Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы




Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о причинах, ходе и последствиях «бархатных революций» в славянских странах;

знать:

· отечественную и зарубежную историографию проблемы;

· хронологию, внутренние и внешние причины революций;

· содержание революционных событий, специфику по странам, исторический смысл и значение произошедших изменений.

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории южных и западных славян и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал в учебнике, ознакомиться с историческими источниками и дополнительной литературой;

· законспектировать одну статью по теме;

· подготовиться к «круглому столу» по вопросам семинара;

· выполнить тест по теме;

· акцентировать внимание по вопросам:

1. Подготовьте историографический обзор по теме семинара. Как в отечественной и зарубежной исторической, политологической литературе освещаются проблемы причин, природы революций, характера произошедших в их результате перемен? Особое внимание уделите работам отечественных славистов Ю.С. Новопашина, Ю.И Игрицкого, Д.М. Фельдмана, Н.В. Коровициной, П.Е. Канделя, а также зарубежных авторов – Р. Парадовского (Польша), В. Пречана (Чехия) и др. Проследите эволюцию интерпретации феномена «бархатных революций» на протяжении 1990 – 2000 – х годов.

2. Выделите основные внутренние и внешние предпосылки революций. Какой комплекс кризисных явлений можно выделить в качестве главной причины «бархатных революций»? Каково соотношение внутренних и внешних факторов? Какова роль Запада в этих событиях? Можно ли считать революции неизбежными и объективными? Сравните причины кризиса системы социализма конца 1980 – х годов в странах Центральной, Юго-Восточной Европы со схожими явлениями в Советском Союзе. Какова взаимосвязь начавшейся в СССР «перестройки» и «бархатных революций»?

3. Охарактеризуйте национальные формы и особенности революций. Расскажите о революционных событиях в Польше, Чехословакии, Болгарии. Как осуществлялся слом коммунистического режима в большинстве стран Центрально – Восточной Европы? Выделите общие и специфические черты.

4. Определите исторический смысл «бархатных революций». Выделите основные их последствия и итоги, как для стран Центральной, Юго-Восточной Европы, так и для мира в целом. Очередной виток модернизации славянских народов по западноевропейскому образцу. Экономические и политические реформы, рынок и демократия. Многопартийность. Новые идейные и культурные ориентиры. Внешняя политика славянских стран после окончания «холодной войны». Национальный вопрос и межнациональные конфликты. Славянские народы Центральной Европы – Запад – Россия. Проблемы русофобии. Изменения в системе международных отношений, новые границы Европы, как следствие слома системы социализма.

Доклады:

1. Революционные события 1989 г. в Польше.

2. Чехословакия в 1989 г.: смена модели развития.

Тесты:

1. Хронологические рамки «бархатных революций» в странах Центрально – Восточной Европы

а) 5 апреля 1989 г. – декабрь 1990 г.

б) май 1980 г - 5 апреля 1989 г.

в) январь – сентябрь 1989 г.

г) май – декабрь 1989 г.

2. Что не относится к внешним причинам «бархатных» революций в странах Центрально – Восточной Европы?

а) идейное поражение «реального социализма» в холодной войне

б) изменение политики СССР в отношении этих стран

в) сила примера и взаимовлияния

г) вмешательство НАТО во внутренние дела этих государств, введение экономических санкций

3. Что не относится к внутренним причинам «бархатных» революций в странах Центрально – Восточной Европы?

а) несостоятельность административных методов управления

б) политическое банкротство руководства правящих партий

в) осознание утопичности коммунистической идеологии

г) приход к власти либеральных сил при поддержке стран Запада

4. Организация стран Варшавского договора перестала существовать

а) в 1991 г.

б) в 1993 г.

в) 1989 г.

г) 1990 г.

20. Совет экономической взаимопомощи был распущен в

а) в 1991 г.

б) в 1993 г.

в) 1989 г.

г) 1990 г.

6. В какой из стран Центральной, Юго-Восточной Европы «бархатная революция» сопровождалась проведением «круглого стола» с участием коммунистов и оппозиции?

а) Чехословакии

б) Болгарии

в) Польше

г) Югославии

7. В какой из стран Центральной, Юго-Восточной Европы «бархатная революция» сопровождалась массовым народным движением?

а) Чехословакии

б) Болгарии

в) Польше

г) Югославии

8. В какой из стран Центральной, Юго-Восточной Европы революция 1989 г. получила название «нежной революции»?

а) Чехословакии

б) Болгарии

в) Польше

г) Югославии

9. В каких странах Центральной, Юго-Восточной Европы революция 1989 г. повлекла за собой распад государства?

а) Чехословакия

б) Болгария

в) Польша

г) Югославия

10. Одним из последствий «бархатных революций» в странах Центральной, Юго-Восточной Европы было (выберите наиболее полный вариант ответа):

а) ликвидация монополии коммунистов на власть, начало рыночных реформ, демократизация, переориентация этих стран во внешней политике на Запад

б) ликвидация монополии коммунистов на власть

в) переориентация внешней политики славянских стран на Запад.

Литература:

1. Захаров, Ю. Перемены в Восточной Европе и новой мышление / Ю. Захаров // Свободная мысль. – 2011. - №7 – 8. – С. 49 – 60.

2. «Круглый стол». Демократические революции в Центральной и Восточной Европе десять лет спустя. // Новая и новейшая история. - 2000. - № 2. - С. 90 – 105.

3. Марьина, В.В. Революция 1989 г. в странах Центральной и Восточной Европы: взгляд через десятилетие / В.В. Марьина // Новая и новейшая история. - 1999. - №6. - С. 204 – 208.

4. Марьина, В.В. Чехословацкая, чешская и словацкая историография до и после «бархатной революции» 1989 г. / В.В. Марьина // Новая и новейшая история. - 2002. - №1. - С. 56 – 80.

5. Новопашин, Ю. С. О причинах восточноевропейских революций 1989 г. (международный аспект) / Ю.С. Новопашин // Вопросы истории. - 2010. - № 2. - C. 3-14.

6. Новопашин, Ю.С. Антикоммунистические революции конца ХХ века / Ю.С. Новопашин // Вопросы истории. - 2006. - № 9. С. 87 – 98.

7. Новопашин, Ю.С. Восточноевропейские революции 1989 г.: проблемы изучения / Ю.С. Новопашин // Славяноведение. - 1999. - №4. - С. 16 – 23.

8. Поклад, Б.И. Проблемы социалистического содружества в годы горбачевской перестройки / Б.И. Поклад // Новая и новейшая история. - 2006. - №4. С. 114 – 128.

9. Революции 1989 года в странах Центральной (Восточной) Европы: Взгляд через десятилетие: [Сб.] / [Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения]; Отв. ред. Г. Н. Севостьянов. - М.: Наука, 2001. - 201, [3] с.

10. Революции 1989 г. в странах Центрально – Восточной Европы: взгляд через десятилетие // Славяноведение. - 1999. - №6. С.3 – 31.

11. Романенко, С.А. История и историки межэтнических конфликтов: Югославия конца 80 – начала 90 – х годов / С.А. романенко // Общественные науки и современность. - 1997. - №5. С. 54 – 62.

12. Центрально – Восточная Европа во второй половине ХХ века // Новая и новейшая история. - 2003. - №1. С. 3 – 17.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.