КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гигиенические основы построения режима дня детей
Гигиенические принципы режима дня: · Строгое его выполнение; · Недопустимость частых изменений; · Постепенность перехода к новому режиму; · Характер и длительность деятельности должны быть посильными и не превышать предел работоспособности; · Рациональное распределение, смена и чередование компонентов режима в течение суток; · Соответствие анатомо-физиологическим особенностям и возможностям. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей. Компоненты режима дня: • режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания); • время пребывания на воздухе в течение дня; • продолжительность и кратность сна; • продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома; • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору; • личная гигиена Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности. Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии. Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка. Продолжительность сна и бодрствования у детей в возрасте от 1) 5 мес до 3 лет (по Н.М.Щелованову, Н.М.Аксариной, 1987)
В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: • в 7—10 лет — 11—10 ч; • в 11—14 лет — 10—9 ч; • в 15—17 лет — 9—8 ч. Младшую группу составляют дети 3—4 лет, среднюю — 4—5 лет, старшую — 5-6 лет и подготовительную — 6-7 лет. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: · в младшей группе — 10 занятий в неделю по 10—15 мин, · в средней — 10 занятий в неделю по 20 мин, · в старшей — 15 занятий в неделю по 20—25 мин; · в подготовительной — 19 занятий в неделю по 25—30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10—12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют. Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости. Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в первой и второй половине дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.
Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8—12 ч и в 16—18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго. Основными компонентами их режима дня являются: 1. у чебныезанятия в школе и дома, 2. о тдыхс максимальным пребыванием на открытом воздухе, 3. р егулярноеи достаточное питание, 4. г игиенически полноценный сон, 5. с вободныезанятия по собственному выбору; 6. л ичнаягигиена. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: · в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 ч, · во 2-м классе — до 1,5 ч, · в 3—4-х классах — до 2 ч, · в 5— 6-х классах — до 2,5 ч, · в 7-м классе — до 3 ч, · в 8—11-х классах — до 4 ч. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3—3,5 ч, в среднем — 2,5—3 ч, в старшем — 2—2,5 ч. Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста — 1—1,5 ч, среднего и старшего — 1,5—2,5 ч в день. Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 1—4-х классов 30 мин, 5—8(9)-х классов — 40 мин, 9—11-х классов — 1,5 ч. Такая интенсивность труда не способствует перегрузке детей.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |