Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Святыни




Внутреннее убранство

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Главный иконостас

В соборе сохранилась большая часть образов, датированных 1720 - 1760 годами.

Главный иконостас в стиле «аннинское барокко», отличающийся богатством орнаментальных мотивов, выполнен из сосны, его резной декор и скульптура – из липы. Композиционное построение представляет синтез древнерусских канонов с европейскими влияниями. В северном и южном приделах находятся малые четырехъярусные иконостасы, содержащие 18 и 22 иконы соответственно.

На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII века.

В разное время на стенах и сводах церкви были исполнены сюжетные композиции, наиболее яркая их которых – роспись в главном нефе, изображающая Петра I победителем Полтавской баталии. На западной стене трапезной размещаются две зеркальные композиции «Символ Веры», на восточной стене алтарей малых иконостасов – «Бог Саваоф».

В центральном приделе храма находится посеребренное шестиярусное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы.

В конце XIX века в соборе находилась икона с частью Ризы Господней в серебрянном ковчежце и с частицами св. мощей в двух серебрянных крестах и двух серебряных ковчежцах, с надписью:

"В нижнем ковчеге хранится часть Ризы Господней, в большом кресте - части мощей святителя Моисея, Иоанна и Никиты Новгородских, преп. Антония Римлянина, Макария Египетского, Евфимия Новгородского и Анастасия Персиянина; камень от стоп Господних, с горы Елеонския и земля вертепа, идеже Христос родился. С правой стороны креста [мощи] Феодора Тирона, с левой - Евстафия Плакиды великомучеников; в малом кресте - святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и прочих святых мощи".

На самой иконе - лики тех угодников, мощи которых помещены в ковчегах и крестах.

 

Сампсониевский собор в Петербурге - один из немногих памятников архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Храм во имя Св. Сампсония заложен Петром I в честь воинской победы. Эта традиция уже наблюдалась при закладке и освящении церкви Св. великомученика Пантелеимона. Именно в день его памяти 27 июли (ст.ст.) Петру I удалось одержать две победы в Северной войне - при Гангуте 27 июля 1714 г. и Гренгаме 27 июля 1720 г.

В день празднования памяти св. Сампсония Странноприимца - 27 июня 1709 года, также произошла значительная военная победа, решившая исход Северной войны - русские войска нанесли сокрушительное поражение шведской армии в битве под Полтавой.

В ознаменование этого Император Петр I распорядился построить церковь возле Выборгской дороги, ведущей в сторону владений шведского короля. Поначалу это была маленькая деревянная церковь, освящена в 1710 г. Перестройка церкви в собор велась в 1728-1740 годах. Часть средств пожертвовал ярославский купец И.А. Лапшин, но средств не хватило и собор достраивали за казённый счёт. Окончен собор был только при императрице Анне Иоанновне.

Собор и колокольня возведены в 1740 году. Архитектор собора - П.А. Трезини, архитектор колокольни неизвестен. Собор представляет собой одноэтажное сооружение на ленточном бутовом фундаменте из лещадной плиты, с известняковым цоколем и кирпичными стенами. Высота здания до карниза - 8,2 м; до креста купола - 35,1 м. Луковичные купола собора, тесно скомпонованные на одном барабане, находятся в центре крыши. Колокольня разделена на три яруса. Нижний ярус имеет две боковых пристройки, из-за этого он становится шире других двух верхних. В середине яруса имеется арочный проём и проезд, вымощенный лещадными плитами. Второй и третий ярусы украшены пилястрами тосканского ордера. В нише второго яруса вместо звонниц на каждой грани находятся декоративные "глухие окна". В нише третьего яруса располагается звонница с колоколом XVIII века. Каждая из граней третьего яруса заканчивается треугольным фронтоном. Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, шатёр увенчан луковичной маковкой с крестом.

Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по образцу Ф.Б. Растрелли, который заметно отличается от собора и колокольни, архитектор - А.П. Аплаксин.

В 1711 году возле Сампсониевского храма устроили кладбище, на котором были похоронены люди искусства, чьи произведения во многом определили облик Санкт-Петербурга. Среди них - зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К.Б. Растрелли, живописцы Л. Каравак и С. Торелли. Ныне кладбище утрачено - на его месте - Сампсониевский сквер (в советское время - парк им. Карла Маркса). Из захоронений осталась лишь братская могила А. Волынского, А. Хрущова и И. Еропкина, казненных в 1740 году по обвинению в заговоре против Бирона. В 1885 году, по указу императрицы Екатерины II, на месте их захоронения был поставлен памятник, созданный по проекту скульптора А. Опекушина и архитектора М. Шурупова.

В 1938 году собор был закрыт, после чего там размещался магазин готового платья, а в 1933 году с него были сняты все колокола, за исключением главного, повреждённого в результате попадания снаряда 10 февраля 1942 года.

После войны собор со всем имуществом был передан Библиотеке Академии наук, использовался для хранения книг и канцелярских товаров, а позже был передан Оптово-закупочной базе Ленгорунивермага. Архивные документы подтверждают, что разрушенная крыша собора была восстановлена только в 1957 году.

В 2000 году собор был открыт, но не как собор, а как музей. Он получил статус государственного музея-памятника. По субботам и воскресеньям, и в двунадесятые праздники в храме разрешили проводить богослужения.

После большого перерыва, 21 мая 2002 года в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя честь которого освящён один из приделов собора, настоятелем храма протоиереем Иоанном Малининым была отслужена первая Божественная Литургия. Директором Собора в это время был Николай Викторович Нагорский. С 2010 года в Сампсониевском Соборе проводятся ежедневные богослужения.

На данный момент здание собора входит состав Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.