Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я запомнил, что (однажды), когда мне было пять лет, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, брызнул мне в лицо водой, набрав её ртом из ведра»




Однажды, незадолго до своего совершеннолетия1 я приехал верхом на ослице в Мину2, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед которым не было стены3, в это время совершал молитву. И я прошёл перед частью ряда (молившихся), отпустил ослицу пастись, а потом занял своё место в ряду, и никто не высказал мне порицания4».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не следует завидовать никому, кроме (обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное1, и человеку, которому Аллах даровал мудрость2 и который поступает сообразно ей и передаёт её (другим)”».

Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что,) пока не придёт веление Аллаха1, тот, кто будет противостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веления Аллаха”».

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к Исламу)».

Однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал1 (или: хотел написать) одно из своих посланий, ему сказали: “Они2 читают только запечатанные послания”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) взял серебряный перстень, на котором была выгравирована надпись “Мухаммад, посланник Аллаха”, а белизна этого перстня на его руке и сейчас стоит у меня перед глазами».

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил одного человека со своим посланием, повелев ему вручить это послание владыке Бахрейна1. И тот вручил его владыке Бахрейна, который отправил его Хосрову2, разорвавшему его на мелкие куски после прочтения.

Однажды, когда мы с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, сидели в мечети, к ней верхом на верблюде подъехал какой-то человек. Он заставил своего верблюда опуститься на колени у мечети, стреножил его, а потом спросил: “Кто из вас Мухаммад?” В это время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел среди людей, опираясь на руку, и мы сказали: “Этот белолицый человек, который полулежит, опираясь на руку”. Тогда человек спросил его: “(Ты ли) Ибн ‘Абд аль-Мутталиб?”1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я тебя слушаю”. (Этот человек) сказал: “Я буду подробно расспрашивать тебя и поэтому (прошу) на меня не сердиться”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Спрашивай, о чём хочешь”. (Этот человек) спросил: “Я заклинаю тебя твоим Господом и Господом тех, кто жил до тебя, (скажи мне,) это Аллах послал тебя ко всем людям?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе, чтобы мы совершали пять молитв в течение дня и ночи?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “ О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе, чтобы мы соблюдали пост в течение этого месяца?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах велел тебе брать садаку2 с богатых из нас и распределять её среди бедных?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, да!” Тогда этот человек сказал: “Я уверовал во всё то, с чем ты пришёл, и я послан к тебе моими соплеменниками, и я — Димам бин Са‘ляба, брат3 (племени) бану са‘д бин бакр”».

Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и, поистине, оно подобно мусульманину, а (теперь) скажите мне, что это (за дерево)?” — и люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне”».

‘Абдуллах Ибн ‘Умар сказал:

«И мне пришло в голову, что это пальма, но я постеснялся1, а потом они2 попросили: “Скажи нам, что это за дерево, о посланник Аллаха?” — и он сказал: “Это — пальма”».3

1 ‘Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, постеснялся отвечать, так как помимо него у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находились старшие, в том числе и его отец.

2 То есть остальные присутствовавшие.

3 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает мусульманина с пальмой, желая сказать, что он, подобно пальме, должен постоянно служить источником всяческой пользы и блага.

 

Глава 44: О том, что было сказано относительно знания.

 

Аллах Всевышний сказал:

«…и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!”» (“Та ха”, 114).

 

56 (63). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

1 То есть “Ты ли сын ‘Абд аль-Мутталиба?” Здесь слово “сын” следует понимать как “потомок”, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приходился ‘Абд аль-Мутталибу не сыном, а внуком.

2 Здесь имеется в виду закят, который в первые годы существования Ислама называли также и садакой.

3 Димам хотел сказать, что oн состоит в родстве с людьми из этого племени, которые приходились пророку, да благословит его Аллах и приветствует, родственниками по матери.

 

(Ибн аль-Мусаййаб3) сказал: «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял их, пожелав, чтобы их самих разорвали в клочья».

1 Имеется в виду не остров, а область с таким же названием на восточном побережье Аравийского полуострова. Правители этих земель находились в зависимости от сасанидского Ирана.

2 Речь идёт о царе Ирана Хосрове II.

3 Ибн аль-Мусаййаб — имя одного из передатчиков этого хадиса.

 

58 (65). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

1 Имеется в виду, что он, да благословит его Аллах и приветствует, продиктовал это письмо.

2 Имеются в виду правители, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал к Исламу в этих посланиях.

 

Глава 45: О том, кто увидел свободное место в кругу сидящих и сел там.

59 (66). Передают со слов Абу Вакида аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел в мечети вместе с людьми, (туда) пришли три человека. Двое из них подошли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а один удалился.

(Передатчик этого хадиса) сказал:

«Эти двое постояли около посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и один из них увидел свободное место в кругу (сидевших людей) и сел там, другой сел позади них, а третий повернулся и ушёл. Закончив разговаривать (с этими людьми), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не сообщить ли вам нечто об этих троих? Один из них искал приюта у Аллаха, и Аллах предоставил ему приют1; что касается другого, то он устыдился (Аллаха), и Аллах устыдился его2; что же касается третьего, то он отвернулся, и Аллах (тоже) отвернулся от него”».

1 То есть оказал ему Свою милость.

2 Имеется в виду, что теперь Аллах не станет подвергать его наказанию.

 

Глава 46: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Иной раз тот, кому передают что-либо, усваивает это лучше, чем слышавший непосредственно».

60 (67). Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует да,) сел на своего верблюда1, которого держал за повод (или: недоуздок) один человек, а потом спросил: “Что это за день?” Мы промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не день жертвоприношения?” Мы сказали: “Да”. (Затем) он спросил: “А что это за месяц?” Мы (снова) промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, но он сказал: “Разве это не зу-ль-хиджжа?” Мы сказали: “Да”. (Тогда) он сказал: “Поистине, взаимоотношения меж вами должны быть такими, чтобы ваша кровь2, ваше имущество и ваша честь являлись для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе3! Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, но, поистине, может получиться и так, что присутствующий известит того, кто усвоит это лучше него самого”».

1 Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, рассказывает о том, что происходило во время прощального паломничества /хиджжат аль-вида’/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в феврале 632 года.

2 Иначе говоря, жизнь.

3 Речь идёт о Мекке и прилегающей к ней территории, которая является харамом, то есть священной территорией, где запрещается убивать и наносить вред не только людям, но и вообще всему живому, а также и растениям. Естественно, что в особой мере это касается периода хаджжа. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчёркивает, что неприкосновенность личности является одним из основных принципов Ислама в области взаимоотношений /му‘амалят/ между людьми.

 

Глава 47: О том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял заботу о людях, обращаясь к ним с проповедями и обучая их только в подходящее время, чтобы они не питали (к этому) отвращения (или: не разбегались).

61 (68). Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял о нас заботу и обращался к нам с увещеваниями (лишь в отдельные) дни, не желая, чтобы (его слова) вызывали в нас скуку».

 

 

Глава 48: Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага.

63 (71). Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал:

1 Имеется в виду День воскресения.

 

Глава 49: О глубине понимания.

64 (72). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Однажды, когда мы находились у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принесли джуммар1, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, есть среди деревьев такое, которое подобно мусульманину”. Я хотел сказать, что это пальма, (но вспомнил, что) я самый младший из присутствующих, и промолчал, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это — пальма”».2

1 Джуммар — съедобная сердцевина пальмы.

2 См. хадис № 55.

 

Глава 50: Завидовать1 следует знанию и мудрости.

1 Здесь имеется в виду так называемая белая зависть, иначе говоря, желание обладать тем же, чем обладает и другой, когда при этом человек, испытывающий зависть, не желает, чтобы этот другой лишился того, что он имеет.

 

 

65 (73). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

1 Речь идёт обо всём том, что угодно Аллаху.

2 Здесь имеется в виду либо знание и понимание Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от всего мерзкого.

 

Глава 51: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Аллах, научи его Книге1

1 То есть Корану.

 

 

66 (75). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнял меня и сказал: “О Аллах, научи его Книге!”»

 

Глава 52: О том, с какого возраста можно выслушивать слова1 малолетнего.

1 Речь идёт о том, что имеет отношение к сообщениям о словах и делах пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

 

67 (76). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

1 Имеется в виду тот возраст, начиная с которого дееспособный мусульманин /мукаллаф/ должен выполнять все обязанности, возлагаемые на него шариатом, за что он несёт полную ответственность. Имам аш-Шафи’и считал, что совершеннолетним человек становится в пятнадцать лет, а имам Абу Ханифа – в восемнадцать.

2 Минa – долина близ Мекки, где паломники, совершающие хаджж, бросают камешки в каменные столбы, символизирующие собой Иблиса.

3 Подразумевается, что перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который молился на открытом месте, находилась палка или какой-то предмет /сутра/, отделявший его от тех, кто не был занят молитвой, указывавший направление киблы (направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места) и служивший указанием на то, что во время молитвы между этой преградой и молящимся проходить запрещается (см. раздел под названием “Главы о преграде перед молящимся”).

4 Слова ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, следует понимать как указание на то, что он прошёл за тем, что служило молившимся в качестве преграды /сутра/.

 

68 (77). Сообщается, что Махмуд бин ар-Раби‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

Глава 53: Достоинство знающего и передающего знание.

69 (79). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.