КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы западноевропейской интеграции
В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ). Первый этап (с 1951г. по 1957г.). 18 апреля 1951г. в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое (точнее секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность). У истоков интеграции стояли видные французские политические деятели того времени Робер Шуман и Жан Моннэ. В Декларации министра иностранных дел Франции Р.Шумана от 9 мая 1950г., обратившегося от имени своего правительства к правительству Германии, было предложено положить конец раздробленности Европы, традиционному франко-германскому соперничеству и установить равноправные партнерские отношения между странами в рамках международной кооперации. Начать европейское строительство предлагалось, поставив все производство угля и стали во Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате, однако, Парижский договор о создании ЕОУС объединил не только Францию и ФРГ, но 6 стран Европы. В рамках ЕОУС отменялись импортные и экспортные пошлины, всяческие количественные ограничения, субвенции и другие дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. В торговле со странами, не входившими в Общий рынок угля и стали, были введены единые пошлины на импорт данных товаров. Наднациональный Высший руководящий орган (la Нuate Autorite), состоявший из независимых представителей стран Сообщества осуществлял общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации и перестройки этих отраслей экономики. Его решения были обязательны для всех стран-участниц и всех предприятий данного сектора. Но его деятельность координировалась с другими общими органами и прежде всего с Советом Министров, где при принятии решений страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм в особенности. Несмотря на множество противоречий и ограниченную сферу деятельности, ЕОУС, безусловно, явился примером успешных связей. Центр европейской тяжелой промышленности, сконцентрированный в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии, перестал быть постоянным источником войн и конфликтов и превратился в место, где развивался процесс сотрудничества и прогресса. Институциональные инновации, которые принесла деятельность ЕОУС, также явились положительным моментом. Процесс международного сотрудничества в рамках данной организации, усилил веру в объединение Европы и открыл путь для целой серии новых инициатив в области европейской интеграции. Второй этап (конец 50-х – начало 70-х годов) по праву называется “золотым веком ” в истории Сообщества. В марте 1957г. те же шесть стран (“шестерка”), а именно: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название “общий рынок”) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики. Особо важное значение имел Договор о создании Европейского экономического Сообщества, его отличает комплексный многосторонний подход к хозяйственному взаимодействию стран-членов, идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка, в рамках которого происходит “свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов”. Договор о ЕЭС тщательно проработан, это весьма объемный документ, состоявший из 275 статей, разделенных на разделы и главы, включавший несколько приложений. Непосредственными целями ЕЭС (“общего рынка”) были определены: · постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами; · установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; · ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг; · проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта; · унификация налоговых систем; · установление правил конкуренции “на общем рынке”; · сближение законодательств стран-участниц; · разработка принципов согласования экономической политики и др. Поскольку Римские договоры, приведшие к созданию новых сообществ, предусматривали формирование общей политики по отдельным направлениям и передачу государствами некоторых суверенных прав общим наднациональным органам в этих вопросах, представители Великобритании, будучи несогласны со столь глубоким типом хозяйственного и политического взаимодействия, еще на стадии подготовки договоров отказались от участия в межправительственных переговорах с “шестеркой”. В октябре 1956г. Лондон заявил о том, что Соединенное Королевство предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. была подписана Стокгольмская Декларация, согласно которой “семерка” других европейских стран: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Таким образом, практически параллельно в Западной Европе стали развиваться два типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран. Реализация положений Римского договора на первом этапе шла весьма успешно, согласованно и без особых трудностей. И уже к 1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз. Были ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала проводиться активная политика в ЕЭС в области конкуренции. Осуществлялась гармонизация стандартов и технических норм, координация хозяйственного законодательства, в частности акционерного. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС. Крупным завоеванием этого периода стала Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП) на уровне Сообщества, становление “аграрной Европы”. Аграрный сектор – одна из сфер самой активной деятельности органов ЕС. В 50-е годы сельское хозяйство “шестерки” значительно отставало по техническому уровню и эффективности от других сфер экономики. С образованием Общего рынка встала задача модернизировать сельское хозяйство, включить его в интеграционный процесс, создать наднациональный механизм регулирования данной сферы, заменить национальные системы аграрного протекционизма единой общеевропейской системой. Римский договор 1957г. в отличие от других направлений интеграции детально обозначил основные принципы проведения ЕСХП, ее цели и задачи, пути финансирования совместных мероприятий. Единая сельскохозяйственная политика основана на трех фундаментальных принципах. Во-первых, это единство рынка. До образования ЕЭС почти все страны-члены имели свои собственные правила регулирования рынка сельскохозяйственной продукции. При формировании общего рынка все эти правила должны были быть заменены едиными правилами и нормами. Сегодня под правила единой аграрной политики подпадает почти 98% всей сельскохозяйственной продукции. Во-вторых, это преференции в отношении товаров из Сообщества. Этот принцип единой аграрной политики является одним из самых главных, так как он защищает Общий рынок сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта и гарантирует доходы фермеров. Основная угроза для сельского хозяйства Сообщества исходит от импорта продукции из стран, где издержки производства ниже, и фермеры получают крупномасштабную поддержку государства. В основе политики аграрной интеграции лежит общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам, с которых при ввозе сельскохозяйственной продукции взимаются компенсационные сборы. Они призваны устранить разницу между внутренними ценами “Зеленой Европы” и более низкими ценами поставщиков продовольствия. Причем эта разница весьма значительна, так как с 1 января 1958 года цены на большую часть сельскохозяйственной продукции были установлены на 30% выше мировых. Большая часть сборов (90%), взимаемых в странах-членах, направлялась в общий бюджет Сообщества. Таким образом, Единая Аграрная Политика косвенно финансировалась за счет поставщиков продовольствия из третьих стран. Третьим принципом единой сельскохозяйственной политики является принцип финансовой солидарности. В соответствии с этим принципом все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики. В 1962 году был создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА). Включение сельского хозяйства в процесс интеграции потребовало создания специального межгосударственного фонда для финансирования единой сельскохозяйственной политики с целью подтянуть уровень развития, концентрации и специализации производства, накопления капиталов до уровня промышленности. Руководство ФЕОГА осуществляется КЕС при содействии Постоянного Комитета фонда по вопросам структурной сельскохозяйственной политики. В соответствии с целевым назначением средства ФЕОГА распределяются по двум основным разделам: гарантирования и ориентации. 90% средств ФЕОГА – фонд гарантирования – используются для поддержания единых сельскохозяйственных цен, введенных с 1962 года, а также для субсидирования экспорта аграрной продукции Сообщества, занимающего второе место после США. Около 75% средств ФЕОГА затрачивается на поддержание стабильности рынков молочной продукции, сахара и зерновых. Фонд ориентации служит для финансирования мероприятий с целью укрупнения хозяйств, стимулирования сельскохозяйственного производства, изменения аграрной структуры – т.е. развития аграрно-промышленного комплекса. Источником ресурсов ФЕОГА служит общий бюджет ЕС. Расходы на финансирование единой аграрной политики в разные годы составляли от 54% до 76% расходной части бюджета Сообщества. В ФЕОГА поступают компенсационные сборы с импортеров сельскохозяйственных товаров, определяемые разницей между гарантированными “защитными” ценами, установленные в Сообществе на многие из этих товаров, и мировыми. Гарантированные цены – это цены, применяемые при скупке в ЕС излишней продукции, которая складируется или экспортируется. За счет фонда экспортеры получают субсидии в размере разницы между внутренними и мировыми ценами. Основные ресурсы ФЕОГА получают страны-экспортеры. ЕСХП не раз являлась источником крупных разногласий между партнерами по ЕС, причиной кризисного состояния финансов. Но это – главное детище ЕС, наиболее интегрированная отрасль. Третий этап интеграции в ЕЭС (с начала 70-х годов до середины 80-х годов), ознаменовался противоречиями и существенными трудностями в деятельности Сообщества. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезный кризис. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”, “евросклероза”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции. В январе 1973г. происходит первое количественное расширение ЕС в результате присоединения к нему трех государств – Великобритании, Дании и Ирландии. Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), базирующаяся на трех основных элементах: а)европейской расчетной валютной единице – ЭКЮ (ECU – European Currency Unit); б)система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%); в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция, механизм которой впоследствии корректировался, была существенным шагом в продвижении региональной интеграции и ступенькой к нынешнему экономическому и валютному союзу. Она активно внедряется в производственную и научно-техническую сферу. Продолжается развитие механизмов интеграции. В 1981г. происходит новое расширение ЕС – в него вступила Греция. Четвертый этап (с середины 80-х до начала 90-х годов). Качественно новый этап (а по существу коренная реформа интеграционной деятельности ЕС) ознаменовался завершением создания единого внутреннего рынка (ЕВР) в рамках ЕС. В 1985г. Комиссия Европейских Сообществ распространила документ под названием “Белая книга”, в которой указывалось, что несмотря на отмену таможенных пошлин вскоре после подписания Римского договора, единство Европейского сообщества оставалось неполным и для граждан, и для экономических структур. Продолжали существовать границы между странами-членами и многочисленные торговые ограничения. Административные формальности; таможенный надзор; различие технических спецификаций и норм в разных странах; протекционизм в некоторых сферах; ограничения, мешающие предприятиям действовать на уровне ЕС так же, как на национальном уровне, - все это тормозило развитие экономики и обходилось в несколько миллиардов ЭКЮ в год. Согласно результатам исследования, проведенного по заданию Комиссии ЕС, группой экспертов под руководством Паоло Чеккини, только на пограничные формальности уходило около 9 миллиардов ЭКЮ, или 1,8% суммы всех торговых операций между странами-членами Сообщества. А в промышленности все эти формальности плюс отсутствие единой системы нормативов и другие торговые ограничения обходились в 40 миллиардов ЭКЮ ежегодно. Все это резко снижало международную конкурентоспособность стран ЕС, осложняло структурную перестройку, не стимулировало должным образом технологических и организационных нововведений. Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином Европейском Акте (ЕЕА) вступившем в силу в 1987 году. ЕВР должен был представлять собой “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его создание было предусмотрено к 31 декабря 1992г. Предусматривалось полное устранение физических, технических, налоговых и иных барьеров на пространстве ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. Интеграция стала необратима. На этом этапе в 1986 году состоялась третье расширение ЕС, в Сообщества вступили Испания и Португалия Пятый (современный) этап формирования целостной хозяйственной системы ЕС – переход к формированию Экономического, валютного и политического союза. В декабре 1991г. сессия Европейского совета, состоявшаяся в голландском городе Маастрихт, одобрила подготовленный текст Договора о Европейском союзе (Маастрихтский Договор о Европейском союзе), а 7 февраля 1992г. там же состоялась официальная церемония его подписания всеми государствами-членами. (Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., дав Сообществу новое название – Европейский Союз). В соответствии с Договором учреждается единое европейское гражданство, политический союз (общая внешняя политика и политика в области внутренних дел и правосудия), а также формируется экономический и валютный союз. Маастрихтский Договор расшифровывает и вводит в “коммунитарное (от community) право” понятие Экономического и Валютного союза (ЭВС) и указывает конкретные сроки его создания – 1 января 1999г. С этого дня вводится сначала в безналичный оборот новая валюта – евро, которая в течении трех с половиной лет будет сосуществовать с национальными валютами государств, вошедших в ЭВС, а с 1 июня 2002г. полностью заменит их. Предполагается в эти сроки осуществить полную экономическую конвергенцию национальных экономик государств-членов и на основе этого переход к единой валютной политике ЕС. В 1995 г. в Европейский союз вошли Финляндия, Австрия и Швеция, таким образом, сегодня ЕС объединяет 15 государств. Наряду с углублением интеграции современный этап развития группировки характеризуется грядущим новым существенным расширением его членского состава за счет присоединения ряда стран Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья. С расширением ЕС резко усилятся существующие проблемы и противоречия и неизбежно возникнут новые. Вопрос о соотношении углубления и расширения довольно интенсивно дебатируется. Наиболее четко разработаны модели «ступенчатой интеграции», или «Европы концентрических кругов». В их основе лежит идея о необходимости продолжать усилия по углублению интеграции, даже если часть членов ЕС на данный момент не в состоянии это сделать. Таким образом, в ЕС образуется «ядро» из наиболее развитых стран; вокруг него «круги», состоящие из стран с последовательно уменьшающейся глубиной интеграции. Привлекательность данной модели заключается в том, что она выглядит правдоподобной и жизненной. Модель “дифференцированной интеграции” объединяет преимущества вышеназванных моделей. По мнению ряда известных западных исследователей, альтернатива усилению дезинтеграционных процессов в ЕС заключается в сознательной дифференциации скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и “ступенчатая”, “дифференцированная интеграция” преследует цель углубления интеграционных процессов, но без общих договорных рамок и временно´го расписания. Как и модель «концентрических кругов», она исходит из создания “ядра”, но не одного, которое охватывает все сферы интеграции, а многих “ядер“ с разным составом участников. В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц, таким образом сегодня членами ЕС являются 25 государств.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |