Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и функциональная типология насилия




Типология насилия весьма обширна и многообразна. Можно квалифицировать насилие по видам причиняемого ущерба (физическое, психическое и др.); по формам воздействия (убийство, террор, изнасилование и т. д.); по субъектам конфликтного взаимодействия (межличностные, групповые и др.). Одним словом, насилие в конфликтах имеет столь же многообразную типологию, как и сами конфликты.

Разграничивают насилия на два основных вида: «прямое насилие» и «структурное насилие».

Прямое насилие — непосредственное воздействие субъекта на объект (убийство, телесные повреждения, задержание, изгнание и т. д.).

Структурное насилие — создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в обществе).

Насилие широко используется как средство власти. Само понятие власть предполагает насилие (принуждение). Но если на уровне межличностных и межгрупповых отношений наиболее распространенной формой является прямое насилие, то на уровне властного взаимодействия широко применяются все виды насилия: прямое, структурное, культурное. При этом тоталитарные политические режимы (фашистский, коммунистический, националистический) в большей степени тяготеют к прямому насилию (террор, репрессии, депортации, концлагеря), а либерально-демократические — к структурному. Но любая власть стремится легитимизировать (узаконить) применяемые ею виды насилия, сделать насилие необходимым (естественным) элементом культуры. Для этого используются различные средства: убеждение, принуждение, авторитет вождя, стимулирование, манипулирование и др. Наиболее радикальными формами политического насилия в обществе являются гражданская война и геноцид против собственного народа.

Главной целью политического насилия является власть, обладание которой дает возможность распоряжаться людьми, ресурсами и легально применять насилие. Цель является мысленным, идеальным предвосхищением результата деятельности. Поэтому она непосредственно связана с сознанием человека. Индивид или социальная общность, намечая определенную цель, как правило, в деталях разрабатывают стратегию и тактику ее достижения. Мотив — внутренний стимулятор постановки и достижения цели. Например, потенциальный преступник, движимый чувством голода, намечает ограбление магазина. В ходе ограбления, застигнутый врасплох невольным свидетелем и находясь в состоянии стресса, он совершает убийство. Чтобы скрыть следы преступления, поджигает магазин

Известно, что каждый вид насилия имеет персональную и институциональную формы, которые в реальной жизни трудно отделить друг от друга. Скажем, физически-психологический вид насилия может быть представлен как личный (убийство, увечья, драка, изнасилование, пощечина) и как институциональный (ранение и убийство во время теракта, войны).

Существуют и другие подходы к проблеме классификации насилия. Выделены следующие формы насилия:

1. Физическое, включая телесные повреждения.

2. Психическое насилие в виде словесных оскорблений, унижений, постоянном шантаже и угрозах.

3. Сексуальное насилие.

4. Безразличное, преднамеренно пренебрежительное отношение к потребностям, интересам человека.

Если первые три формы имеют открытый, явный характер, то последняя приобретает латентный характер, так как не содержит явных, очевидных угроз, агрессивных действий.

Насилие разделяют на: социальное и индивидуальное. Социальное насилие обусловлено самой природой и сущностью общества. Объединение индивидов в общественные структуры предполагает наличие насилия при объединении и функционировании общества. Установлен социальный порядок с правом, нормами, нормативными моделями поведения индивида, групп. Общество таким способом охраняет себя от разрушения. По отношению к нарушителям нормативного порядка — индивидам, группам с деструктивными формами действий применяется насилие для ограничения либо прекращения их активности. Индивидуальное насилие применяют отдельные индивиды по отношению друг к другу, к группам, социальным системам.

Если социальное насилие — это форма давления общества на индивида, на членов общества, то индивидуальное насилие — это в условиях реализации потребностей, борьба за свободу, выбор действий по отношению к обществу со стороны его граждан. Противоречие общество-индивид всегда существует, его стабилизация свидетельствует о достижении компромисса на данный момент.

Выделяют также структурное и манифестное насилие. Структурное насилие закреплено в нормах, образе жизни, традициях общества, его культуре. Таким образом, структурное насилие получает общее признание и одобрение. Манифестное насилие — это открытая форма применения насильственных действий в психологической, физической, социализированной форме.

Виды насилия классифицируют по сферам применения: политическое, социальное, семейное, бытовое, производственное и т. д. По количественным параметрам насилие подразделяют на индивидуальное, групповое, межгрупповое.

Обращаясь к социальным аспектам насилия, необходимо выделить и такие виды насилия как семейное (отношение муж — жена, родители — дети, между родственниками), дети — взрослые (семья — школа, детские учреждения и т. д.), мужчина — женщина, моббинг — насилие на рабочем месте, насилие среди подростков и др.

Любое общество обращает особое внимание на молодежь, ее самочувствие, образ жизни и поведение. Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной реактивностью, возбудимостью, резкой сменой настроения. Подростки-старшеклассники проявляют высокую тревожность на всех уровнях общения, прежде всего с родителями, взрослыми, от которых зависит их положение. К специфическим формам подросткового поведения отнесены: реакция увлечения (хобби-реакция), реакция эмансипации, реакция объединения в группы со сверстниками, реакции, обусловленные формирующимися сексуальными влечениями.

С. А. Беличева пишет: «Кризисность, известная трудновоспитуемость подросткового возраста может быть преодолена, если при этом учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия взрослых будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей как сложных процессов и изменений, которые переживает подросток». Проявление насилия, агрессивного поведения среди подростков, молодежи состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.

Следующие факторы особенно влияют на формирование представлений и поведение ребенка: безнадзорность — ребенок не получает должного внимания со стороны родителей; сверхопека — чрезмерная регламентация и контроль за поведением; эмоциональное отвержение — родители ориентированы на свои проблемы и отвергают ребенка; жестокие взаимоотношения — излишне строгие: наказание в том числе за мелкие проступки, самое незначительное непослушание; «кумир семьи» — ребенок является постоянным объектом внимания и восхищения. Подобные модели отношения к ребенку в семье формируют у него качества, которые порождают тревожность в его поведении и реакции, склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера.

Анализ насилия в семье, форм его предупреждения, профилактики, стали объектом пристального внимания специалистов различных профессиональных направлений. Насилие, агрессивное поведение особенно характерно для неблагополучных семей. Материальные трудности, низкий уровень благосостояния, наличие безработных в семье, наличие физических недостатков у одного из членов семьи, алкоголизм, наркомания, психологическая неуравновешенность, отсутствие взаимопомощи — все это способствует напряженности в семейных отношениях.

Семья формирует не только социально-значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни. И. С. Кон считает, что нет ни одного социального аспекта поведения подростка, на которые не оказала бы влияние семья. Но и взрослые члены семьи многие эмоциональные, психологические, материальные, физиологические потребности удовлетворяют в семье. Если у человека отсутствуют такие возможности, он испытывает дискомфорт, стрессы, напряжения, его реакции приобретают агрессивный характер.

Придавая важное значение семейным отношениям, необходимо учитывать и другие формы отношений человека. Порой причина внутренней напряженности, агрессивности находятся вне семейных отношений. В частности К. Хорни, исследуя женскую психологию, отмечала, что тезис о том, что счастье женщины, ее комфортное и удовлетворенное состояние полностью зависит от отношений с мужчинами, от удовлетворения сексуального импульса, является слишком преувеличенным. Восстановление травмированной самооценки, удовлетворение честолюбия, потребностей в самовыражении являются важнейшими факторами в восстановлении конструктивного состояния женщины.

В последнее время в развитых странах широкое обсуждение получила проблема моббинга — насилия, агрессии на рабочем месте. Многие люди страдают от ежедневного психологического террора коллег, которые создают отдельным лицам невыносимые условия на работе. Причины интриг и агрессивности различны: например, страх потерять рабочее место, чрезмерное тщеславие, карьерная конкуренция, зависть и др. Моббинг проявляется в таких формах насилия как унижение, оскорбление, шантаж, физические угрозы, сексуальное насилие. Основой моббинга может стать незначительный личный спор между коллегами, который в последствие превращается в конфликт всего отдела. Предпосылкой для проявления агрессии, насилия по отношению к коллеге может стать отсутствие достаточной загруженности работников. Появление лишнего свободного времени порождает скуку, создает большие возможности для посторонних разговоров, появления сплетен, домыслов.

Жертвами насилия на рабочем месте стали не только слабые личности, лица, занимающие незначительные должности, но и руководители различного уровня. Подвергшиеся насилию страдают депрессиями, нервными расстройствами, у некоторых возникает мысль о самоубийстве. В настоящее время в ряде западных стран принято решение о внесении положений по предупреждению моббинга при заключении соглашения с работодателем. Это стало предупредительной мерой против проявления насилий и агрессии на рабочем месте.

Сложные, неразрешимые конфликтные ситуации, которые возникают в жизни человека, сопровождаются как пассивностью, бездействием, так и агрессивностью, насильственными действиями. Проблема сильного и слабого, жертвы и агрессора стала актуальной при разрешении конфликтных ситуаций, происходящих в деструктивной форме. Однако социальное осуждение агрессии и насилия отнюдь не означает полный отказ от применения насилия в конфликтах. При определенных конкретных конфликтных ситуациях применение насилия является эффективным методом, чтобы остановить агрессивное поведение субъекта. Например, для того, чтобы предотвратить насилие по отношению к детям, женщине, пожилому человеку. Имеется в виду не только открытое физическое действие, но и различные виды социального принуждения. Угроза наказания, опасностьфизических, социальных лишений является одним из действенных аргументов в разрешении конфликтных ситуаций, когда одна из сторон заняла крайне агрессивную позицию, использует насильственные средства, сознательно и преднамеренно отвергает конструктивное обсуждение и решение проблемы.

С помощью насилия общество ограждает себя от действий, направленных на его разрушение. В то же время общество ориентировано на создание конструктивных взаимоотношений между индивидами, социальными группами, общественными структурами. Главная проблема заключена в том, как снизить, ослабить, уменьшить значение агрессивных форм поведения в обществе, перевести разрешение конфликтных проблем в русло конструктивного сотрудничества. И насколько это в настоящее время возможно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.