Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговой тайной




СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И НАЛОГОВАЯ ТАЙНА

 

В число сведений, которые составляют налоговую тайну, входят коммерческая и производственная тайны налогоплательщика (абз. 2 п. 2 ст. 102 НК РФ).

Сразу отметим, что российское законодательство не устанавливает специального режима производственной тайны. Однако из понятия коммерческой тайны следует, что конфиденциальные сведения о производственном процессе могут быть коммерческой тайной (ст. 1465 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне").

Итак, коммерческая тайна - это любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и др.), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам и которые отвечают двум признакам:

- к этим сведениям нет свободного доступа. То есть сведения защищены (в том числе физически), их нельзя получить, не приложив определенных усилий по преодолению (устранению) средств защиты (заперты в сейф, запрещен и контролируется вынос документов с охраняемой территории и т.п.);

- обладатель таких сведений (в нашем случае - налогоплательщик) ввел в отношении них режим коммерческой тайны. То есть издал приказ о перечне сведений, которые составляют коммерческую тайну, установил порядок обращения с ними и контролирует его соблюдение, организовал учет лиц, получивших доступ к информации, и т.д. (п. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ).

 

Обратите внимание!

Тот факт, что информация является вашей коммерческой тайной, не означает, что вы вправе на этом основании отказать в доступе к ней налоговому органу, который действует в рамках своих полномочий. Основание - ст. ст. 6, 15 Закона N 98-ФЗ.

 

Отметим, что введение в отношении важных для вас сведений режима коммерческой тайны будет дополнительной гарантией в ваших отношениях с налоговиками (абз. 2 п. 2 ст. 102 НК РФ).

Поэтому не забудьте нанести на документы, которые составляют коммерческую тайну, гриф "Коммерческая тайна" с указанием своего полного наименования и места нахождения (для организаций) или фамилии, имени, отчества и адреса (для индивидуальных предпринимателей) (п. 4 ст. 6 Закона N 98-ФЗ).

 

 

Законодатель определил перечень сведений, которые налоговой тайной не являются (п. 1 ст. 102 НК РФ). Это:

- информация, которую разгласил сам налогоплательщик или другое лицо с его согласия;

- ИНН налогоплательщика;

- сведения о нарушениях налогового законодательства, которые допустил налогоплательщик, и примененных к нему мерах ответственности.

 

Обратите внимание!

Если нарушение закона не является налоговым правонарушением согласно гл. 16 НК РФ, то информация о нем является налоговой тайной. К такому выводу пришел ФАС Центрального округа в Постановлении от 29.08.2007 N А14-15673-2006/614/34;

 

- сведения, которые предоставляются налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств на основании международных договоров (соглашений);

- сведения о размере и источниках доходов, а также о собственном имуществе кандидата на выборную должность и его супруга, которые предоставляются избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах.

 

Обратите внимание!

Тот факт, что перечисленные сведения не являются налоговой тайной, не означает, что налоговики должны выдавать их по требованию любого третьего лица. Это их право, но не обязанность. На это указывают суды (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007, 06.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3620, ФАС Уральского округа от 27.06.2005 N Ф09-2678/05-С7).

При этом некоторые судьи ссылаются на пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. В нем перечислены те сведения, которые налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику.

В то же время существует и противоположная судебная практика. Так, часть судов полагает, что информацию, не составляющую налоговую тайну, налоговый орган обязан предоставить по требованию третьего лица, если она влияет на его права. Основание - ст. 8 Закона N 149-ФЗ (см., например, Определение ВАС РФ от 31.03.2008 N 4302/08).

 

При буквальном толковании п. 1 ст. 102 НК РФ можно прийти к выводу, что перечень сведений, которые не могут быть отнесены к налоговой тайне, является исчерпывающим.

То есть любая информация, кроме приведенной выше, является налоговой тайной, и налоговики не вправе ее разглашать. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности (п. п. 2, 4 ст. 102 НК РФ).

Однако следует подчеркнуть, что многие эксперты не согласны с таким толкованием положений ст. 102 НК РФ. Они считают, что к налоговой тайне также не может относиться вся общедоступная информация о налогоплательщике (например, его наименование или адрес) <1>. Ведь налоговая тайна является разновидностью конфиденциальной информации. А общедоступная информация не может быть конфиденциальной (п. 7 ст. 2, ст. 7 Закона N 149-ФЗ).

--------------------------------

<1> Общедоступная информация - это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении законно установленных ограничений на ее распространение (п. п. 1, 2 ст. 7 Закона N 149-ФЗ).

 

Есть судебное решение, которое основано на этом подходе (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.08.2009 N А78-7102/08).

В заключение добавим, что не могут быть налоговой тайной для налогоплательщика материалы налоговой проверки, которую провели в его отношении налоговики. Именно к такому выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлениях от 04.05.2009 N Ф09-2653/09-С3, от 30.10.2006 N Ф09-9512/06-С2.

В то же время сведения, на основе которых налоговики принимают решение о проведении налоговой проверки конкретного налогоплательщика, являются налоговой тайной. Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.06.2005 N Ф09-2414/05-С7 отказал налогоплательщику, который настаивал на том, чтобы инспекция выдала ему копию заявления физического лица, послужившего основанием для проведения налоговой проверки.

 

СИТУАЦИЯ: Обязаны ли налоговые органы выдавать третьим лицам информацию о задолженности налогоплательщика перед бюджетом

 

На практике налогоплательщики нередко запрашивают у налоговых органов информацию о задолженности своих контрагентов перед бюджетами. При этом налоговики часто отказываются предоставлять такую информацию, ссылаясь на налоговую тайну, а также на то, что в их обязанности не входит предоставление такой информации согласно ст. 32 НК РФ. Правомерны ли их действия?

Как мы отметили выше, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). При этом неуплата налога (сбора, взноса) в бюджет вовремя и возникшая в результате этого задолженность - это налоговое правонарушение (ст. 122 НК РФ).

Таким образом, информация о задолженности, возникшей в результате неуплаты налога в бюджет (включая задолженность по пеням и штрафам, которые были начислены в связи с указанной неуплатой), не составляет налоговую тайну.

Однако это не означает, что налоговики обязаны ее представлять по требованию третьих лиц.

Отметим, что разъяснения контролирующих органов по этому вопросу вроде бы свидетельствуют о признании такой обязанности (Письма МНС России от 05.03.2002 N ШС-6-14/252, УФНС России по г. Москве от 03.10.2008 N 09-10/093263). В то же время их можно истолковать и не так однозначно, что подтверждается действиями налоговиков на местах.

Суды по-разному относятся к подобным ситуациям.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11.12.2007 N Ф04-8404/2007(40773-А67-32) (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.03.2008 N 4251/08) пришел к выводу, что информация о задолженности контрагента перед бюджетом влияет на права налогоплательщика, который ее истребует. Поэтому налоговики обязаны предоставить такую информацию.

В то же время часть судов полагает, что предоставлять сведения о нарушениях налогоплательщиками налогового законодательства налоговики вправе (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ), но не обязаны. Ведь их обязанности по предоставлению информации четко ограничены пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007, 06.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3620).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.