Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежная поездка

«Страна Негодяев», цикл «Москва кабацкая»

(1922-1923)

 

Ощущение трагедии, которая происходит с Россией и душой народа, обманутого «суровым Октябрем», мука собственного бессилия перед «роком событий», личные неурядицы выплескивались в стихи, составившиеся цикл «Москва кабацкая», и поэмы «Страна Негодяев» и «Черный человек». Все эти произведения Есенин создавал во время зарубежной поездки со своей женой Айседорой Дункан.

Как показывают заграничные письма, вдали от родины Есенина волновали два основных вопроса, о которых он постоянно писал своим друзьям и близким – наступление «ужасного царства мещанства», где в страшной моде господин доллар», и судьба искусства в современном обществе. Эти две темы «разойдутся» по двум поэмам, над которыми поэт работал во время зарубежной поездки. В «Стране негодяев» отразится проникший в Россию мир бизнеса, не имеющий национальных границ и объединяющих «подлецов всех стран», а в «Черном человеке» - взгляды на жизнь и искусство. Ранний вариант «Черного человека» неизвестен. Позже, в ноябре 1925 года, Есенин создаст еще один вариант этой поэмы, по словам современников, менее драматичный, чем ранний.

Тот факт, что именно за рубежом поэт пишет две поэмы, в которых основной темой являются национальные пути развития России и русского искусства, объясняется несколькими обстоятельствами. Есенин был поражен бездуховностью современной Европы и Америки и тосковал о России. Кроме того, во время зарубежной поездки поэт окончательно понял, что его надежды на имажинизм как эру возрождения национального искусства не оправдались.

Драматическая поэма «Страна негодяев» занимательный детектив с острым авантюрным сюжетом, в котором совмещаются события гражданской войны и нэпа. Комиссар золотых приисков Рассветов везет по железной дороге из глухих мест в Москву целый вагон золота в слитках. 200 повстанцев во главе с бандитом Номахом нападают на поезд и грабят его. Затем переодетый агент ЧК Литза-Хун выслеживает преступника в тайном притоне, а потом в Киеве. Но Номах ловко обманывает преследователей и, переодевшись в костюм китайца, исчезает.

«Страна Негодяев» - поэма-предостережение, которая показывает не реальную Россию, а ту, какой она может стать, если забудет о собственных национальных интересах и своем народе и увязнет в американском бизнесе и гражданской войне.

Главной идеей «Страны Негодяев» является идея национального развития России. Художественная новизна сатирической «поэмы без героя» проявилась в том, что Есенин показал главную опасность для современного общества: забвение национальных интересов, «философию жадных собак» и разжигание ненависти и вражды: у Рассветова – к бандам махновцев, у Номаха – к «равенству» коммунистов, у Чекистов – к русскому равнинному мужику и его хатам. Чекистов открыто заявляет Замарашкину, что приехал в Россию «укрощать дураков и зверей», а Номах тому же Замарашкину отвечает почти то же: «Все вы стадо!»

Драматическую поэму «Страна Негодяев» Есенин будет редактировать. Вернувшись в Россию, но четыре попытки опубликовать ее в 1924 году окончатся неудачей. Только после смерти Есенина А.К. Воронскому и И.В.Евдокимову удастся исполнить желание поэта и включить это произведение в третий том его Собрания стихотворений.

За рубежом Есенин пишет стихи: «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…», «Сыпь, гармоника, скука, скука…», «Пой же, пой. На проклятой гитаре…», которые вошли в сборник «Стихи скандалиста» под общим названием «Москва кабацкая». В них отразилась не только московская кабацкая Русь, но жизнь русских эмигрантов. Поэт писал друзьям: «Здесь такая тоска, такая бездарнейшая «северянинщина» жизни», «все они здесь прогнили за 5 лет эмиграции. Живущий в склепе всегда пахнет мертвечиной».

В апреле-июне 1923 года, в период пребывания во Франции, Есенин задумал издание цикла отдельной книгой в Париже. Но книга вышла только в июле 1924 года в Ленинграде.

Ни один сборник Есенина не вызывал таких противоречивых откликов, как «Москва кабацкая». Одни видели в нем «щемящую грусть», жалость поэта к кабацкой Москве, которую «Октябрь выбросил за борт истории», «нежную лиричность, тоску по кленам, по полям, по ивам». Другие – «ужас, отчаяние, безнадежность», «пьяные скандалы» и «распад личности». Третьи – поворот «в сторону романтического идеализма», призыв к «духовному самоочищению» и «наличность нового и святого для нашей литературы порыва» и характеризовали стихи как «поразительные по своей внутренней красоте». «Новая свежесть слов» закрепила за Есениным место одного из лучших лириков эпохи. Строки из «Москвы кабацкой» «были у всех на устах, пользовались огромной популярностью, особенно в исполнении автора, и прославили его не только на родине, но и за рубежом. Есенина называли «русским принцем поэтов» и «могучим русским лириком с исключительным даром чувства».

 

ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

(сентябрь – декабрь 1925)

«Черный человек»

 

Несмотря на плохое здоровье и тяжелое душевное состояние, Есенин в последние месяцы жизни много и легко пишет. Порой в течение одного дня или ночи он сочиняет несколько стихотворений или одно большое произведение.

Самым значительным произведением, которое Есенин завершает в конце своей жизни, является поэма «черный человек». Эта последняя, самая маленькая и самая емкая из больших поэм Есенина относится к самым загадочным произведениям мировой поэзии.

Поэма была задумана в 1921-1922 годах и написана в 1923. Поэт несколько раз возвращался к «Черному человеку», но все попытки опубликовать эту вещь заканчивались неудачей.

Публикация «Черного человека» состоялась только после смерти Есенина.

На самом деле в «Черном человеке» слились широкие философские обобщения, жизненные впечатления, приметы культурной жизни первой четверти 20 века, реально виденное и пережитое. Одним из источников является биография поэта.

Основные идеи поэмы были подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль окружающего мира, и тема жертвы («ничего не дается без жертвы»), становятся сквозными в лирике Есенина, начиная с раннего сборника стихов «Больные думы» (1911-1912) и до последних дней жизни.

Герой поэмы – желтоволосый поэт с голубыми глазами, который живет то ли в Калуге, то ли в Рязани, - проводит со своим прескверным гостем целую ночь. Ироничным и нравоучительным тоном тот говорит о жизни скандального поэта, бесцеремонно копошится в его душе. Черный человек не дает спать поэту и настойчиво обращается к нему: «Слушай, слушай…» Содержание его слов, небрежная манера поведения, глаза, покрытые «голубой блевотой», гнусавый и бормочущий голос внушают отвращение. Негодующий и потрясенный, лирический герой дважды прерывает речь своего прескверного гостя возмущенной тирадой. А затем запускает в него тростью, но видит вместо черного человека разбитое зеркало.

Есенин ценил поэму гораздо выше своих коротких лирических стихов и считал, что «это лучшее, что он когда-нибудь сделал». Говоря о «Черном человеке», он не раз упоминал пушкинского «Моцарта и Сальери».

В «Черном человеке» многое навеяно «Моцартом и Сальери», но главное – тезис:

 

А гений и злодейство –

Две вещи несовместимые.

 

У Есенина противостоят друг другу не только поэт и черный человек, как пушкинские Моцарт и Сальери, но в какой-то момент герой видит в себе черного человека и сам расправляется с ним не ядом, а тростью.

По сути, Есенин предлагает неожиданную трактовку традиционного образа, воплотив в нем не только злые силы, преследующие поэта, но и черные стороны души героя. И достигает большой убедительности в воплощении своей любимой идеи о великой силе искусства и о том, что стихом можно спасти человека. Тема Гения и высокого искусства оказывается неразрывно связанной с темой ответственности художника за зло и болезни мира. Нередко ради искусства он жертвует даже собственной жизнью. Моцарт – по воле Сальери. Есенинский поэт – по собственной воле.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Юбилейное | Розрахунок активних поверхонь зубців черв’ячного колеса на контактну міцність при дії максимального навантаження
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.