Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три оранжевых цвета на разных поверхностях




Сегодня каждому из вас предстоит по очереди работать на виду у всех. Мы будем пользоваться темперой. Когда настанет ваша очередь, все поместят на мольберт крупный лист бумаги. Рядом также будут располагаться три оттенка оранжевого цвета в баночках. Нам предстоит создавать из них простые сочетания – в определенном порядке располагать три оттенка в пространстве. Иными словами, каждый из нас создаст из них определенную композицию, а затем нарисует то, что видит. Каждый по очереди будет это делать, а другие при этом будут наблюдать за ним, оказывая ему молчаливую поддержку.

Располагая баночки с оттенками оранжевого цвета в пространстве, старайтесь помещать одну из них дальше, другую – ближе, а третью – между ними. Прежде, чем располагать баночки в определенном порядке, представьте, как вы хотели бы это сделать. Когда вы расположите баночки, вам необходимо будет поместить оттенки оранжевого цвета на бумагу, располагая их на разной «глубине» в пространстве листа. Пятна оранжевого цвета должны быть одинакового размера. Вам, возможно, захочется сделать их более крупными. Тем не менее, необходимо сохранять в себе ощущение глубины пространства, отношения цветов друг с другом и со всей композицией. Выполняя это упражнение, доверяйте своей интуиции. Она поможет вам лучше чувствовать пространство.

Это упражнение разовьет в вас столь важную в живописи способность к проецированию на бумагу глубины пространства. Очень важно доверять своим ощущениям, но для того, чтобы этого достичь, необходимо время.

Независимо от того, работаете ли вы на виду у всех, либо являетесь одним из тез, кто наблюдает, вы будете пребывать в активном состоянии. В результате глубокой концентрации вы сможете достичь состояния умиротворенности.

Упражнение 9

Тропики

Мы сейчас забудем, что располагаемся в подвале, и что сегодня – холодный, зимний день. Представим, что мы находимся на берегу теплого океана, на песчаном пляже, в окружении тропической растительности. Ярко светит солнце. То здесь. То там на берегу видны беззаботно отдыхающие люди. Все более явственно представляя себя находящимися в этом месте, мы начинаем испытывать чувство умиротворения.

Вокруг нас – человеческие фигуры. Каждая из них представляет собой плотную цветовую массу. Люди гуляют по берегу, лежат на песке или сидят, загорая. Они словно «впитывают» в себя тепло и красоту летнего дня. Просто удивительно, что благодаря воображению мы можем представлять себя отдыхающими на природе. Это упражнение доставит вам удовольствие, и та радость, которую вы испытываете, отразится в ритме создаваемого вами живописного произведения.

Упражнение 10

Драма на берегу океана

Мы вновь позабудем про холодный зимний день и представим себя в атмосфере тропиков, на залитом солнцем берегу теплого океана.

Наше внимание привлекают фигуры двух людей, счастливо проводящих на пляже свое время. Через некоторое время один человек отходит в тень расположенного недалеко дерева. Яркое солнце делает тени особенно выразительными и контрастными. Постараемся передать контраст фигур: одна из них будет располагаться под лучами яркого солнца, в то время как другая – в тени дерева. Контраст фигур вызовет у нас ощущение покоя и мира. Не столь важно, будем ли мы придерживаться абстрактной или реалистической манеры изображения. Наиболее значимо то, какие чувства мы испытываем в процессе создания картины, и насколько хорошо мы чувствуем пространство.

Великий художник увлекает нас в свой мир. Красота реальна, о чем красноречиво говорят слова Ральфа Вальдо Эмерсона: «…потому что мир не нарисован и никем не разукрашен, но изначально прекрасен. И Бог не создал вещи красивыми, ибо Красота есть подлинный Творец вселенной».

Упражнение 11

Светлое на темном, темное на светлом: композиция из нескольких фигур

Сегодня мы будем рисовать черной индийской тушью и темперной кистью. Возьмите большой лист бумаги и расположите его горизонтально. Проведите четкую вертикальную линию, делящую лист пополам. Представьте себе одну половину темной, а другую – светлой. Затем подумайте о том, что вам предстоит нарисовать на темной стороне светлую фигуру, а на светлой стороне – темную. При этом важно помнить о том, что и правая, и левая сторона являются частями единой композиции.

Модель несколько раз изменит позу. При этом мы вначале на темной стороне создадим свободную зарисовку, изображающую модель в нескольких позах, а затем создадим аналогичную зарисовку на светлой стороне. Представляя одну сторону листа темной, мы сможем явственно увидеть расположенную здесь фигуру светлой. Со светлой стороны фигура будет, соответственно, темной, но, в то же время, связанной с композицией в целом. Темные части изображения обычно очень живые и пульсирующие. То же самое присуще и светлым частям. Созданная вами композиция будет состоять из двух половин. На каждой из них будет располагаться контрастная фигура, что позволит объединить работу и передать дыхание жизни.

Не следует однако воспринимать это упражнение как общее правило.

Упражнение 12

Натюрморт как отражение бесконечного многообразия отношений

Сегодня мы будем рисовать натюрморт, однако, прежде, чем мы этим займемся, обратимся к репродукции одной из живописных работ Сезанна, на которой изображен натюрморт с яблоками и апельсинами на белой скатерти. Драпировка служит объединению композиции в единое целое.

Хотя каждое яблоко самодостаточно, все вместе они создают единую группу. Некоторые из них, будучи расположенными на свободном пространстве, передают его глубину. Композиция полна движения, которое связано с восприятием многообразия отношений между предметами. Это движение распространяется без каких-либо ограничений во многих направлениях. Чем дольше мы смотрим на эту картину, тем больше отношений между изображенными предметами мы сможем увидеть.

Этой композиции присуща масштабность и монументальность, объединяющая в себе все ее элементы. Сочетание скатерти, красиво струящейся драпировки и всех прочих элементов изображения создает удивительное равновесие.

А теперь займемся созданием натюрморта. Обратите внимание на то, как все элементы композиции связаны с общим пространством и друг другом.

В практике изобразительного искусства наиболее важным является развитие восприятия и способности к пониманию того, что мы видим.

Упражнение 13

Озера

Возьмите белый лист бумаги и всего один цвет – синюю темперу такого оттенка, который захотите.

Представьте себя в той части земли, где имеется множество небольших озер самой разной формы. Отделяющие одно озеро от другого участки земли порой меньше, чем сами озера. Представьте атмосферу этого места.

Начните рисовать с изображения синей фигуры – это будет озеро. Изобразите точку в какой-либо части листа и осторожно увеличивайте размер синего участка во все стороны. Создав одну фигуру, переходите к изображению другого озера и так далее, стараясь чувствовать пространство. Оно подскажет вам, какого размера и формы должны быть изображающие озера фигуры, и гре они должны располагаться. То, что вы чувствуете, будет наиболее важно.

Создавая фигуры, не спешите. Не переходите к изображению новой фигуры, не испытав удовлетворения от рисования предыдущей. Всякий новый элемент композиции должен гармонично вписываться в созданное вами изображение, для того, чтобы его не нарушить. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что композиция обрела завершенность.

Эта композиция поможет вам лучше ощутить пространство, что имеет столь большое значение в живописи. Восприятие пространства в изобразительном искусстве никогда не может превратиться в рутину, поскольку пространство можно воспринимать, лишь опираясь на чувства и интуицию.

Упражнение 14

Больше форм – больше озер

Сегодняшнее упражнение напоминает предыдущее – мы вновь будем рисовать озера. Однако на сей раз мы будем использовать разные оттенки синего цвета, включая сине-зеленый, индиго и кобальт. Создавая формы, старайтесь фокусироваться на своих ощущениях. При изображении любых предметов в живописи обычно можно пользоваться несколькими оттенками, однако в данном случае лучше, если каждая фигура будет какого-то одного оттенка. Придайте им ту форму, какую захотите, стараясь почувствовать, как всякая новая фигура влияет на уже созданные.

Подберите оттенки, исходя из потребностей пространства и отдельных фигур. Создав множество фигур, вы почувствуете, когда вам следует остановиться. Закончив, сравните опыт выполнения этого упражнения с опытом предыдущего. Каждое имеет свою собственную ценность и способствует развитию ваших способностей.

Упражнение 15

Натюрморт – изображение пространства

Пространство – это не пустота. Оно дышит и живет, а находящиеся в нем предметы взаимодействуют. Расположенные перед нами в определенном порядке предметы для создания натюрморта можно перемещать для того, чтобы усилить ощущение жизни и наполнить ею пространство. Постарайтесь почувствовать, как вся композиция с ним связана, и как пространство, в свою очередь, связано с каждым из элементов композиции. Благодаря этому вам удастся уловить многообразие заключенных в ней отношений и привести ее в движение в самых разных направлениях.

Обычно мы больше внимания обращаем на предметы, чем на пространство, но сегодня мы постараемся в большей мере фокусироваться на пространстве и его формах. Они исполнены величия, жизни и движения. Предметы же, хотя и отличны друг от друга, отразят те качества, которые присущи формам пространства.

Когда вы вначале фокусируетесь на пространстве, в том, что вы видите, начинает проявляться все больше и больше жизни. Чем лучше вы чувствуете пространство, тем проще вам организовать предметы в композицию. В этом заключены основы искусства и, занимаясь им, вы опираетесь на сои интуицию и разум.

Постепенно вы начнете все лучше ощущать движение и «пульсацию» пространства. Вы заметите, что используете цвета не столько для изображения внешних особенностей предметов, сколько для передачи пространственных эффектов, и это сделает вас более свободными в своем творчестве.

Упражнение 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.