Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тоталитарная и анархистская, либеральные и кейнсианские трактовки политики

Читайте также:
  1. Архитектура в современном мире политики и бизнеса
  2. В сфере государственной молодежной политики
  3. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной, культурной и социально-экономической политики.
  4. Воздействие политики занятости на гендерную сегрегацию
  5. Возможность коррекции в России информационной политики в сфере культуры 1 страница
  6. Возможность коррекции в России информационной политики в сфере культуры 2 страница
  7. Вопрос 1. Иерархия целей денежно-кредитной политики
  8. Вопрос 4. Прямые методы денежно-кредитной политики
  9. Вопрос 5. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики
  10. Выбор концепции товарной политики.
  11. Главное направление внешней политики – европейское.
  12. Гос-е регул-е ден.оборота как составная эк-й политики, его задачи , методы и следствия .



Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества.

Поэтому она может распространять­ся на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан, общественного порядка, развитие между­народных связей и т.д.), так и на те, которые временно приобре­тают политическую значимость (например, государственная по­мощь населению в случае стихийных бедствий).

Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придает им осо­бый аспект — делает их объектом воздействия публичной власти.

Одна и та же общественная ассоциация нередко имеет и полити­ческий, и экономический, и культурный, и религиозный аспекты. Так, например, промышленная корпорация, занимающаяся эко­номической деятельностью, создающая материальные ценности, в то же время может оказывать финансовую и иную поддержку определенной политической партии и субсидировать культурный или научный фонд.

Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счете многообразием качеств и социальных ролей человека, который есть одновременно существо и экономи­ческое — производитель и потребитель материальных ценностей, и политическое — гражданин государства, член партии или дру­гой ассоциации, и социальное — представитель социальной груп­пы, и культурное — носитель определенных идей, ценностных ориентации и традиций, и религиозное — приверженец опреде­ленных религиозных верований или атеист.

Широкое проникновение политики в общество не означает, что она не имеет границ, пределов. В мировой социально-полити­ческой мысли по этому вопросу существуют различные точки зре­ния.

Наиболее типичные из них — тоталитарные, анархистские, либеральные и кейнсианские воззрения.

Тоталитарные концепции устраняют всякие ограничения политического воздействия, исходят из всеобъемлющей, то­тальной политизации общества, политического командования эко­номикой, культурой, наукой и т.д.

В тоталитарных моделях политика непосредственно управляет всеми другими сферами, фактически уп­раздняет гражданское общество, автономию частной жизни.

Анархистские концепции являются антиподом тоталитаризма. Они отождествляют политику, всякую организованную власть с насилием, подавлением личности и стремятся заменить ее само­управлением, добровольным объединением снизу доверху свобод­ных суверенных людей, сохраняющих свободу выхода из ассоциа­ции.Получив значительное распространение в XIX в., анархизм впоследствии утратил существенное влияние на интеллектуальную и политическую жизнь, не сумев доказать практическую реализу­емость своих идей.



Либерализм и кейнсианство. Более умеренную по сравнению с тота­литаризмом и анархизмом позицию по отношению к политике и ее влиянию на общество занимают либе­рализм и кейнсианство.

 

Классический либерализм разделяет обще­ственную систему на государство и гражданское общество — некон­тролируемую государством частную хозяйственную, культурную, семейную, религиозную и иную, в том числе политическую, жизнь.

Государство создается свободными гражданами для выполне­ния вполне определенных, ограниченных целей — охраны общественного порядка, гарантий безопасности, свободы и других фун­даментальных прав личности, а также для обеспечения благопри­ятных условий хозяйствования и общения людей. Оно не вмешива­ется в дела гражданского общества и выполняет роль «ночного сторожа» — охранника личной и общественной безопасности и порядка. Сфера политики ограничена. Она не распространяется на дела гражданского общества.

 

Либеральное ограничение функций государства и политики еще более усиливает либертаризм, считающий задачей любого госу­дарства только обеспечение свободы и защиту индивида от физи­ческого насилия.

Либеральные взгляды, господствовавшие на Западе в XVIII— XIX вв., были подвергнуты существенному пересмотру в 30-е гг. прошлого столетия (а частично и значительно раньше) Д. М. Кейнсом и получили название «кейнсианство».

Суть этой концепции состоит в отказе от классических либеральных взглядов на капита­лизм как на саморегулирующееся общество и в обосновании необ­ходимости взятия правительством ответственности за благополу­чие всей социальной системы, всех ее элементов.

Это предполагает в свою очередь возможность вмешательства государства в эконо­мику, сферу социального обеспечения, занятости, трудовые и дру­гие общественные отношения.

Кейнсианские взгляды на роль го­сударства и политики преобладают в современных постиндуст­риальных демократиях и служат, в частности, теоретическим обоснованием социального государства.

 

Выступая за регулятивную роль политики по отношению ко всему обществу, кейнсианство и близкие к нему современные те­ории признают в отличие от тоталитаризма определенные грани­цы политического вмешательства.

Важнейшие из таких границ — разнообразные права человека, а также принципы рыночной эко­номики, нарушение которых могло бы подорвать систему частно­го предпринимательства. В современных постиндустриальных госу­дарствах по этим вопросам обычно существует общественный кон­сенсус, хотя в своей идеологии консерваторы больше тяготеют к классическому либерализму или даже к либертаризму, социал-де­мократы же и близкие к ним партии — к широкому использова­нию государственного регулирования в целях обеспечения соци­альной стабильности, укрепления социальной справедливости и расширения участия граждан в политике.

В целом же важнейшая роль политики по отношению к обще­ству не подвергается сомнению. Во всех индустриально развитых демократических странах мира она является объектом широких научных исследований и массового изучения.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем объясняется многообразие определений политики?
  2. Особенности социологических определений политики.
  3. Особенности субстанциональных определений политики.

4. Особенности научно сконструированных со специфической интерпретацией политики определений.

5. Смысл понятий полиси, полити, политикс. Элементы и уровни политики. Основные функции политики.

6. Насколько велика область распространения политики? Почему подвижны ее границы?

7.Тоталитарная, анархистская, либеральная и кейнсианская трактовки политики.

Задания и упражнения

1. Известный древнегреческий государственный деятель и военачальник Перикл говорил: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Как бы вы истолковали слова Перикла?

2. Аристотель назвал политическую науку королевой наук. Какой смысл великий мыслитель вкладывал в эти слова?

3. Выдающийся государственный деятель Германии фон Бисмарк считал, что нельзя быть свободным от политики. Согласны ли вы с этим?

4. Михаил Бакунин, один из идеологов анархизма в XIX веке, писал об основном принципе всякой политики: «Он (этот принцип) ужасен, но реален. Это преступление. Только с помощью преступления можно создать, укрепить и сохранить государственную власть, но с того момента, когда преступление начинает служить орудием государства, оно становится добродетелью. Таков великий принцип Макиавелли, таков и вечный принцип политической борьбы всех минувших, настоящих и грядущих государств». Какова ваша оценка приведенной позиции? Может ли политика основываться на других принципах?

 





Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 153; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.152.232
Генерация страницы за: 0.005 сек.