Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из манифеста к европейским народам




Для подготовки проекта Манифеста, предложенного К. Либельтом, был составлен Дипломатический комитет под председательством Ф. Палацкого. Окончательный текст Манифеста написан им с использованием проектов К. Либельта, моравского политика Франтишека Заха (1807-1892), М. А. Бакунина (1814-1876) и решений секций. Этот единственный официальный документ съезда был принят 12 июня 1848 г.

Славянский съезд в Праге есть явление новое как для Европы, так и для самих славян. Впервые с тех пор, как о нас упоминает история, сошлись мы, разрозненные члены великого племени в большом числе из далеких краев, дабы, сознав в себе братьев, мирно обсудить свои общие дела.

...Теперь поднял голову и давно притеснявшийся славянин, он сбрасывает с себя иго насилия и мощным голосом требует своего старого достояния – свободы. Сильный численностью, еще более сильный своей волей и новообретенным братским единомыслием своих племен, он тем не менее остается верен своим прирожденным свойствам и заветам своих отцов: он не хочет ни господства, ни захватов, но требует свободы как для себя, так и для каждого, требует чтобы она была повсюду без изъятия признана священнейшим правом человека. Поэтому мы, славяне, отвергаем и ненавидим всякое господство грубой силы, нарушающей законы; отвергаем всякие привилегии и преимущества, а также политические разделения сословий; желаем безусловного равенства перед законом и равной меры прав и обязанностей для каждого; там, где между миллионами родится хоть один порабощенный, действительная свобода не существует. Итак, свобода, равенство и братство всех граждан государства остаются как тысячу лет назад, так и теперь нашим девизом.

...Основываясь на убеждении, что могучее духовное движение настоящего времени требует нового политического творчества и что государство должно перестроиться если не в новых границах, то во всяком случае на новых основах, мы представили австрийскому императору, под конституционной властью которого мы в большинстве живем, проект преобразования его империи в союз равноправных народов, отдельным потребностям которых должно уделяться не меньше внимания, чем единству государства. В таком союзе мы усматриваем спасение не только для нас одних, но и для свободы просвещения и вообще гражданственности, и верим в готовность образованной Европы прийти нам на помощь в деле его осуществления. Во всяком случае мы решились добиваться в Австрии всеми доступными нам способами полного признания за нашими народностями таких же прав в государстве, какими уже пользуются нации немецкая и мадьярская, полагаясь при этом на мощную поддержку, которая найдется для правого дела в каждом истинно свободном сердце.

...Врагам нашей народности удалось напугать Европу страшилищем политического панславизма, угрожающим якобы гибелью всем достижениям свободы, просвещения и гражданственности. Но мы знаем одно волшебное слово, которого одного достаточно для того, чтобы заклясть это пугало... это слово – справедливость, справедливость к славянской народности вообще и к угнетенным ее ветвям в частности. Возвысим решительно голоса наши за несчастных: братьев наших поляков, которые низким насилием лишены своей самостоятельности; взываем к правительствам, чтобы они наконец смыли этот старый грех, это наследственно тяготеющее проклятие кабинетной их политики; мы полагаемся в том на сочувствие целой Европы. Протестуем также против произвольного разделения земель, подобно тому, какое в настоящее время замышляется в Познани; ожидаем от правительств прусского и саксонского, что они наконец отступятся от систематической денационализации славян в Лужицах, Познани, Восточной и Западной Пруссии; требуем от венгерского министерства, чтобы оно безотлагательно перестало прибегать к тем бесчеловечным, насильственным средствам, которые оно употребляет против славянских народов в Венгрии, против сербов, хорватов, словаков и русин, и чтобы как можно скорее вполне обеспечены были принадлежащие им национальные права. Надеемся, наконец, что бесчувственная политика не долго будет препятствовать нашим славянским братьям в Турции полностью отстаивать свою национальность и попутно развивать свои природные дарования.

Выступая снова на политическое поприще Европы как самые младшие, но отнюдь не слабейшие, мы тут же выдвигаем проект созыва всеобщего конгресса европейских народов для разрешения всех международных вопросов, мы глубоко убеждены в том, что свободные народы легче столкуются, чем состоящие на жалованье дипломаты. О, если бы этот проект привлек к себе внимание прежде, чем реакционная политика отдельных дворов снова приведет к тому, что охваченные злобою и ненавистью народы сами начнут губить друг друга. Во имя свободы, равенства и братства всех народов – Ф. Палацкий, староста славянского съезда.

Хрестоматия по истории южных западных славян. – М., 1987.


Содержание

Введение …3
Тема № 1. Национально-освободительная борьба южнославянскх народов в XIX в. …6
Тема № 2. Польские земли в период Нового времени …70
Тема № 3. Чешские земли в составе Австро-Венгерской империи в конце XVIII - в ХIХ вв. …108

 

Редактор ____________________

Подписано в печать _________ Формат 60 х 64 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. ____. Уч.-изд. л. ____. Тираж 100 экз.

Заказ _____

__________________________________________________________

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

650043, Кемерово, ул. Красная, 6.

Отпечатано на участке оперативной полиграфии КемГУ.

 


[1] Швабе, паразлиjе (сербск.) – традиционные прозвища сербов, получивших образование в Вене и Париже.

[2] Сербская народная скупщина – высший представительный орган у сербов до 1858 г. являлась институцией обычного права, созываясь время от времени, исходя из конкретных потребностей режима. Не была народным представительством в полном значении этого понятия. 14 января 1859 г. Свято-Андреевская скупщина приняла закон, согласно которому деятельность скупщины приобретала регулярный характер. Отныне она должна была собираться строго ежегодно для обсуждения текущих государственных дел; депутаты же избирались населением в пропорции: 500 налогоплательщиков – 1 депутат.

[3] Князь Михаил Обренович во время своего второго правления (1860-1868) низвел значение института Народной скупщины до положения чисто формального собрания, автоматически одобряющего все распоряжения исполнительной власти. За 8 лет было созвано всего три скупщины (1861, 1864, 1867 гг.). Это стало реальностью после закона, принятого на скупщине в сентябре 1859 г. Согласно ее решениям был пересмотрен закон о скупщине, принятый на Свято-Андреевской Скупщине (см. примечание выше), отныне количество депутатов уменьшалось вдвое, сама же скупщина должна была собираться не ежегодно, а раз в три года.

[4] Сербская Омладина (объединенная сербская молодежь) – сербская национальная культурно-просветительская организация с центром в г. Нови-Сад. Существовала в 1866-1872 гг.

[5] Министр несколько не точен. В XIX в. из 5-и сербских князей (и семи правлений, так как Милош и Михаил Обреновичи правили два раза) один все-таки умер на престоле – Милош Обренович – в конце своего второго правления в 1860 г. А остальные были действительно либо свергнуты, либо отреклись от престола, либо убиты заговорщиками.

[6] Так называемая Великая народная скупщина – экстраординарный институт в политической системе Сербии, обладающий правами Учредительного собрания.

[7] В 1881 г. в Сербии окончательно оформились три политические партии – Радикальная, Либеральная и Напредняцкая.

[8] 9 мая 1894 г. король Александр Обренович отменил конституцию 1888 г. и вернул в силу Основной закон 1869 г. Однако в 1901 г. вернул Конституцию 1888 г. под видом новой Конституции.

[9] Имеется в виду признание самостоятельности болгарской церкви в феврале 1870г.

[10] Разбогатевшая часть болгарского общества, придерживавшаяся протурецкой ориентации.

[11] Имеется в виду выступление четы болгарских воевод X. Димитра и С. Караджи.

[12] В тексте 1879 г.- 10 тыс.

[13] В тексте 1879 г.- 3 года.

[14] Согласно решению Венского конгресса 1815 г, две северные провинции Италии – Ломбардия и Венеция – вошли в состав Австрийской империи под названием Ломбардо-Венецианского королевства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.