КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становления психопатии в разных генетических подгруппах
Начало и продолжительность (в годах) основных стадий ДИНАМИКА ИСТЕРИЧЕСКОЙ ПСИХОПАТИИ Возникновение психопатии С момента возникновения первоначальной истерической патохарактерологической симптоматики до отчетливого выявления аномального личностного облика проходил известный срок. Определены три стадии становления, присущие и другим типам психопатий: начальная, или препсихопатическая [Кербиков О. В., 1962; Tramer M., 1949], структурирования [Гурьева В. А., 1971] и стабилизации психопатического склада. В разных подгруппах средние сроки начала и продолжительности каждой стадии были различными (табл. 13). Как видно из таблицы, появление первых психопатических черт (весьма нестойких, изменчивых) в «краевой» подгруппе было достоверно более поздним, чем в «ядерной» и органической, а в «ядерной» — более поздним, чем в органической. Переход ко второй стадии начинался раньше в «ядерной» и органической подгруппах психопатий. Начало третьей, завершающей стадии становления психопатии было наиболее ранним в органической и «ядерной» подгруппах. Как правило, для «ядерной» и органической психопатий начало третьей стадии было связано с моментом вступления в пубертатный период, для «краевой» — с выходом в самостоятельную жизнь. Продолжительность каждой стадии становления психопатии также имела различия по генетическим подгруппам. Так, препсихопатическая стадия была короче в «ядерной» подгруппе, а различия между «краевой» и органической подгруппами психопатии были статистически недостоверны. Стадия психопатического структурирования была более продолжительной в «ядерной» и «краевой» подгруппах. Стадия стабилизации аномального истерического облика была наиболее короткой в «краевой» подгруппе. В начальной, препсихопатической, стадии клинические проявления характеризовались весьма бедной и однообразной формой реагирования на ситуационные трудности. Однако именно в этом периоде намечались особенности клинической динамики, имевшие зависимость от принадлежности к определенной генетической подгруппе. Таблица 13
В «ядерной» подгруппе психопатии биологическая неполноценность в виде «рассогласованности коры и подкорки», по И. П. Павлову, обнаруживалась уже на ранних стадиях индивидуального развития. В младенческом возрасте наблюдались «закатывания до посинения», продолжительный плач, судорожные подергивания мышц лица и конечностей, рудименты истерических припадков. Несколько позднее (к 2—4 годам) появлялись повышенная двигательная активность, непосредственность и живость эмоциональных реакций, капризность, развитая способность к подражанию. Отличаясь подкупающей общительностью, яркой обращенностью во вне, такие дети довольно легко завоевывали симпатии старших: демонстрировали хорошие способности к декламации, импровизации, подражанию манерам и интонации окружающих, копировали их поступки. Живое, образное мышление и яркое воображение привлекали внимание других детей, однако в силу нетерпимости, капризности, сверхтребовательности они не могли долго сохранять лидирующее положение среди сверстников. Трудности адаптации начинались уже при первых, более широких контактах— посещении детского сада, пребывании длительное время в одном и том же коллективе. В дошкольном возрасте имело место постепенное усложнение форм неправильного реагирования: появление бурных аффективных разрядов (в ответ на попытки как-то ограничить их претенциозность и стремление быть в центре внимания), повышенной впечатлительности и сенситивности, упрямства и непослушания в сочетании с чрезмерной внушаемостью (возникновение подражательных невротических явлений в виде тиков, заикания, косноязычия и т. п.), наклонности к паясничанью. Повторные психогенные реакции развивались по механизму формирования «приспособительных мер защиты» от трудной жизненной ситуации: прибегали к рисовку, браваде, фантастическим измышлениям и псевдологии. Уже в конце первой стадии удавалось выделить клинические разновидности истерического психопатического склада. Для представителей первой формы характерно преобладание черт экспрессивности (склонность к взрывообразным аффективным реакциям, крикливость, капризность, отдельные эпилептоидные качества), второй — импрессивности (ранимость, обидчивость, пугливость, появление невротических реакций в виде кратковременного «выпадения» функции органов чувств, парезов, расстройств чувствительности, а также отдельных шизоидных черт). «Краевая» подгруппа истерической психопатии имела в своей основе сочетание отрицательных микросоциальных влияний с врожденной или приобретенной неполноценностью высшей нервной деятельности. Начало препсихопатического этапа относилось к преддошкольному и раннему школьному возрасту, когда обнаруживалась связь аномального реагирования с качественными изменениями окружающей среды, часто с неправильным воспитанием. К этому периоду относилось появление стойких реакций имитации (подражание аномальному поведению одного из ближайших воспитателей с явно истерической структурой характера), оппозиции (протеста против грубого и несправедливого обращения) или прямого культивирования жажды выделиться, играть первую роль, быть в центре внимания. Формы неправильного реагирования целиком определялись условиями микросоциального окружения: оно усиливалось в обстановке, способствовавшей развитию эгоцентрических установок, и ослабевало при позитивном, корригирующем педагогическом воздействии. В зависимости от интенсивности и продолжительности отрицательного средового влияния появлялись разнообразные аффективные реакции (гнев, возмущение, негодование, страх, неуверенность в себе), вегетативные и вазомоторные проявления, продолжительные состояния психической слабости и неустойчивости. Фиксируясь и закрепляясь, они во все большей мере определяли линию поведения подростка в виде демонстративности театральности, стремления к превосходству над сверстниками, оригинальным и неожиданным увлечениям, погони за внешним эффектом и желания «добиться признания». В органической подгруппе психопатий первоначальные аномальные черты возникали довольно рано (в 2—3 года), выражаясь двигательной возбудимостью, непомерной крикливостью, расторможенностью влечений. Частыми являлись астенические состояния и склонность к псевдологии. Однако типично истерические способы реагирования появлялись на более поздних возрастных этапах (чаще всего с момента учебы в школе), когда возникали наибольшие трудности адаптации: неспособность к систематическим занятиям, избирательное отношение к отдельным предметам, непереносимость жестких, авторитарных требований дисциплины. Со стороны интеллекта имелась некоторая замедленность его развития (конкретность мышления, рассеянность внимания и пр.). В ходе стадии структурирования происходило дальнейшее усложнение истерического реагирования в ответ на биологические пертурбации и микросоциальные вредности. Поведение подростков принимало все более дисгармонический характер, реакция возникала на многие повседневные ситуации. Продолжительность этой стадии была самой большей из всех стадий становления и часто включала моменты относительного смягчения психопатических свойств, перекрывавшихся весьма отчетливыми компенсаторными или невротическими образованиями. Лишь к концу данной стадии наступали «кристаллизация» истерического способа реагирования и расширение клинической динамики. По мере формирования психопатической структуры личности ослабевала и утрачивалась специфика клинических проявлений в разных генетических подгруппах. В подгруппе «ядерной» психопатии начало стадии структурирования проявлялось в возраставшей психической незрелости суждений, легкомысленности поступков, усложнении эмоциональных реакций, сопровождавшихся ярким, экспрессивным выражением чувств и преувеличенной оценкой собственной личности. Постепенно на передний план выдвигались инфантильный эгоцентризм, театральность поведения, неуемное стремление интриговать, быть объектом внимания. В препубертатном периоде частые и многообразные истерические реакции группировались вокруг влечений, в значительной мере социально преобразованных: лживость, носившая почти импульсивный характер, оживленный интерес к сексуальным проблемам, ложные обвинения в изнасиловании и др. Па незначительные средовые затруднения эти лица легко реагировали депрессивными переживаниями, демонстрацией «пресыщенности жизнью», стремлением «передать» свои суицидальные намерения окружающим: группировали подростков с целью обдумывания способов «массового самоубийства», причем обязательно в необычной, красивой обстановке и т. п. Реже возникали более элементарные истерические реакции типа «двигательной бури». Обратная динамика патохарактерологических качеств осуществлялась крайне редко — лишь при наличии многолетнего позитивного (семейного, школьного) воздействия. Такое же благоприятное влияние оказывал выбор увлечений, наиболее соответствовавших личностным особенностям индивида: живопись, поэзия, участие в самодеятельности. В подгруппе «краевой» психопатии стадия структурирования относилась к препубертатному возрасту и была сопряжена с продолжавшейся отрицательной микросоциальной ситуацией: поддержание в подростке чувства превосходства, зависти и эгоистического отношения к сверстникам, укрепление «соломенной почвы» (избегание трудностей, преодоления жизненных препятствий, закаливания выдержки). Невротические и вегетативные реакции на этом этапе становились привычными и в затруднительных ситуациях облегчали тенденцию «бегства в болезнь». Фантазирование и псевдология становились доминирующим синдромом при наличии индивидуально-непереносимых конфликтов и умерялись после их разрешения. Аномалия характера на протяжении нескольких лет имела сравнительно парциальное содержание, утяжеляясь в момент соматогенной или психогенной отягощенности. Реакция на возрастную перестройку не приобретала столь трагедийного оттенка, как при конституциональной психопатии. Окончательное завершение второй стадии происходило в постпубертатном периоде (в 17—18 лет), когда складывалась весьма стойкая система отношений с окружающими. В подгруппе органической психопатии формирование отчетливой истерической структуры начиналось с закрепления и постепенного усиления определенного типа реагирования на психогенные и соматогенные вредности; чаще всего было сочетание повышенной возбудимости и быстрой истощаемости. На этом фоне иногда появлялись стремления к самоповреждениям, проглатыванию инородных предметов, имитации тяжелого заболевания. Основным мотивом таких поступков являлось желание избежать неблагоприятной ситуации, вызвать сочувствие, жалость, привлечь внимание. Возникая несколько раньше, чем в подгруппе «краевой» психопатии, данная стадия завершалась быстрей, чем в других подгруппах (чаще всего к пубертатному кризу): сглаживались явления двигательного беспокойства, неуклюжести, некоординированности движений, однако становилась более выраженной вегетативная «стигматизация» и нарастали колебания настроения по типу дистимий и дисфории. На стадии стабилизации психопатии осуществлялось окончательное оформление аномального личностного облика. Характерной являлась почти полная утрата клинических различий по отдельным генетическим подгруппам, а динамика психопатии приобретала чрезвычайную яркость и многоплановость. На этой стадии встречались почти все формы динамики, свойственные другим типам психопатий (декомпенсации, развития, фазы), включавшиеся в состав разнообразных клинических вариантов ухудшений состояний — невротического, характерологического, психотического [В. Я. Гиндикин, 1963]. Таким образом, генетические и конституциональные факторы оказывали влияние на время появления первоначальных психопатических черт, длительность формирования патологического склада характера и клиническое оформление аномалии поведения на первых стадиях становления психопатии; постепенно они утрачивали свое значение по мере окончательного структурирования и стабилизации психопатического облика. Приводим клиническое наблюдение. Больная Г., 1958 г. рождения, парикмахер. В Алтайской краевой психиатрической больнице находилась с 24 по 31 октября 1967 г. и с 14 по 28 ноября 1967 г. Анамнез жизни: мать очень вспыльчивая, раздражительная, капризная, обидчивая. Отец с семьей не живет, брак не был зарегистрирован. Роды срочные, стремительные. Вскармливалась искусственно. Росла болезненной, слабой, перенесла все детские инфекции (в том числе в тяжелой форме скарлатину), в 5 лет — болезнь Боткина. С раннего детства девочка чрезмерно крикливая, нервная, беспокойная. Развивалась ускоренно, была любознательной, смышленой. Воспитывавшая ее бабушка (большая фантазерка) очень баловала, покрывала все шалости. Весьма рано начала понимать выгоды своего положения единственного ребенка в семье, проявляла капризность и грубость, особенно по отношению к бабушке, «тиранила ее». С 3 лет посещала детский сад, однако и там вела себя капризно, ссорилась и дралась с детьми, а получив отпор, подолгу визжала, каталась по полу, «вытягивалась в струну, синела» — до тех пор, пока не удовлетворялись ее капризы. Через год отказалась совсем посещать детский сад, жалуясь, что ее обижают. В домашней обстановке становилась все более трудной; мать не могла подобрать верного тона, то прибегала к ласкам и уговорам, плакала и просила у нее прощения, то жестоко наказывала. После перенесенного инфекционного гепатита мать переменила к ней отношение: считая тяжелобольной, ограждала от волнений, домашних дел, не разрешала играть с детьми. Постепенно девочка стала «задавать тон в семье», командовала старшими, требовала к себе повышенного внимания, удовлетворения всех желаний. В школу пошла 7 лет, до 4 класса успевала хорошо, хотя и отличалась неусидчивостью, торопливостью. После поощрений занималась упоенно, стремилась быть первой ученицей в классе. В 11-летнем возрасте обострилось заболевание печени, около месяца находилась на обследовании в детской больнице. Приступив к учебе, не смогла наверстать упущенное, успеваемость снизилась; вначале болезненно переживала школьные неудачи, затем быстро смирилась и даже стала пропускать уроки, ссылаясь на плохое самочувствие, «приступы кинжальной боли в правом боку». Жаловалась матери, что учителя придираются, занижают ей оценки. Дома стала еще капризней, требовательней, эгоистичней, добивалась новых нарядов, а в случаях отказа «становилась дикой», набрасывалась с кулаками, пыталась однажды откусить матери нос; отмечалось несколько истерических припадков. Менструации с 12 лет, чрезвычайно болезненные. В предменструальный период усиливалась капризность, несговорчивость. С этого возраста стала проявлять повышенный интерес к вопросам пола: предпочитала находиться в обществе мальчиков, кокетничала с ними, на все замечания матери реагировала бранью. С 13 лет начала прибегать к художественным вымыслам и фантазиям: рассказывала окружающим, что она «цыганской крови», а мать похитила ее из табора, матери заявила, что ее вовлекли в воровскую шайку, где, используя ее маленький рост, заставляют через форточки проникать в чужие квартиры. Классному руководителю сказала, что учитель физики склонял ее к сожительству, обещая за это отличные оценки. Обо всем говорила с подкупающей искренностью, вдохновением, однако после продолжительных расспросов и обнаружения противоречий в рассказе сознавалась во лжи, безутешно плакала и раскаивалась. Накануне первой госпитализации в больницу жаловалась на боль в горле, не пошла в школу, однако вечером стала собираться в кино. Мать твердо и решительно воспрепятствовала этому; девочка сильно расстроилась, начала громко плакать, затем перешла на визг, грубо оскорбила мать, плевалась, искусала бабушку, а затем выбежала во двор и залаяла по-собачьи. Долго не могла успокоиться, вся дрожала, покрылась потом, не допускала напуганную мать, заявляла, что под кроватью кто-то прячется. Ночью спала тревожно, всхлипывала, часто вздрагивала. Наутро стала прощаться с матерью, говорила, что ее ждут «друзья-уголовники», которым она дала «клятву кровью», и если теперь не выполнит «задания», то мать зарежут. При попытке успокоить ее дала бурную реакцию гнева, рыдала, а затем отвернулась и застыла на несколько часов, не отвечая на вопросы. По настоянию матери была госпитализирована в психиатрическую больницу. Соматическое состояние: инфантильно-грациальное телосложение. Легкая болезненность при пальпации в правом подреберье. Неврологически: яркий розовый дермографизм, резкий тремор вытянутых рук. Психическое состояние в момент госпитализации была беспокойной, отталкивала врача, сопротивлялась обследованию, угрожала «изувечить себя». Довольно быстро успокоилась, легко освоилась с обстановкой в кабинете. Доверительно описывает «встряску», которую устроила матери. Обвиняет ее во всем случившемся, ибо та до сих пор относится к ней, «как к маленькой». Весьма наивна в своих суждениях, легко отказывается от первоначальных утверждений, однако в ходе беседы вновь прибегает к измышлениям: допускает, что мать ей «неродная», горячо желает знать правду об отце, с этой целью якобы «установила связь» с асоциальными подростками, которые обещают «доставить адресок». В обращении мягка, предупредительная, стремится завоевать внимание окружающих: охотно рассказывает о своих актерских способностях, поет, танцует. Обстановкой в отделении не тяготится, скучает о матери, на свидании с ней ласкова. Спустя 2 дня после выписки поссорилась с матерью: швыряла в нее подушками, била посуду, обещала «уморить себя голодом». При посещении соседей поведение сразу же менялось: становилась приветливой, обходительной. Охотно посещала школьные занятия, однако вскоре перенесла тяжелую психическую травму (кто-то из подруг распустил слух, будто ей в больнице делали аборт). Сильно переживала, отказывалась посещать уроки, была подавленной, часто говорила о намерении покончить жизнь самоубийством, осталось лишь «подобрать красивый способ». Представляла, как подруги будут сожалеть о своей «неосторожности и жестокости». В ночное время боялась спать без света, видела на стене яркие расцвеченные фигуры. Жаловалась матери на усиление болей в правом подреберье, громко стонала, изображая приступ печеночной колики. Была вновь направлена на стационарное лечение. В отделении первые дни выглядела понурой, говорила, что в школе ее оклеветали. Внушаема, легко перенимает манеры окружающих; пыталась имитировать судорожный приступ, который наблюдала у больной из соседней палаты. Объясняет поступок желанием «заинтересовать» студентов, курировавших ее. Охотно говорила о колебаниях настроения, участившихся якобы в последние месяцы, однако затем созналась, что услышала эти жалобы от другой больной, страдающей циклотимией. Довольна проведенным лечением, особенно длительными психотерапевтическими беседами, «многому научилась и постараюсь использовать в жизни». В последующие годы (14—16 лет) по-прежнему оставалась очень капризной, требовательной, эгоистичной, постоянно недовольна матерью. В школе была сдержанней, упорядоченней, дружила с подростками, которые ее поддерживали и поощряли. Окончила 7 классов, дальнейшая учеба «надоела», решила начать самостоятельную жизнь. Освоила профессию парикмахера, работа нравилась, «всегда среди людей, приятно делать красивые прически». Отношения с сослуживцами неровные частые конфликты со старшим мастером, которая «всячески старается унизить, придирается по пустякам»; вынуждена была сменить место работы. В 17 лет вышла замуж. «Безумное увлечение» вскоре закончилось глубоким разочарованием; муж, по ее словам, легкомысленный, невнимательный, грубый. Огорчена тем, что «попытка убежать от нудной опеки матери» закончились неудачей. В сексуальном отношении холодна («не такой представляла себе близость»), с удовольствием принимала ухаживания приятелей мужа, «разжигала в нем ревность». После очередного конфликта муж оставил ее. Чувствовала себя приниженной, оскорбленной, раздражали сочувствие и утешение матери, легко срывалась па крик, упрекала ее в неправильном воспитании. Положение осложнилось тем, что была беременна. К родившемуся вскоре ребенку привязана, однако к его воспитанию относится небрежно, предоставляя матери полную свободу действий. С этого времени несколько улучшились отношения с матерью, хотя периодически в семье бывают «жуткие побоища». Возвращение мужа встретила без особого энтузиазма: часто ссорится с ним, ревнует, упрекает в «черствости, невнимательности». В беседе с врачом во время катамнестического обследования держится с рисовкой; кокетлива, игрива, рассуждения по-детски наивные: строит радужные планы перевоспитания мужа, намерена поступить в театральное училище, чтобы «осуществить сокровенную мечту». Довольна сменой (четвертого по счету) места работы: нравится новое окружение, оказываемое ей доверие, увлечена наставничеством. Анализ наблюдения показывает раннее проявление конституциональной неполноценности: еще в грудном возрасте больная обнаруживает двигательное беспокойство, повышенную нервозность. В дальнейшем выступают признаки парциального психофизического инфантилизма: грациальный тип телосложения, гиперполименорея, живость, непосредственность эмоционального реагирования, наивность суждений и др. Важное значение приобретают неблагоприятные средовые факторы (воспитание по типу «кумира семьи») и соматогения (гепатит). Динамика личностных расстройств на первой стадии исчерпывается примитивными истерическими реакциями и агравацией соматического заболевания, а затем усложняется за счет присоединения картины патологического фантазирования и псевдологии. В пубертатном возрасте линия поведения становится постоянной: неискоренимая жажда правиться, капризность, демонстративность, эмоциональная лабильность, эгоизм, истерическая «нозофилия» с попыткой имитации соматических и психопатологических нарушений. Трудности социальных контактов, обнаруживаемые ранее в семейной обстановке (динамика, свойственная «домашним психопатам»), иррадиируют на все стороны межличностных отношений и позволяют говорить об окончательной стабилизации к 17—18 годам личностного облика с его принадлежностью к конституциональной «ядерной» подгруппе. Некоторое улучшение социальной адаптации связано с длительным формированием (в ходе психотерапевтической и медикаментозной коррекции) позитивных мотиваций, эмоционально окрашенной доминанты: удовлетворенности своей нужностью, полезностью обществу и достижением желания «быть на виду». Структурный анализ к моменту стабилизации психопатического облика показал наличие двух симптомокомплексов — облигатного и факультативного. Наряду с типичной истерической личностной структурой довольно часто (у 37 человек) имелась смешанная, мозаичная типологическая основа. Такая мозаичность и многоликость истерического характера объяснялась присоединением и дальнейшим развитием радикалов, присущих другим формам психопатий — возбудимой, в том числе эпилептоидной, тормозимой, в первую очередь шизоидной, и паранойяльной. Таким образом, наличие возбудимых черт в структуре истерической психопатии было более частым, чем паранойяльных. Анализ частоты «мозаичного» склада среди трех генетических подгрупп показал его меньшую встречаемость в подгруппе «краевых» психопатий (8 из 67), чем в подгруппе «ядерных» (15 из 49) и органических (14 из 20). Для варианта с присоединением возбудимых качеств характерно наличие, помимо типично истерических черт, частых, взрывообразных состояний раздражения, вспыльчивости, гневливости, а также некоторого педантизма, аккуратности и обстоятельности. На стадии структурирования появлялись немотивированные колебания настроения, частые психогенно обусловленные судорожные разряды и вегетативные приступы. В целом выявлено преобладание возбудимых черт в подгруппе органической психопатии (в 55,0±4,54 % случаев). Отдельные па-тохарактерологические качества тормозимого круга (астенические, психастенические, шизоидные) несколько преобладали в «ядерной» подгруппе (16,3±4,62%) при сравнении с «краевой» (4,5±4,38%) и органической (15,0±9,12%) подгруппами. Неоднородность склада характера наиболее четко проявлялась в первой и второй, стадиях формирования психопатии и сглаживалась по миновании пубертатного криза. Паранойяльные черты в истерическом характере к моменту его окончательного сформирования встречались довольно редко (у 2 человек с конституциональной психопатией и у 1—с «краевой»), однако их комбинация с истерическими облигатными признаками заметно выявлялась в зрелом и инволюционном периодах. Следует отметить, что проявления мозаичности истерического психопатического склада личности чаще наблюдались на начальных стадиях становления психопатии. В дальнейшем пестрые и многообразные факультативные качества уступали место облигатным, гомономным истерическим признакам, определявшим весь последующий способ поведения. Создается впечатление, что нивелирование или устранение гетерогенных патохарактерологических черт было связано с постепенным биологическим созреванием личности (обычно к 30—35 годам). Биологическая фундированность мозаичного склада выявлялась также в ходе инволюционного криза: в этот период появлялись прежние факультативные свойства, находившиеся длительный период в компенсированном, «латентном» состоянии. К моменту окончательной стабилизации истерической структуры в клинической картине удавалось выделить 8 основных синдромов (истероневротический, астенодепрессивный, ипохондрический, обсессивно-фобический, патологического фантазирования и псевдологии, «Мюнхаузена», паранойяльный, расстройства влечений). В «ядерной» подгруппе достоверно чаще встречался астенодепрессивный синдром, далее — патологического фантазирования и псевдологии, паранойяльный (идеи ревности, сутяжничества), несколько реже — истероневротический и ипохондрический. В «краевой» подгруппе отмечена более высокая встречаемость астенодепрессивного синдрома, затем — истероневротического, патологического фантазирования и «Мюнхаузена», несколько реже — расстройства влечений (сексуальные, наклонность к самоповреждениям) и ипохондрический; сравнительно редким был паранойяльный синдром. В органической подгруппе распределение основных синдромов было примерно одинаковым. Проведенный анализ не выявил достоверного различия в распределении каждого из восьми синдромов по генетическим подгруппам. Это еще раз подтверждает вывод о клиническом единстве, однородности истерического типа психопатии.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |