематические ответы, — короче, создавать согласованную систему отношений, которая может быть подвергнута проверке в качестве таковой. Сомневаться — значит систематически задавать вопросы в каждом конкретном случае, конструируя этот случай, по выражению Башляра (1949), как «особый случай возможного», для того, что бы выделить общие или инвариантньте свойства, которые можно обнаружить лишь благодаря такому вопрошанию. (Если такая интенция очень часто отсутствует в работах историков, то, несомненно, потому, что определение их задачи, запечатленное в социальном определении их дисциплины, — менее амбициозное или претенциозное, но в то же время и менее требовательное в этом отношении, чем то доверие, какое оказывают социологу.)

Рассуждение по аналогии, основанное на интеллектуально-интуитивном постижении гомологий (которое само основано на знании неизменных законов полей), — мощный инструмент конструирования объекта. Это то, что позволяет вам полностью вникнугь в специфику рассматриваемого случая, не утонув в ней, подобно эмпирической идиографии, и осуществить намерение обобщать (которое сама по себе и есть наука) не с помощью внешнего и искусственного применения пустых и формальных концептуальных конструкций, но благодаря этому особому способу обдумывания конкретного случая,

П. Бурдье ОПЫТ РЕФЛЕксиВНОЙ сОцИО11Огии

состоящему в действительном обдумывании его как такового. Этот способ мышления достигает своего полного логического завершения в ср методе, благодаря которому вы можете обдумывать каждый конкретный случай с точки зрения относительности, сконструированный как «особый случай возможного» на основе структурных гомологий, существующих между различными полями (например, между полем академической власти и полем религиозной власти с помощью гомологии между отношениями профессор/интеллектуал, епископ/теолог) или между различными состояниями одного и того же поля (например, религиозное поле в Средние века и сегодня)

Если этот семинар будет проходить так, как хотелось бы, в нем можно было бы практически-социально реализовать метод, который я пытаюсь разрабатывать. Здесь вы услышите людей, которые работают с различными объектами, постоянно подвергая их сомнению и руководствуясь одинаковыми принципами; так что modus opersndi, которым я хотел бы поделиться с другими, будет передаваться практически, т. е. он будет снова и снова применяться к различным случаям, не требуя внешнего теоретического объяснения. Слушая других, каждый из нас будет думать о своем собственном исследовании, и создающаяся в результате ситуация институционализированного сравнения (что касается этики, то этот метод функционирует лишь в том случае, если он заложен в основы социального универсума) будет заставлять каждого участника сразу же и без возражений конкретизировать свой объект, воспринимая его как частный случай (вопреки одному из самых распространенных заблуждений социальной науки, а именно — универсализации частного случая), и обобщать его, раскрывая благодаря использованию общих вопросов инвариантные свойства, которые скрыты за кажущейся единичностью. (Одно из самых непосредственных следствий этого способа мышления — запрещение некоего рода полу-обобщения, приводящего к появлению в научном универсуме незаконнорожденных абстрактно-конкретных понятий, возникающих из непроанализированных собственных слов или фактов.) В те времена, когда я был научным руководителем, я настоятельно советовал исследователям изучать, по крайней мере, два объекта; если взять пример с историками, то, кроме их главного объекта (скажем, издатель во времена Второй империи), изучать и современный эквивалент этого объекта (парижское издательство). Изучение настоящего имеет уже то преимущество, что заставляет историка обьективировать и контролировать свои изначальные понятия, которые он, по всей видимости, будет переносить на прошлое, хотя бы потому, что для обозначения прошлого опыта он пользуется словарем нынешней эпохи, например, словом «артист», которое часто заставляет нас забывать о том, что соответствующес ему понятие — совсем недавнего происхождения (Bourdieu, 1987а, 1987 1988а).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.