КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вмешательство папы
АРЕСТЫ
Lizerand Le Dossier de l'affaire des Templiers — Pans, 1923 — P 16 Cont Nangis — Vol 1 — P 360 H Finke, Papsttum und Untergang des Templerordens —Munich, 1907 — Vol 2 — P 74, Procиs — Vol 1 — P 30, 509, Vol 2 — P 33, 144, 147, 157, 159, 241, 263, 265, 266 Procиs — Vol 1 — P 412 Ibid — Vol 2 — P 263, 265 Ibid — Vol 2 — P 267 О процессе в Англии см гл 8 Finke — Vol 2 — P 75 Вряд ли существовал хотя бы один подобный кружок заговорщиков, ибо во время процесса ни разу более не выдвигается и даже не упоминается столь серьезное обвинение Тем не менее, интересно отметить, что двое из тех, кому удалось бежать, Пьер де Моди и Фалько де Мийи, приходились родственниками Гуго дс Шалопу, причем первый описывается как его племянник, а второй как один из членов семьи Пьера дс Моди еще один тамплиер, четвер тый, Жан дс Шали, бежал вместе с Пьером дс Моди Столь тесные отношения позволяют предположить побег, запланированный заранее, причем, возможно и то, что они были предупреждены о грядущих аре стах Жана де Шали прямо спросили, почему он бежал, однако он дал вполне предсказуемый ответ опасался арестов и давно уже хотел по кинуть орден из за тех непристойностей, которые в нем творились, од нако же не сделал этого рапсе, потому что боялся, что тамплиеры его поймают и посадят в тюрьму Procиs — Vol 2 — P 265 Procиs — Vol 1 — P 30 Cont Nangis, loc cit Procиs — Vol 1 — P 74 Ibid — Vol I — P 30, 77‑78, 83 Finke — Vol 2 — P 46 ' Ibid Vol 1 — P 147‑148 Ibid —Vol 2 —P 149 Finke (vol l,p 148) говорит, что нет никаких записей относительно предоставления этих полномочий ни при Бонифации VIII, ни при Бенедикте XI Ibid — Vol 2 — P 49 Ibid — Vol 2 — P 36 Ibid — Vol 2 — P 149 В булле «Pastorahs praeeminentiac» (22 ноября 1307 г) папа вспоминает, что эти слухи впервые достигли его ушей примерно во время его восшествия на престол См гл 3 Fmke, loe cit Ibid Baluze — Vol 3 — P 58‑60 Finke — Vol 2 — P 58 Li7erand, Clem V, appendix, no 6, p 434 Finkc — Vol 2 — P 142 См также гл 3 Finke — Vol 1 — P 146 См также гл 4 о папской булле Subit assidue (5 июля 1308 г), в которой Климент упоминает о неудач ной попытке Гииома де Пари сообщить ему о планирующихся арестах Boutanc, Clement V, Philippe le Bel et les Templiers // RQH — 1871/ — Vol 10 — P 332‑334 Finke — Vol 2 — P 46‑47 Villani Giovanni Crуnica —Florence, 1845 (Fase repr 1969) — Vol 1 Collezionc di Storici e Cronisti Italiam — Bk VIII, chap 92 — P 124‑125 Cm A Rigault Le Procиs de Guichard, Evкque de Troycs (1308— 1313) —Pans, 1896 —P 23,41,103,219 Finke Vol 2 — P 318 (6 ноября 1307) Procиs — Vol 1 — P 458 Гасконцы, возможно, были захвачс ны войсками французского короля во время вооруженного столкновс ния из за права владения данным фьефом, см гл 1 Нери утверждал, что читал эти письма, однако не мог вспомнить, какой печатью они были запечатаны Procиs — Vol 1 — P 36‑39 См гл 1 по поводу этого аспекта инквизиционной процедуры См гл 8 Finke — Vol 2 — P 83‑84 Ibid — Vol 2 — P 145 Procиs — Vol 2 — P 278 К Schottmullcr Dcr Untergang des Templcr Ordens — Berlin, 1887 (Repr 1970) — Vol 2 — P 35‑38 Finke — Vol 2 — P 336 Ibid — Vol 2 — P 143 Ibid — Vol 2 — P 44‑46 Язык письма заставляет предполо жигь, что оно было написано в канцелярии французского короля Письмо было послано из Понту аза, где Гийом де Ногарс находился 22 сентября, чтобы получить Большую королевскую печать Lizerand Dossier — P 24‑28 Ibid — P 46‑55 Procиs —Vol 2 —P 293,306,320,324,330,350,353,368,370,381, 396,415,418 Ibid — Vol 2 — P 320, 330 Ibid — Vol 2 — P 385, 407 Ibid —Vol 2 —P 369 375,386,394,374,409 Prutz Entwicklung — P 324‑327, 334‑335, Finke — Vol 2 — P 313‑324 Шесть протоколов из Байе, два из Шомона, 10 из Раипеви ля два из Труа, 13 из Кана — все заседания проходили в октябре, затем, 44 были получены из Каора (октябрь ноябрь), шесть — из Каркасона (ноябрь), шесть — из Бигорра (декабрь) и еще пять — из Каора (январь) Prutz Entwicklung — Р 334‑335, Finke — Vol 2 — Р 315‑316 Prutz Entwicklung — P 327 Письмо от 23 ноября Schottmuller — Vol 2 — P 69 Ibid — P 67 Ibid — P 49 W Sargant Battle for the Mind A Physiology of Conversion and Brain Washing —London, 1957 Данная цитата взята на с 181 См также J А С Brown Techniques of Persuasion From Propaganda to Brainwashing — Harmondsworth, 1963, и особенно гл 11, где отрицает ся эффект от подобного «промывания мозгов», кроме тех случаев, ког да «новые верования и представления прекрасным образом заменяют старые» (с 293) Как Сарган, так и Браун приводят множество приме ров ситуаций, сходных с положением тамплиеров, то есть когда жертву сперва пытками низводили до состояния невменяемости, а затем полу чали у нес «нужные» признания Разница, по всей видимости, заключа ется лишь в устойчивости такой «перемены взглядов» Procиs — Vol 1 — P 218 (апрель 1310 г) Ibid — Vol 1 — P 75 [Ibid, vol 2, p 293] — его первое признание, [Schottmuller, vol 2, p 62] — его признание в 1308 г Procиs — 2 — P 306‑307, Schottmuller — Vol 2 — P 41‑42 Schottmuller — Vol 2 — P 48 Ibid — Vol 2 — P 65 Procиs — Vol 1 — P 69 Ibid — Vol 2 — P 277‑315 Ibid — Vol 1 — P 296 Ibid — Vol 2 — P 309 Ibid — Vol 2 — P 409, 370 Ibid — Vol 2 — P 352, 390 Ibid — Vol 1 — P 532 Ibid — Vol 2 — P 353 Из 132 и 111 признаний соответственно Procиs — Vol 2 — P 355‑57 Ibid — Vol 2 — P 403 Cm Bloch Feudal Society / Tr LA Mayon —London, 1961 — P 146 Procиs — Vol 2 — P 391, 403 Ibid — Vol 2 — P 290, 294 Ibid —Vol 2 —P 279,290,299,300,313,315,363,367 Ibid — Vol 2 — P 364 Fmke — Vol 2 — P 316 Ibid — Vol 2 — P 321‑323 Ibid — Vol 2 — P 323‑324 Procиs — Vol 2 — P 295‑296 Существует легенда, по которой Моле втайне предложили бе жать, однако он с презрением отверг подобный способ спасения, утверждая, что для побега нет никаких оснований, ибо греха на тамплиерах нет и орден их славится своим благочестием и достойными деяниями Все они такие же верующие католики, как и сам пана римский, его кардиналы и прочие христиане (Finke, vol 2, р 58‑59) Эти сведения содержатся в письме, написанном в ноябре 1307 i неизвестным авто ром из папской Курии в Пуатье одному из тамплиеров, командору арагонского приорства в Аско Сами же эти новости были получены автором письма из Парижа от знакомого, оставшегося неизвестным Хотя вряд ли возможно, чтобы о подобном предложении могло стать известно постороннему лицу, допустимо, что люди, рассказывающие такие подробности, сами были тамплиерами, поскольку в указанном письме из Парижа собщастся также, что великий магистр говорил братьям, чтобы они не отчаивались, — подобная деталь может свидетельство вать о том, что Моле мог и сам рассказать об этом предложении чле нам ордена, содержавшимся в парижских тюрьмах Однако же у этой истории нет никаких подтверждений, да и первое свидетельство о ней было получено по меньшей мере через третьи руки Procиs — Vol 2 — Р 305‑306 См гл 7 Finke — Vol 2 — Р 307 Jean de Saint Victor —P 649, Cont Nangis —Vol 1 —P 361 Jean de Saint Victor —P 651, Cont Nangis —Vol 1 —P 362 Finke — Vol 2 — P 310‑312 См также главу 2 Ibid — Vol 2 — P 49 Письмо университетского магистра Ромеуса де Бругариа королю Хаймс II Ibid, II, рр 116‑17 Не существует никаких свидетельств, даю щих основания предполагать, что с 25 октября имели место какие бы то ни было подобные публичные собрания По поводу достоверности данного письма см [Finke, vol 1, p 187] А также см гл 3 Finke — Vol 2 — P 102 См гл 5 Истории такого рода, видимо, постоянно циркулировали в обществе, см [Jean de Saint Victor, p 658], а также [Villani, Crуnica, vol 2, bk VIII, chap 92, p 126], кото рыи был духовником Моле «per pau га di tormento, e per lusinghc del papa, с del re», что также подчеркивает тот факт, что Моле, вполне возможно, предлагали кос какие послабления в случае признания им своей вины См гл 1 См Sargant — Chap 7 Procиs — Vol 1 — P 32‑33 См гл 5 Finke — Vol 2 — P 46 Finke — Vol 2 — P 47 Procиs —Vol 2 —P 362, 116, vol 2, p 75 О Гуго де Шалонс см гл 2, «Пьер» — видимо, тот самый Пьер де Моди, который был упомянут ранее Procиs — Vol 2 — P 297, 298, 306‑307, 309, 335, 336, 337, 343, 344 359, 364, 386,391,409,412, 314, 324,366 Единственным исключением был Жан Парижский, см [Procиs, vol 2, p 386] 99 Ibid — Vol 2 — P 300 Ibid — Vol 2 — P 285 Ibid — Vol 2 — P 361‑363 Ibid — Vol 2 — P 374‑375 Ibid — Vol 2 — P 398‑400 То есть можно предположить, что предшествующий, видимо неофициальный, допрос представляет собой «Rcquisitus quare tardavit diccre tantum, quia alias rcquisitus fuerat dicere ventatem» См Finke, vol l,p 161 по поводу дискуссии по этому вопросу Procиs —Vol 2 —P 369,375,385‑386,394‑395 Их допраши вали между 9 и 15 ноября Показания Жана дс Шатовииара вполне типичны Он был рыцарем тридцати лет, в орден вступил за четыре года до этого в Морманс, диоцез Труа Он принес множество обеща ний и клятв но поводу соблюдения добрых традиций ордена, а затем приор поцеловал его в 1убы, после чего «ему ничею более не велели делать и с ним не делали» Лишь Жан де Пари и Ламбер до Туази вновь появляются в протоколах заседании в феврале апреле 1310 г, когда, вместе со многими другими тамплиерами, указывают па свою готовность помочь защищать орден См Procиs, vol l,p 64,97,107,153 по поводу Жана дс Пари и (р 64, 103) — по поводу Ламбера де Туази См Dehsle Etudes sur la condition de la classe agricole et l'йtat de l'agriculture en Normandie au moyen вge — Pans, 1903 — P 721‑728 Boutanc Does rel аl'hist de Ph le Bel —No 23 —P 161‑162 Finke — Vol 2 — P 56 Ibid — Vol 2 — P 51 Ibid — Vol 2 — P 94‑98 Он сообщил Хаиме, что недавно писал Клименту V и весьма жестко высказался относительно ею иове дения, предупредив, что последствия обещают быть весьма серьезными, если пана не начнет реформу церкви Boutaric Clem V, Ph le Bel et les Templiers — P 332— 333
ГЛАВА 3
Finke — Vol 2 — P 114 Этим свидетелем был представитель папской Курии Псдро, епископ Лериды (март, 1308 г) Ibid — Vol 2 — P 58‑60 Это письмо некоего неизвестною члена папской Курии приору ордена тамплиеров в Аско (см также ранее, прим 81 к гл 2) Как тон этого письма, который свидетельствует о великой печали его автора по поводу арестов тамплиеров так и от ветное письмо тамплиера арагонца, дают возможность предполагать, что автор письма — также тамплиер, видимо, один из казначеев орде на, что явствует из факта его присутствия в Пуатье в ноябре 1307 i (этим числом помечено письмо), а также из первых же строк его пись ма, в которых он предупреждает приора Аско, чтобы тот не передавал никаких денег великому магистру T Rymer Foedcra, Conventioncs, Literac ct Cumscunque Generis ActaPubhcd —The Hague, 1745 —Vol l.ptIV —P 99‑100, то есть та самая булла, которая была послана Эдуарду II Английскому Тексты указов, посланных королю Арагона и Роберту Калабрийскому, сыну Карла II, короля Неаполитанского, также сохранились Baluzc — Vol 3 — Р 90 Ibid — Vol 3 — P 91‑92 Ibid — Vol 3 — P 92‑94 Finkc — Vol 2 — P 110‑111 Ibid —Vol 2 —P 114‑119 См также гл 2 Ibid — Vol 2 — P 102 О датировке этого документа см гл 5 Schottmuller — Vol 2 — Р 37 Finke — Vol 2 — P 338‑339 См Dupuy Traitez concernant l'histoire de France — Pans, 1685 — No 34 — P 91‑92 Точная дата приостановки неизвестна, однако, возможно, это произошло действительно в феврале 1308 г См [Finkc, vol 2, p 9 и далее], здесь авторы писем говорят о заседаниях инквизиционных су дов как бы в прошедшем времени Что же касается причин, по кото рым папа приостановил деятельность инквизиции, см буллу, которой 5 июля 1308 года Климент возобновил работу инквизиционных судов (гл 4) Finkc — Vol 2 — P 114 Письмо Педро, епископа Лериды королю Хаймс II от 11 марта 1308 г Ibid — Vol 2 — P 123 Анонимное послание командорам приорств в Гардении и Аско от 21 апреля (?) 1308 г Следует, однако, отметить, что постоянно велась некая коптрпро паганда Автор анонимного письма, якобы направленного магистрам Па рижского университета и написанного, возможно, в феврале 1308 г, реши телыю защищает орден и жалуется, что признания у тамплиеров были вырваны — пыткой и мучительными условиями содержания в тюрьме, куда они были брошены по причине зависти и алчности других людей Достойное поведение тамплиеров, которые защищали христианскую веру и привлекали в свои ряды мноючисленных новобранцев, не отказывались от христианской веры, даже когда попадали в плен к сарацинам и подвер гались сильнейшим искушениям и пыткам, никоим образом не соотносит ся с абсурдностью выдвинутых против них обвинений Автор данного письма, похоже, некогда имел достаточно тесные отношения с арестован ными тамплиерами, ибо некоторые отрывки из его письма были позднее использованы защитниками ордена перед панской комиссией в апреле 1310i, см 1Л 5 См также CR Cheney The Downfall of the Templars and a Letter in Their Defence // Medieval Miscellany Presented to Eugиne Vinavcr/Ed F Whitehead, A H Divernes and F E Sutcliffc —Manchester, 1965 — P 65‑79 См гл 1 Лизсран (Lizcrand, Dossier, p 84‑85) iKviaiacT, что автором был Дюбуа — аргументируя это использованием некоторых характерных фраз и выражений 18 Этим племянником, на которого намекает памфлет, был Бер нар де Фарг, ставший в июне 1306 г архиепископом Руана Гайяр де Прейсак, епископ Тулузы, также был родственником папы, однако пост епископа Пуатьс занимал не родственник Климента V См Lizerand Dossier — P 87 — nn 3,4, 5 19 Lizerand Dossier — — P 20 Ibid — P 96‑100 21 Ibid — P 56‑62 22 См гл 3 23 Lizerand Dossier — — P 4‑94 62‑70 Магистры богословия по боль шей части поддержали ортодоксальную точку зрения папства по этому вопросу Богослов Августин Трионфо (ум 1328), например, доказывал, что ни один король или князь не имеет права принимать на себя ответ ственность за еретиков, непосредственно подчиняющихся Святой церкви, как не имеет права и окончательно решать их судьбу без соответ ствующих указов церкви Единственным возможным исключением может быть такой случай, когда ересь развивается слишком быстро и бурно, так что данному правителю нельзя ждать разрешения церкви, поскольку подданым его грозит «заражение» ересью Естественно, однако, что светской власти следует тогда передать дело в руки церкви как можно быстрее По поводу этой дискусии и соответствующих от зывов о ней см Finke, vol 1, p 195 Picot — No 657, p 487‑488, no 658, pp 488‑489, no 747, p 547, no 749, p 548‑549 Не сохранилосьпротоколов заседаний про винциальных советов в диоцезах Реймса и Руана Ibid — No 659, p 489‑490 Ibid — No 660, p 490‑491 Ibid —No 661, p 491‑492 Датировано 29 марта Ibid — No 664, p 494‑495, no 665, p 495‑496 Ibid —P hv См, например no 845, p 600 «Comme vous aies mande par vos lettres que de toutes les communes et de toutes les viles oщ il a ferez ou marchies» («Поскольку вы официально уполномоче ны всеми теми общинами и всеми теми городами, где вы проживали или через которые проходили») Также по 861, р 605, по 862, р 606, по 941, р 643, по 952, р 649 См A Petel Le Diocese de Troyes dans le diffйrend entre Boniface VIII et Philippe le Bel et dans l'affaire des Templiers // Mйmoires de la Sociйtй Acadйmique d'Agriculture,des Sciences, Arts et Belles Lettres du Dйpartement de l'aube 3rd ser 1906 — LXX —P 75, Picot — No 929, p 637 Picot — P lvi Ibid — No 973, p 658‑659 Ibid — No 792, p 575, no 794, p 576, no 783, p 570, no 790, p 574 Ibid — No 787, p 572, no 793, p 575, no 795, p 576, no 796, p 577, no 801, p 579, no 802, p 580, no 816, p 587, no 797, p 577, no 805, p 582, no 812, p 585, no 786, p 571 Ibid — No 804, p 581 Ibid —No 709, p 525,no 719, p 531‑532 Ibid — No 668, p 498‑499 Ibid — P xlix Ibid —No 735, p 541, no 766, p 557 См также no 721, p 532 et passim Ibid —No 691, p 513‑514 Picot (p xlix) предполагает, будто здесь отражена неуверенность в окончательном выборе места встречи, о чем свидетельствуют неверные инструкции приглашенным, разос ланные архиепископом Нарбона, однако, как нам кажется, подобная трактовка неверна Ibid — No 1076, p 720 Jean de Saint Victor — P 650‑651 Phihppi Quarti Mansiones et Itinera // RHG — Pans, 1855 — Vol 21 — P 449 Picot, loc cit Fmke —Vol 2 —P 134,141,143 Ptolemy of Lucca — P 29, Baluze — Vol 3 — P 95‑96 Finke — Vol 2 — P 134 Cm G Mollat The Popes at Avignon, 1305‑1378 / Tr J Love — London, 1963 — P 204‑303 Finke — Vol 2 — P 134‑135 Ibid — Vol 2 — P 140‑141, 147 Текст написан на латыни См Finke — Vol 1 — P 208 Использование ключевых слов Chnstus Vincit, Chnstus Rйgnвt, Christus Imperat' является, по всей видимости, преднамеренной попыткой подчеркнуть то, что Филипп Красивый является потомком Людовика Святого, который был первым французским королем, использовавшим эти слова па золотых монетах Этот девиз уже становился символом Rex Christiamssimus, «христианнейшего короля», и постепенно занимал свое место в качестве составляющей культа французских королей, столь при лежно насаждавшегося последними представителями Капстингов См Е H Kantorowicz Laudes Regiae A Study in Liturgical Acclamations and Medieval Ruler Worship — Berkeley, 1958 — P 4 Finkc — Vol 2 — P 135‑140 Ibid — Vol 2 — P 141‑147 По вопросу о признании Моле в том, что отпущение грехов давалось светскими лицами, см выше, гл 2 Ibid — Vol 2 — P 147‑148 Существует еще три варианта, но ни один из них не так подробен, как вариант Жана Бургоня Птолемей Лукк— ский, р 29‑30, дает краткое изложение речи Плезиана и говорит, что от имени короля он сообщил папе, будто тамплиеры были признаны еретика ми и должны быть наказаны как еретики Затем следуют еще семь выска зываний, подтверждающих то же самое Существует отчет на английском языке, очевидно сделанный в шестнадцатом веке перевод французского манускрипта — см L Blancard Documents relatif au procиs des Templiers en Angleterre // Revue des Sociйtйs Savantes 4th ser — 1867 — VI — P 416‑420, — где также есть краткое изложение речей Плезиана, однако есть и дополнительный материал по поводу ответов папы, (р 97) Наконец, существует также версия в отрывке из хроник ев Албапа См William Rishdngcr Chromca Monasteni S Albam Willclmi Rishanger, Quondam Monachi S Albam, et Quorundam Anonymorum, Chronica et Annales, Regnantibus Hennco Tertio et Edwardo Primo, A D 1259‑1307 / Ed HT Riley —London, 1865 —P 492‑497 — (Rolls Senes Vol 28) Этот автор неизвестен, однако его повествование соответствует и официальной версии, и версии Жана Бургопя, отличаясь лишь небольшими деталями Речи архиепископов Нарбона и Буржа также упомянуты там, как и ответ папы Возможно, что эта версия также принадлежит очевидцу, может быть, посланнику английской короны, однако, в отличие от Жана Бургоня, в данном случае это «пересказ пересказа», к тому же сокращенный Finke — Vol 2 — Р 148‑150 Lizerand Dossier — P 124‑136 О датировке этого документа см (Finkc.vol l,p 208) Blancard — Р 417‑418
ГЛАВА 4
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |