Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические основы построения режима дня детей




Гигиенические принципы режима дня:

· Строгое его выполнение;

· Недопустимость частых изменений;

· Постепенность перехода к новому режиму;

· Характер и длительность деятельности должны быть посильными и не превышать предел работоспособности;

· Рациональное распределение, смена и чередование компонентов режима в течение суток;

· Соответствие анатомо-физиологическим особенностям и возможностям.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятель­ности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Компоненты режима дня:

• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• время пребывания на воздухе в течение дня;

• продолжительность и кратность сна;

• продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;

• личная гигиена

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элемен­тов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных реф­лексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (за­нятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «фи­зиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гиги­енически рациональном режиме дня предусматриваются до­статочное время для всех необходимых элементов жизнеде­ятельности и обеспечение на протяжении всего периода бод­рствования высокой работоспособности.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста де­тей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая под­вижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и переме­жающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов — сти­муляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возника­ющая, например, при переноске тяжестей, дает противополож­ный эффект — торможение роста. Поэтому врачи должны по­стоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии. Вторым важным моментом режима дня является достаточ­ность сна. Именно во сне осуществляются все основные мета­болические и клеточные перестройки, определяющие форми­рование скелета ребенка.

Продолжительность сна и бодрствования у детей в воз­расте от 1) 5 мес до 3 лет (по Н.М.Щелованову, Н.М.Аксариной, 1987)

  Возраст   Сон, ч   Бодрствование, ч  
суточная продол­житель­ность   длитель­ность ночного сна   число периодов сна   длитель­ность каждого периода   суточная продол­житель­ность   длитель­ность каждого периода  
От 1 до2,5-3 мес   18-16,5   10-11     2-1,5   6-7,5   1-1,5  
От 2,5-3до 5—6 мес   16,5-15,5     10-11   4-3   2-1.5   7,5-8,5   1,5-2  
От 5—6 до 9—10 мес   15,5-14,5     10-11     2-1,5   8,5-9,5   2-2,5  
От 9—10 мес до 1 года   14,5-13,5   10-11     2,5-2   9,5-10   2,5-3,5  
От 1 года до 1,5 лет   14-13   10-11     2,5-1,5   10-11   3,5-4  
От 1,5 до 2 лет   13-12,5   10-11     3-2,5   11-11,5   5-5,5  
От 2 до 3 лет   12,5-12   10-11     2.5-2   11,5-12   5,5-6,5  

 

В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).

Продолжительность сна у детей школьного возраста меня­ется с возрастом и составляет:

• в 7—10 лет — 11—10 ч;

• в 11—14 лет — 10—9 ч;

• в 15—17 лет — 9—8 ч.

Младшую группу составляют дети 3—4 лет, среднюю — 4—5 лет, старшую — 5-6 лет и подготовительную — 6-7 лет.

Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня:

· в младшей группе — 10 занятий в неделю по 10—15 мин,

· в средней — 10 занятий в неделю по 20 мин,

· в старшей — 15 за­нятий в неделю по 20—25 мин;

· в подготовительной — 19 заня­тий в неделю по 25—30 мин.

Продолжительность перерывов между занятиями 10—12 мин, в течение которых целесообраз­но организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Для игровой деятельности отводится время утром (до завт­рака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвиж­ные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактичес­кие. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произ­вольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Откры­тый воздух благотворно влияет на растущий организм: он ак­тивизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от кли­матических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в первой и второй половине дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

 

Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъе­ма, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8—12 ч и в 16—18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и про­должительнее второго.

Основными компонентами их режима дня явля­ются:

1. у чебныезанятия в школе и дома,

2. о тдыхс максималь­ным пребыванием на открытом воздухе,

3. р егулярноеи доста­точное питание,

4. г игиенически полноценный сон,

5. с вободныезанятия по соб­ственному выбору;

6. л ичнаягигиена.

Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий:

· в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 ч,

· во 2-м классе — до 1,5 ч,

· в 3—4-х классах — до 2 ч,

· в 5— 6-х классах — до 2,5 ч,

· в 7-м классе — до 3 ч,

· в 8—11-х клас­сах — до 4 ч.

Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3—3,5 ч, в среднем — 2,5—3 ч, в старшем — 2—2,5 ч.

Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста — 1—1,5 ч, среднего и стар­шего — 1,5—2,5 ч в день.

Продолжительность общественно полезного труда не должна единовременно превышать для учащихся 1—4-х классов 30 мин, 5—8(9)-х классов — 40 мин, 9—11-х классов — 1,5 ч. Такая интенсивность труда не способствует перегрузке детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.