КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СМИЛ — модифицированный тест MMPI
Адаптация и рестандартизация MMPI в отечественных условиях проводилась автором данного руководства в течение 1968—1984 гг. Большая работа была проведена по переводу и адаптации текста утверждений. В зависимости от культурно-этнических особенностей популяции наиболее значимыми становятся те или иные утверждения. При этом статистически выверенная значимость отдельных утверждений была изменена. Изучалась также частотность нормативных ответов в сравнительном анализе американских и российских данных. Все это было принято во внимание при формировании окончательного варианта СМИЛ. После всех изменений результаты обследования более тысячи лиц, представленных в виде равноценно подобранных по полу и возрасту групп, по образовательному уровню и виду профессиональной занятости, были введены в компьютер. Статистическая обработка данных и сравнительный анализ результатов психодиагностического исследования с данными объективного наблюдения (подчас — многолетнего) подтвердили надежность методики и широкий спектр ее возможностей, особенно в сфере изучения индивидуально-личностных свойств. Методика представляет собой книжечку-буклет, содержащую 566 утверждений. Если ответы получены на 566 вопросов-утверждений (полный вариант), то в результате выявляется не только профиль СМИЛ, который дает при интерпретации портрет личности, но и показатели почти 200 дополнительных шкал, играющих уточняющую роль. Разработан также сокращенный вариант СМИЛ, который содержит 398 утверждений. Он позволяет получить личностный портрет по базовым шкалам, но не дает информации по дополнительным шкалам. Почему в опроснике приводятся не вопросы, а утверждения? Потому, что человек более искренне отвечает на интересующие психолога вопросы, если они звучат в форме утверждения. В такой ситуации человек чувствует себя как бы наедине с самим собой, анализирующим свое «Я», и это способствует большей откровенности, нежели вопросительная форма, звучащая как допрос. Ответы обследуемого заносятся в клеточки регистрационного листа (см. Приложение). Если испытуемый согласен и отвечает на определенный пункт буклета-опросника «верно», он ставит крестик вверху клеточки с соответствующим утверждению номером; если его ответ «неверно», то крестик ставится ниже номера утверждения в соответствующей клеточке регистрационного листа. Ответ «не знаю» регистрируется как кружочек, обведенный вокруг соответствующего номера. Утверждения носят разный характер, в зависимости от того, какая сфера человеческих проблем ими освещается. Большинство из них направлено на выявление черт характера, стиля общения с окружающими. Утверждения касаются субъективных пристрастий обследуемого человека, его взглядов на разные жизненные ценности. Они также выявляют особенности эмоциональных реакций, фон настроения, оценку собственного самочувствия, ряда конкретных физиологических функций и пр. Важна не сама сентенция утверждения. Это всего лишь стандартный набор моделируемых экспериментом ситуаций, на которые разные люди по-разному реагируют. Важна сама избирательность ответов, обрисовывающая индивидуально-личностные свойства конкретного человека. Суммируя информацию по значимым ответам, формализованная процедура обсчета выявляет степень совпадения или отклонения ответов конкретного индивида от статистически вычисленной усредненной нормы. В дальнейшем ручейки значений отдельных шкал собираются в то море информации, которую дает целостный профиль. Перевод текста опросника проводился с помощью квалифицированных филологов, хорошо знающих тонкости словоупотреблений и построения фраз, идиоматических выражений и афоризмов как в английском (американском), так и в русском языке. Совершенствование перевода осуществлялось 9(!) разпосле очередных апробаций теста на различных контингентах отечественной i популяции. Частота нормативных ответов американцев, приведенная в \ Handbook of MMPI, сравнивалась с ответами репрезентативной группы россиян, состоявшей из 860 человек, которые на русском языке не только говорят, i но и думают. Реадаптация опросника касалась не только точности перевода, но и адекватности утверждений в отношении искомых психологических феноменов, на выявление которых они направлены. Итоги первых этапов pecтандартизации теста были опубликованы в 197610 и в 1978" годах. В дальнейшем некоторые утверждения были изменены в соответствии с особенностями отечественной популяции и иным стилем жизни в нашей стране по сравнению с Америкой. В частности, это касается отношения к религии, расхожих выражений, сленга, идиом. Кроме того, в модифицированном варианте теста изопросника выделены 26 утверждений, которые оказались балластными: они не только вводили в заблуждение и шокировали обследуемых, но и провоцировали неадекватные ответы. В основном это утверждения, «работающие» на шкалу достоверности «F» и шкалу шизофрении. Так, утверждение «Я часто вижу людей, животных и другие предметы, которых не видят другие окружающие меня люди» провоцировало ответ «верно» у тех, кто по роду деятельности (например, спортсмены) много ездят по разным странам, в то время как утверждение нацелено на выявление нарушений восприятия. В опроснике эти утверж- 10 Собчик Л. Н., Гиссен Л. Д. Методическое пособие. Стандартизированный метод исследования личности СМИЛ и опыт его применения с целью индивидуализации спортивной деятельности. М.:ВНИИФК, 1976. 11 Собчик Л. Н., Лукьянова И. А. Пособие для врачей. Изучение психологических особенностей летнего состава стандартизованным методом исследования личности. М.: ВВС, 1978. дения оставлены для сохранения привычной нумерации, однако из обсчета они исключены. Повторная рестандартизация методики проводилась на репрезентативной группе из 580 мужчин и 280 женщин. Была соблюдена равномерность в выборе возрастных групп (от 16 до 70 лет) и по типу профессиональной деятельности: «технари» и «гуманитарии», «физики» и «лирики», спортсмены и артисты, люди физического и умственного труда были представлены поровну. Проведенная работа по адаптации и рестандартизации теста привела к тому, что психологическая значимость пунктов опросника стала адекватной оригиналу, а коридор нормы и пики отклонений — соответствующими основным требованиям теста MMPI. Этим достигнута возможность сравнительного анализа данных СМИЛ с результатами исследований зарубежных авторов. В результате проведенной работы получены отечественные нормативы по базисным, так и по дополнительным шкалам (см. Приложение). Эти данные публикуются в каждом переиздании с 1990 года12. Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, различие которых отражается лишь в форме изложения ряда утверждений. Ключи (см. Приложение), с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема, идентичны для всех форм опросника, за исключением определенной разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профиле и тех аспектов интерпретации, которые связаны с возрастными особенностями. Процедура обследования должна проводиться в спокойной обстановке, позволяющей испытуемому сосредоточиться. В то же время нужно его иногда поторапливать, не давать возможности для длительных раздумий — важна первая непосредственная реакция. Если испытуемый просит разъяснений, то они должны даваться лишь в отношении отдельных слов. Смысл утверждений толковать не следует, так как каждый должен понимать их по-своему. Нужно лишь дать понять, что согласие или несогласие с утверждением не могут расцениваться ни как положительный, ни как отрицательный момент в оценке личностных качеств испытуемого. Человек не должен испытывать опасений, что обследование каким-то образом может навредить ему. Поэтому нужно подчеркнуть, что данное обследование необходимо для более дифференцированного (индивидуализированного) подхода в учебном процессе или в профессиональной деятельности, а также для выбора наиболее эффективного медикаментозного лечения или психотерапевтического воздействия и пр. Стоит подчеркнуть, что исследование направлено не на выявление социальных аспектов поведения человека, а больше касается его темперамента, свойств нервной системы. В некоторых обстоятельствах следует сказать, что данное обследование принято проводить всем, таков порядок. Высказывания о том, что вопросы повторяются, что многие из них — глупые, нередко связаны с защитными тенденциями, с нежеланием откровенничать с чужими людьми. С одной стороны, Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. М.: МКЦ при ГУТС Мосгорисполкома, 1990. такая реакция может быть результатом императивного поведения психолога, отсутствия необходимой предварительной работы с обследуемым контингентом. С другой стороны, здесь возможен такой комментарий: «Да, это так и должно быть! Повторы предусмотрены, чтобы проверить Вашу внимательность и избежать небрежности в заполнении регистрационного листа». Перед обследованием испытуемый должен изучить инструкцию, которая приводится ниже. «Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них, не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его все целиком как верное или неверное по отношению к Вам. Если Ваш ответ — верно, то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ — неверно, то поставьте крестик под соответствующим номером. Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями: например, У меня никогда не было припадков с судорогами: если не было, то Ваш ответ — верно, и, наоборот, если это с Вами было, то ответ неверно. Некоторые утверждения в опроснике звучат так: Обведите номер данного утверждения кружочком. В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению, следует обвести кружочком (это для проверки Вашей внимательности). Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком, что равноценно ответу Незнаю. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов. Старайтесь отвечать искренне, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Отвечая на разные пункты опросника, попытайтесь понять — Какой (какая) я на самом деле? Тогда полученные данные могут быть использованы с положительным эффектом для Вас. Результаты обследования не направлены на оценку Вашей личности с точки зрения плохой Вы человек или хороший: выявляются лишь особенности Вашего темперамента и профессионально важные качества. Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас. На вопросы об анкетных данных отвечайте в произвольной или даже анонимной форме по предварительной договоренности с обследующим Вас психологом». Математическая подоплека теста по сравнению с оригиналом не претерпела серьезных изменений. Рестандартизация показала, что строгий выбор группы нормы позволил сохранить на профильном листе рамки разработанного ранее нормативного разброса. Основное направление реадаптации методики было связано с качественным доведением психологической значимости пунктов опросника таким образом, чтобы коридор нормы и пики отклонений были адекватны основным требованиям теста MMPI. Это создает базу для сравнительного анализа данных СМИЛ и результатов исследований зарубежных авторов по MMPI. Обработка результатов опроса производится путем последовательного наложения ключей, каждый из которых соответствует той или иной шкале базового профиля (или дополнительной шкалы). Ключи делаются из профильного листа, на котором выделены значимые ответы, подлежащие обсчету. При этом вырезаются соответствующие «окошки» — выше номера, если значимый ответ «верно», ниже номера, если ответ «неверно». Каждый ключ последовательно накладывается на заполненный профильный лист, и просвечивающие через вырезанные окошечки крестики, проставленные испытуемым, подсчитываются. В дальнейшем эти результаты называются сырыми баллами. Для базового профиля их 13: три шкалы достоверности и десять базовых шкал. После коррекции сырых результатов определенными долями шкалы коррекции «К» получаются стандартизированные баллы «Т». В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения большинству базисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности: 1-я шкала — шкала «невротического сверхконтроля», 2-я — «пессимистичности», 3-я — «эмоциональной лабильности», 4-я — «импульсивности», 6-я — «ригидности», 7-я — «тревожности», 8-я — «индивидуалистичности», 9-я — «оптимизма и активности». Не изменились названия двух шкал: 5-й — шкала «женственности-мужественности» и 0-й — шкала «социальной интроверсии». Что касается почти двухсот дополнительных шкал, не входящих в построение личностного профиля, то после рестандартизации их названия не менялись. Эти шкалы по сравнению с профилем базисных шкал намного проще интерпретируются, в основном их суть отражает само название каждой шкалы. Они разрабатывались разными авторами в связи с разными прикладными проблемами и могут использоваться в дополнение к шкалам основного профиля. Что касается базисных шкал, то они формируют целостный личностный профиль, отражающий портрет личности во всей его сложности и разнообразии. Дополнительные шкалы лишь добавляют к этому портрету какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через личностный образ, может приобретать то или иное звучание. Ряд дополнительных шкал направлен на уточнение того, насколько связаны с отклонением от нормы некоторые показатели, свидетельствующие об эмоциональном напряжении. Они помогают разобраться в сложной проблеме: являются ли обнаруженные отклонения признаком выраженного стресса или психической патологии. Профиль СМИЛ — это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели десяти базисных шкал. Сырые баллы по каждой шкале представляют собой сумму крестиков, подсчитанных при наложении ключа-шаблона на заполненный обследуемым лицом регистрационный лист (см. Приложение). К каждой шкале профиля СМИЛ имеется свой ключ. По- казатель каждой шкалы оценивается суммой значимых (учитываемых) ответов-крестиков, отражающих не только согласие (ответ «верно» — крестик выше номера утверждения в регистрационном листе), но и отрицание (ответ «неверно» — крестик поставлен ниже номера в соответствующей клеточке регистрационного листа). Подсчет сырых баллов по каждому ключу (то есть шкале) необходимо проводить очень тщательно, повторяя подсчет до двух совпадающих результатов. Масштабы регистрационного листа и ключей-шаблонов должны быть тождественными. При наложении ключа на регистрационный лист рамка, абрис и цифры должны полностью совпадать. Неправильный подсчет баллов приведет к тому, что вся последующая интерпретация окажется искаженной или совершенно неправильной. Полученные сырые баллы проставляются на первой строке ниже рамки профильного листа. К показателям основных десяти шкал профиля примыкает на первом плане (слева) маленький профиль шкал достоверности: шкала «?» показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов «не знаю». Шкала «L» — шкала «Лжи» — показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала «F» — шкала «достоверности» — показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от откровенности и его готовности к сотрудничеству. Шкала «К» — шкала «коррекции» выявляет степень искажения профиля, связанного как с закрытостью испытуемого, так и с влиянием неосознанного защитного механизма вытеснения из психики, травмирующей информации, разрушающей позитивный образ «Я». В зависимости от показателей шкал достоверности профиль признается достоверным либо недостоверным, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования. Чтобы избежать слишком сильного влияния механизма вытеснения на основной профиль, следует прибавить 0,5 от суммы сырых баллов (с. б.) показателя шкалы «К» к сырым баллам 1-й шкалы, затем прибавить 0,4 величины с. б. шкалы «К» к с. б. 4-й шкалы, по целому (1,0) «К» — то есть вся сумма с. б. шкалы «К» — прибавляется к с. б. 7-й и 8-й шкал, и, наконец, 0,2 с. б. шкалы «К» прибавляется к с. б. 9-й шкалы. Для того чтобы указанные доли «К» не различались у разных исследователей при математическом округлении, справа от профильного пространства расположена таблица округленных показателей 0,4, 0,5 и 0,2 для любых величин с. б. шкалы «К». Эти показатели записываются на дополнительных строках под сырыми баллами соответствующих шкал (1-й, 4-й, 7-й, 8-й и 9-й) и суммируются с ними, после чего на нижней строке выводятся окончательные (скорригированные) сырые баллы по всем шкалам. Затем окончательные сырые баллы выводятся по вертикальным градациям разных шкал соответственно их обозначению (?, L, F, К) или номеру (от 1-й до 0-й). Сырые баллы по каждой шкале проставляются — в виде жирной точки (или звездочки) — на графике профильного листа, а эти точки соединяются между собой ломаной линией, шкалы достоверности отдельно, основной (базовый) профиль — отдельно. В связи с тем, что количество значимых ответов (крестиков) по каждой шкале не одинаково и их статистическая значимость (цена, стоимость) также различ- на, сравнение показателей по разным шкалам возможно лишь при сведении сырых баллов к обобщенной, стандартизированной единице. В качестве такой единицы в данной методике выступают стены, каждый из которых содержит 10 Т баллов и равняется среднеквадратичному отклонению от среднестатистической нормативной линии, представляющей собой на профильном листе 50 Т. Это эмпирически выявленная усредненная норма. Отклонение в пределах 2 среднеквадратичных отклонений (а) — 20 Т — как вверх, до 70, так и вниз, до 30 Т, условно определено как разброс в рамках нормативного коридора. Показатели выше 70 и ниже 30 Т расцениваются как отклонение от нормы. Данные в Т-баллах показаны как на правой, так и на левой боковых линиях рамки профильного листа и определяются линиями, проведенными по горизонтали на расстоянии в 10 Т баллов друг от друга. Для более точного определения Т-балла по каждой шкале следует провести горизонтальную линию (или приложить линейку) от сырого показателя к шкале Т. Показатели Т-баллов для любого сырого балла по каждой конкретной шкале были просчитаны заранее по формуле: 10(Х-М) Т= 50+ σ где 50 — это линия «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение); X — это полученный итоговый сырой результат по определенной шкале; М — эмпирически выявленная в процессе рестандартизации методики медиана, то есть средненормативный показатель по данной шкале; σ — сигма, величина среднеквадратичного отклонения от нормы, обнаруженная в процессе стандартизации. Для базовых шкал все эти данные уже учтены и соотнесены с Т-баллами на профильном листе. Для дополнительных шкал показатели Т-баллов вычисляются по приведенной выше формуле с использованием данных о среднестатистических показателях медианы и сигмы, полученных в результате рестандартизации методики. Эти данные следует искать в Приложении, где также приводятся опросники — мужской, женский и подростковый, образцы профильных листов (мужской и женский), а также регистрационный лист и ключи к базовым и дополнительным шкалам. Практическое освоение методики проходит значительно быстрее и легче в процессе обучения, которое систематически проводится на базе Института прикладной психологии в виде курсов повышения квалификации и в виде индивидуального консультирования специалистов — психологов, врачей, социологов и педагогов. Как уже сказано выше, разброс показателей в пределах от 30 до 70 Т определяет коридор нормы. Однако опыт показал, что распределение количественных показателей в данном тесте неравномерное и так называемая «Гауссова кривая», отражающая закономерности этого распределения, носит «неправильный» характер. Это проявляется отсутствием симметрии повышений-понижений пиков профиля в коридоре нормы. При наличии признаков заостренных свойств личности и при иных отклонениях от нормы мы гораздо чаще наблюдаем повышение показателей теста. Понижение профиля, как правило, бывает менее выражено количественно и чаще оказывается связанным с установкой испытуемого лица на гипернормальные ответы в так называемых «утопленных» профилях (см. ниже). Вся процедура обсчета данных требует аккуратности, точности и внима- ния. Лучше всего, когда у психолога есть возможность переложить эту рутинную работу на компьютер. Разработанные автором руководства совместно с программистами С. С. Кураповым и К. Г. Каниным компьютерные версии теста полностью освобождают психолога от всяких обсчетов. При этом интерпретирующая часть программы такова, что помимо всестороннего портрета личности она даже начинающего психолога застрахует от серьезных ошибок, поможет дать конкретные рекомендации разного плана, в зависимости от сферы и задач использования методики, а также послужит надежным инструментом в научно-исследовательской работе. Отсчет разброса показателей профиля СМИЛ идет от 50 Т — «идеально-нормативного» среднего профиля, соответствующего теоретической усредненной норме (см. профильный лист в Приложениях 12 и 13). В узком коридоре нормы — в пределах 46—55 — Т-колебания профиля трудно интерпретируемы, так как они не выявляют достаточно выраженных индивидуально-личностных свойств и характерны для полностью сбалансированной личности (если шкалы достоверности при этом не показывают выраженной установки на ложь — высокая шкала «L» — или не откровенность — высокая шкала «К»). В широком коридоре нормы (от 30 до 70 Т) каждой тенденции противопоставлена противоположная по направленности «антитенденция», а чувства и поведение подчинены контролю сознания (или эмоции настолько умеренны, что минимальный контроль над ними оказывается вполне достаточным). Повышения, колеблющиеся в пределах 56—66 Т, выявляют те ведущие тенденции, которые определяют характерологические особенности индивида. Более высокие показатели разных базисных шкал (67—75 Т) выделяют те акцентуированные черты, которые временами затрудняют социально-психологическую адаптацию человека. Показатели выше 75 Т свидетельствуют о нарушенной адаптации и об отклонении состояния индивида от нормального. Это могут быть психопатические черты характера, состояние стресса, вызванное экстремальной ситуацией, невротические расстройства и, наконец, психопатология, о наличии которой может судить только патопсихолог или психиатр по совокупности данных психодиагностического, экспериментально-психологического и клинического исследований. Профильные листы взрослой и подростковой версии имеют количественные различия лишь в зависимости от пола испытуемого. Возрастные различия учитываются при анализе данных профиля, о чем говорится в разделе, касающемся интерпретации. Очень важно, чтобы перед началом работы специалист убедился в том, что и сам опросник, и ключи, и профильные листы, и, наконец, интерпретационный подход, которыми он располагает, принадлежат одному автору. СМИЛ отличается как от оригинального теста MMPI, так и от разработанного в ВНИИ неврологии и психиатрии им. В. М. Бехтерева Стандартизованного клинического опросника СКЛО и адаптированного Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым ММИЛ. Несравним по всем параметрам с любым вариантом MMPI опросник на 71 утверждение — клинически ориентированный Мини-мульт, разработанный шведской психологессой Кинканнон и адаптированный в русском варианте В. П. Зайцевым и В. Н. Козюлей (СМОЛ). Эту методику лучше использовать для скрининга с целью выявления нуждающихся в медицинской помощи больных и для использования в психосоматических лечебницах. Разработанный нами метод экспресс-диагностики Мини-СМИЛ (65 утверждений) пригоден лишь для ускоренного изучения состояния больных, активно ищущих помощи, и успешно используется в клинике пограничных расстройств. Как показывает опыт, тест СМИЛ в основном рассчитан на обследование контингента взрослых лиц (от 16 до 80 лет) с образованием не ниже 6 классов средней школы), с сохранным интеллектом. В связи с тем, что автором книги совместно с педагогами Б. Н. Кодесс и Т. В. Кодесс в 1984 году был разработан и адаптирован подростковый вариант СМИЛ, границы применения методики несколько расширились. Если обычный взрослый вариант уже много лет широко и эффективно используется в практике профконсультирования при обследовании старшеклассников в возрасте 15—17 лет, то подростковый вариант последние годы успешно применяется при изучении детей более младшего возраста, начиная с 12 лет (при условии хорошего общего развития). Отмечено, что недостоверные результаты часто находятся в прямой зависимости не столько от искаженной установки испытуемого на обследование, сколько от плохого понимания содержания утверждений. Это может быть связано, во-первых, с недостаточно развитым вербальным интеллектом, во-вторых, с плохим знанием русского языка. Поэтому в регионах, где люди говорят на другом языке, методика должна быть переведена на родной язык, но при этом необходимо также провести рестандартизацию количественной базы методики, так как нормативные стандарты могут иметь свои отличия в связи с региональными культурно-этническими особенностями. Анализ полученных результатов основан не на изучении смысла ответов испытуемого, а на статистической процедуре обсчета данных, в процессе которой выявляется количественная дисперсия разных вариантов ответов по отношению, с одной стороны, к средненормативной усредненности, а с другой — к патологической заостренности психологического фактора, представляющего собой ту или иную индивидуально-личностную тенденцию. Большинство утверждений звучит так, что испытуемый, отвечая, далеко не всегда представляет, каким образом это его охарактеризует, что значительно затруднит попытки «улучшить» или «ухудшить» результаты обследования. На первый взгляд методика позволяет обрисовать субъективную внутреннюю картину «Я» обследуемого лица. Реально же благодаря отчасти проективному звучанию многих утверждений в эксперименте выявляются и те психологические аспекты, которые не осознаются человеком или лишь частично поддаются контролю сознания. Поэтому лишь при статистически недостоверных данных профиль личности искажается настолько, что его нет смысла интерпретировать. В рамках же достоверных данных, даже при наличии тенденций, частично влияющих на усиление или сглаживание рисунка профиля, интерпретация отражает близкую к истинной картину личности. При этом возможна весьма дифференцированная градация степени выраженности разных личностных свойств в их сложном сочетании, когда принимаются во внимание не только высокие показатели сами по себе, но и их соотношение с низкими показателями. В то же время отклонение от средненормативных показателей, более чем вдвое превышающее среднеквадратичную ошибку, выявляет избыточную степень выраженности той или иной личностной черты, выводя ее за пределы достаточно широкого (от 30 до 70 стандартных баллов Т) коридора нормативного разброса. Такие данные, как уже говорилось, необязательно свидетельствуют о патологии. Сложная жизненная ситуация, травмирующие психику события, физическое недомогание — все это может вызвать состояние временной дезадаптации. Поэтому интерпретация полученных данных должна вестись в соответствии со всей имеющейся об испытуемом информацией, не говоря уже о том, что для адекватного представления об испытуемом не мешает взглянуть на него самого. «Слепая» интерпретация может использоваться лишь в исследовательских целях, когда проверяется надежность методики, а также при крупномасштабных обследованиях, когда интерпретируется не личность отдельного человека, а некоторые обобщенные тенденции больших по численности групп. Обследуемый человек может претендовать на определенную информацию о результатах тестирования. Иногда такое собеседование несет в себе психотерапевтическое или рекомендательное содержание. Если это происходит, то психолог-экспериментатор или консультант обязан в первую очередь соблюдать интересы обследуемого человека и никогда не интерпретировать данные обследования ему во вред, так как роль психолога в обществе в основном сводится к защите человека во всех смыслах этого слова. Если это правило будет нарушено, люди потеряют доверие к психологу и дальнейшие психологические исследования станут невозможными. Отсюда вытекает и остальное: интерпретация полученных данных должна вестись с позиций психотерапевтического, щадящего подхода. Каждое индивидуально-личностное свойство, как правило, несет в себе и положительную, и отрицательную информацию. Поэтому всегда есть возможность начать собеседование с освещения позитивных характеристик, а затем на этом фоне выделить те особенности и свойства личности, которые создают определенные сложности и негативно влияют на судьбу человека. Но делать это следует осторожно и именно в том стиле, который является для данного индивида оптимальным: следует обратить внимание на те рекомендации по коррекционному подходу, которые приводятся дальше в зависимости от особенностей профиля. Приведенная ниже интерпретация показателей отдельных шкал и их сочетаний вполне укладывается в изложенную ранее типологию индивидуально-личностных свойств и представляет собой, на взгляд автора, убедительную иллюстрацию основных положений теории ведущих тенденций.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |