Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка в Церковь 66 страница




 

778. Святитель Иоанн Златоуст. К молодой вдове 1,2// Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 376.

 

779. История российской духовной миссии в Китае. M., 1997. С. 55.

 

780. Архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. M., 2005. С. 244.

 

781. Полное собрание русских летописей: Никоновская летопись. M., 2000. Т. 9. С. 58–59.

 

782. Там же. С. 64.

 

783. Иванов С. А. Византийское миссионерство: можно ли сделать из «варвара» христианина? M., 2003. С. 58

 

784. Единственное исключение — рукопись XV века «Кодекс Бандури 3025». См. Бибиков М. В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. M., 2004. Ч. 1. С. 64. При этом, однако, это единственное свидетельство исследователь отчего-то не цитирует ни словом, хотя апокрифы приводит подробно.

 

785. «Здесь существовала мощная традиция христианской учености, ничего не получившей от греческого или латинского Запада, но непосредственно связанная с традицией еврейских синагогальных школ» (Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Единство Империи и разделения христиан // История Церкви и восточно-христианская мистика. M., 2000. С. 84).

 

786. Воронец Е. H. Несколько слов о Православном Миссионерском обществе и должном развитии его деятельности. M., 1885. С. 17.

 

787. Энициклопедия Свиды, «Аполлинарий».

 

788. Преподобный Феодор Студит. Послания. M., 2003. Ч. 2. С. 127.

 

789. Интересно, что когда болгары запросили Константинополь о церковных канонах, то «греки, желая сохранить власть над болгарами, в тех списках Номоканона, которые изготовлялись для болгар, в 34 апостольском правиле («Епископам всякого народа подобает знать первого у них и признавать его, как главу») выпускали слова о том, что церковь «всякого народа» сама избирает себе предстоятеля. Зато фраза из концовки этого же канона «Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех» — была опущена папой Николаем I в его «ответах болгарам». Дионисий Малый перевел слово «народ» вместо единственного — множественным числом: «Епископом всех народов подобает знать первого у них». И лишь святой Мефодий перевел на славянский точно (см. Журнал Московской Патриархии. M., 1958. № 3. С. 42). Святой Кирилл арабам говорит превосходительно: «Все искусства вышли от нас», хотя в ту пору арабы уже впитали высокую персидскую культуру, а отнюдь не только эллинскую. Суждения же Феофилакта Болгарского о пасомом им народе находятся далеко за пределами современных приличий («Природа болгар есть кормилица всякого зла…. Моим словам они внимают как осел — игре на лире… Невероятная тупость в деле овладения Писанием» (цит. по: Иванов С. Византийское миссионерство… С. 242–243; см. также: Оболенский Д. Византийское содружество наций. M., 1998. С. 443–444). И даже в XX веке ведущий греческий миссионер — албанский архиепископ Анастасий — говорит о татарах как о «первобытном народе» (Архиепископ Иоанн (Яннулатос). Православие и миссия // СтамулисИ. Православное богословие миссии сегодня. M., 2003. С. 433)!

 

790. «Апостол Аляски» святитель Иннокентий (Вениаминов), напротив, подчеркивал, что миссионер должен говорить язычникам, что пришел к ним по собственному понуждению, а не послан российскими властями: «По прибытии отнюдь не говори, что ты послан от правительства и не выдавай себя за начальника, но за простого странника» (Святитель Иннокентий Московский. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру, 32 // Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. M., 1997. С. 174).

 

791. Памятники древнерусского канонического права (XI–XV века): Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб, 1908.4.1. С. 272–276

 

792. 1 Ответы константинопольского патриаршего собора на вопросы сарайского епископа Феогноста (12 августа 1276 года) // Русская историческая библиотека. Т.6. Памятники древнерусского канонического права. 4.1. (XI–XV вв.). СПб., 1908. С. 134. Правда, в этом же письме патриарх Иоанн Векк разрешает крестить обливанием и служить на разбавленном соке, а не на вине… Также из письма болгарского царя Бориса римскому папе Николаю следует, что византийцы понуждали новокрещеных болгар: не ходить в баню по средам и пятницам, принимать причастие только в подпоясанном виде (распоясаный человек на византийском языке означал оглашенного и, значит, некрещеного, т. е. не имеющего права причащаться), не вкушать мясо животных, забитых евнухами, не входить в храм в ленточной повязке на лбу. Мирянам запрещалось публично молиться о ниспослании дождя, а на молитве предписывалось стоять только, скрестив руки на груди (см. Оболенский Д. Византийское содружество наций. M., 1998. С. 98)…

 

793. Блаженный Феодорит Кирский так описывает обращение варваров у подножия столпа святого Симеона: «Случалось, что и тысяча человек [сразу] с криком отказывалась от отеческого заблуждения, и разбивала пред тем божественным столпом почитавшиеся ими ранее идолы, и отказывалась от оргий в честь Афродиты… Они вкушали божественных таинств, и принимали законы от того священного языка, и расставались с отеческими обычаями, и отвергали привычку питаться дикими ослами и верблюдами» (Феодорит Кирский. История боголюбцев. 26,12)

 

794. В самой Византии (как и на Руси) почти все случаи открытого конфликта патриарха и императора были связаны с брачными вопросами, реже — с вопросами вероучения, и никогда — в связи с тиранией. У миссионеров, пытавшихся сразу брать под контроль половую жизнь варваров, были аналогичные проблемы. Примерно в 689–697 годах во Франконии был убит ирландский миссионер Килиан — за то, что осуждал неканонический брак местного герцога Гозберта со вдовой покойного брата. Та же причина скрывается за смертью Ламберта (около 635–705), епископа Маастрихта, критиковавшего Пипина Il за подобный брак (см. Дряхлое В. Н. Языческое противодействие христианизации в Западной Европе в раннее средневековье // Вопросы истории. M., 2007. № 1. С. 32). И напротив — в новейшей миссии: «Я спросил разрешение на брак двоюродных Иоанна Нода и Варвары Оонума, уже перевенчанных гражданским браком по принуждению их отцов-язычников. "Разумеется, разрешить; наши русские строгости там нельзя применять по всей силе; только чтобы примером не было". Еще сказал я, что имею предложить на разрешение Святейшего Синода возможность празднования неподвижных праздников в Японской Церкви по новому стилю, ибо, например, какой же пост при встрече Нового года? Сказал Владыка, что он сам поговорит в Синоде частно; официально же туда подавать велел повременить. "Синод будет поставлен в затруднение и, пожалуй, не разрешит — чтобы не было примера"» (Святитель Николай Японский. Запись в дневнике 15 марта 1880 //Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 1. С. 216). Речь идет о беседе с Петербургским митрополитом Исидором.

 

795. И еще такие монастыри не должны быть богаты. Миссия ирландских и бенедектинских монахов закончилась под ударами викингов. Викинги стали громить их монастыри именно в поисках наживы. Увы, они ее там находили, и потому приходили вновь и вновь…

 

796. 1 Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 7. С. 162, 119. «Аксиосы» — это, очевидно, «семинаризм», означающий косы. После рукоположения, которое совершалось с многократным возглашением «аксиос» («достоин!»), священнослужитель не стригся, но носил длинные волосы.

 

797. Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 7. С. 162, 119. «Аксиосы» — это, очевидно, «семинаризм», означающий косы. После рукоположения, которое совершалось с многократным возглашением «аксиос» («достоин!»), священнослужитель не стригся, но носил длинные волосы

 

798. Филарет, митрополит Московский. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. M., 1885. Ч. 4. С. 147

 

799. Запись от 7 октября 1903 года // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 869–870.

 

800. Святитель Николай Японский. И в Японии жатва многа… Письмо русского из Хакодатэ //Дневники Николая Японского. Хоккайдо, 1994. С. 714–715

 

801. Запись от 27 декабря 1901 года // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 574

 

802. Запись от 4 сентября 1901 года // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 515

 

803. Запись от 23 июля 1903 года // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 273

 

804. Запись от 16 декабря 1903 года // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 345

 

805. Запись от 15 сентября 1902 года // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 710

 

806. Запись от 1 января 1902 года // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 575

 

807. Запись от 10 октября 1903 года // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 4. С. 871.

 

808. Запись от 1 ноября 1904 г. // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 5. С. 157–158.

 

809. Запись от 14 января 1904 года // Дневники святого Николая Японского. Т. 5. СПб., 2004. С. 5.

 

810. Протоиерей Георгий Митрофанов, протоиерей Димитрий Смирнов, иеромонах Анатолий Берестов, священник Олег Стеняев, диакон Михаил Першин, профессор А. И. Осипов, профессор А. Л. Дворкин… Много ли еще людей, регулярно покидающих свой дом, ездящих по России и готовых к встречам с людьми неправославно настроенными?

 

811. Палестинские христиане в изначальной Церкви называли себя именно «учениками». См. главы 1, 6,11,14–16,18,21 в Деяниях апостольских

 

812. «Братское имя, считавшееся общим самообозначением всех христиан, в течение III века стало исчезать. Клирики продолжали называть себя братьями и в проповедях обращались к мирянам как к братьям, но уже в начале III века ни один мирянин не осмеливался назвать духовное лицо своим братом» (ГарнакА. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века. СПб., 2007. С. 293).

 

813. «Аскетическая литература, по существу, индивидуалистическая, обращается к определенному кругу лиц. Она имеет в виду монаха. Семьянин, государственный чиновник, купец, ремесленник, воин и раб не находили в ней указаний, как осуществить учение Христа в общественной жизни» (Попов И. Святитель Иоанн Златоуст и его враги // Богословский вестник. M., 1907. Декабрь. С. 799).

 

814. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. M., 1977. С. 174.

 

815. Хотя своей педагогики средневековье не дало, но оно подготовило переход к современному восприятию детства. См. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. M., 1977. С. 172–177.

 

816. «Представим себе такого удивительного юношу, который бы с добродетелью соединял царствование над вселенной, и который бы во всем был так совершен, что мог бы во всех возбудить к себе отеческую любовь. Чего, думаете вы, не согласился бы с удовольствием претерпеть отец этого юноши, чтобы только не лишиться его общения? Или, на какое бы несчастье, великое ли то или малое, не решился бы он, чтобы только видеть и увеселяться им? Подобным образом мы должны размышлять и о небесной славе. Поистине, не столько любезно и вожделенно отцу его дитя, как бы оно ни было совершенно, сколько вожделенно получить те блага, разрешиться и быть со Христом (Флп 1:23). Нестерпима геенна и мучение в ней; но если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастьем лишиться той блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не вем вас(Мф 25:12) и обвинение, что мы, видя Его алчущаго, не напитали. Поистине лучше подвергнуться безчисленным ударам молний, нежели видеть, как кроткое лице Господа отвращается от нас и ясное око Его не хочет взирать на нас. И действительно, если Он меня, врага Своего, при всей к Нему ненависти и отвращении от Него, так возлюбил, что даже не пощадил самого Себя, но предал Себя на смерть, и если, после всего этого, не подам Ему и хлеба, когда Он алчет, — то какими уже глазами буду взирать на Него?» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы Евангелие от Матфея 33:8 // Творения. Т. 7. С. 272).

 

817. Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца Xl века. СПб., 2003. С. 237.

 

818. Домострой, 17 // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. M., 1985. С. 87–89.

 

819. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004. С. 21–23.

 

820. Оттого и спустя столетия жив протестный ропот против семинарий: «Не придется ли согласиться с одним маститым архипастырем, который говорил мне, что о реформе духовной школы и толковать не стоит: должно ее всю разогнать, разломать, вырыть фундаменты семинарских и академических зданий и взамен прежних на новом месте выстроить новые и заполнить их новыми людьми» (Антоний [Храповицкий], епископ Волынский. Третья докладаная записка [8 декабря 1905 года] // Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. 4.1. M., 2004. С. 726).

 

821. В период перехода от прежних выборных порядков к семинарским, «архиерейских ставленников не принимали ни помещики, ни крестьяне, о чем известно из жалоб самих святителей: «Епископы над церквами воли не имеют, а владеют церквами мужики», которые ставят в попы «какого-нибудь крестьянишка» (Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. СПб., 2005. С. 69; со ссылкой на: Знаменский П. Прихожское духовенство со времен реформы Петра. Казань, 1873. С. 3. И Вологодские епархиальные ведомости. 1866. № 17. С. 670).

 

822. В 1788 году выходит синодальное постановление о запрете детям духовенства вступать в брак с крестьянками, ибо это ведет «к огрублению нравов и к неспособности к семинарскому образованию» (Описание архива бывшего Вольского духовного правления //Труды саратовской ученой комиссии. Саратов, 1888. Вып. 2. С. 143).

 

823. Ясно, что и семинарский путь не сразу раскрыл свои преимущества: «Не было доказано, кто больше был приготовлен к священнослужительству — псалтырник ли, с детства служивший при церкви и практически изучивший чтение и пение, или латынник из школы, заучивший только несколько вокабул и латинские флексии» (Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. С. 42).

 

824. «Оружейные фабрики культуры были в тот трудный момент только на Западе, и чтобы победить врага, надо было взять в руки это оружие и перенять у врага фабричное дело» (Протоиерей Валентин Асмус. К оценке богословия святителя Петра Могилы, митрополита Киевского // Богословский сборник. M., 2002. Вып. 10. С. 241).

 

825. Евсеев В. А. Панютина М. И. Церковь и становление английских университетов // Церковно-ис-торический ежегодник. Иваново, 2002. С. 114–115. Кэмбридж получил еще большую свободу через буллу папы Григория IX в 1233 году — по этому документу не только никакие светские суды, но и все церковные суды, за исключением суда местного епископа (Элийской епархии), не могли разбирать деяния членов университетской корпорации.

 

826. Цит. по: Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990. С.174.

 

827. Зачастую и она оказывалась лишь видимостью. В эпоху до телевидения и газет память у людей была хорошая, и многие люди просто наизусть знали ту немногую информацию, что доходила до них — то есть службу, и потому имитировали чтение так же, как имитируют его трехлетние дети: держа книжку вверх ногами, все же точно воспроизводят ее содержание. Сопротивление никоновской книжной реформе было столь массовым среди низового духовеснтва еще «и потому, что многим приходилось переучивать службы, читать новые книги, а это для полуграмотных чтецов была мука» (Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004. С. 92). Мне же и в 80-е годы (когда выпускники семинарий далеко не покрывали потребности в новых священниках) доводилось слышать о епископе, который рукополагал священника без семинарии на основании лишь одного критерия: «На всенощной я даю ему читать Шестопсалмие. Если делает меньше ста ошибок при чтении — посвящаю».

 

828. Цит. по: Смирнов С. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. M., 1914. С. 138.

 

829. Донесения о Московии Иоанна Пернштейна Il Древняя и Новая Россия. 1877. № 6. С. 179.

 

830. Памятники литературы древней Руси. Середина XVI века. M., 1985. С. 292–293.

 

831. Курбский А. История о Великом князе Московском // Памятники литературы древней Руси. Вторая половина XVI века. M., 1986. С. 380–383.

 

832. Пономарев А. Несколько замечаний и наблюдений или Post Scriptum // Христианское чтение. СПб., 1905. Ч. 1. С. 111.

 

833. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Вторая половина. M., 1998. Т. 2. С. 151. Речь идет о XIV–XVI веках, а под единственным самостоятельным проповедником имеется в виду Симеон Новгородский.

 

834. Иеромонах Симон Кохановский в проповеди, произнесенной в день Благовещения в 1720 году о суевериях, и в частности о 12 пятницах, дает такую картину нравственно-религиозного состояния верующих: «Бабьими баснями и мужицкими забобонами (суевериями) весь мир наполнился: уже бо ныне неточию священницы и прочие

 

835. 1 Цит. по: Сменцовский М. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. СПб., 1899. С. 267–268. Со ссылкой на рукопись библиотеки Санкт-Петербургской Духовной Академии № 423).

 

836. Медведев С. Известие истинно православным и показание светлое о новом правлении в Московском царстве книг древних // Чтения в Обществе истории и древностей российских. M., 1885. С. 37

 

837. Каптерев И. Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (16691707). M., 1891. С. 166

 

838. Цит. по: Сменцовский М. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. СПб., 1899. С. 286

 

839. Цит. по: Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004. С. 30. Кроме того, Иван Посошков полагает: «Всему же тому начало, еже священники у нас на Руси неученые: естли бы были все ученые, то всячески бы детей своих духовных на всякое благо наставляли, а о непотребствах бы запрещали; а то и сами не разумеют, ни нас учат» (Цит. по: Смирнов С. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. M., 1914. С. 139).

 

840. «О рукоположениях учащихся школы до конца XVII века данных не имеется» — Экономцев И. И. Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 300-летию Московской Духовной Академии. M., 1986. С. 63.

 

841. От лат. conversation — собеседование.

 

842. Письмо ученикам Ростовской школы H Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского. Исследование и тексты. M., 2005. С. 183.

 

843. Дубасов И. Народное просвещение в Тамбовской губернии во второй половине XVIII и в начале XIX столетия // Древняя и новая Россия. 1878. № 12. С. 338.

 

844. Титлинов 5. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильно, 1908. Вып. 1. С. 67

 

845. Смолич И. К. История русской Церкви. 1700–1917. M., 1997. Ч. 2. С. 199

 

846. Впрочем, семинарий и богословских факультетов не было и у самих греков — «на Востоке орга, низованных школ богословия не было. Богословие понималось как высший вид знания, но не как «наука» среди других наук, которой можно было научиться в школе. Патриаршее училище в Константинополе не было очагом новых богословских идей. В нем учились церковные администраторы и канонисты» (Богословие в тринадцатом столетии H Протоиерей Иоанн Мейендорф. Рим. Константинополь. Москва. M., 2005. С. 110). Отсюда — и череда неожиданных униатских капитуляций византийских богословов при очных встречах с Западом, который незаметно для византийцев из варварского региона стал центром учености

 

847. См. Мф 11:12. — Ред

 

848. Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений // Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 3. С. 515, 528.

 

849. Эсхатологические и апокалиптические мотивы в творениях протопопа Аввакума H Ранчин А. М. Вертоград Златословный. Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. M., 2007. С. 250

 

850. «Какова же миссия диакона Кураева? Какое место занимает он в нашей Церкви, и почему ему дана зеленая улица, открываются двери любых СМИ и обеспечивается участие в богословских конференциях по вопросам, важным для церковного народа? Не для проведения ли воли тех самых сил?» (Мамонтова Е. Кто мы? Православные? Католики? Или православные католики? // Русский вестник. M., 2003, № 5).

 

851. Именно работникам одиннадцатого часа уподобляет славян блаженный Феофилакт Болгарский (Житие святого Климента Охридского, 16; цит. по: Оболенский Д. Византийское содружество наций. M., 1998. С. 452.

 

852. Об этой странности см. Верещагин Е. М. Был ли креститель Руси Владимир еретиком-арианином? /7 Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. M., 1989. Т. 48. Вып. 1. Январь-февраль. С. 49–56.

 

853. См. Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви. СПб., 1997. С. 250–251.

 

854. Начальные, приходские школы время от времени возникали в Древней Руси. О них см. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от ее возникновения на Руси до настоящего времени. M., 2006. Первое издание — 1894 г.

 

855. Голубинский E Е. История Русской Церкви. Вторая половина. M., 1998. Т. 2. С. 128.

 

856. Христианство. Энциклопедический словарь. Под ред. С. С. Аверинцева и др. M., 1993. Т. 1. Статья «Библиотеки».

 

857. Зызыкин M В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1938. Ч. 3. С. 205.

 

858. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004. С. 105.

 

859. Гаврюшин И. К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 66.

 

860. Цит. по: Горский А. В. О духовых училищах в Москве в XVII веке // Прибавления к изданию творений святых отцов. M.. 1845. С. 160.

 

861. Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции H Федотов Г. П. Лицо России. Париж, 1988. С. 81–84. В развитие этой темы есть интересное эссе Федотова о церковно-славянском языке: Славянский или русский язык в Богослужении // Путь. № 57. Париж, 1938. Согласен с этой мыслью Федотова и протоиерей Иоанн Мейендорф (Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990. С. 31). Впервые же ее высказал Иван Киреевский.

 

862. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. СПб., 1996. С. 131–132; 434–435; 437.

 

863. Кальнев M. А. Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды. Одесса, 1911. С. 5. Автор приводит цифры на 1907 год.

 

864. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1901 год. СПб., 1902. С. 198–200.

 

865. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 годы. СПб., 1910. С. 34.

 

866. Деникин А. И. Очерки русской смуты. M., 1991. С. 79.

 

867. Протоиерей Александр Шмеман. Церковь. Мир. Миссия. Мысли о православии на Западе. M., 1996. С. 15

 

868. Митрополит Сурожский Антоний. Заметки о трудностях и надеждах экуменического диалога // Русская мысль. 1997.19 июля.

 

869. Среди тех, кого полуграмотный «Русский вестник» считает врагами православия, оказались уже и протоиерей Георгий Флоровский и протоиерей Иоанн Мейендорф: «Американский «православный» писатель И. Мейендорф, из русских эмигрантов, бывший выпускник иезуитского колледжа в Медоне (Франция), в мягкой форме вбивал нам в головы примерно такую мысль — да, византийское наследие в России было, это, конечно, хорошо, но не берите всё это близко к сердцу, поговорим о чём-нибудь другом. В своих лекциях под названием «Православие и современный мир» он говорил: «Соблазном для многих христиан в течение веков было то, что они имели тенденцию уповать на силы политические, внешние, культурные, и так сказать, становиться в хвост всяким власть предержащим, или идеологиям, или теориям… Отождествлялись мы и с Византийской империей, и с Российской империей, теперь имеют тенденцию отождествлять нас с русским национализмом… Всё это очень относительно». Другой современный «отец», уроженец Одессы Г. Флоровский, бывший "своим" для всех на Западе, в особенности для "специалистов по России" из Гарварда и Принстона, не любил говорить по-русски (зато обожал английский) и написал нам в назидание книгу "Пути русского богословия". Её постоянно на Западе переиздают, указывая на "пути", по которым мы должны идти» (Селищев И. Росия и Балканы // Русский вестник. M., 2006. № 14). А что, разве отец Иоанн Мейндорф, сам выдающийся византолог, не прав, ставя Христа выше византинизма?

 

870. Фролов К. Цели определены, задачи поставлены, за работу, друзья. 10.02.2006. http://pravaya.ru/ expertopinion/393/6572

 

871. Старец Сильвестр, духовник Ивана Грозного писал в 1552 году князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому — первому казанскому наместнику: «Ничто же бо тако пользует православных царей, якоже се, еже неверных в веру обращати, аще и не восхотят… дабы вся вселенная наполнилася православием» (Кобрин В. Г. Иван Грозный. M., 1989. С. 108; Послания Сильвестра изданы в «Христианском Чтении» за 1871 г.). Где-то на психологической границе между традиционно-приказным миссионерством и новым — апостольство отца Иоанна Кронштадтского (см. главу «Апостольство» в интересной книге Н. Киценко «Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ». M., 2006).

 

872. Священник-миссионер Чепурин. «Пойди и убеди их наполнить дом Мой» // Миссионерское обозрение. СПб., 1914. Март. С. 491–494

 

873. Гаврюшин И. К. «…чтобы истощилось упорство раздора». Штрихи к портрету Г. В. Флоровского // Символ. Париж, [2006]. № 47. С. 230

 

874. — «В красках, в сложных и мудрых композициях новых икон (особенно в начале XVI века) Русь выражала свои глубокие догматические прозрения. Только в красках умела она поведать о некогда живом, именно русском культе святой Софии. Но ведь "умозрение" открывается в слове. В этом его природа природа Логоса. Отчего же софийская Русь так чужда Логоса? Она похожа на немую девочку, которая так много тайн видит своими неземными глазами и может поведать о них только знаками. А ее долго считали дурочкой только потому, что она бессловесная!» (Трагедия интеллигенции H Федотов Г. П. Лицо России. Париж, 1988. С. 86)

 

875. КлеменцД. А. Население Сибири // Сибирь, ее современное состояние и нужды. СПб., 1908. С. 53–54.

 

876. Цит. по: Священник Сергий Широков. «История Православия в Америке»: Миссионерское служение Святителя Тихона, [www.pravoslavie.ru].

 

877. ГрегорсонДж. Православие в Калифорнии // Русский Паломник. M., 1997–1998. № 16. С. 100.

 

878. См. Ислаев Ф. Православные миссионеры в Поволжье. Казань, 1999.

 

879. Анисимов Е. В. Миссия Русской Православной Церкви в петровское время // Церковь и время. M., 2006. № 4 (37). С. 84–85.

 

880. Митрополит Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после присоеднинения его к России. М. — Пятигорск, 1992. С. 81.

 

881. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1911. Т. 10. № 3503 (от 17 декабря 1739 г.). С. 330.

 

882. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1911. Т. 10. № 3560 (от 2 июня 1740 г.). С. 405. Постановление Кабинета Министров о казни казака Исаева за возвращение в ислам.

 

883. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1911. Т. 10. № 3590 (от 6 октября 1740 г.). С. 434.

 

884. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1911. Т. 10. № 3655 (от 11 марта 1741 г.). С. 493.

 

885. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 245. (Требник XIV века).

 

886. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 144. (Требник XV века).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.