Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеративная политика




Общественно-политическое развитие

После разрушения СССР главной внутриполитической задачей российского руководства стало оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада России.

В 1991 г., стремясь во взаимной борьбе опереться на автономии, М.С.Горбачев и Б. Н. Ельцин сделали угрозу распада России реальной. Один — обещанием вывести автономии на непосредственное подписание договора об ССГ (Содружестве Суверенных государств), другой - призывом «брать на себя» столько суверенитета, сколько они смогут «унести». В результате все республики России заявили о своем суверени тете и отказе от статуса автономий, все автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными республиками. Некоторые республики взяли курс на постепенный выход из России (Татарстан, Башкортостан, Якутия, Новосибирская и Тюменская области и др.задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет), а Чеченская республика, не признанная российским руководством, заявила о выходе из РФ и готовности вооруженным путем защищать свою независимость.

Претензии республик и других национальных образований в России на особый статус, а тем более на выход из нее, грозили полным распадом страны и междоусобицей. В этих условиях правительство РФ проводило весьма непоследовательную национально-государственную политику. Незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. верховный совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России не были разоружены, что обернулось впоследствии тяжелым кризисом в этом регионе. Продолжалось субсидирование из федерального бюджета республик, взявших курс на отделение от России. Лишь в конце октября 1992 г. после начала столкновений между осетинами и ингушами президент России впервые не исключил возможности использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.

31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, который определял взаимоотношения между субъектами Российской Федерации (РФ) (республика, край, область, округ) и определял границы государства. Он стал первым серьезным шагом на пути сохранения единства России. Уже в ходе обсуждения проектов договора стало очевидно, что идея национальной государственности за годы советской власти пустила глубокие корни и вернуться к территориальным образованиям невозможно. Поэтому были отвергнуты и возврат к дореволюционному губернскому устройству на территориальной основе, и федерация национальных государств с преимущественными правами на территорию титульных наций и с минимальными полномочиями федерального центра.

9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI Съездом народных депутатов РФ. Несмотря на то, что договор не был подписан Татарстаном* и Чечней, он стал первым крупным шагом конституционной реформы России. Договор разграничил полномочия общефедеральных органов и субъектов федерации. Законодательные органы республик, краев и областей значительно различались по своему правовому статусу, компетенции даже по названию. В результате складывание национально-государственного устройства России во многом происходило стихийно, под влиянием непрерывного «торга» центра и регионов по вопросам полномочий и распределения доходов. Слабость федеральной власти вынуждала ее идти на подписание особых двусторонних договоров с субъектами федерации - как правило, с наиболее богатыми по своим ресурсам этническим республикам. Например, с Татарстаном. Позже аналогичные договоры были подписаны с другими российскими республиками.

 

* Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия. В ведение Татарстана перешли такие традиционно федеральные функции как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение татарского гражданства, установление отношений с иностранными государствами и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.