Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Границы политической экономии




Итак, если обобщить задачи христианской политической экономии и поставить их в связь с общей задачей, которая должна быть руководящей во всем и для каждого христиа­нина, — с исканием Царства Божьего, то они выразятся так: христианская политическая экономия ищет осуществления Царства Божьего, свободы, правды и любви в экономиче­ской жизни, в области социальной и экономической поли­тики. Никакого иного идеала христианин иметь не может, но он должен стремиться творчески применять его к новым и новым областям усложняющейся жизни и освещать ее тем­ные еще области, а в частности и экономическую жизнь.

Задачу христианской политической экономии иначе мож­но определить еще так: она призвана освещать исторический путь социальной любви. Христианство не знает заповеди выше любви, по указанию Евангелия, Господь спросит нас в оный день о делах практической любви к ближнему, я готов сказать, социальной любви: накормили ли мы голодного, напоили ли алчущего, одели ли нагого, посетили ли больно­го и заключенного в тюрьме. Доселе христианство понима­ло и выполняло эту заповедь в форме исключительно лично­го подвига, но не социального делания. При более простых общественно-экономических отношениях прежнего време­ни, может быть, это понимание и соответствовало его жиз­ненным потребностям, и наилучшим выполнением евангель­ской заповеди действительно было буквальное. Тогда дело практической любви сводилось к элементарной благотвори­тельности и личной доброте (так понимала ее и наша старая Русь). В настоящее время такое понимание совершенно не соответствует потребностям жизни с ее сложными социаль­ными отношениями. Не отрицая значения личного подвига и личного служения, которое вообще неустранимо для хри­стианства, мы должны стремиться понять Христову запо­ведь шире и применить ее не только к лицам и личным отно­шениям, но и к учреждениям, которые воплощают в себе нравственную идею, служат добру или злу, любви или нена­висти и в то же время по своему влиянию на жизнь могу­щественнее личного добро делания. Добросовестное и вдум­чивое желание честно исполнить заповедь Христову неизбеж­но заставит задуматься и о смысле того экономического строя, при котором мы живем, и определить свое к нему отношение. Для деятельной любви, кроме личного подвига и наряду с ним, открывается путь социальных преобразований, на кото­рый трудно вступить без руководства социальной науки, в частности, политической экономии, она играет роль своего рода Беатриче, проводящей современного Вергилия через ад и чистилище, становится наукой социальной любви.

На рецептах, даваемых политической экономией, неизбежно лежит печать субъективности, вольного личного творчества, поэтому-то так нелегко достигается здесь единогласие и господствует такой разброд во мнениях, так что нередко люди одинаково компетентные и в общем единомышленные по-разному разрешают один и тот же частный экономический вопрос. В политической экономии нет зрелища более обычного, нежели это. Политическая экономия разделяет здесь общую участь прикладных наук, да еще с той особенностью, что вследствие характера ее проблем, связанных с самыми животрепещущими вопросами дня, в ней субъективизм и, так сказать, свободное усмотрение, интересы и страсти влияют больше, чем где бы то ни было, и это одно уже заставляет относиться к ее выводам с особенно недоверчивой осторожностью.

Характерной особенностью нашего века является то, что, утратив веру в пророчества боговдохновенные, он с тем большей жаждой ищет пророчеств человеческих и с необыкновенной легкостью отдается суевериям относительно способности социальной науки предсказывать будущее и прорывать его загадочную завесу хотя бы научным путем. (Таким суевери­ем является распространенное в наши дни учение «научного социализма», в котором якобы точным научным путем, с «естественной необходимостью», предсказывается наступле­ние социалистического строя.)

Для христианина, для которого будущее человечества, его предназначение и конечный удел раскрыты в Открове­нии и который твердо верит вместе с тем в Промысл Божий, ведущий историю человечества, совершенно нет потребно­сти вырывать у науки предсказания будущего во что бы то ни стало. Для христианина нужно знать свою конечную цель и ближайший шаг, который ему предстоит в данный момент сделать, промежуточный же путь и практические результа­ты своей деятельности он может спокойно доверить Вышней воле. Напротив, неверующего более всего беспокоят эти ре­зультаты, и от этого беспокойства он ищет освободиться пу­тем якобы научных предсказаний и тем, несомненно, вре­дит и науке, ставя ей несвойственные и непосильные ей за­дачи. Здесь мы видим, между прочим, один из примеров того влияния, какое оказывается религиозным мировоззрением и на чисто научное исследование. Политическая экономия не раз выставляла притязание предсказывать будущее по образцу точных наук, и оно поддерживалось до известной степени тем, что в некоторых элементарных проявлениях человеческой жизни, обследуемых статистическим путем, значит, более или менее точным методом, наблюдается не­которое грубое и приблизительное единообразие и повторя­емость, дающие возможность предсказания (чем пользуют­ся и практически, напр. страховые общества). Но эти част­ности не должны вводить в соблазн, и нужно заявить реши­тельно, что политическая экономия, равно как и вся соци­альная наука, предсказывать будущее, т. е. в точности уста­навливать грядущие события в определенных рамках про­странства и времени, не может, а о предсказании можно говорить исключительно лишь при этом условии точности и определенности. Обычно за предсказания принимаются бо­лее или менее неопределенные общие суждения, в которых устанавливается какая-нибудь общая черта или особенность условий данного времени, и затем делается предположитель­ное заключение о том, каким будет ход событий, если эта его особенность будет единственной или господствующей. Это гипотетическое обобщение называют «тенденцией раз­вития», не связывая, однако, обычно с этим выражением никакого точного и отчетливого представления, так что выгоднее для науки было бы, быть может, совсем изгнать этот логический фетиш.

Особенный соблазн и неясность вносит в политическую экономию метод исторических аналогий или, проще гово­ря, стремление предсказывать будущее одной страны на основании истории другой в силу частного сходства, суще­ствующего между некоторыми сторонами истории той или другой страны.

Конечно, такое сопоставление, поскольку в нем устанав­ливается это сходство и различие, полезно для освещения данного положения, для раскрытия в нем новых сторон и более глубокого его понимания, но исторические события не повторяются. История индивидуальна, и этих-то инди­видуальных отличий, в которых и заключается, может быть, самая основная особенность истории данной страны, нельзя уловить историческими аналогиями, а чтобы охватить, взве­сить и предсказать течение индивидуальных событий во всей их сложности, не хватит человеческих сил, ибо это невоз­можно даже относительно событий мира физического, если взять их во всей сложности, между тем как в истории дей­ствует не только механическая причинность, но и челове­ческая воля, наша собственная личность. Будущее пред­ставляется нам не только как результат объективных, в нашей воли лежащих, причин и следствий, но и наших соб­ственных действий, проявлений нашей индивидуальности. В своем сознании, как живая, чувствующая и волящая лич­ность, я не могу отделаться, даже если бы этого хотел (независимо от того или иного метафизического решения вопро­са о свободе воли по существу), от представления о свободе моей воли, в смысле способности поступить и так, и иначе, и тем самым в том или ином смысле определить дальнейший ход истории. Подобным же образом способность свободного хотения в смысле возможности поступать так или иначе я предполагаю и за другими живыми людьми, к которым об­ращаюсь с увещанием, убеждением, обличением. Поэтому представление о ходе будущего как необходимо предопреде­ленном (а, стало быть, и возможность предвидения этого будущего) может быть доступно сверхчеловеческому суще­ству, извне наблюдающему ход истории, но просто не может вместиться в нашу голову одновременно с представлением о свободе выбора, об историческом творчестве, где творцами являемся и мы сами.

Поэтому познание будущего, наступающего с «естествен­ной необходимостью» (о которой постоянно говорится в мар­ксизме), т. е. по законам механической причинности, но не человеческой воли, для нас — к счастью или несчастью — закрыто, и будущее представляется нам не только как необ­ходимое, но и как должное, не только как необходимость, но и как свобода.

Свобода принадлежит только хотению; с того момента, как принято известное решение, человеку приходится счи­таться с необходимостью, учитывающей так или иначе его поступки и очерчивающей для них сравнительно узкий круг с теми общими условиями и устоями, которые характеризу­ют данное общество и время. Конечно, эти условия и устои и сами не представляют чего-либо неизменного и подверга­ются, хотя и медленно, преобразованиям и развитию. Эти-то общие условия обычно и имеются в виду, когда говорят о «железном законе развития», о «неотвратимой необходимо­сти» и т. под. Все эти гиперболы отмечают простой факт влияния общих условий в данную минуту, но при этом не может быть в точности предопределена ни степень влияния этих условий, ни сама их прочность. Поэтому ко всем заве­рениям и ссылкам на «научно познанный закон развития» следует относиться в высшей степени критически и видеть в них или род недоразумения — результат незрелости мыс­ли, или же просто агитационную фразу. Чем менее созна­тельна, чем инстинктивнее данная сторона хозяйственной деятельности человека, тем отчетливее можно наблюдать для данного момента влияние общих условий жизни, и тем за­кономернее, проще, однообразнее представляется жизнь человечества, если рассматривать ее именно с этой стороны. На этой особенности основывается, между прочим, успеш­ное приложение массовых наблюдений или статистического метода, который в таких случаях дает удивительные резуль­таты, но или не приложим, или ведет к совершенно невер­ным результатам в случае распространения на области, ему не соответствующие. Говорить подробнее об этом мы не бу­дем, заметим лишь, что подсчет, язык цифр вообще весьма употребителен в экономической науке не только в целях исследования, но и в целях точного изложения данных хо­зяйственной жизни. Экономист так же охотно прибегает к таблице (а, может быть, и злоупотребляет ею), как матема­тик к формуле.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.