КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уроки и перспективы
С таким багажом советская социальная психология пришла к моменту начала радикальных социальных преобразований, получивших импульс вместе с «перестройкой»: подобно тому, как в истории этой науки на Западе общественные потрясения 1968 г. дали основания для ее глубокой рефлексии, социальные изменения в СССР не могли не заставить советскую социальную психологию также переосмыслить и путь своего развития, и свои реальные возможности, причины успехов и слабостей. Коренные преобразования в экономической структуре общества, характере политической власти, во взаимоотношениях общества и личности сказались на изменениях в самом предмете исследований и должны были быть осмысленными в терминах науки. Еще рано говорить о подлинном осмыслении социальной психологией новой реальности, но кое-какие выводы можно сделать и в этой связи обрисовать некоторые перспективы. Как отмечалось, накопленный советской социальной психологией опыт, ее теоретические и экспериментальные разработки, несмотря на то, что создавались в марксистской парадигме, не выводили отечественную социальную психологию из русла развития мировой науки. Во всяком случае, одна общая черта, несомненно, присутствует: социальная психология любой школы на любом отрезке ее истории всегда апеллировала к стабильному обществу. Собственно, такая переменная, как «стабильность — нестабильность», практически не фигурировала в исследованиях В этом смысле социальная психология значительно отличается от социологии, где проблема социальных изменений давно включена в общий контекст науки В социальной психологии — во многом за счет того, что эталоны ей на международной арене задавала американская традиция с ее позитивистски-эмпирическим креном — эта проблема явно возникает лишь в последние годы в рамках зарождения европейской «оппозиции» американскому образцу [3, 70, 71]. Так, в работах АТэшфела был остро поставлен вопрос о недопустимости игнорирования в социально-психологических исследованиях социальных изменений, происходящих в обществе. В советской традиции эта идея присутствовала в лучшем случае на уровне деклараций, в исследовательской же практике она оказалась безоружной перед лицом глобальных общественных трансформаций, и одна из причин этого — доминирование не социологической, а психологической версии предмета. Аппарат социально-психологического исследования, его средства не адаптированы к изучению феноменов изменяющегося мира. Поэтому, если социальной психологии приходится существовать в этом мире, ее первая задача — осознать характер происходящих преобразований, построить собственную программу трансформирования сложившихся подходов в связи с новыми объектами исследований, новыми типами отношений в обществе, новой ситуацией. Радикализм преобразований, осуществляемых в России, настолько глубок, что многие из их проявлений просто не могут быть «схвачены» в рамках разработанных социально-психологических схем: самая существенная черта современного российского общества — нестабильность — исключает его анализ методами и средствами, приспособленными для анализа стабильных ситуаций. Соображение о том, что социальная психология изучает «сквозные» проблемы человеческих взаимоотношений, их общие, универсальные механизмы, не может поправить дело. Хотя идея включения в социально-психологические исследования социального контекста принципиально давно принята наукой (что нашло отражение в работах С Московиси, А.Тэшфела, Р.Харре, К.Гергена и др.), теперь в нашей стране «контекст» этот настолько сложен, что требует специального осмысления. Уже сегодня можно обозначить те процессы, с которыми сталкивается массовое сознание в ситуации нестабильности и которые требуют пристального внимания социальных психологов. К ним можно отнести глобальную ломку социальных стереотипов, обладавших глубокой спецификой в нашем обществе: исключительная «длительность» их утверждения (практически в течение всего периода существования советского общества), широта их распространенности (внедрение в сознание самых разнообразных социальных групп, хотя и с разной степенью интенсивности), наконец, поддержка их не только силой господствующей идеологии, но и институтами государства. Изменение системы ценностей — второй блок социально-психологических феноменов, требующих внимания исследователей. Это касается соотношения групповых (прежде всего классовых) и общечеловеческих ценностей. Воздействие идеологических нормативов было настолько велико, что идея приоритета классовых ценностей принималась в массовом сознании как сама собой разумеющаяся, и напротив, общечеловеческие ценности трактовались как проявления «абстрактного гуманизма». Неготовность к их принятию обернулась в новых условиях возникновением вакуума, когда старые ценности оказались отброшенными, а новые — не воспринятыми. С этим связан и третий блок проблем, сопряженных с кризисом идентичности. Инструмент формирования социальной идентичности — процесс категоризации — в значительной мере модифицируется в нестабильном обществе: категории, фиксирующие в сознании людей устоявшееся, есть порождения стабильного мира. Когда же этот мир разрушается, разрушаются и социальные категории, в частности, те, которые обозначают социальные или этнические группы (как быть сегодня, например, с такой категорией, как «советский человек»?). Последствия этого для многих людей довольно драматичны. Перечень такого рода проблем может быть продолжен, однако вывод уже напрашивается: социальная психология сталкивается с новой социальной реальностью и должна ее осмыслить. Мало просто обновить проблематику (например, исключить тему «психологические проблемы социалистического соревнования»); недостаточно также просто зафиксировать изменения в психологии больших и малых социальных групп и личностей (в той, например, области, как они строят образ социального мира в условиях его нестабильности), хотя и это надо сделать, причем кое-какие шаги в этом направлении уже делаются, например, в исследованиях ломки стереотипов (см. статьи Г.М.Андреевой и Л.Я.Гозмана в [78]), кризиса идентичности [73а] и др. Вместе с тем необходим поиск принципиально новых подходов к анализу социально-психологических явлений в изменяющемся мире, новой стратегии социально-психологического исследования. Возможно, они приведут к совершенно новой постановке вопроса об общественных функциях социальной психологии. Хотя в принципе такие функции определены и изучены, их содержание может существенно изменяться, если социальная психология сумеет избавиться от нормативного характера, который был присущ ей в предшествующий период, т.е. в меньшей степени будет считать своей функцией предписание должного и, напротив, в большей степени предоставлять человеку информацию, оставляющую за ним право на самостоятельный выбор решения. Все это делает абсолютно ясной ту истину, что традиционные формы социально-психологического исследования и «вмешательства» в общественную жизнь становятся недостаточными и требуют обогащения. Формирование иного статуса этой дисциплины в обществе — дело будущего.
Литература
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980; МГУ, 1988; Наука, 1994; Аспект-Пресс, 1966. 2а. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс. 1997. 3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические направления. М.: МГУ, 1978. 4. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927. 5. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987. 6. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908. 7. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В М. Избранные работы по социальной психологии / Отв. ред. Е.А.Будилова, Е.И.Степанова. М.: Наука, 1994. 8. Бехтерев В.М. Объективная психология. СПб., 1907—1912. Вып 1-3. 9. Блонский П.П. Очерк научной психологии. М.. 1926. 10 Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М/ МГУ, 1982. 11 Будилова К.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983 12 Будилова К.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1972. 13. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.Соловьевой. М., 1994. 14. Войтоловский Л. Очерки коллективной психологии в двух частях. М—Л/ Госиздат, 1925. 15. Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970. 16 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти т. М., 1983. Т. 3. 17 Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 18. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 18а. Дшшченский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 19 Донцов А. И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 19а. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Л.: ЛГУ, 1985. 20 Залужный А.С. Учение о коллективе. М.—Л., 1930. 20а. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М., 1992. 21 Ковалев А. Г. О социальной психологии / Вестник ЛГУ. 1959, №11. 22. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. М.: Высшая школа, 1972. 23 Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1910. Т. 1. 24 Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ, 1976. 25 Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 26. Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма... М.—Л.: Госиздат, 1928. 2ба Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990. 27. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. 28 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы М.: МГУ, 1991. 29. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка, 1982. 30. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. 31 Лабунская В А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. 32 Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. 33 Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание Личность. М.: Политиздат, 1975. 34. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 35. Макаренко А. С. Коллектив и личность // Макаренко А.С. (О нем). Львов, 1963 Книга 5. 36. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой и А.И.Донцова. М.: МГУ, 1981. 37. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1975. 38 Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1977. 39. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова Л.: ЛГУ, 1977. 40. Михайловский U.K. Герой и толпа / Поли. собр. соч. СПб, 1906—1914. Т. 1—8. Изд. 4-е. 41. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 42. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. 43. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой и Я.Яноушека. М.: МГУ, 1987. 44. Ольшанский В.Б. Социология для учителей. М., 1994. 45. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 46. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1908. 47. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. 48. Петровская Л.А. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. 49. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967. 50. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 50а. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Т. 1. 506. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъктности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 51. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е дополн. и исправл. изд. М.: Наука, 1968. 52. Проблемы общественной психологии / Под ред. В.Н.Колбановского и Б.Ф.Поршнева. М., 1965. 53. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. 54. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И.Бобневой и Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1979. 55. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В.Шороховой и М.И.Бобневой. М.: Наука, 1976. 56. Рейснер М.А. Проблемы социальной психологии. Ростов-на-Дону: Буревестник, 1925. 57. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. Л.: Наука, 1979. 58. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. 58а. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992. 59. Социальная идентификация личности / Под ред. В.А.Ядова. М., 1994. 60. Социальная психология / Под ред. Г.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. М., 1975. 61. Социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. Л., 1985. 62. Социальная психология личности / Под ред. М.И.Бобневой и Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1979. 62а. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.: 1995. 63. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой и Н.Н.Богомоловой. М.: МГУ, 1977. 64. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: ЛГУ, 1980. 65. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. М., 1975. 66. Человек и его работа / Под ред. А.Г.Здравомыслова, В.А.Ядова, В.П.Рожина. М.: Мысль, 1967. 67. Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М, 1924. 68. Челпанов Г И. Социальная психология или «условные рефлексы»? М.. 1926. 69. Челпанов Г.И. Спинозизм и материализм. (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927. 69а. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990 70. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе / Отв. ред Е В Шорохова. М.: Наука, 1985. 71. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979. 72. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993. 73. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М • Наука, 1987. 73а. Ядов В А Социальная идентичность личности. М., 1994. 74. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М.: Юридическая литература, 1971. 75. Ярошевский М.Г., Выготский Л.С. В поисках новой психологии. СПб., 1993. 76. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. 77. McDougall W. Introduction to social psychology. London: Methuen, 1908. 78. Russen und Deutsche. Alte Feindbilder weichen neuen Hoffnungen. Hrg. H.-E. Richter, Hamburg: Hoffman und Campe, 1990. 79. Ross EA. Social psychology. N.Y.: Macmillan, 1908. 80 Stephan C. W., Stephan W G. Two social psychologies. Belmont, California, 1990.
Раздел пятый. Исследования населения: демографические процессы, семья, быт, досуг и условия жизни
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |