Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К вопросу о жанре




Роман-эпопея – жанр эпической литературы, являющийся самым крупным по объему, где исследуется целостный исторический период и решается художественная задача, как время в своем течении отражается на судьбах отдельных людей и целых народов. В русской литературе наиболее известными стали два произведения данного жанра: «Война и мир» Л.Н.Толстого (Х1Х век) и «Тихий Дон» М.А.Шолохова (ХХ век). В произведениях крупного масштаба строго соблюдается принцип объективности изображения действительности, частное сплетается с общим, конкретные картины жизни выдуманных персонажей переплетаются с историческими событиями и лицами, существуя с ними на равных правах. Главный критерий художественности произведения данного жанра заключается в том, что общечеловеческий аспект преобладает над идейными убеждениями и пристрастиями писателя. ВЫВОД: логика построения романа Шолохова имеет много общего с романом Толстого. В основе шолоховской эпопеи тоже заложена антитеза войны и мира, нормальный быт донских казаков противопоставляется кощунственной сущности войны. Масштабность произведения диктует масштаб основной проблемы романа: «Судьба казачества в период исторической катастрофы начала ХХ века».

6. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Действие 4 книг романа-эпопеи, состоящее из 8 частей, охватывает около 10 лет: с мая 1912 года по март 1922 года. В романе более 600 персонажей. Повествование включает большое количество исторических документов, вставные эпизоды, которые почти не связаны с основным действием и главными персонажами произведения. Реальные исторические личности, фигурирующие в качестве персонажей «Тихого Дона», - император Николай 2, Корнилов, Каледин, Подтелков. Историко-хроникальный план «Тихого Дона» составляют события Первой мировой и Гражданской войн, а также Верхнедонского казачьего восстания. Как и Л.Н.Толстой, М.А.Шолохов не стремится к хроникальной дотошности и пунктуальности в описании фактов истории. Исторические события занимают писателя не сами по себе, а по причине выяснения их роли в судьбах отдельных героев, семейных кланов. Опора на «семейный» принцип группировки персонажей тоже восходит к традиции, заложенной Л.Н.Толстым в «Войне и мире» («мысль семейная»)

 

8. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА-ЭПОПЕИ

Словосочетание «тихий Дон» в контексте шолоховской эпопеи превращается в оксюморон из-за несоответствия эпитета «тихий» историческим событиям и трагическому накалу страстей в судьбах главных персонажей. Доля горькой иронии звучит в слове «тихий»: какая может быть тишина в трагические годы, повествование о которых ведется на протяжении всего произведения! Дон – не только место действия, но и сквозной образ романа, живой участник и свидетель трагических событий. Все самые значительные события в жизни героев связаны с природной жизнью Дона. В качестве эпиграфов к роману Шолохов использовал фрагменты двух старинных казачьих песен. В первом говорится о земле, засеянной казацкими головами и полной сиротами, о Доне, наводненном материнскими слезами, во втором – о помутившемся тихом Доне. Тем самым предваряется рассказ о братоубийственной войне, о трагедии казачества, выражается предчувствие бедствий, формируется настроение тревоги.

 

9. К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСТВЕ РОМАНА

Впервые версия о возможном плагиате Шолохова возникла в конце 20-хгг., когда публикация 3 книги романа была временно приостановлена. Это произошло в связи с резкой критикой произведения в советской печати. Предполагалось, что лишенный серьезного образования молодой «самоучка» не мог написать столь серьезного произведения и воспользовался чьей-то рукописью. В качестве возможных авторов или соавторов тектса предположительно назывались имена донского прозаика Федора Крюкова и московского литератора С.Голоушева (последний, как выяснилось, был автором цикла документальных очерков «Тихий Дон»). В 60-70гг дискуссия об авторстве приобрела академический характер: в нее оказались «втянуты» литературоведы, историки, крупные писатели (среди них – А.И.Солженицын) После обнаружения шолоховских рукописей романа и исследования скандинавских ученых (при помощи компьютерных технологий был проведен сравнительный стилистический анализ «Донских рассказов» Шолохова и романа-эпопеи «Тихий Дон») комиссия по данному вопросу пришла к однозначному выводу: автор романа – М.А.Шолохов. Никаких соавторов у него не было, а Ф.Крюков вряд ли может быть назван автором произведения в связи с иной технологией стиля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.