Теперь перейдем к конечной части данного сочинения, а именно подведемнекоторые итоги. Уже современники Петра I разделились на два лагеря:сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже.В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. Анемного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским"началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой".Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывнойэффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали ихострее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историкМ. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великихреформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всех наших нитейсоединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этойколоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все нашепрошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту всееще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда непотеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее".И сегодня злободневно звучат слова В. Ключевского: "Россияуправлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, то естьдействовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучейфизических лиц разнообразного происхождения, объединенных толькочинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождаласьусилением социального неравенства и дробности».Нельзя не упомянуть важность личности Петра для людей творческих. Вовсех видах искусства теме Петра уделялось внимание. Написано множествопоэм, романов, картин и музыкальных произведений. Большинство авторов всеже признают Петра великим историческим деятелем.О, мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой бездной,На высоте, уздой железной,Россию поднял на дыбы?А.С. ПушкинРазличные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность.Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи,другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки,обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. Но навряд ли кто-нибудь из ученых-историков будет спорить с важностью фигуры Петра и егодеятельности в истории государства Российского. Ну а объективность воценках событий того времени есть не что иное, как многообразиесубъективных суждений о России начала XVIII века. Надеюсь, что в небольшойстепени, но мне все же удалось представить разнообразную картину петровскихреформ глазами различных историков, живших в разные эпохи и говоривших наразных языках. ПЛАТОНОВ О ПЕТРЕ Теперь обратимся к еще одному русскому историку, также опубликовавшемукурс лекций по данному предмету – С. Ф. Платонову. В принципе его точказрения на петровские реформы во многом схожа с Ключевским, но все жеприведем несколько высказываний Платонова по интересующему нас вопросу.«Петр реформировал общественное устройство и управление не построгому, заранее составленному плану преобразований, а отрывочнымипостановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами».«Народ не мог уловить в деятельности Петра исторической традиции,какую ловим теперь мы, и поэтому считал реформу не национальной иприписывал ее личному капризу своего царя».«Если дело Петра не пропало с его кончиной…, то причина этого… вполном соответствии реформы с вековыми задачами и потребностями нации».«Реформы Петра по своему существу и результатам не были переворотом;Петр не был царем-революционером, как его иногда любили называть. Преждевсего, деятельность Петра не была переворотом политическим.…Государственное устройство осталось прежним».«Деятельность Петра не была и общественным переворотом.Государственное положение сословий и их взаимные отношения не потерпелисущественных изменений».«В экономической политике Петра, в ее задачах также нельзя видетькрупного переворота. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народноехозяйство на новое основание».«И в культурном отношении Петр не внес в русскую жизнь новыхоткровений».«Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полнуювозможность материального и духовного общения со всем цивилизованныммиром».«Встреченный открытой враждой… Петр все время боролся за то, во чтоверил и что считал полезным. В этом объяснение тех особенностей вреформационной деятельности Петра, которые сообщили его реформе чертырезкого, насильственного переворота. Однако по существу своему реформа этане была переворотом».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление