Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К слушанию музыки




Технология приобщения детей младшего дошкольного возраста

 

В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста важное место отводится слушанию музыки. Н.А. Ветлугина отмечает: «Ни одна последующая деятельность не может формироваться без развития музыкальной восприимчивости. А последняя создается при условии последовательного и обоснованного педагогического руководства» (1, стр. 99). Педагоги - исследователи рассматривают деятельность слушания музыки как требующую активных действий со стороны ребенка и взрослого (1, 2, 4).

В музыкально - педагогической литературе проблема приобщения детей дошкольного возраста к слушанию музыки разработана достаточно основательно. В методике музыкального воспитания дошкольников подробно излагается последовательность педагогических действий по развитию музыкального восприятия, методы и средства, способствующие его формированию, предлагается тщательно подобранный музыкальный репертуар. В музыкальном воспитаниидетей младшего дошкольного возрасташироко используется наглядность - слуховая, зрительная.«Сочетание художественного слова и наглядных изображений значимо для маленького ребенка, так как способствует наиболее полному восприятию и пониманию несложных художественных образов и освоению практических действий» (2, стр. 7).

В то же время как часто на практике приходится сталкиваться с тем, что дети дошкольного возраста просят повторить полюбившиеся им песни, пляски, музыкальные игры, и как редко - с желанием послушать понравившиеся им пьесы. Дети, приходящие в детский сад после летнего отдыха, как правило, помнят несколько песен из репертуара прошлого года, основные движения плясок, танцев, и с трудом вспоминают инструментальные пьесы, с которыми они знакомились на музыкальных занятиях (это характерно не только для детей младшего дошкольного возраста, но для детей старшей и подготовительной к школе групп).

Наблюдая за детьми в процессе музыкальных занятий, мы заметили,что слушание отдельных музыкальных произведений с привлечением наглядности (слуховой, зрительной) вызывает эмоциональный отклик детей, но не всегда обеспечивают их запоминание даже при условии неоднократного прослушивания. В то же время быстро и легко дети младшего дошкольного возраста воспринимают и запоминают музыкальный материал детских музыкальных сказок, сюжетно - ролевых игр.

В чем причина подобного явления?

Мы полагаем, что основных причин две. Первая из них обусловлена возрастными возможностями детей. И.Л. Дзержинская, Н.А. Ветлугина и др. отмечают наличие у детей младшего дошкольного возраста эмоционального отклика, но чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и так же быстро исчезают (1, 2).

Вторая причина заключается в отсутствии у дошкольников мотивации, интереса к этому виду музыкальной деятельности.

Психологические исследования свидетельствуют, что интерес во всех видах и на всех этапах его развития характеризуется наличием трех обязательных моментов:

- положительными эмоциями по отношению к деятельности;

- познавательной стороной этих эмоций, то есть тем, что называется «радость познания»;

- непосредственностью мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (6, стр. 7).

А.В. Торопова отмечает, что в процессе восприятия музыки «не только эмоции и настроения играют свою роль. Аффективно - чувственный ряд музыкального познания включает в себя и эмоциональную ситуацию обучения, и настрой педагога, и эмоциональный контекст звучащего произведения (5, стр. 59).

Значимость поддержания радостных переживаний ребенка в процессе слушания музыки, специальной организации деятельности слушания музыки подчеркивают Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.

Как сделать процесс слушания музыки увлекательным для детей?

Поиск путей решения проблемы подвел нас к идее ознакомления детей с музыкальными произведениями на основе сюжетной линии.

Мы предположили, что изменение ситуации восприятия музыки, слушание музыкальных произведений, включенных в канву последовательного развертывания сюжета (аналогично слушанию любимых детьми сказок), поможет приблизить инструментальную музыку к ребенку, сделать ее эмоциональное содержание более доступным и понятным. Ожидание продолжения истории и новых музыкальных впечатлений, положительные эмоции, радость узнавания знакомых персонажей и их музыкальных характеристик могут выступать как мотивы, побуждение к деятельности и способствовать возникновению у детей интереса к слушанию музыки.

Разрабатывая технологию приобщения детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) к слушанию музыки, мы ставили перед собой следующие задачи:

- развивать у детей интерес к деятельности слушания музыки;

- обогатить слуховой опыт детей, создавая запас музыкальных впечатлений;

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, ее характер и настроение, на музыкальные образы, доступные ребенку;

- развивать способность детей к различению основных средств музыкальной выразительности;

- стимулировать активные проявления детей в процессе слушания музыки.

Выбирая сюжет, мы остановились на зайчике, одном из любимых персонажей детских сказок. Зайчик (мы назвали его Скок) живет в лесу. У него есть мама Зайчиха, друзья: Медвежонок, Ежик и Белочка. Каждый из персонажей истории имеет свою музыкальную характеристику.

Музыкальная характеристика главного персонажа не статична и изменяется в соответствии с сюжетом (зайчик веселый и грустный, скачет то медленно, то быстро и т.д.). Друзья разговаривают друг с другом (темы звучат попеременно или одновременно), друзья отправляются на прогулку (звучит марш), играют с бабочками (танец), знакомятся с обитателями леса (новые музыкальные характеристики) и т.д.

В соответствии с сюжетной линией и персонажами истории был подобран музыкальный материал. Мы не ограничились тематикой «Мир природы» и дополнили ее произведениями различной жанровой принадлежности (марш, колыбельная и др.).

Последовательное развертывание сюжета подкреплялось зрительной наглядностью: на планшете с изображением леса и основного персонажа зайчика Скока последовательно появлялись остальные действующие лица.

Музыкальный материал отбирался тщательно. Детям предлагались музыкальные произведения, которые по образному содержанию доступны их пониманию, вызывают интерес, ассоциации с жизненными явлениями: пьесы Т. Ломовой, С. Майкапара, В. Витлина, Е. Тиличеевой, В. Ребикова, С. Прокофьева («Прогулка», фрагмент) и др.

Следует отметить, что к тому времени, когда мы начали рассказывать детям историю про зайчика, они уже были знакомы с музыкальными образами знакомых им зверей и животных на примере песенок, игр, музыкальных сказок. У детей начали формироваться представления об эмоциональном содержании музыки, о том, что в музыке можно отразить характер, настроение, движение. Эти представления мы формировали на примере следующих произведений: «В гости: пешком, на велосипеде, на машине» Н. Арсеева, «Мама и папа разговаривают» Н. Арсеева, «Дедушка и внук» Н. Арсеева и др.

Предлагаем вашему вниманию несколько фрагментов музыкальных занятий по слушанию музыки с детьми второй младшей группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.