КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние социокультурных предпосылок на формирование модального типа личности
Л.Б.Волынская Процесс формирования личности и степень распространенности тех или иных установок, ценностных ориентации, личностных качеств в значительной мере зависят от господствующих в обществе социокультурных норм и стереотипов. В различных культурах наибольшее распространение получали разные характерные черты людей, способы реагирования на те или иные ситуации, модели поведения, которые со временем, с изменением социокультурных условий претерпевали трансформацию, заменялись другими. Поэтому наша личность отнюдь не столь самодостаточна и зависит не только от нашего внутреннего "Я", а наоборот, наше "Я" само во многом обусловлено особенностями культуры, в которой ему довелось состояться. Разные культуры развивают в людях определенные качества, придают им наибольшее значение, оставляя другие без внимания или подавляя их. С практической точки зрения, для человека это важно понимать потому, что требования, предъявляемые к нему со стороны социокультурной среды, далеко м:; всегда являются идеальными, соответствуют его интересам, а в конечном итоге и интересам общества. Не случайно в последнее время под социализацией все чаще понимают двусторонний процесс, при котором индивид, не только усваивая социокультурные нормы и модели поведения, но и сам влияя на свое окружение, создает хотя бы в своей микросреде, приемлемые для себя и для других способы взаимодействия. Только такого человека можно считать по-настоящему адаптированным, а вовсе не того, кто лишь стремится адаптироваться, соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Такое стремление часто бывает излишним, невротическим и как раз свидетельствует о неадаптированное™ индивида, поскольку на практике чем больше он к этому стремится, тем меньше это у него получается. По-настоящему адаптированным можно считать того человек который не только усвоил нормы и правила поведения в обществе и в различных микросредах, но и может при отдельных условиях им противостоять, причем способен различать эти условия и находить нужную меру и способы противостояния. Это необходимо по целому ряду причин и прежде всего потому, что социокультурные нормы, представления не всегда благоприятны для человека, для его развития, для выявления всего лучшего, что в нем есть. Иногда прямое следование им приводит личность к краху всей жизни, отчаянию, полной дезадаптированное™. Кроме того, социокультурные требования, предъявляемые к индивиду на разных этапах его жизненного цикла, далеко не одинаковые. Однако заменить одни модели поведения другими или хотя бы осознать необходимость этого способны далеко не все. Причем чем лучше индивид был адаптирован на определенном этапе своей жизни, чем эффективнее работали его модели поведения и способы взаимодействия с людьми, тем труднее ему от них отказываться. Именно поэтому все мы знаем случаи, когда дети, подававшие большие надежды, вырастая, становились весьма обыкновенными людьми. И наоборот, отпетые, казалось бы, хулиганы в некоторых случаях становятся творческими людьми и даже первооткрывателями. От ребенка требуют послушания или, говоря другими словами, подчинения, умения "пристраиваться снизу". Если его поведение удовлетворяет этим требования, то за это он получает определенные награды. Награды эти могут быть как материальные, так и в виде похвалы, поощрения со стороны родителей, а также воспитателей и учителей, что позволяет ребенку занять более престижное место в детском коллективе. Благополучие ребенка
во многом зависит от того, насколько хорошо ему удается соответствовать требованиям со стороны взрослых. Если он преуспел в этом, то такой тип поведения часто закрепляется, и, может быть, даже и бессознательно, ребенок не хочет взрослеть. Это нежелание или боязнь взрослеть может сохраняться и в юношеском возрасте, когда жизнь настоятельно требует вступления в новую фазу, осуществления выбора. Переход от зависимости детства к зависимости и ответственности взрослости имеет две стороны. Зависимость тяжела, унизительна, а ответственность страшна. Но некоторые молодые люди, привыкшие к зависимости, вполне примирились с ней и готовы терпеть ее и дальше, лишь бы не брать на себя ответственность. Возможно, их зависимость в детстве не была особенно обременительной, или просто они к ней хорошо приспособились. Таким образом формируются инфантильные люди, стремящиеся сохранить вечное детство, не способные вступить во взрослую жизнь, а тем более найти в ней свое место. Отчасти это подкрепляется романтическим ореолом детства, принятым в нашей культуре и отраженным в творчестве большинства известных писателей. Такое восторженное отношение к детству для многих молодых людей является барьером даже к осознанию ими своей инфантильности, а уж тем более к преодолению ее. К.Г.Юнг считал проблему застревания на детской ступени сознания универсальной. Он писал о внутреннем сопротивлении действующим вокруг нас силам, которые пытаются вовлечь нас в мир. В этом, по его мнению, проявляется инертность не только сознания, но и всей материи. Сознание каждой предыдущей фазы уже и эгоистичнее, чем сознание новой, следующей фазы, в которой индивид поставлен перед необходимостью понимать и принимать то, что является для него чуждым и непонятным. Поэтому сделать прорыв в новое нелегко, а возможность застрять на каждой фазе развития чрезвычайно велика. Многие молодые люди, особенно девушки, ос- таются на стадии морали повиновения. В дальнейшем часть их жизненных проблем объясняется именно этим, хотя им самим это бывает обычно трудно осознать. Сложности перехода в стадию самостоятельности у девушек, связанные со стремлением закрепиться в предыдущей фазе, а, возможно и консервативностью женской природы, усиливаются социокультурными установками, господствующими в нашем мужском мире. Для женщин устанавливаются не только всевозможные внешние ограничения, но и с помощью распространенных социокультурных стереотипов в них формируется определенное отношение к самим себе, критерии самооценки, невыгодные для них. Нормы женского самосознания и поведения, будучи полностью усвоенными, делают женщину дезадаптированной в жизни и в конечном счете приносят вред не только самим женщинам, но и мужчинам и обществу в целом. Прямо или косвенно, в девушках воспитывается зависимость от мужчин. Хотя такой социокультурный стереотип достался нам от прошлого и в настоящее время часто смягчен, все же полностью он еще не преодолен. По данным социологических опросов советского периода, родители связывали будущее счастье своих дочерей в гораздо большей степени с удачным замужеством, чем с творчеством или карьерой - так считали 80% опрошенных. Сейчас этот процент снизился, но все равно более половины родителей придерживаются такого мнения. Такое социокультурное давление на девушку, призывающее ее ориентироваться главным образом на семью, в большинстве случаев делает ее неадаптированной в жизни и приносит много страданий. Ведь если она терпит неудачу в этой сфере жизни, даже не по своей вине, то в глазах большинства окружающих она становится неудачницей и вызывает чувство превосходства или жалости. Социокультурные стереотипы побуждают женщину принимать на себя ответственность за успех или неуспех во взаимоотношениях с мужчиной. В случае неуспеха женская психика, основанная на этих стереотипах, получает встряску. На глубоком уровне женщина чувствует, что потерпела провал в выполнении наиболее важной задачи своей жизни. Такой взгляд на себя так глубоко внедрен в ее сознание условиями социализации, что многие испытывают склонность винить во всем себя независимо от того, виноваты они на самом деле или нет. Неправильно понимаемая поговорка о том, что человек сам кузнец своего счастья, приводит к тому, что чувствуя себя несчастной, женщина обвиняет в этом себя, хотя и не знает, в чем именно заключается ее вина. Неблагоприятное для нее поведение со стороны мужа или любимого человека женщина объясняет своей женской несостоятельностью, не понимая, однако, природы этой несостоятельности и возможностей своего влияния на ситуацию. Таким образом, ее активность ограничивается изнутри, так как она не видит направлений или путей ее проявления, а преобладающим душевным состоянием становится состояние фрустрации. Столь широко распространенная женская склонность к самообвинениям является далеко не только личной проблемой, но и социокультурной. При формировании каких-либо групп резко различаются мужской и женский тип поведения. Влияние от центра группы к периферии в большинстве случаев бывает мужским. Женщины, как правило, становятся проводниками мужских воздействий, исполняют роль распространителей чужих идей. В тех случаях, когда женщина стремится к позиции лидера, она встречает противодействие, осуждение, ее поведение интерпретируется как "неженское". Таким образом, ее самореализация требует умения интерпретировать свое поведение и обстоятельства не всегда с точки зрения общественного мнения и противостоять давлению извне. Теперь несколько слов в подтверждение тому, что усвоение некоторых традиционных норм женского поведения неблагоприятно для женщины, делает ее неадаптированной в реальной жизни. По данным ряда психоло- гов, в каждом индивиде независимо от пола присутствуют качества как типично "маскулинные", так и "фемининные". На их пересечении можно выделить 4 психологических типа: маскулинный - высокие показатели по М и низкие по Ф; фемининный - наоборот, высокие по Ф и низкие по М; андрогинный - высокие показатели как по М, так и по Ф; и психологически недифференцированный тип (невыраженный) - низкие показатели по обеим шкалам. Психологи задались вопросом, есть ли влияние полоролевой ориентации на адаптированность индивида, как связана эта ориентация с субъективным чувством и объективными показателями благополучия в жизни. По данным И.Кона, до проведения эксперимента у психологов не было единодушия по этому вопросу - они выдвинули три различных гипотезы. По первой гипотезе, соответствующей традиционной точке зрения, наиболее благополучными должны быть люди, качества которых в наибольшей степени совпадают с их половой принадлежностью. Согласно второй гипотезе, наибольшее благополучие для обоих полов обеспечивает андрогиния, т.е. высокие показатели и по М, и по Ф (многосторонние личности). По третьему варианту лучше всего адаптированы в жизни мужчины и женщины с высоким показателем по М. Эти гипотезы были проверены в трех отдельных исследованиях. В результате было выявлено, что наиболее благополучными и не склонными к депрессии оказались мужчины и женщины с высокой степенью маскулинности. Определенное подтверждение нашла и андрогинная версия, но полностью ложной оказалась гипотеза "соответствия". Последнее обстоятельство можно объяснить тем, что женщины с развитыми фемининными качествами ожидают от мужчин того, что в принципе могли бы сделать сами. Они как бы играют в игру "спаси меня", "сделай за меня", развивают в себе пассивность и беспомощность. Такие "игры" отчасти связаны с их личностными качествами, но в определенной степени находят под- крепление и в социокультурных нормах, в идее женской пассивности. Следуя такому социокультурному стереотипу, женщины оказываются неудовлетворенными и разочарованными, а их лучшие качества не получают развития. В таком состоянии женщина становится в конце концов неинтересной для мужчины, вызывает у него разочарование, т.е. развитие в женщине традиционно фемининных качеств оказывается вредным для обоих полов. Такой социокультурный стереотип, пришедший к нам из патриархального мира, скорее всего, связан с идеализированным представлением о мужчине, с преувеличением его силы, а следовательно, далек от реальности и потому не только не срабатывает, но и приносит много вреда. Негативные социокультурные стереотипы задаются нам и в отношении возраста. В разных культурах и в разные периоды истории был свой привилегированный возраст. В первобытном обществе и на ранних ступенях цивилизации наибольшим почетом пользовался зрелый человек. В Древней Греции было введено даже такое понятие, как акмэ - период расцвета (30 с небольшим лет). Но и старик в Древней Греции был достаточно уважаемой фигурой. Если в первобытные времена старики часто воспринимались как балласт вследствие своей неспособности к охоте или тяжелой физической работе и скудности пищевых ресурсов, то в Древней Греции, а тем б° лее в Риме старость стала ассоциироваться не только с физической слабостью, но и с наколенным опытом, с мудростью. В этих условиях старики могли успешно выполнять функции управления и воспитания подрастающего поколения. Начиная с XIX в. в обществе возрождается интерес к старости. Это связано и с возрастанием доли стариков вследствие увеличения продолжительности жизни, и с экономическими причинами: современное производство требует знаний и опыта, и с медицинскими: появление новых болезней, которые развиваются преимущественно у пожилых людей, и поиски их преодоления. Тем не менее, полной реабилитации старости все равно не произошло. В последние столетия наиболее ценимыми, даже, можно сказать, престижными стали ранние периоды жизни человека. В XVII в. самым ценным периодом считалась молодость, в XIX - детство, в XX - юность. XX в. можно было бы называть веком молодых. Частично это связано с тем, что этот возраст сейчас берет свой реванш, так как раньше ни отрочеству, ни юности не уделялось большого внимания. В восприятии возраста людьми прошлых эпох они растворялись в детстве и молодости. Таким образом, мы видим, что привилегированный возраст не является величиной постоянной. Зрелость -наиболее почитаемый период в первобытном обществе и в древних культурах, старость - в некоторых странах Востока, ранние периоды жизни - 3-4 последних века. Такая социокультурная акцентуация различных возрастных периодов жизни часто отражается и на отдельном человеке. Многие люди недовольны своим возрастом, поскольку он не относится к наиболее престижному в данное время. Те люди, которые поддаются массовым представлениям о ценности того или иного возраста и смотрят на себя с этих позиций, являются излишне послушными, оказываются в невыгодном положении. Особенно болезненно это проявляется, когда наиболее ценимым возрастом является первая половина жизни (детство, юность, молодость), а человек уже перешел этот возрастной рубеж, и ему больше нечего ждать. Если он не может противостоять давлению общественного мнения, выработать для себя свои собственные смыслы, то вторая половина его жизни будет протекать неблагоприятно для него. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью умения не подчиняться мнению других, не всегда смотреть на себя их глазами. И те люди, которые умеют это сделать, оказываются более адаптированными к жизни. Американский геронтолог Б.Ньюггартен говорит о проявлении в американском обществе нового типа социального противоречия - так называемого "возрастизма", названного так по ана- логии с расизмом и сексизмом. В данном случае мы имеем дело с явлением, когда со стороны других людей и социокультурной ситуации в целом оказывается негативное воздействие на индивида, внушение ему неадаптированных представлений о себе самом. Уже простое понимание этого факта позволяет отдельному человеку занять более правильную позицию в жизни. Наше общество связывает свои ожидания в основном с молодыми, рассматривая людей даже среднего возраста как отработанный материал (по крайней мере, наполовину отработанный), а тем более это относится к людям старших возрастов. Такой подход не только не гуманен, не этичен, но даже и не выгоден с чисто экономической точки зрения. Если же человек на своем личном уровне согласится с этими установками, примет их и будет смотреть на себя с этих позиций, то ему действительно будет нечего ждать от жизни, и он принесет много вреда и себе и другим. Многие люди при вступлении во вторую половину жизни ощущают бессилие, разочарованность. Известно, что творческие работники, особенно связанные с искусством, при приближении к 40 годам неестественно часто умирают. Статистика свидетельствует об увеличении числа депрессий у людей в возрасте 40 лет в культурах, подобных нашей. Не все в состоянии осмыслить себя в новом качестве, не цепляться за прошлое, найти для себя приемлемую роль в настоящем и будущем. Набор социальных и культурных возможностей становится все меньше, общество не протягивает руку помощи стареющему человеку, предоставляя ему один на один справляться с психологически сложными ситуациями, часть из которых само же и создает для него. Медвежью услугу оказывают и работы некоторых психологов. Так, например, швейцарский психолог Э.Клапаред отмечал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, "окаменению". Это есть последовательный вывод из представления о взрослости и зрело- сти как цели развития личности. С наступлением этого этапа, по мнению многих психологов, развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик (в частности, так считал В.Джеймс). Такой же позиции придерживался и Комитет по развитию человека при Чикагском университете, в работах которого выдвинуто понятие "задача развития". Но по отношению к зрелой личности "задача развития" никак не сформулирована. То, что у человека во второй половине жизни утрачивается чувство новизны, появляется боязнь отстать от жизни, вполне естественно и закономерно. Возникают и временное сомнение в своих силах, неуверенность, подавленность, причины которых осознаются не сразу. Но многое зависит от того, как эти психические состояния интерпретирует сам человек. Если он скажет себе, что его возможности исчерпаны, то, скорее всего, это так и будет, этим он подпишет себе приговор. Но если он сумеет переосмыслить жизненные цели, внести коррективы в свое привычное существование, выработать новый образ собственного "Я", произойдет нечто вроде "терапии смыслом жизни". Ценности, которые после 40 лет человек должен найти заново, это ценности экзистенции, существования, что означает не только ее признание, но и ощущение этой ценности в себе, реализацию ее на практике в личном существовании. Наша культура не особенно способствует развитию личности, в первую очередь поощряя результат, а не личность; личность же чаще всего рассматривается как дополнение. Но часто без этого "дополнения", без определенных личностных качеств невозможно достигнуть и результата, т.е. люди, ориентированные только на результат, именно в силу такой ориентации как раз и не могут его достигнуть. Социальный статус человека в нашей культуре в основном зависит от его достижений (или достижений его предков) богатства, власти положения в обществе и т.д. Считается, что лучше иметь атрибуты престижа, чем не иметь их, часто даже независимо от того, какими путями они и были достигнуты - ведь "победителей не судят". Отношение людей друг к другу: восхищение, зависть, пренебрежение - во многом связано с этими успехами или их отсутствием. Отсюда стремление большинства добиться этого во что бы то ни стало, и страшное отчаяние, ощущение краха жизни при невозможности достигнуть этого. Другими словами, в людях формируются нереалистичные желания, которые имеют отнюдь не только личную, но и социокультурную обусловленность. Но ресурсы в обществе ограничены, и заранее понятно, что большинству не удается исполнять престижную роль. Однако на обойденных судьбою смотрят с презрением, ими никто не интересуется, и практически нет рекомендации, как справиться с неудачами, как вести себя в ситуации поражения. А ведь неумение справляться с неудачами способствует превращению этих неудач из временных в постоянные. Кроме того, чрезмерная ориентация на результат обкрадывает жизнь в том смысле, что повышает ценность одних моментов, обесценивая другие, как будто большая часть жизни не является самоценной, а служит только прелюдией к достижениям. Еще Гете обращал внимание на то, что человек идет не только для того, чтобы дойти, НО И ДЛЯ ТОГО, ЧТОбЫ ЖИТЬ В ПуТИ. НО В НаШИХ УСЛОВИЯХ "с1- кие люди являются редкостью, поскольку, если им удается воспринимать жизнь таким образом, то не благодаря нашим социокультурным установкам, а вопреки им. Такая ориентация не способствует тому, чтобы человек становился более счастливым. И поэтому мы видим так много несчастных людей вокруг нас. По мере развития человеческого общества не наблюдается увеличение человеческого счастья. Таким образом, ни общество в целом, ни отдельный микроколлектив, семья не ориентируют человека оптимальным образом в водовороте жизни. Особенно болезненно это проявляется в сложных ситуациях, при неуда- чах. Негативные социокультурные стереотипы интерна-лизованные индивидом, создают в нем самом собственного внутреннего врага. Поскольку обычно все это плохо осознается, то бороться с этим врагом весьма затруднительно. Осознание и усвоение из культуры только того, что является целесообразным, требует большого мужества и гибкости, и редко кому удается. Поэтому сложности во взаимоотношениях с самим собой, взгляд на себя с точки зрения внешних социокультурных критериев является уделом большинства людей в нашей культуре. Неустойчивая самооценка, зависящая от меняющихся обстоятельств, делает жизнь мучительной, затрудняет взаимоотношения с другими людьми, Поэтому модальный тип личности, формируемый в нашей культуре, нельзя считать ни нравственным, ни счастливым. Тем не менее при достаточной настойчивости многие негативные установки могут быть трансформированы на индивидуальном уровне. ЛИТЕРАТУРА 1. Кон И.О. Введение в сексологию.-М., 1989. 2. Толстых А.В. Возрасты жизни.- М.,1988. 3. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.-
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |