Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия В. В. Путина




За первые 4 года, проведенные в Кремле Путин сделал многое из того, что не удалось его предшественнику Б. Н. Ельцину. Политика В. В. Путина была направлена на обеспечение модернизационного прорыва, необходимого для превращения России в экономически развитую страну. Российское правительство стало проводить комплекс преобразований, направленных на укрепление прав собственности и структурных реформ, включения страны в мировое Сообщество и хозяйство. Были внесены позитивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был упорядочен и укреплен частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и коррупции. В условиях высоких цен на нефть правительство проводило в общем ответственную финансовую политику. В стране начался процесс постепенной консолидации российского общества вокруг идеи укрепления демократической государственности. Серьезно улучшилась ситуация в экономической сфере. Быстрыми темпами укреплялась рыночная инфраструктура, шло накопление элементов нового социально-экономического устройства. Возникали малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные и успешные предприниматели и менеджеры. Образовались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. В повседневную практику вошли такие понятия как акционерный капитал и курсы акций, слияние и поглощение корпораций. Госдумой были приняты сотни законов, касающихся приватизации, налогообложения, банкротства. С 1999 г. валовой внутренний продукт (ВВП) рос в среднем на 6% в год, что было выше среднемировых показателей.

С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38%, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, уровень инфляции снизился более чем в 3 раза. В 2003 г. Россия стала третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС.

Главным внутриполитическим событием 2004 г. стали выборы президента страны. Особенность этой капании состояла в том, что имя победителя было известно задолго до голосования. Не случайно КПРФ впервые не выставила кандидатом своего лидера Г. Зюганова. Преимущество В. Путина было безоговорочным. 14 марта 2004 г. он победил уже в первом туре, получив 71,3% голосов против 52,94% в 2000 году.

От политики стабилизации - к политике развития. Чтобы предотвратить в жизнь эту стратегию, обеспечить качественный рывок в хозяйственном развитии, необходимо было закончить формирование нормальной экономической среды, способной обеспечить нормальный экономический рост, а также благоприятные международные условия для внутреннего развития. Достигнутый Россией к 2006 г. уровень ВВП РСФСР докризисного 1990 г. свидетельствовал лишь о том, что страна вырвалась из кризиса, но еще не стала развитым процветающим государством. РФ существенно отставала от развитых стран по ВВП на душу населения, качества технологий, общей эффективности производства, абсолютных показателей производительности труда и капитала. На рубеже XXI в. энергоемкость ВВП России в 3 с лишним раза превосходила аналогичный показатель в странах ЕС. На производство одной буханки хлеба или тонны чугуна страна тратила в 2-3 раза больше электричества, сжигала в 2-3 раза больше газа и в 2-3- раза интенсивнее загрязняла окружающую среду. При этом объем производства энергоресурсов был явно недостаточным для дальнейшего развития экономики. Согласно рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического Форума в Давосе по итогам 2002 г. РФ была на 64 месте из 80, проигрывая Болгарии, Перу, Колумбии. Камнем преткновения стало «нефтяное проклятие». С 1999 г. цена на нефть на мировом рынке стала стремительно расти. Россия наращивала экспорт и превратилась в самого крупного поставщика энергоносителей в мире. Высокие цены на нефть позволили власти ничего не менять в экономике. Это одна из причин, в силу которой заявленные и начатые реформы естественных монополий, ЖКХ, налоговой, банковской и правоохранительной систем, способные создать благоприятный инвестиционный климат в стране, потеряли темп.

Перед страной по-прежнему остро стояли вопросы «утечки мозгов и капиталов». Большую остроту приобрели социальные проблемы: теряющее конкурентоспособность образование, низкое качество здравоохранения, архаичная система социальной защиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение при слабости среднего класс а. В 2005 г. реальная заработная плата составляла примерно 70% от уровня 1990 г. Российский ВВП на душу населения соответствовал уровню развивающихся стран и был в несколько раз ниже среднего уровня в развитых странах. При этом доля населения, живущего в бедности, составляла не менее 35%. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения являлся 14-кратным.

Огромен разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области социальной инфраструктуры – количества и качества жилья и коммунальных услуг, уровня обеспеченности медицинскими услугами, социального и медицинского обеспечения. В последние годы демографическая ситуация стала несколько выравниваться, но тенденцию к уменьшению численности населения пока не удается переломить. С начала 1990-х гг. население страны устойчиво сокращается на 100-800 тыс. человек в год. Прогнозы показывают, что если эта тенденция сохранится, то к 2025 г. на территории России будет проживать менее 125 млн. человек.

После избрания В. Путина на второй срок власть должна была искать новые варианты «выздоровления», развития страны, повышения ее конкурентоспособности, искоренения бедности. Происходит осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых доходов и нужно проводить активную интервенционистскую государственную политику. По мнению президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию российской экономики, повышению благосостояния россиян.

В послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин в качестве главной задачи определил задачу развития РФ как свободного демократического государства. Для этого он предложил ряд мер по укреплению законности и повышению эффективности правосудия.

По опыту Норвегии и США правительство создало стабилизационный фонд, который гарантировал развитие страны в случае возможного падения цен на нефть. Уже к 2006 г. он достиг суммы 1 трлн. рублей.

Определенный поворот происходит и в социальной политике государства. Ни одна страна не способна платить пособия и предоставлять льготы одновременно 2/3 населения страны. Главным принципом новой социальной политики становится пересмотр избыточных социальных обязательств государства. Начавшаяся весной 2005 г. социальная реформа стала болезненной, т.к. предполагала монетизацию льгот вместо их натурализации. Проведенная властями без должной подготовки, она вызвала в стране волну протестов.

Однако ее необходимость вполне очевидна, поскольку натуральные льготы в рыночной экономике не только бессмысленны, но и вредны.

Поскольку многие количественные задачи восстановления российской экономики ко времени второго президентства Путина были решены, главным направлением деятельности правительства М. Фрадкова стало создание механизмов для реализации реформ и обеспечения их финансовыми ресурсами.

В 2006 г. набрала обороты реформа электроэнергетики. РАО ЕЭС России удалось убедить руководство страны в необходимости скорейшего привлечения частных и государственных инвестиций в электроэнергетику. Согласно принятому инвестиционному плану ГОЭЛРО-2, акцент был сделан на развитии атомной энергетики. Одновременно с этим государство предприняло ряд шагов для возвращения контроля над стратегически важными предприятиями атомного машиностроения. Активные процессы протекали в металлургии и оборонно-промышленной отрасли. Вначале ведущие вертолетостроительные предприятия были консолидированы в «Оборонпром», подконтрольный «Рособоронэкспорту», а затем было положено начало созданию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). За несколько лет в РФ были созданы с финансированием из бюджета инвестиционный и венчурные фонды, особые экономические зоны, специализирующиеся на финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.