Симфонический оркестр. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
- Увертюра «Свадьба Фигаро», Сифония№40; Моцарт.
Знать/понимать:продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем.
Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
Увертюра.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Знать/понимать: названия изученных жанров (сюита)
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»(5ч.)
Волшебный цветик – семицветик. И все это – Бах!
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.-«Менуэт» И. -С.Бах.
- «За рекою старый дом»
- «Токката» И.-С.Бах.
Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов.
Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
Все в движении. Попутная песня.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки
Знать/понимать:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
Уметь: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов
Музыка учит людей понимать друг друга.
Выразительность и изобразительность в музыке.
- Тройка» Г.Свиридов.-«Попутная песня» М.Глинка.
Знать/понимать:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений
«Два лада».
Природа и музыка.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
-Д.Кабалевский «Кавалерийская»,«Клоуны», «Карусель».
Знать/понимать:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
музыкальная речь, музыкальный язык.
Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Первый международный конкурс П.И.Чайковского
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.-Концерт №1 для фортепиано с оркестром.П.Чайковский.
Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: мажор, минор, тембр, музыкальная краска.
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? (обобщение)
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
-Г.Свиридов «Весна. Осень».-«Жаворонок»М.Глинка.
- «Колыбельная», «Весенняя» В.Моцарт.
Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.), увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.
исполнять изученные песни (по выбору учащегося).
№ п/п
Кол-во час.
Тема урока
Элемент
содержания
Характеристика деятельности учащихся
1 четверть (9 часов). Раздел 1: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Мелодия - душа музыки
Интонационно-образная природа музыкального искусства.
- П.Чайковский«Симфония №4»2часть.
- «Моя Россия» Г.Струве.
Знать/понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации,
Уметь:продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
Природа и музыка.
Звучащие картины.
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная;
- «Жаворонок» М.Глинка;«Благословляю вас, леса» П.Чайковский, «Романс» Г.Свиридов
Знать/понимать: названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика.
Уметь:узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
«Виват, Россия!»
«Наша слава – русская держава».
Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
- «Радуйся, Росско земле»;
- Солдатские песни.
Знать/понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость.
Уметь:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
Кантата «Александр Невский».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.
- «Александр Невский» С.Прокофьев
Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата)
Уметь:узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки,
Опера «Иван Сусанин».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
- Сцены из оперы«Иван Сусанин» М.Глинка
Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария.
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Раздел 2: «День, полный событий» (4 ч.)
Утро.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.
«Утренняя молитва» П.Чайковский.«Утро» Э.Григ.
Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие.
Уметь:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
Портрет в музыке.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Портрет в музыке.
- С.Прокофьев «Петя и волк»;
- «Болтунья» С.Прокофьев.б. «Золушка»;«Джульетта – девочка»
Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов;
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.
Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность, танцевальность, маршевость, музыкальная живопись.
Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
Вечер.
Обобщающий урок.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 1 четверть.
Знать/ понимать:названия изученных произведений и их авторов.
Уметь:продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.
2 четверть: (7 часов). Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!»
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
- «Ave,Maria» Ф.Шуберт
- «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
Древнейшая песнь материнства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.Тропарь иконе Владимирской Божией Матери«Мама» В.Гаврилин.«Мама» Ч.А Биксио,(исп. Р.Лоретти).
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.
Вербное воскресенье. Вербочки.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
«Осанна» Э.Ллойд Уэббер – (из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»),
«Вербочки» А.Гречанинов, А.Блок.
Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир).
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
- Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
- «Богородице, Дево, радуйся» С.Рахманинов
Знать/ понимать:смысл понятий: величание, молитва;
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
«Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе.
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.
- «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Римского Корсакова
- Песни Садко из оперыН.Римского-Корсакова.
- «Заиграйте, мои гусельки»
- «Высота ли, высота»Садко и Морской царь – русская былина
Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.
Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
Певцы русской старины (Баян. Садко).
Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народная и профессиональная музыка.
- Песня Садко с хоромН.Римский Корсаков.
- Вторая песня БаянаМ.Глинка.
Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано.
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы.
Певцы русской старины (Лель).
Народная и профессиональная музыка.
- «Туча со громом сговаривалась» - третья песня Леля из оперы «Снегурочка» - Н.Римский Корсаков.Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть.
Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов,
Уметь:узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.
3 четверть: (10 часов)
Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».
(обобщение).
.
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды.
Народная и профессиональная музыка.
- Масленичные песни;
- «Проводы зимы» Н.Римский Корсаков из оперы «Снегурочка».
Знать/понимать:названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).
Раздел 5: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера «Руслан и Людмила»
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.
- Опера «Руслан и Людмила» М.Глинка.
Знать/понимать:названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра.
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
Опера «Орфей и Эвридика»
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.
- Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк.
Знать/понимать:названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей
Опера «Снегурочка».
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
-Опера «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков.Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей
Океан – море синее.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Вступление к опере «Садко» Н.Римский-Корсаков
Знать/понимать: контрастные образы, балет, развитие.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).
Балет «Спящая красавица».
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
- Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковский
Знать/ понимать:названия изученных жанров и форм музыки,названия изученных произведений и их авторов.
Уметь:охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
В современных ритмах.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл.
-Р.Роджерс «Звуки музыки»
- «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбников.
Знать/ понимать:смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие.
Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Раздел 6: «В концертном зале» (6 ч.)
Музыкальное состязание.
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель.
- «Концерт№1» для фортепиано с оркестром П.Чайковский.-«Веснянка» - укр. н.п. Музыкальные инструменты.
Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь:продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
- «Шутка» И.-С.Бах
- «Мелодия» П.Чайковский;
- «Каприс №24» Н.Паганини.
- «Волшебный смычок» - норвежская народная песня
Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз.
Уметь: продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Музыкальные инструменты (скрипка)
- Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.
- Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;
- разученные песни.
Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах
4 четверть: (8 часов).
Сюита «Пер Гюнт»
(обобщение)
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость.
Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»;«Танец Анитры»;«Смерть Озе»;«Песня Сольвейг.
Знать/понимать:смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы.
Уметь:передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей,
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.
«Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
- «Симфония №3» Л.Бетховен.
- «Соната №14»;,
- «К.Элизе»
Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
Уметь:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
Мир Бетховена
Портрет композитора.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.
Знать/понимать:смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность.
Уметь:продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 ч.)
«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки.
Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители.Музыка – источник вдохновения и радости.-«Я поймал ритм» Дж.Гершвин;«Колыбельная Клары» Дж.Гершвин.-«Мы дружим с музыкой» И.Гайдн
Знать/понимать: смысл понятий: музыкальные иллюстрации, музыкальная речь.
Уметь:продемонстрировать знания о различных видах музыки, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха.
«Люблю я грусть твоих просторов».
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
- Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;
- Э.Григ «Утро»
- П.Чайковский «Осенняя песнь», «Симфония №4».
Знать/понимать:смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; музыкальная речь, лирика.
Уметь:определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Мир Прокофьева
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
-С.Прокофьев «Шествие солнца», «Утро»;
Знать/понимать: опера, симфония, песня.
Уметь:определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Певцы родной природы.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Музыка – источник вдохновения и радости.
- Финал Девятой симфонии Л.Бетховена «Ода к радости»
- В.Моцарт «Слава солнцу»
- Хор «Славься!» из оперы М.Глинки
- «Патриотическая песня» М.Глинка.
- Кант «Радуйся, Росско земле».
Знать/понимать: названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
Прославим радость на земле
- В.Моцарт «Симфония №40»
- Канон «Слава солнцу, слава миру» В.Моцарт.Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Знать/ понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С.Рахманинов.
- «Ты, река ль, моя – реченька»
- «Песня о России» В.Локтев
- «Вокализ» С.Рахманинов.
Знать/понимать:название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса
Уметь:продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Как сложили песню. Звучащие картины.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
- «Ты, река ль, моя – реченька»
- Солдатушки, бравы ребятушки,
- Милый мой хоровод,
- А мы просо сеяли.
Знать/понимать: жанры народных песен.
Уметь:продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;
понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
- Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»
- Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка
Знать/понимать: название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь:охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
На великий праздник собралася Русь!
1
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
-«Земля русская». Стихира русским святым – напев Киево-Печорской Лавры.(песнопения)-«Богатырская симфония» А.Бородина (фрагмент)-«Богатырские ворота» М.Мусоргского. (фрагмент).
Знать/понимать:народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.
Уметь:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
Раздел:«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы.
- «Осенняя песня» П.Чайковский;
- «Пастораль» Г.Свиридов;
- «Осень» Г.Свиридов.
Знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
-«Ангел вопияше» П.Чесноков –
- «Христос воскресе! (тропарь)
- «Богородице Дево, радуйся!» - С.В. Рахманинов.
Знать/понимать: музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации,названия изученных произведений и их авторов;
Уметь:определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Родной обычай старины.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.
- «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
- Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.
Знать/понимать: жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.
Уметь:показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование).
Кирилл и Мефодий.
Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
- «Гимн Кириллу и Мефодию». П.Пипков, сл.С.Михайловский
- Величание Мефодию и Кириллу.
Знать/понимать: романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.
Раздел: «День, полный событий» (6 ч.)
В краю великих вдохновений.
Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
Знать/ понимать:названия изученных произведений и их авторов.
Уметь:выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
2 четверть (7 часов).
Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
Выразительность и изобразительность в музыке.
- «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков.Г.Свиридов.
Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле;
Уметь:определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.
Ярмарочное гулянье.
Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
- Русские народные наигрыши;
- Светит месяц – р.н.п.
- Камаринская – П.Чайковский.
- Пляска скоморохов Н.Римский-Корсаков.
- «Волшебный смычок» - норвежская народная песня.
Знать/ понимать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов;
Уметь:высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).
Святогорский монастырь. Обобщение.
Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
- Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»
- Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка
Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки;
Уметь:продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
Зимнее утро. Зимний вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы.
-«Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский;«Зимняя дорога» В.Шебалин;«У камелька» из «Времен года» П.Чайковский.-«Зимний вечер» М.Яковлев, А.Пушкин.
- «Зимний вечер» - р.н.п.
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (песня,романс, вокализ, сюита);
Уметь: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.
Приют, сияньем муз одетый.
Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке.
- Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.«Девицы, красавицы».«Уж как по мосту, мосточку»,
- «Детский альбом» П.Чайковского.«Камаринская», «Мужик на гармонике играет»
- Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский
Знать/ понимать:названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма);
Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Музыкальные инструменты
России.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
-«Старый замок» М.Мусоргский;-«Сирень» С.Рахманинов.«Вокализ».
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (соната),
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Оркестр народных инструментов.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
- «Ноктюрн» А.Бородин;П.Чайковский «Вариации на тему рококо»
Знать/понимать:изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь:показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.
3 четверть (10 часов).
Народные праздники. «Троица».
Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края.
-«Во поле береза стояла» - р.н.п.Симфония№4 П.Чайковский
- Троицкие песни.
Знать/понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.
Раздел: «В концертном зале» (5 ч.)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты.
- «Шутка» И.Бах
- «Патетическая соната» Л.Бетховен.
- «Утро» Э.Григ.
- «Пожелание друзьям» Б.Окуджава
- «Песня о друге» В.Высоцкий.
Знать/понимать:названия изученных жанров; опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения.
Счастье в сирени живет…
Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы.
-«Венецианская ночь» М.Глинка
Знать/понимать:названия изученных жанров и форм музыки; ария, речитатив;
Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения.
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Обобщение.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные.
- Шопен. Полонез №3, вальс №10, Мазурка.
Знать/понимать:названия изученных жанров и форм музыки; песня-ария,куплетно-вариационная форма.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
«Патетическая» соната.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
- Патетическая соната – Л.Бетховен;
- Венецианская ночь.;
- Арагонская хота М.Глинка
Знать/ понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
названия изучаемых жанров и форм музыки; восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.
Уметь:продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Царит гармония оркестра.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая.
- Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть
Знать/ понимать:народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка.
Уметь:узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера «Иван Сусанин».
.
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.-опера «Иван Сусанин». М.Глинка.(интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Знать/ понимать:названия изученных жанров музыки; оперетта, мюзикл.
Уметь:эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Исходила младешенька.
Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
- «Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского.
Знать/ понимать:названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.
Русский восток.
Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
- «Пляска персидок» Мусоргский;
- «Персидский хор» М.Глинка;
- «Танец с саблями».
Знать/ понимать:смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Балет «Петрушка»
Обобщнеие.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет.
- Ярмарка («Петрушка») И.Стравинский.Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.(Музыкальные фрагменты из опер, балетов, музыкальных произведений разученные песни).
Знать/понимать:названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов.
Уметь:показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление