Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проверки заявлений о вымогательстве взятки 2 страница




Если принимается решение о начале реализации способом задержания с поличным, то в этом случае через заявителя дается согласие на встречу (оговаривается место и время) для передачи предмета взятки или выполнения заявителем других требований проверяемого. При этом оперативные работники через заявителя назначают место, время и условия передачи денег, предварительно подготовив убедительные доводы воздействия на подозреваемого в пользу предлагаемых места и времени.

Задержание получателя взятки в основном проводится с поличным, то есть, в момент сразу после передачи денег. С этой целью перед встречей деньги или иной предмет вознаграждения, которые, предоставляет заявитель, осматриваются и помечаются, о чем составляется соответствующий «протокол (акт) осмотра и пометки».

Процесс осмотра предмета взятки подробно фиксируется в протоколе (акте), в котором отражается количество и достоинство передаваемых купюр, их серии и номера, во что упакован предмет взятки. Купюры можно ксерокопировать, копии приложить к протоколу.

В случае если предмет взятки, который требует подозреваемый, является исключенным из свободного оборота или ограничен в гражданском обращении и его использование может нанести вред участникам операции задержания или окружающим (оружие, взрывчатые вещества и т.п.), на практике применяют такой способ, как изготовление муляжа. В этом случае составляется протокол (акт) изготовления и передачи заявителю муляжа.

Целесообразно передавать предмет взятки проверяемому лицу - деньги, ценности и пр. - в открытом виде. При этом желательно передаваемые ценности приносить к месту передачи завернутыми в бумагу, газету, полиэтиленовый пакет, перевязанными шпагатом, соответствующие части, которых сохранять до получения результата в намеченной операции. Это дает возможность впоследствии назначить и провести соответствующие экспертизы частей обертки и шпагата, изъятых с места получения подкупа, получить доказательства, могущие иметь большое значение в изобличении виновного.

При маркировке предмета взятки и составлении соответствующего протокола (акта) следует помнить о необходимости ясного и подробного описания индивидуальных признаков передаваемой ценности (денег, часов, вазы и пр.), внесения в акт указания на то, каким специальным химическим веществом (СХВ) была осуществлена маркировка. При этом к акту прилагается опечатанный конверт с образцами примененного СВХ для последующего проведения соответствующих экспертных исследований.

Место встречи (автомашина или квартира заявителя, или другое оговоренное место) целесообразно предварительно оборудовать аудио-, видеотехникой с целью последующего контроля и документирования действий участников противоправных действий.

Кроме того, в большинстве случаев на заявителе (под верхней одеждой) скрыто устанавливается радиомикрофон. Эти действия фиксируются «протоколом (актом) выдачи заявителю спецтехники» в целях проверки его заявления.

Перед выходом на встречу необходимо проверить работу радиомикрофона на наличие сигнала в том помещении (железобетон, кирпич и т.п.), где ему предстоит работать, а также с целью установления допустимой удаленности группы захвата от прослушиваемого места.

Согласно плана операции задержания создаются оперативные группы (группа задержания, группа технического обеспечения и фиксации, группа ведения наблюдения и выявления контрнаблюдения, группа обеспечивающая проведение неотложных следственных действий, назначается лицо, обеспечивающее взаимодействие участников операции и руководитель операции).

Перед этим, проводится предварительный осмотр места запланированной встречи, при этом целесообразно организовать заранее ведение наблюдения за проверяемым лицом и его сообщниками, дополнительно инструктируется заявитель, ставятся конкретные задачи каждому участнику операции, с учетом различных вариантов развития ситуации. Каждой группе определяется позывной, и оговариваются условные визуальные сигналы. Целесообразно использовать специальные шифраторы для радиостанций – скремблеры, аппаратуру контроля радиоэфира.

В тех случаях, когда задержание планируется в здании, где действует пропускной режим, следует заблаговременно продумать вопрос о мотивации, обеспечивающей допуск в здание членов оперативных групп, участвующих в задержании.

Передача денег или иных ценностей может происходить по нескольким вариантам, а не только по тому, который укажет подозреваемый, что необходимо учитывать при планировании операции. Из них можно выделить несколько:

- передача непосредственно из рук в руки;

- оставление в определенном месте, которое указано во время переговоров;

- передача денег третьему лицу, которое будет указано по телефону или при встрече.

В каждой из указанных ситуаций рекомендуется принять меры к обеспечению сохранности предмета взятки (выставление наблюдателей у окон служебного кабинета или иного помещения, в коридоре, автопатруль, наблюдатели и т.д.).

Во время проведения операции по задержанию необходимо ориентироваться на информацию, поступающую от заявителя, который, ведя разговор с подозреваемым, или его сообщниками должен постоянно «озвучивать» все происходящее (назвать присутствующих, комментировать совершаемые действия, изменение места нахождения и т.д.). Группа захвата, наблюдая и получая информацию от заявителя, обязана передвигаться за ними, фиксировать всех лиц, вступающих в контакт с проверяемым с целью возможного задержания либо установления их личности.

Группа задержания должна быть заранее обеспечена присутствием представителей общественности (лица, добровольно оказывающие гласное содействие, в соответствии с положениями ст. 17 ФЗ «Об ОРД»), которые при проведении личного обыска и досмотре автомашин, осмотра помещения могут наблюдать все действия сотрудников милиции и иных присутствующих лиц и засвидетельствовать наличие денег, ценностей или документов, переданных заявителем.

После передачи предмета подкупа, заявитель ставит в известность об этом сотрудников милиции условной фразой или визуальным сигналом. Руководитель операции совместно с понятыми и сотрудниками ОВД подходит к подозреваемому и, представившись, обращается к нему с предложением добровольно выдать предмет подкупа.

Все действия в ходе проведения задержания и последующие процессуальные действия сотрудников милиции и участников операции в обязательном порядке фиксируются на видеокамеру.

Задержанных необходимо изолировать друг от друга во избежание контакта между ними, а также их контакта с заявителем. После задержания подозреваемого и возбуждения уголовного дела нельзя прекращать работу с заявителем. Учитывая то, что на него могут оказывать значительное давление сообщники и родственники задержанного с требованием изменения показаний, написания нового заявления, оправдывающего задержанного, оперативные сотрудники должны проинструктировать его о дальнейшем поведении, предупредить о возможных действиях оставшихся соучастников или так называемой «крыши», рекомендовать продолжать вести запись всех телефонных переговоров на магнитофон.

В случае возникшей необходимости заявителю следует обеспечить меры по обеспечению его личной безопасности, вплоть до временного укрытия или физической охраны, в соответствии с п. 24 ст. 10 Закона «О милиции», причем эта работа должна проводиться на протяжении всего расследования и судебного разбирательства по уголовному делу.

Результаты ОРД в соответствии с инструкцией «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю органу дознания, следователю, прокурору или в суд» направляются в следственные органы на основании постановления, вынесенного начальником КМ.

В особых случаях, при необходимости выносится постановление о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну.

Указанные постановления подготавливаются по одному экземпляру и приобщаются к материалам дела оперативного учета, или соответствующего номенклатурного дела.

В каждом конкретном случае возможность представления результатов оперативно-розыскных мероприятий, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Проводя проверку заявления о вымогательстве взятки необходимо учитывать, что, как правило, уличенные, взяткополучатели не только всячески чернят заявивших о взятке, но и принимают активные меры, чтобы руками правоохранительных органов расправиться с уличившими их в преступлении лицами. Такие попытки наглядно видны в случаях, когда за взятку скрывалось преступление или создавались условия для негативной деятельности заявивших о взятке. Перспектива понести уголовное наказание за скрываемое за взятку преступление может существенно повлиять на поведение заявивших о взятке на суде и заставить из страха быть уличенным в известном взяткополучателю преступлении изменить или отказаться от правдивых показаний, данных на предварительном следствии.

Возможность попыток оказать давление на заявившего о данной им взятке обязывает оперативного работника принять действенные меры, нейтрализующие прогнозируемое поведение взяткополучателей. Принятие мер, ограждающих заявившего о данной взятке от незаконного воздействия на, него и его близких, необходимо, прежде всего, для того, чтобы снять ореол всесильности с преступников, устранить возможность создания препятствий для дачи правдивых показаний, а также оградить от отрицательного воздействия неустойчивую часть населения, в представлении которой привлеченное к ответственности и наказанное судом за совершенное ранее преступление лицо избежало бы наказания, если бы не заявило о данной им взятке.

Даже взятые с поличным взяткополучатели и посредники в безусловном большинстве предпринимают все от них зависящее, чтобы уйти от ответственности: выгораживают соучастников; наличие обнаруженных денег, ценностей объясняют различными обстоятельствами, не имеющими отношения к взяточничеству. Однако, убедившись в том, что, скрывая соучастников, они тем самым усугубляют свое положение, взяв на себя все бремя ответственности, виновные называют ранее скрываемых причастных к взяточничеству лиц, дают правдивые показания. Наряду с этим не исключено отрицание получения взятки получившими взятку через посредника взяткополучателями на следствии и суде.

В связи с этим важное значение для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел при выявлении и расследовании преступлений, связанных с коррупцией должностных лиц, имеет решение проблем, возникающих при использовании оперативно розыскных данных в расследовании.

Анализ проблемы организации взаимодействия оперативного работника и следователя на этапе реализации материалов оперативной проверки показал, что в определенный момент преобладающим стало неверное, мнение о том, что пребывание следователя в неведении относительно имеющихся в оперативно-розыскных аппаратах данных, исключает сращивание оперативно-розыскной деятельности с процессуальной, ограждает следователя от формирования у него предвзятого мнения о преступлении и вине обвиняемого.

Однако неполнота представляемой следователю информации о результатах оперативно-розыскной деятельности оказывает отрицательное влияние на эффективность расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией должностных лиц, и приводит к недостаточной согласованности действий оперативных сотрудников и следователей, а в результате к снижению эффективности расследования.

В результате обобщения взглядов ученых на организацию взаимодействия следователя и оперативных работников определены условия допустимости такого взаимодействия в целях обеспечения более полного использования оперативно-розыскной информации. К ним относятся:

- соблюдение всеми субъектами взаимодействия в своей деятельности при получении и реализации оперативно-розыскных данных режима законности;

- разделение компетенции всех взаимодействующих субъектов при получении и реализации оперативно-розыскной информации;

- самостоятельность субъектов взаимодействия в выборе форм, методов средств получения и реализации оперативно-розыскной информации;

- комплексное использование сил и средств взаимодействующих субъектов при получении и реализации оперативно-розыскных данных;

- своевременный обмен оперативно-розыскной информацией и доказательствами по уголовному делу между участниками взаимодействия;

- организующая роль следователя и его процессуальная самостоятельность при использовании данных, полученных оперативно-розыскным путем;

- сочетание гласной процессуальной деятельности с негласной оперативно-розыскной; обеспечивающий по отношению к деятельности органов расследования характер оперативно-розыскной деятельности;

- сочетание самостоятельности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с взаимной согласованностью их деятельности.

Исследование показало, что неурегулированность перечисленных вопросов приводит к снижению качества расследования уголовных дел о преступлениях; связанных с коррупцией, что проявляется как на стадии возбуждения уголовного дела, так и при производстве отдельных следственных действий в стадиях расследования. Это выражается в эпизодическом характере взаимодействия следователя и сотрудников оперативных служб, а как результат в прекращении уголовного дела, как не имеющего судебной перспективы, до завершения расследования.

Устранение указанных недостатков возможно при постоянном характере взаимодействия и условии, что в основу рациональной системы взаимодействия будет положена идея руководства и контроля со стороны следователя за деятельностью оперативных сотрудников по расследуемому им делу.

Большое значение для раскрытия взяточничества имеет оперативно-розыскное сопровождение расследования данной категории дел. Последнее обусловлено тем, что процесс доказывания по ним представляет большую сложность для следствия. Особенно если субъектами оперативной проверки становится лица, занимающие высокие должности, обладающие большими полномочиями и финансовыми возможностями. Зачастую эти возможности оборачиваются фактами активного противодействия расследованию.

Противодействие может выражаться в психическом или физическом воздействии на участников уголовного процесса, а также в приемах преступного воздействия на материальные следы преступления в целях воспрепятствования раскрытию преступления и установления истины по уголовному делу. В случаях активного противоправного воздействия на участников уголовного процесса целесообразно применение мер по охране жилья, имущества и личной охране лиц, подвергающихся воздействию; мер воздействия психологического характера на обвиняемого, на его близких родственников и друзей

Однако на наш взгляд, наиболее эффективными являются меры направленные на своевременное прогнозирование возможного оказания субъектами преступления актов противодействия, например – имеются ли у субъекта покровители в органах государственной власти или связи с правоохранительными органами и т.п.

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что для успешного выявления взяточничества и изобличению преступников, необходима система государственных мер, включающая и уголовно-правовую, обеспечивающая необходимый уровень эффективности борьбы с таким явлением как взяточничество, в том числе, с применением сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Мировой опыт показывает, что средства, вложенные в борьбу с коррупцией, возвращаются в бюджет в суммах, значительно превышающих затраты на эти цели, а государство пользуется уважением и доверием со стороны граждан.

Взяточничество - это преднамеренное преступление, совершаемое в сфере государственного управления, что придает особое значение борьбе правоохранительных органов с этим явлением. Эффективность работы по раскрытию взяточничества во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности сотрудников оперативных подразделений.

 

Список литературы

 

 

1. Джандиери А.С. Расследование взяточничества/Учебное пособие.2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Фонд поддержки правоохранительных органов. 1996.-96 с.

2.Рохлин В.И., Стуканов А.П. Преступность в Санкт-Петербурге. Факты, анализ, размышления. Научно-популярный очерк. СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001. 133 с.

3. Скитева О.П. Особенности расследования уголовных дел о взяточничестве, возбуждаемых по материалам оперативных разработок //Следственная практика. 2002. №1(155). С.207.

4. Козбаненко В.А. Структурно-видовые особенности государственной службы Российской Федерации.//Государство и право. 1998. №12. С.40.

5. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М. 2000. С.100; Российское уголовное право. Курс лекций. Т.4. Преступления в сфере экономики. Владивосток. 2000. С.200.

6. Резолюция ООН от 8 августа 1991 г., утвердившая «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка», где зафиксированы особенности и правовые основания использования силы. См: Материалы VIII Конгресса ООН по борьбе с правонарушениями. Раздел 8 на русском языке. Гавана. 1991. С.578-585.

7. Кононова П.И. Административная ответственность должностных лиц. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 1994. С. 16-17.

8. Бородин С.С. Организация охраны общественного порядка на основе комплексного использования сил и средств ОВД. Дис. к.ю.н. 1996. С.12-27;

9 Бугель И.В. Организационно-правовые проблемы совершенствования управления городскими (районными) ОВД в условиях реформирования общества. Дис. к.ю.н. СПб.1997. С.46.

10. Динека В.И. Должностные преступления по уголовному праву России. Ставрополь. 1999. С.32.

11. Уголовное право. Особенная часть: Учебник./Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. М.1998. С.604; Уголовная право России. Особенная часть: Учебник./Под ред. А.И. Рарога. М. 1997. С.347; и др.

12. См.: Ямпольская Ц.А. О должностном лице в советском государственном аппарате.//Вопросы советского административного права. М. 1949. С. 141.

13 Гармаев Ю.П. Должностные преступления в таможенных органах. М. 2002. С.36.

14.Черкесова А.А. Взяточничество и коррупция: вопросы раскрытия и расследования//Российский следователь. 2005. №8. С.10.

15. Волженкин Б.В. Взяточничество: вопросы квалификации.//Вестник Верховного Суда СССР. 1991. №3. С.23.

16. Субачев С.Ю., Якуш В.В. Некоторые аспекты общей характеристики взяточничества и коммерческого подкупа//Общество и право. 2003. №2. С.40.

17. Лопашенко Н.А. Взяточничество: проблемы квалификации.//Правоведение №6. 2001. С.111

18. Машков С.А. Осуществление ОРД при раскрытии фактов взяточничества. История, теория и практика. Байкальское ГУЭП – Иркутск. Издательство БГУЭП. 2003. С. 173.

19. Орлова Е.А. Взяточничество. Взяточничество в системе высшего образования.//Вестник Калининградского юридического института МВД РФ. №1. 2002. С.201.

20.Федоров А.В. Оперативно-розыскная проверка информации о фактах взяточничества: Учебное пособие.-Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2001.-40 стр.

21. Черкесова А.А. Взяточничество и коррупция: вопросы раскрытия и расследования//Российский следователь. 2005. №8. С.11.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.